|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культовая архитектура Беларуси в стиле барокко (XVI– XVIIIвв.)
Первым памятником барокко в храмовом зодчестве стал иезуицкий костёл Эль Джезу в Риме (1568 – 1584). Его дублирование иезуитами в разных странах мира привело к быстрому распространению нового стиля. Наиболее ранним в Восточной Европе культовым памятником барокко стал иезуицкий костёл в Несвиже, строительство которого осуществлялось по инициативе М.К. Радзивилла Сиротки (архитектор Я.М. Бернардони). Композиция храма: трохнефовая крестово-купольная базилика с полукруглой апсидой и двумя гранёными каплицами по бокам. В сравнении с костёлом Эль джезу он имел меньшие размеры, более лаконичный декор (пилястры, ниши с скульптурами), а так же две цилиндрические башни с бойницами на главном фасаде, которые позднее были разрушены. Несвижский костёл заложил основы барокко в отечественной архитектуре. Однако, барокко долгое время переплеталось с готико-ренессансовыми традициями, что нашло своё воплощение в Михайловском костёле в Мире. (1599 – 1605). В соответствии с композицией – это трёхнефовая базилика. Её главный фасад был выделен большой четырехъярусной башней, к которой примыкали две цилиндрические башенки. Фасады храма украшали глубокие арочные ниши и аналогичные им оконные проёмы. На протяжении 17 – 18 вв. эволюция барокко определила 2 основных направления в развития этого стиля на Беларуси. · в массовом порядке возводились относительно небольшие безбашенные или двухбашенные базилики, наружный вид которых сохранял монументально-суровый характер. Это костёл Михаила Архангела в Михалишках (1653 – 1662, Островецкий район), Михайловский костёл в Новогрудке (1724), · в Беларуси строились и большие крестово-купольные соборы с двухбашенным главным фасадом, которые считались наиболее представительными храмами провинций или епархий. Настоящие шедевры храмового зодчества были возведены в Гродно (иезуицки костёл Св. Франциска Ксаверия (1678 – 1705), Жировичах (Успенский унияцкий собор (1613 – 1667), Могилёве (Николаевская церковь, 1669 – 1672) Активное барочное строительство привело к появлению в крупных городах целых культовых ансамблей. В Минске он был создан на современной пл. Свободы и состоял с кляштаров доминиканцев (1622, взорван в 1951), бернардинцев (1644 – 1652), бернардинок (1642 - 1687), иезуитов (1700 – 1710), унияцкого монастыря и церкви Святого духа (1636, разбурена в 1936). Композиционно с ними были связаны кляштары бенедиктианок (вторая половина 17 в, уничтожен в 1960-е г), францисканцев (начало 18 в., уничтожен в 19 веке) и Петропавловская церковь (1611 – 1613). Уникальный барочный ансамбль сформировался в Гродно. Кроме иезуицкого комплекса на Рыночной площади в него входили костёлы и кляштары бернардинцев,(1602 – 1618), бернардинок (1621, уничтожен в 1940-е г.), брыгиток (1634 – 1642), францисканцев ((1635), доминиканцев (1630-е, костёл разрушен в 1874), а так же унияцкий монастырь базильянок (1720 – 1751). В отличие от Минска храмы Гродно были расположены на большой территории и служили оборонительными форпостами города – кляштар бригиток окружали каменные стены с Брамой и угловыми шестигранными башнями. В 18 веке культовые сооружения получили подчёркнуто декоративную отделку и разнообразие скульптур. В это время на Беларуси ощущалось влияние северо-итальянской и польской культурных традиций. Возведённые под их влиянием храмы сочетали насыщенный внешний декор с монументальностью композиционного решения - Пинский костёл францисканцев (1712 – 1730), Мстиславский костёл иезуитов (1730 – 1738), Могилёвский костёл кармелитов (1738 – 1752), Лучайский костёл иезуитов (1766 – 1776, Поставский район), Будславский костёл бернардинцев (1767 – 1783, Мядельский район). В это же время из Италии был заимствован тип храма-ротонды – Троицкий костёл в д. Волчин (1733, Каменецкий район), Мядельский костёл кармелитов (1754). В Беларуси сформировалась самобытная школа «виленского барокко», характерной особенностью которой было переплетение стилей – барокко и рококо. Инициатором её создания был архитектор И.К. Глаубиц, который в 1730-е гг. перестроил костёл кармелитов в Глубоком (1639 – 1654) и восстановил взорванный в 1710 г. Софийский Собор в Полоцке. Характерные чертвы «виленского барокко»: · утончённость и вертикализм пропорций; · пластичность фасадов, которая достигалась вогнутыми или выгнутыми простенками, слоистыми карнизами, поставленными под углом башнями, что вместе создавало впечатление волнистой и будто текучей поверхности. Наиболее ярко «виленское барокко» проявилось в унияцких храмах, каждый из которых имел индивидуальное архитектурное решение – Явленская церковь в д. Боруны (1747 – 1770, Ошмянский р-н), Троицкая церковь в д. Вольно (1768, Барановичский район), Явленская и Крестовоздвиженская церкви Жировичского монастыря (1769). У католиков влияние «виленского барокко» ощущалось в Михайловсих костёлах в д. Лужки (1744 – 1756, Шарковщинского района и в Ивенце (1745), костеле кармелитов в Мстиславле (1746 – 1750), в костеле Св. Андрея в Слониме (1775) Кляштары того времени представляли собой сложные комплексы сооружений различного предназначения. В 1709 году иезуиты возле своего костёла в Гродно возвели небольшое здание аптеки, которое в 1763 году надстроили до двух этажей и украсили сложным пятиугольным фронтоном. Среди монашеских школ для светской молодёжи выделялся Пинский иезуицкий коллегиум (1651 – 1675). Это трёхэтажное Г-подобное в плане сооружение, накрытое двухскатной ломаной крышей с барочными фигурными торцами. Внешний декор здания включает пилястры и лиштвы окон. К тому же здесь была возведена небольшая угловая шестигранная башня – контрфорс. Костел иезуитов в Пинске взорвали в 1950-егг., а в коллегиуме сейчас работает музей Белорусского Полесья. В 17 – 18 веках значительное развитие получила строительство деревянных храмов. Традиционно они имели срубную конструкцию с четырёхскатной крышей и крестом наверху. Усложнение этой конструкции привело к появлению храмов, состоящих из нескольких срубов, расположенных вдоль одной оси или в виде креста с башней – звонницей над входом и куполом над молитвенным залом – Георгиевская церковь в Давыд – Городке (1724 – 1726, Столинский район), Михайловская церковь в Слуцке (вторая половина 18 века), Ильинская церковь в Гомеле (1793 – 1794). Под влиянием барокко в деревянных храмах появились декоративные башни на главном фасаде, а порой и трёхнефовые базиликальные композиции (Степянка, Жабинковского р-на, 1770) Сильное влияние барокко ощущалось и в храмах других конфессий – синагога в Слониме (1642) получила облик безвежевой базилики с пилястрами и волютами на главном фасаде. Т.о., в 17 – 18 вв. в Беларуси началось массовое культовое строительство, которое свидетельствовало о прочных культурных связях с Западной Европой и значительно обогатило городскую, а так же сельскую застройку. В последней четверти XVI века в монументальное зодчество Великого Княжества Литовского был принесен новый архитектурно-художественный стиль барокко. Этот стиль господствовал почти во всем христианском мире на протяжении двух столетий. Центром его распространения был Рим, но в каждой стране барокко имело отличительные национальные черты. Появление барокко в белорусской архитектуре связано со значительными социально-политическими событиями второй половины XVI века: заключением государственной Люблинской унии 1569 года с Польшей и началом католической реакции. В 1587-1593 годах был построен каменный костел иезуитов в Несвиже - первый на территории всей Речи Посполитой памятник архитектуры барокко, построенный итальянцем Бернардони. Прототипом для Несвижского костела явился храм иезуитов Иль Джезу в Риме. Он стал тем зерном в почве национальной культуры, которое дало всходы только при особых социально-исторических условиях. Заключение в 1596 году церковной Берестейской унии способствовало обострению в первой половине XVII века религиозно-политической борьбы. Соперничество между католиками, православными и униатами в сфере культового строительства вело к возрастанию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтеза их с местными строительными приемами предыдущего столетия. В результате всех этих причин на протяжении XVII - XVIII веков сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко. Барокко в католическом культовом зодчестве Белоруссии имело на каждом этапе исторического развития свои особенности. Если для раннего белорусского барокко в культовом строительстве были характерны формы относительно приземистые, то в барокко конца XVII, первой половины XVIII веков использовались формы устремленные вверх. Красота этих построек состояла главным образом в подчеркнутой стройности высотной композиции. В Белоруссии барокко не дало ни одного примера, в котором во всей полноте раскрылись бы черты, свойственные западноевропейскому характеру этого стиля. Переплетаясь с местными архитектурными традициями предшествующих периодов, белорусское барокко получило во всех видах строительства особую интерпретацию. Для него характерны простота решения объемов здания, сочетание живописного силуэта со строительными формами крепостной архитектуры, совмещение обычной барочной декорации с местными сюжетами, связь с народным зодчеством. Архитекторы, которые приглашались в XVII – XVIII веках, главным образом из Италии магнатами и католической церковью для возведения больших построек, вносили новшества в архитектуру Белоруссии, хотя и вынуждены были считаться с приемами и традициями местных мастеров. Последние же не чуждались прогрессивных достижений западноевропейской архитектуры, они осваивали их, отбирали все то, что соответствовало их художественным устремлениям. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |