АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историческая и художественная ценность церквей оборонного типа в д.Сынковичи и Маломожейковской церкви в д.Мурованка

Читайте также:
  1. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  2. II. Историческая школа права
  3. Автокефальные Церкви
  4. Автономные Церкви
  5. Ангелы по учению церкви
  6. Баухауз. Историческая ситуация
  7. Благо (ценность)
  8. Богочеловеческая природа Церкви
  9. Борьба Русской Церкви с ересями стригольноков и жидовствующих.
  10. Борьба Церкви с ересью монофелитства. VI Вселенский собор. Святые Софроний Иерусалимский, Максим Исповедник и Мартин Исповедник.
  11. Борьба Церкви с ересью монофизитсва. IV Вселенский собор. Томос папы Льва Великого.
  12. Борьба Церкви с ересями иудейского и языческого происхождения в I-III вв.

Наряду с замковым зодчеством ярко выраженный оборонительный характер имеют также произведения культовой архитектуры конца XV — начала XVI в.: Михайловская церковь в д. Сынковичи (Зельвенский район, Гродненская область; конец XV — начало XVI в.) и церковь Рождества Богоматери в д. Мурованка (Щучинский район, Гродненская область; 1516 — 1542 гг.).В них наиболее полно и выразительно воплотилась свойственная белорусской церковной архитектуре XV в. инкастелляция (перестройка храмов в своеобразные замки). Их стены высокие и толстые, а объемно-пространственная структура проста и компактна: они представляют собой цельный массив, завершенный высокой двухскатной крышей, равной по высоте стенам. Подземелья были превращены в склады военной амуниции и продуктов, а углы фланкированы массивными башнями с бойницами, винтовыми лестницами, ведущими на боевую галерею чердака.Бойницы располагались также вдоль стен у сводов храмов, а изнутри под ними были сделаны особые деревянные настилы для перемещения защитников во время боя. В завершении западного фронтона Михайловской церкви находится также специальный трехгранный «фонарик» — выступ с бойницей, который выполнял роль наблюдательного пункта. А в церкви Рождества Богоматери еще в начале XIX в. существовала герса — решетка-дверь, которая опускалась сверху на цепях через специальный проем. Являясь символом веры, церкви в Сынковичах и Мурованке становились воплощением крепости веры в прямом и переносном смысле.Один из интереснейших элементов архитектуры белорусских церквей-крепостей — потолочное перекрытие в виде крестов и многогранных звезд, образованных вытянутыми стрельчатыми арками, расходящимися от центра по радиальным направлениям. Использование данных арочных форм в конструкции сводов является одним из характерных элементов готики — европейского художественного стиля, сложившегося во Франции в первой половине XII в. К XIII в. готика широко распространилась на территории Европы, и в разных вариантах существовала почти до конца XVI в. Усиление влияния западноевропейского искусства на архитектуру и изобразительное искусство Беларуси во многом было обусловлено историческим развитием страны. В 1385 г. великому князю литовскому Ягайле был предложен брак с польской королевой Ядвигой. В это время Польша переживала очень сложный период своей истории: ей угрожали немецкое завоевание и потеря независимости.В таких условиях многие польские феодалы видели выход в объединении своего королевства с Великим княжеством Литовским. Тем более, что это обеспечило бы полякам спокой-ствие и на границах с ВКЛ. Переговоры польских послов с Ягайлой завершились в августе 1385 г. подписанием в Кревском замке унии Великого княжества Литовского и Польского королевства. По акту Кревской унии Ягайло должен был принять католичество и обязывался распространять его на своих землях. Что и было сделано: в 1386 г. он крестился в Кракове по католическому обряду, женился на Ядвиге и был коронован под именем Владислава II. В течение нескольких лет в католическую веру окрестили языческое население ВКЛ, а представители шляхты, при условии ее принятия, по приказу Ягайлы получали дополнительные вольности и права. С этого времени на белорусских землях стали строить католические костелы и монастыри, в формах которых, как правило, стремились придерживаться отличительных черт художественного стиля Западной Европы — готики. Один из самых прославленных готических памятников Беларуси — Троицкий костёл в д. Ишкольдь (Барановичский район, Брестская область), который был построен около 1472 г. по инициативе шляхтича Николая Немировича и практически полностью сохранил свой первоначальный вид до наших дней. Главный прямоугольный в плане объем костела делится четырьмя массивными столбами на три нефа. Более узкие боковые перекрыты крестовыми сводами, центральный — звездчатым. Стены основного объема храма и прилегающей к нему большой пятигранной апсиды укреплены контрфорсами. Монументально-суровый вид храма, словно возведенного из монолита, смягчается благодаря криволинейному силуэту щита главного фасада и плавным ступенчатым по форме контрфорсам, придающим постройке удивительно пластичный архитектурно-художественный образ.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)