АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОСТОК-ЗАПАД, СЕВЕР-ЮГ

Читайте также:
  1. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Современное состояние проблемы
  4. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  5. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  6. XX век: судьба проблемы бытия
  7. Актуальные проблемы зауральской археологии в начале XXI века. (с.108)
  8. Актуальные проблемы образования в России
  9. Аналитическое теоретизирование: проблемы и перспективы
  10. Аспекты проблемы
  11. Билет 30. Понятие «Нового времени», Проблемы периодизации истории Нового времени.
  12. Билет № 19 Основные проблемы философии Канта.

Развитие современного политического процесса и расстановку сил на международной арене невозможно исследовать и понять с идеологических позиций. В конце XX века государства Востока и Запада отказались от идеологической конфронтации, но, вопреки ожиданиям, не стали союзниками. В поисках средств анализа и объяснения новой политической ситуации ученые стран Запада и Востока обратились к науке геополитике. Стало очевидным, что политические системы и отношения между ними зависят не только от господствующих в обществе идеологических концепций, но и от геополитических условий той или другой страны.

Первым обратил внимание на взаимосвязь названных явлений немецкий ученый Фридрих Ратцель (1844-1904 гг.), утверждавший, что почва является неизменной данностью, вокруг которой вращаются интересы народов.

Он определял государство как живой организм, укорененный в почве. Ф.Ратцель пришел к выводу, что движение истории предопределено почвой и территорией.

Термин «геополитика» ввел в научный оборот шведский профессор Рудольф Челлен (1864-1922 гг.). По его определению геополитика – наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве.

Как показывает политическая практика, в разные периоды истории отдельные государства структурируют вокруг себя политическое пространство, выступают центрами влияния в международных отношениях (Германия, США, СССР). Современные ученые определяют геополитику как науку о власти, которая дает рекомендации при принятии решений о заключении межгосударственных союзов, начале войн, проведении реформ и структурной перестройки общества, применении экономических и политических санкций.

Главный закон геополитики утверждает дуализм (двойственность), отраженный в исторической типологии цивилизаций. Дуализм выражается в противопоставлении «сухопутного могущества» (теллурократии) и «морского могущества» (талассократии). В античную эпоху противоречие выражалось в конкуренции торговой цивилизации (Карфаген, Афины) и военно-авторитарной (Рим, Спарта), между «демократией» и «идеократией».

«Сухопутное могущество» связано с фиксированным пространством и устойчивостью его характеристик.

Цивилизации суши свойственны следующие признаки:

- оседлость, консерватизм (неприятие новых идей, ценностей, медленная адаптация к новым условиям);

- строгие юридические нормативы, которым подчиняются народы и государства;

- твердость этики – устойчивость социальных традиций;

- коллективизм;

- иерархичность.

В экономике государств цивилизации суши преобладает административная модель развития; политическая система является тоталитарной или авторитарной.

Цивилизации моря характерны такие черты, как:

- динамичность;

- склонность к торговле и предпринимательству;

- индивидуализм;

- подвижность этических и юридических норм.

В основе экономического развития государств морской цивилизации -–свободные рыночные отношения; тип политической системы – демократический.

Зона влияния «сухопутного могущества» отождествляется с внутриконтинентальной территорией Северо-восточной Евразии. «Морское могущество» распространяется на береговые зоны евразийского материка, средиземноморский ареал, Атлантический океан и моря, омывающие Евразию с Юга и Запада. Эпоха великих географических открытий способствовала укреплению государств зоны «морского могущества», отрывая их национальные интересы от государств континентальной Евразии. Центром влияния талассократии стал англо-саксонский мир, а с середины XX века – США. В годы холодной войны (1946-1990 гг.) геополитический дуализм принял четко выраженные идеологические и политические формы. Противостояли друг другу две глобальные цивилизации с соответствовавшими им идеологиями – марксизмом и либерализмом, и политическими системами – социализмом и капитализмом. Эта борьба привела к разделу всей планеты на зоны влияния талассократии (США, НАТО, Запад) и теллурократии (СССР, ОВД, Восток).

До окончания холодной войны Восток и Запад имели целью пространственную и силовую экспансию. В связи с развитием обеими противостоящими общественно-политическими системами ядерного потенциала предполагаемое окончание борьбы имело два пессимистических варианта. В одном случае системы должны были перенести борьбу за пределы Земли (концепция «звездных войн»); в другом случае реальной становилась опасность взаимного уничтожения государств Востока и Запада, разрушения планеты.

В геополитике закономерна борьба талассократии и теллурократии за сферы влияния, но результат этой борьбы не предопределен. Геополитическая телеология, т.е. осмысление цели истории заканчивается глобализацией дуализма. Поэтому ученые допускают несколько вариантов мирового развития. Остановимся на основных:

I. Победа морского могущества полностью отменяет цивилизацию Суши. На планете устанавливается однородный либерально-демократический порядок. Цивилизация Моря становится глобальной системой организации жизни.

Такой исход развития может быть завершением однонаправленного течения геополитического процесса – от полного господства Суши (традиционный мир, Восток) к полному господству Моря (современный мир, Запад), к установлению однополярного мира с центром в США.

II. Поражение цивилизации Суши оказывается временным. Континентальная Евразия возвращается к своей исторической (геополитической) миссии в новых условиях. На глобальном уровне восстанавливается биполярность (двухполюсность), поддерживается баланс сил между «могуществом суши» и «могуществом моря», Востоком и Западом.

III. Побеждает цивилизация Суши (Восток) и переносит свою модель общественно-политического устройства на всю планету.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)