|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Призрение немощных и увечных в IХ- пер.пол.ХVIII ввУже в древнейших славянских общинах постепенно складывались простейшие формы помощи, защиты и поддержки. Среди них особое место занимала круговая порука – «вервь». Она являлась системой взаимоподдержки общинников, предусматривающей заботу о слабых, менее защищенных, включая немощных стариков, увечных и т.д. К наиболее распространенным проявлением общинно-родовой помощи можно отнести кроме всего и кормление за счет общины убогих и больных сородичей. Начиная с Х в. разрушение родоплеменных отношений требовало новых форм поддержки и защиты: складываются княжеские виды благотворительности и монастырско-церковное призрение. Основу христианской концепции помощи составляет философия деятельной любви к ближнему: «Возлюби ближнего своего как самого себя» - именно в этом смысловом единстве воспринимаются такие понятия, как «призрение» и «милование». И хотя благотворительность уходит своими корнями в языческие времена, значительное свое развитие она получила лишь после Крещения Руси (988 г.). Существенно и то, что церковная практика помощи с первых лет христианства развивалась в нескольких формах: монастырской системе и помощи через приходы. Традиционно также продолжала существовать и языческая форма помощи – подаяние, трансформировавшееся в христианский период в милостыню как форму благотворения. Монастыри в рассматриваемый период становились основными рычагами призрения увечных, слепых, престарелых. К началу ХIIв. в Древнерусском государстве насчитывалось около 20 монастырей. В начале ХIII их было почти 70, а к концу ХIII в. – более 100. Монастыри содержали богадельные избы, больницы, скудельницы. Экономической основой такой деятельности являлась церковная десятина – десятая часть поступлений» с княжеских доходов, или десятая часть всякого суда, и с торгу десятая доля по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля и от всякого хлеба на каждый год десятая доля» (Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008. – С. 30). В церковном уставе, принятом в 996 г. определялось, что забота о немощных, больных, искалеченных и других нуждающихся вменялась в обязанность духовенству. Кроме «десятины» на нужды монастырей и церквей передавались пожертвования от частных лиц. Причем передавались не только денежные средства, но и земельные владения, дома и другое имущество. Наиболее распространенными формами такой помощи были бесплатное кормление убогих и немощных, устройство богаделен для искалеченных, открытие лечебниц для больных и нищих. Одной из первых богаделен считают особый дом, созданный в эпоху Киевской Руси монахом Киево-Печерского монастыря святым Феодосием. «… Створи двор близ монастыря своего и церковь возгради в нем святого первомученика Стефана; ту же повеле пребывати нищим и слепым, и хромым, и больным, и от монастыря подаше им же на потребу, и от всего сущего монастрырского десятую часть даяте им». (Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008. – С. 34). В монастырских лечебницах и госпиталях призревались калеки и немощные люди. Первые такие больницы на Руси были учреждены Переяславским епископом, который впоследствии стал Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г. Церковная практика помощи нуждающимся развивалась и через приходы. Здесь получали помощь калеки, увечные, нищие. Уже со времен Древнего государства, «нищие, слепые и хромые» считались «церковными людьми». Помощью нуждающимся тогда занимались не только церковь, но и великие князья. Выделяют два этапа становления княжеской защиты и попечительства. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси. Он охватывает период времени от Крещения Руси великим князем Владимиром и до второй половины ХIIв. – образования отдельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. Второй период - со второй половины ХII в. по ХIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения. Княжеская власть и духовенство практиковали такие формы благотворительности, как кормление убогих и нищих, раздача одежды, учреждение монастырских больниц, выкуп пленных, раздача милостыни и др. Уже в те же времена многие из князей руководствовались христианской идеей: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Святому Владимиру (980-1015 гг.) приписывают учреждение первых училищ для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих людей, а также богаделен и странноприимных домов. Как известно, князь Владимир I позволял убогим и нищим приходить на княжеский двор, чтобы кормиться. В «Повести временных лет» записано, что «повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжеский двор и брать все, что надобно, питье и пищу, и из казны денег. Устроил он и такое, сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», и приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?» и раздавал им все необходимое». (Повесть временных лет. Кн. 2. – М., 1986. – С.534.). Нищелюбством прославился Владимир Мономах (1113-1125). В его Поучении он призывал своих детей «прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра… Всего же более убогих не забывайте, но настолько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека» (Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008. – С. 33). В Лаврентьевской летописи ХIV века о милосердии князя Владимира Мономаха записано: «… милослив же был паче меры, поминая слова Господне, глаголющее: «блаженны милостливые, яко ти помилованы будут», и блажен (князь) думавший о нищих и убогих, …и не щадяще имения своего, раздавая требующим». (Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008. – С. 34). Примеру Владимира Мономаха следовали князь Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич, княжна Василиса, Александр Ярославич Невский, Иван Калита, прозванный так за то, что носил мешок, из которого раздавал милостыню. Александр Невский обращаясь к боярам говорил: «Будьте недремлющими стражами законов… Принимайте под защиту свою вдов, сирот, всех слабых и гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы, он услышит их вздыхания: с меня и с вас взыщет он душевную скобрь…» (Антология социальной работы.- Т. 3. – М., 1995. – С. 13.). По мнению одного из крупнейших дореволюционных исследователей истории призрения в России Е.Максимова «никогда впоследствии, в течение остальной нашей истории на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. Этот век, по вниманию общества к делам благотворения и по жертвам для него, должен быть поставлен в тысячелетней жизни государства на первом месте». (Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008. – С. 38). Особое значение для понимания эволюционного процесса призрения немощных и увечных в России имеет характеристика первых законодательных актов, которые закрепляли сложившуюся уже практику помощи. Еще в 996 г. великий князь Владимир издает устав, в котором определился порядок призрения нуждающихся. В царствование великого князя Московского Ивана III (1498-1499 гг.) были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь. Сделаны первые попытки классифицировать нищих «по нуждам». Решительные шаги в рассматриваемом направлении были сделаны при Иване IV Грозном (1547-1584). Еще в начале своего правления он повелел составить новые законы, многие статьи которых были специально посвящены немощным, больным, увечным, нищим. По этим законам жили до времени царя Алексея Михайловича. Следует отметить, что более целенаправленной становится государственная политика призрения в период правления династии Романовых. Первый царь из рода - Михаил Федорович (правил в 1613-1645 гг.) – учредил Аптекарский приказ, который должен был специально заниматься общественным призрением. До этого подобными делами ведали Патриарший, затем Монастырский приказы. При царе Алексее Михайловиче (правил в 1645-1678 гг.) был создан специальный Приказ строения богаделен (1670 г.). Одной из форм социальной поддержки раненых воинов являлась своего рода пенсия в натуральном виде – предоставление «прожиточного поместья» или прибавки к уже имеющимся поместьям. В июне 1663 г. по указу царя Алексея Михайловича московским дворянам и боярским детям других городов «жаловались» земельные поместья за тяжкие ранения 50 десятин и за легкие 25 десятин. Нижним чинам: городовым стрельцам и драгунам, солдатам и казакам выделялись земли размером 25 десятин. Государственный подход к вопросам призрения, включая увечных и убогих был заметен и вовремя совместного царствования Иоанна и Петра. Об этом говорит факт принятия Указа от 30 ноября 1691 г., который был подтвержден новым указом через три года (14 марта 1694 г.). Новый импульс процесса формирования государственного призрения был дан специальным указом царя Федора Алексеевича от 1682 г. В соответствии с указом предполагалось увечных и немощных из числа нищих помещать в особые госпиталя-богадельни. В Москве были построены два таких заведения: в Китай-городе и за Никитскими воротами. Активное преобразование общественного призрения в систему происходит в период правления Петра I (1689-1725 гг.). В Указе от 8 июня 1701 г. он повелевал «в домовых Святейшего патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны» (Полное собрание законов Российской Империи (далее ПСЗ). Собр.1. Т.4. – СПб., 1830. - № 1856. – С. 168). Другим Указом Петра I от 31 января 1712 г. повелевалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым…» (ПСЗ Собр. 1. Т.4. № 2447. С. 791.). В 1723 г. это требование было подтверждено очередным Указом Сената: «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были не помнят, тех отдавать в богадельни». (ПСЗ Собр. 1. Т.7. № 4335. С. 159). Особую заботу Петр проявлял о военнослужащих. Еще в 1715 г. было велено отправлять в монастырские богадельни отставших и увечных солдат, не имевших средств на жизнь. 22 марта 1716 г. был принят Указ о призрении воинских чинов «которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья». Решено после рассмотрения их дела выдавать жалование на пропитание «по их смерти». Это же требование подтверждалось в Указе Сената от 29 июля 1719 г., где отмечалось, что те солдаты, которые «за ранами и старостью отставлены и определены для прокормления их в монастырь», должны получать оклады «денежного и хлебного жалования». Указом от 31 января 1724 г. Петр I снова требует «солдат отставных, которые трудиться не могут… расписать по монастырям». (ПСЗ Собр. 1. Т.5. № 3409. С. 726). Кроме всего, сведения о ранениях заносились в послужные документы. Раненым воинам выдавались деньги на лечение, проводились бесплатные лекарские осмотры и т.д. Другими словами, увечных и раненых старались «пристроить» так, чтобы они имели источник существования. С этой же целью офицеров, получивших ранения или отставку по старости направляли во внутренние гарнизоны или на гражданскую службу. Военных инвалидов использовали в качестве досмотрщиков таможен, смотрителей госпиталей, надзирателями за исправностью дорог и мостов и т.д. Примечательно, что в 1720 г. Морской устав был дополнен специальным пунктом о призрении военнослужащих: «Ежели кто изувечен будет в бою или иным случаем во время службы своей, что он к корабельной службе негоден будет, того в гарнизон или статскую службу употребить, повысив чином; а ежели так изувечен будет, что никуда не годен будет, то такого в госпитале кормить до его смерти, а ежели в госпитале быть не хочет, то награжден будет годовым жалованием и дать паспорт. То же разумеется о старых.» (Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998. – С. 160). С целью улучшения финансирования лекарств, лечения и питания раненых воинов Сенат своим указом от 5 июля 1714 г. вдвое увеличил венечный сбор в церквях. Следует отметить, что после смерти Петра I повышенное внимание к проблемам общественного призрения сменилось периодом законодательного затишья в этой области. Однако данный факт еще не означал, что государственная политика в области призрения была свернута. Так, императрица Елизавета Петровна (правила 1741-1761 гг.) много внимания уделяла помощи немощным. Она требовала строительства богаделен в губерниях, возложив их содержание на Статс-контору. Императрица пресекала стремление помещиков избавиться от забот о «прокормлении» получивших увечье, больных и престарелых крестьян. Большую заботу она проявила об уволенных из армии раненых, увечных и больных военнослужащих (Указ от 13 января 1760 г.). В целом можно сделать вывод о том, что принятые в рассматриваемый период правительственными структурами меры в социальной сфере свидетельствовали о начале формирования в России государственной системы призрения. Меняется и сама философия помощи. Ее основные положения раскрываются не только в поучениях апостолов и трудах отцов церкви, но и в государственных документах, в которых появляются соответствующие термины, отражающие развитие призрения немощных, увечных, инвалидов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |