|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие социальной помощи и призрения инвалидов в России во втор. пол. 18-нач. 20 ввВ новых исторических условиях прогрессивные меры по развитию и укреплению системы призрения, заложенные Петром Великим, получили дальнейшее развитие в активной деятельности императрицы Екатерины II (правила в 1762-1796 гг.). Основываясь на идеях французских просветителей, она уже в первые годы своего правления предприняла ряд энергичных шагов по открытию благотворительных учреждений нового типа, в которых призревались увечные, больные, убогие и самые престарелые люди. При непосредственном участии императрицы и под ее контролем был разработан целый ряд законодательных актов. Важное значение имело, например, издание Екатериной II 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний». В этом документе впервые в законодательном порядке учреждалось государственная система общественного призрения, предусматривалось создание под председательством губернаторов особых Приказов общественного призрения, административных органов, занимавшихся помощью сирым и убогим. Именно на них возлагалась обязанность, кроме всего, организовывать и содержать больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумашедших и другие заведения. В отношении богаделен в этом законодательном акте указывалось: «В рассуждении установления и надзирания богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют…, дабы таковые… получали покров, одежду и прокормление в богадельнях… чтобы внутри богаделен благочинение было сохранено». Специальная статья в документе была посвящена «домам сумасшедших»: «чтобы дом избран был довольно просторный и кругом крепкий… для смотрения, услужения и прокормления с ума сошедших… Таковой дом снабдить нужно пристойным, добросердечным… надзирателем и нужным числом людей для смотрения… кои бы обходились с ума сшедшими человеколюбиво.» (Российское законодательство Х-ХХ веков. в 9 т. Законодательство периода рассвета абсолютизма. Т. 5. – М., 1987. – С.259-266). К середине ХIХ века в России насчитывалось 55 приказов общественного призрения с общим капиталом 133 млн. руб. В их ведении состояло около 520 больниц, 111 богаделен и инвалидных домов на 8800 человек, 33 дома для умалишенных, 2 дома для неизлечимо больных и др. (Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. – М., 2006. – С. 498.) Именно в период правления Екатерины II активизировалась деятельность по призрению раненых и престарелых воинов. Еще при Петре I повинность содержания уволенных с военной службы «за ранами и за старостью» солдат распространялась на все монастыри. По указу от 28 июля 1719 г. такие военнослужащие должны получать «жалование денежное и хлебное из монастырских доходов». От такой повинности монастыри были освобождены лишь при Екатерине II (Указ от 23 февраля 1764 г.). По этому указу увечные воины переводились из монастырей в особые инвалидные команды, созданные в военных гарнизонах более чем 30 городов России. Всего в них призревалось более 4 тысяч 300 человек. Кроме инвалидных команд при внутренних гарнизонах создавались инвалидные роты, офицеры и солдаты из которых несли нестроевую службу в качестве часовых у складов, школ и других объектов. При Екатерине Великой получило дальнейшее развитие строительство инвалидных домов – военных богаделен для призрения раненых, больных и престарелых воинов. Один из них – Каменностровский. Все это говорит о том, что заботу о призрении увечных и раненых брало на себя государство. Деятельность Екатерины II способствовала развитию общественной инициативы в сфере призрения нуждающихся. При ее поддержке появляются благотворительные общества и союзы. В целом это направление было поддержано преемниками императрицы Павлом I (правил в 1796-1801 гг.) и Александром I (правил в 1801-1825 гг.). Заметный вклад в развитие общественного призрения внесла супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В 1806 г. она на свои средства открыла училище для глухонемых детей в Павловске под Санкт –Петербургом. Вскоре количество благотворительных обществ под ее покровительством выросло до 60. После смерти императрицы в 1828 г. они именовались учреждениями императрицы Марии; в 1854 г. были объединены под единым названием «Ведомство учреждений императрицы Марии». С 1828 г. Ведомству покровительствовал Николай I (правил в 1796-1855 гг.). Число учреждений, входящих в Ведомство, постоянно расширялось, и к своему столетию в 1897 г. оно объединяло уже 1000 учреждений. В его системе действовало 21 училище по призрению более 700 детей, лишенных зрения и 6 заведений для взрослых незрячих. Активно велась работа по призрению глухонемых людей. Под эгидой Ведомства образование получали около 200 детей. Они обучались не только грамоте, по и ремеслам. К началу ХХ в. в России насчитывалось около 160 тыс. глухонемых, в том числе не менее 40 тысяч детей школьного возраста. В тоже время в стране насчитывалось 60 школ для глухонемых. В них обучалось 2 тыс. 700 человек. Именно в этот период (1871) был открыт институт для слепых девочек, в 1880 г. в Москве учрежден приют для слепых детей, в 1881 г. учреждено Мариинское попечительство для призрения слепых, впоследствии переименования в «Попечительство императрицы Марии о слепых». Призрение взрослых осуществлялось в 36 богадельных домах Ведомства, в которых получали помощь около 5 тысяч престарелых и увечных людей. (Благотворительная Россия.- СПб., 1902. - С. 32-35.). В мае 1802 г. в Петербурге было основано «Благодательное общество», которое в 1814 г. было переименовано в «Императорское человеколюбивое общество». В нем содержалось в конце 19 века около 210 учреждений, в которых призревались также «искаженные природой» люди – калеки, глухонемые, слепые, заразные больные. В 1908 г. таких людей насчитывалось 2147 человек (Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998. – С. 39.). Еще одной крупной благотворительной организацией второй половины ХIХ в. являлось «Общество попечения о раненых и больных воинах» (1867 г). Высочайшей покровительницей организации была императрица Мария Александровна (1865-1880). Общество существовало исключительно на взносы и частные пожертвования. В 1876 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста. К началу 1900 г. в нем насчитывалось около 100 тыс. членов и 450 местных отделений по всей стране. С целью привлечения внимания к проблемам нуждающихся с 1 февраля 1813 г. начала издаваться газета «Русский инвалид». Доход от распространения издания должен был помочь инвалидам Отечественной войны 1812 г. Газету поддерживала царская семья, устраивались благотворительные спектакли, делались частные пожертвования. К 1815 году доход «Русского инвалида» составлял 400 тысяч рублей. Из этих средств 1200 инвалидов войны получали постоянное пособие. В 1822 г. капитал газеты, которая стала ежедневной, уже составлял 1 млн. 32 тыс. руб. (Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998. – С. 48.). Ярким примером частной благотворительности начала ХIХ века была деятельность одного из самых богатых и просвещенных людей того времени графа Н.П.Шереметьева. В 1803 г. он учредил Странноприимный дом на 100 человек и больницу при нем на 50 мест, затратив на это 250 тысяч рублей. Здесь нашли приют неимущие, увечные и больные. Широко было известно в Москве имя купцов братьев Солодовниковых, которые построили богадельню на 150 мест (1865 г.). Позже, в 1896 г. по соседству с этим учреждением был построен еще один дом призрения на 100 человек. Деньги на строительство этой богадельни выделила московская купчиха Т.Г.Гурьева. Помимо этого она выделила 200 тыс. рублей в качестве неприкосновенного фонда для обеспечения содержания богадельни с процентов. Огромный вклад в благотворительность вносили купцы Морозовы. Внук известного в России Саввы Васильевича Морозова – Давид Абрамович Морозов передал свой участок земли и внес 500 тыс. рублей на устройство богадельни, которая была открыта в 1891 г. В ней содержались 122 человека, которые лишились из-за болезни возможности к труду. Благотворительное заведение постепенно расширялось сначала до 150 человек, а затем до 200. Этому способствовали пожертвования супруги основателя богадельни Е.П.Морозовой, которая пожертвовала почти 180 тыс. рублей. (Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998. – С. 53.). Большую благотворительную работу осуществляла Н.Б. Трубецкая, которая в 1868 г. возглавила Дамский комитет Московского отделения Общества попечения о раненых и больных воинах (после 1879 г. Российское общество Красного Креста). В России также широко была известна своими благотворительными делами династия Демидовых, крупнейших горнозаводчиков на Урале. В 1819 г. Н.Н.Демидов внес в Комитет оказания помощи инвалидам 100 тыс. рублей. По подсчетам специалистов только в период с 1893 по 1897 годы ежегодные частные пожертвования на благотворительные цели, включая строительство и содержание таких заведений, достигали около 2 млн. рублей в год. (Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998. – С. 57.). Дальнейшее развитие получило в рассматриваемый период призрение раненых и увечных. В первой четверти ХIХ века в России насчитывалось около 100 военных госпиталей. В конце этого столетия было уже около 130 таких учреждений на более чем 30 тыс. мест. Здесь раненые и больные военнослужащие получали медицинскую помощь. После Отечественной войны 1812 года появились специальные учреждения пострадавших воинов. В частности, 18 августа 1814 г. указом государя был создан «Комитет по призрению раненых». Он координировал назначение пенсий из инвалидного капитала и государственного казначейства, выдачи единовременных денежных пособий, переводы на трудоустройство на гражданские службы, обеспечение жильем, оказание медицинской помощи и др. Именно в ведении «Комитета по призрению раненых» находился инвалидный дом императора Павла I, Лопухинский дом призрения инвалидов памяти императора Николая I, несколько богаделен для инвалидов. В ХIХ веке государственные пенсии стали ведущей формой социального обеспечения военнослужащих, включая увечных и раненых. Наряду с государственными пенсиями военнослужащие пользовались услугами пенсионных эмиритальных касс. В целом к началу ХХ века социальная защита военнослужащих в России накопила немалый ценный опыт. Она включала гарантированное призрение за счет государства по инвалидности и старости, дифференцированное пенсионное обеспечение. Во второй половине ХIХ в социальную помощь немощным и убогим включились земские и городские органы самоуправления. Именно они организовали поддержку нуждающихся категорий населения, включая опеку над богадельнями, домами призрения для душевнобольных, училищами для слепых и т.д. С начала 60-х и до 90-х гг. в 34 земских губерниях из 55 произошло пятикратное увеличение численности богаделен и инвалидных домов. Всего к началу 90-х годов земства содержали более 300 богаделен. Общее количество различного рода институтов общественного призрения в земских губерниях составляло 1090 заведений, которые охватывали почти 1 млн. 100 тыс. человек. В их число входили и находившиеся на полном содержании в богадельнях, приютах, инвалидных домах нуждающиеся в помощи люди. (Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998. – С. 74). Не менее активную деятельность по оказанию помощи увечным, инвалидам, тяжело больным осуществляли органы государственного общественного управления. Одним из направлений их социальной деятельности была медицинская помощь населению. Не располагая своими достаточными средствами финансирования городские думы и управы вели огромную работу с благотворительными обществами и частными пожертвователями. На эти средства только в Москве были открыты Алексеевская психиатрическая больница, построены Алексеевская, Бахрушинская, Солдатенковская больницы, Владимирская и Морозовская детские больницы. Впервые открывались специализированные санатории и лечебницы для туберкулезных больных, для страдающих кожными и венерическими заболеваниями и др. В рассматриваемый период для призрения нуждающихся продолжали активно использоваться монастыри. В 70-90-е годы 19 в. в России действовало около 1000 монастырей. В условиях подчинения церкви государству с петровских времен, монастырская благотворительность регламентировалась властями. По распоряжению правительства в 70-х гг 19 в. каждый вновь открываемый монастырь обязан был иметь благотворительные и воспитательные заведения. К 90-м годам ХIХ в. православная церковь содержала 660 богаделен и почти 500 больниц. Более 200 обитателей призревали инвалидов, престарелых и других обездоленных людей. Не менее активную социальную деятельность вели церковные приходы. Они оказывали помощь увечным и престарелым, создавали богадельни и лечебницы. В Москве, например, действовало более 20 церковноприходских богаделен. Во второй половине ХIХ века наблюдается оживление приходской благотворительности. Этому способствовала деятельность церковно-приходских братств. В 90-е годы ХIХ века в России действовало почти 140 церковных братств, работавших на основе устава «О правилах учреждения православных братств» (8 мая 1864 г.). С принятием 2 августа 1864 г. «Положения о приходских попечительствах при православных церквах» активизировалось деятельность приходов. В 1915 г. из 40,5 тыс. приходов России церковно-приходские попечительства и их советы были созданы в 90 % из них. Они уделили большое внимание и «закрытому» призрению инвалидов, престарелых, неизлечимо больных. В целом же к началу ХХ в. в церковно-монастырских богадельнях призревалось около 10 тыс. человек. В трудные годы Первой мировой войны монастыри и церковные приходы активизировали свою деятельность. Особым направлением работы было содержание госпиталей для раненых воинов. Во многих епархиях были созданы Комитеты помощи больным и раненым военнослужащим. Уже к концу 1914 г. на церковные средства только Московской епархии было учреждено 90 лазаретов на 1200 мест. Деятельное участие в оказании помощи раненым солдатам и офицерам принимали православные епархии во всех губерниях России. Война сопровождалась быстрым увеличением численности инвалидов, что обостряло проблему жизнеустройства и уходы за ними. В 1915 г. Синод выступил со специальным обращением, призывавшим православные епархии взять на себя часть государственной заботы об увечных солдатах и офицерах, принять участие в оказании помощи выздоравливающим воинам. Для этого Синод просил епархиальное руководство открыть при монастырях инвалидные богадельни и приюты. В годы Первой мировой войны всю работу здравоохранения координировало Общество Красного Креста. Больше того, в структуру Общества влились Всероссийский земский союз и Всероссийский союз гордовпомощи больным и раненым воинам. В ХIХ веке развивается социальное законодательство. Правительственное «Горное Положение» 1806 г. о предприятиях горнозаводской промышленности каждый завод должен иметь богадельню, в которых призревались все увечные, престарелые и нетрудоспособные люди. Набирало силу страхование рабочих и их призрение в связи с болезнью, увечьем или старостью. Законами 1861 и 1862 гг. на предприятиях горнозаводской промышленности создавались товарищества со вспомогательными кассами, которые выплачивали пенсии за утрату трудоспособности по увечью и за многолетнюю работу до престарелого возраста. В конце 80-х годов вступил в силу закон, на основании которого создавались пенсионные кассы на железных дорогах. Они выплачивали пенсии при потере трудоспособности. В начале ХХ в. (2 июня 1903 г.) правительство приняло закон о вознаграждении рабочих, потерпевших вследствие несчастных случаев в процессе труда. Если рабочий признавался полностью нетрудоспособным, то ему назначалась пенсия, составляющая две третих годового заработка. Кроме того, закон обязывал предпринимателя обеспечить пострадавшему бесплатную медицинскую помощь или оплатить расходы на лечение. В июне 1912 г. были приняты новые законы о страховании рабочих от несчастных случаев, об обеспечении рабочих на случай болезни и др. Этими законами вводилось обязательное страхование рабочих. Социальное обеспечение предусматривалось при полной или частичной нетрудоспособности. Специальные меры также предусматривались для тех рабочих, которые в результате несчастного случая становились полностью беспомощными. К ним относили рабочих, лишившихся зрения, рук или ног. Им выплачивалась пенсия в размере полного заработка. Для своих пенсионеров страховые товарищества создавали богадельни. Однако следует учесть, что новые законы 1912 г. не распространялись на небольшие предприятия, кроме того, они действовали только на территории Европейской России. Но тем не менее, эти законы являлись важной ступенью в развитии страхового законодательства, защиты увечных и немощных и «полностью беспомощных». Несмотря на то, что к началу ХХ в. Россия превращалась в аграрно-промышленную державу, в структуре населения страны подавляющее большинство составляло крестьянство, жившее сельской общиной (сельским обществом). Именно сельский «мир» нес на себе заботы о призрении престарелых, увечных, всех кто не мог содержать себя трудом. Именно крестьянская община призревала нуждающихся. В деревне широко использовалась такая форма помощи, как поочередное кормление в домах сельских хозяев. Наряду с этим применялся и такой способ призрения, как прием домохозяевами нуждающихся на длительный срок с предоставление питания. За содержание инвалида крестьянское общество выделяло общиннику определенную плату или освобождало от уплаты некоторых повинностей. Традиционной и наиболее распространенной формой социальной помощи в крестьянской общине являлась подача милостыни калекам, старикам и другим немощным людям. Этому способствовала христианская народная традиция милосердия, сострадания к инвалидам, престарелым и больным.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |