АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 15. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА СЛЕПЫХ

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Астральная сфера
  3. II. БИОСФЕРА
  4. II. Глава о духовной практике
  5. III. Глава о необычных способностях.
  6. IV. Глава об Освобождении.
  7. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  8. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  9. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  10. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  11. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  12. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ

§ 1. Особенности эмоций и чувств слепых

Эмоционально-волевая сфера психики слепых являет­ся наименее исследованной в тифлопсихологии, что свя­зано главным образом с трудностями объективного изу­чения эмоций, чувств и воли.

Эмоции и чувства как специфическое отражение внеш­него мира, проявляющееся в субъективном отношении человека к действительности, зависят от того, насколько полно, точно, всесторонне отражается окружающий мир и что именно является объектом отражения. Разумеется, отсутствие зрения, сужающее сферу чувственного позна­ния, не может повлиять на наиболее общие качества эмо­ций и чувств, их номенклатуру, значение для жизнедея­тельности и т. п. Слепота, как показывают наблюдения, может повлиять лишь на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития от­дельных видов чувств.

Зависимость эмоций и чувств от состояния сенсорной сферы опосредуется материальными и духовными по­требностями, развитие которых непосредственно связано с накоплением чувственного опыта. Очевидно, что ряд положительных и отрицательных эмоций, возникающих как непосредственная реакция нормально видящих на зрительно воспринимаемые объекты, явления, их свойст­ва, отсутствует у незрячих. Отсутствие зрения обусловли­вает также изменения в характере и динамике потребнос­тей, что в свою очередь сказывается на эмоциональных переживаниях, возникающих при их удовлетворении или неудовлетворении.


Возникающие из одного и того же источника и тесно связанные между собой, эмоции и чувства являются в то же время различными по характеру отношения уровня­ми психической деятельности.

Эмоции, возникающие при удовлетворении или не­удовлетворении органических потребностей и при непо­средственных реакциях на предметы и явления окружа­ющего мира, при утрате зрительных функций, очевидно, претерпевают не такие существенные изменения, как чувства. Имеющиеся в тифлопсихологии сведения о силе и глубине эмоциональных переживаний слепых весьма противоречивы. Одни авторы считают, что слепые менее эмоциональны, чем зрячие, другие, напротив, подчерки­вают интенсивность эмоциональной жизни слепых. Одна­ко этот вопрос вряд ли может быть решен однозначно. Очевидно, что ряд потребностей (например, в еде или во сне) удовлетворяется слепыми так же успешно, как и нор­мально видящими, и эмоции, возникающие при удовле­творении этих потребностей, будут зависеть лишь от того, какое место занимает данная потребность в струк­туре потребностей и насколько полно она удовлетворена. Поэтому в данном случае вряд ли будут наблюдаться ка­кие бы то ни было различия между слепыми и зрячими.

Что же касается потребностей, удовлетворение кото­рых связано с нормальным функционированием зритель­ного анализатора, то здесь не подлежит сомнению, что слепота оказывает влияние на знак (положительный или отрицательный) и глубину эмоций. Например, часто на­блюдаемые у слепых отрицательные эмоции или отсут­ствие эмоционального отношения при непосредственном реагировании на некоторые объекты можно объяснить в одном случае неудовлетворением познавательных по­требностей, а в другом — отсутствием потребности по­знать данный объект. В то же время можно видеть, что ряд объектов и их свойств, ситуаций, почти не вызываю­щих эмоций у нормально видящих, у слепых вызывают сильные эмоциональные переживания.


В качестве примера можно привести ситуации, в кото­рых оказывается инвалид по зрению, находясь в среде нор­мально видящих. Слепой в этом случае утрачивает свою анонимность, становясь центром внимания, что вызывает с его стороны раздражение, эмоциональное напряжение. Например, налить в стакан воды в присутствии зрячих, пользуясь обычным способом (контролируя уровень воды при помощи пальца, опущенного в сосуд), для слепого ста­новится проблемой, у него возникает ощущение, что за ним наблюдают. Этим же можно объяснить упорные отка­зы многих слепых пользоваться при ориентации в прост­ранстве тростью, привлекающей внимание окружающих. Постоянно высокое эмоциональное напряжение может в отдельных случаях вызывать эмоциональные расстрой­ства (см. § 2). Некоторые авторы причину эмоциональных расстройств видят, главным образом, в усваиваемом инва­лидами отношении зрячих к слепоте (отношения озабочен­ности, сочувствия, брезгливости и пр.). Иными словами, поведение зрячих родственников, друзей, незнакомых вы­зывает у слепых негативное эмоциональное отношение к действительности; на фоне утраты анонимности, как уже отмечалось, такого рода отношение приводит к постоянно высокому эмоциональному напряжению. При этом здесь возможны две позиции: 1) принятие взгляда зрячих на свою личность, влекущее за собой утрату самоуважения, комплекс неполноценности и 2) эмоциональное сопротив­ление представлениям зрячих о своей социальной и физи­ческой неполноценности, выражающееся в неприязни, из­бегании, агрессивности по отношению к окружающим.

Здесь следует заметить, что вообще представления зрячих о настроениях слепых зачастую оказываются ошибочными. Это не мир тьмы, грусти, отчаяния, как они полагают, по крайней мере для слепорожденных и ос­лепших в детстве этот визуально воспринимаемый зрячи­ми мир должен быть нейтрален (без света и без тьмы).

Одновременно отношение зрячих к слепым как явно негативное последними оценивается, как правило, невер-


но. Опрос зрячих (как имеющих опыт общения с инвали­дами по зрению, так и не имеющих такового), проведен­ный В.М. Сорокиным, показал отсутствие у них преду­бежденности по отношению к слепым, взглядов на слепых как неполноценных членов общества. Давая обоб­щенный портрет слепого, зрячие подчеркивают такие их свойства, как внутреннюю сосредоточенность, самоуглуб­ленность, особый богатый внутренний мир, высокий нрав­ственный уровень, развитые волевые черты характера и пр. При этом опрошенные подчеркивали, что слепота не воспринимается ими как физический недостаток. Скорее она оценивается как форма повседневной бытовой беспо­мощности. Несмотря на явную идеализацию, подчеркива­ет В.М. Сорокин, в этом портрете отчетливо видно поло­жительное отношение к незрячему.

Отсюда следует, что в ходе реабилитационной работы требуется коррекция представлений друг о друге, взаимо­отношений в системе зрячий — слепой как у одних, так и у других, то есть реально интеграция инвалидов в обще­стве может быть осуществлена только при условии пони­мания обществом проблем лиц с дефектами зрения, их реальной личностной ценности и одновременно устране­нием предубежденности слепых о имеющемся отношении зрячих к слепым как к малоценным членам общества. Это следует рассматривать как важный путь урегулиро­вания эмоциональной жизни инвалидов по зрению.

Таким образом, можно утверждать, что слепота, огра­ничивая отражательные возможности человека, нару­шая гомеостаз (равновесие с окружающей физической и социальной средой), вызывает определенные сдвиги в эмоциональной сфере, некоторые изменения в эмоцио­нальном отношении к отдельным (трудно познаваемым) сторонам действительности, не изменяя в целом сущнос­ти эмоций.

Чувства, зарождаясь в сфере эмоций, являются особой формой отношения человека к окружающему миру. Это устойчивые эмоциональные отношения к действительно-


сти, а эмоции отражают значимость ситуативных явле­ний. Присущие только человеку чувства имеют ярко вы­раженный социальный характер. Различные виды чувств — моральные, интеллектуальные и эстетические — в той или иной степени присущи всем людям, что объясняется их общественно-исторической природой.

Различные виды чувств в разной мере связаны с непо­средственным отражением действительности. Наименее связаны с ним моральные чувства, в большей степени ин­теллектуальные, и самая тесная связь существует между ощущениями, восприятиями и представлениями, с одной стороны, и эстетическими чувствами — с другой. Поэто­му сужение сенсорной сферы оказывает различное влия­ние на отдельные виды чувств.

По номенклатуре чувства слепых и зрячих не могут иметь никаких различий. Специфика чувств слепых, обусловленная нарушением отношений с естественной и социальной средой, проявляется только в характере вы­ражения и динамике развития чувств.

Иногда наблюдающиеся при слепоте аномалии разви­тия моральных и интеллектуальных чувств (отсутствие чувства долга, себялюбие, отсутствие чувства товарище­ства, чувства юмора, чувства нового и т. д.) имеют место и у зрячих и ни в коей мере не могут быть объяснены сле­потой. Негармоничное развитие и появление отрицатель­ных чувств может быть объяснено только недостатками воспитания. В первую очередь это касается моральных чувств, имеющих ярко выраженный социальный харак­тер и отражающих существующую систему человеческих отношений. Не слепота, а неправильное отношение в се­мье (мелочная опека, заласкивание, противопоставление ребенка другим членам семьи как «обиженного судьбой» или, наоборот, заброшенность), в школе (подчеркивание неприспособленности ребенка к жизни, упреки благами, получаемыми через систему социального обеспечения, пе­реоценка возможностей и способностей и т. п.) порождают отрицательные моральные чувства. Понимание сущнос-


ти моральных чувств и многочисленные примеры из жиз­ни слепых дают полную возможность утверждать, что при правильном воспитании моральные чувства слепых никак не отклоняются от нормы.

Интеллектуальные чувства также существенно зависят от социального положения человека и окружающей его сре­ды. Необходимым условием для развития интеллектуаль­ных чувств является участие в умственной деятельности. Предоставление слепым этой возможности, в частности их обучение в средней и высшей школе, открывает широкие возможности для развитии интеллектуальных чувств.

В то же время развитие интеллектуальных чувств обус­ловлено успехами познавательной деятельности и способ­ностью и возможностью открывать все новые и новые сто­роны в предметах и явлениях, проникать в их сущность, устанавливать закономерности развития. Слепота сужает сферу чувственного познания, что в свою очередь неблаго­приятно влияет на развитие мышления, ставит серьезные преграды на пути развития интеллектуальных чувств, возникающих в процессе познания. Именно поэтому у сле­пых, особенно дошкольников, часто наблюдается отсутст­вие любознательности. Однако огромные компенсаторные возможности позволяют слепым преодолеть многочислен­ные препятствия на пути овладения знаниями, успешно заниматься умственной деятельностью, в процессе кото­рой и развиваются интеллектуальные чувства.

Наиболее существенное влияние слепота оказывает на эстетические чувства, возникающие и развивающиеся при восприятии и создании человеком прекрасного. Эстетичес­кие чувства возникают не только при зрительном, но и при восприятиях других модальностей (слуховое, осязатель­ное, вкусовое и обонятельное). Однако тотальная или пар­циальная слепота полностью или частично делает невоз­можным восприятие тех сторон действительности, которые оказывают на человека наиболее сильное эмоцио­нальное воздействие. Этими же причинами обусловлено отрицательное изменение в области культурных потреб-


ностей и интересов, также оказывающих существенное влияние на развитие эстетических чувств.

В этой связи наиболее важным представляется вопрос: возможно ли компенсировать недостатки развития и про­явлений эстетических чувств слепых? В тифлопсихоло-гии XIX в. было широко распространено мнение, что сле­пым свойственно наслаждение прекрасным, так как они обладают прирожденным идеалом красоты, а для разви­тия их потенциальных возможностей необходимо специ­альное воспитание. Тезис о необходимости эстетического воспитания слепых действителен и по сей день, хотя осно­ву для него мы видим не в прирожденном идеале красоты, а в способности слепых правильно отражать окружаю­щий мир при помощи интегративной деятельности со­хранных анализаторов. В процессе обучения и воспита­ния у слепых формируются правильные представления о прекрасном и правильное к нему отношение.

§ 2. Эмоциональные состояния и внешнее выражение эмоций

Важным показателем психической деятельности чело­века являются эмоциональные состояния — настроения, фрустрации, стрессы (дистрессы) и аффективные состоя­ния. Они отражают как характерные, так и случайные для человека особенности поведения. Соотношение ти­пичного и случайного образует сложный эмоциональный фон, оказывающий огромное влияние на психическую жизнь человека.

Многие исследователи отмечали, что слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих ак­тивность индивида настроений грусти, тоски либо повы­шенной раздражительности, аффективности. В том и другом случае подчеркивалось отличие эмоциональных состояний слепых от нормы, причем подобные изменения


считались в дореволюционной тифлопедагогике типич­ными проявлениями поведения слепых.

Эмоциональные состояния имеют субъективный харак­тер. Однако они всегда детерминируются внешними воздей­ствиями. Слепота вызывает болезненную реакцию личнос­ти в виде повышенной раздражительности, неадекватности поведения, безразличия к окружающему, инертности и т. п. Однако в процессе компенсации дефектов психического раз­вития, возникающих в результате утраты зрения, патоло­гические изменения в эмоциональной сфере исчезают. Че­ловек сознательно овладевает и управляет своим настроением.

Глубокие нарушения зрения затрудняют или делают не­возможным удовлетворение ряда насущных потребностей. В результате возникает эмоциональное напряжение — следствие блокирования цели более или менее непреодоли­мым препятствием. Подобные состояния в психологии на­зывают фрустрацией. Невозможность реализовать сиюми­нутную потребность из-за наличия какого-либо препятствия практически дезорганизует сознание и дея­тельность, создает неблагоприятный эмоциональный фон. Например, стремление использовать остаточное зрение при чтении рельефного шрифта и в других подобных операци­ях, не дающее необходимого эффекта, может вызывать ощущения напряжения, тревожности, отчаяния и т. п. В результате индивид может вести себя агрессивно, отказы­ваться от деятельности, переносить ее в воображаемый план. С последним, видимо, связана часто встречающееся у слепых патологическое фантазирование. Частые и длитель­ные фрустрации могут привести к возникновению негатив­ных характерологических черт личности (неуверенность в себе, когнитивная, аффективная и мотивационная ригид­ность). Некоторые исследователи указывают, что длитель­ная фрустрация может переходить в депривацию. Но сме­шивать эти состояния не следует. Например, врожденная слепота (невозможность видеть, ощущать свет и цвет) не вызывает фрустрации, так как ребенок не ощущает


потребности в зрительной перцепции (слепорожденный не ощущает себя погруженным во мрак), но влечет за собой сенсорную депривацию, и наоборот — наличие остаточного зрения, снижая уровень сенсорной депривации, часто вызы­вает фрустрационные ситуации, когда использование зре­ния оказывается невозможным или дает неудовлетвори­тельные результаты. При слепоте, слабовидении, как и у нормально видящих, в результате резко изменяющихся жизненно важных обстоятельств могут возникать аффек­тивные состояния. Аффект, как правило, является следст­вием невозможности найти выход из непредвиденной слож­ной ситуации, протекание аффекта при глубоких нарушениях зрения отличаются от нормы лишь тем, что двигательные реакции и сопряженные с ними действия из-за боязни пространства оказываются редуцированными, а вегетативные реакции — гипертрофированными.

Наблюдение за поведением слепых, оценка ситуаций, в которые они часто попадают, трудностей, испытываемых ими при ориентации в пространстве и социальной среде, дают основание предположить, что все это создает у них эмоциональное состояние напряженности (стрессовое со­стояние). Особенно отчетливо стрессовые состояния про­являются непосредственно после утраты зрения, которая ведет к нарушению гомеостазиса (постоянства внутренних условий функционирования организма в связи с наруше­нием его взаимодействия с окружающей средой). Однако по мере выработки компенсаторных приспособлений стресс постепенно снимается.

Следует помнить, что сильные стрессы ведут к развитию возбуждения, что дезорганизует поведение человека, а их дальнейшее усиление — к развитию торможения, обусловли­вающего пассивность, отказ от деятельности. Поэтому чрез­вычайно важной представляется работа по социально-психо­логической реабилитации, начинать которую следует непосредственно после появления дефекта (или его осознания при ранней или врожденной слепоте) в целях выработки адекватной установки и компенсаторных приспособлений.


Однако нужно иметь в виду, что при прочих равных ус­ловиях лица с глубокими нарушениями зрения оказывают­ся в стрессогенных ситуациях значительно чаще, чем зря­чие. При этом эмоциональное напряжение в ситуациях общения, при решении бытовых и личных проблем, пси­хосоматических изменениях имеет, как правило, отрица­тельную окраску, то есть слепые испытывают чувство дискомфорта. В психологической литературе стрессы, со­провождаемые негативными переживаниями, получили название дистрессов.

Высокий уровень дистрессов у слепых бывает сопря­жен со снижением уровня познавательных (когнитив­ных) процессов, неадекватным поведением, а их частое повторение затрудняет адаптацию слепого, расширяет круг стрессоров, ведет к закреплению негативных реак­ций, а в конечном итоге — появлению патохарактероло-гических черт личности. Переживаемые при дистрессе не­гативные эмоции (чувство отчужденности, ненужности, тревожности, обиды, виновности, несправедливости судь­бы и т. п.) оказывают отрицательное влияние на деятель­ность вплоть до полной ее дезорганизации.

Наиболее отчетливо дистрессы наблюдаются при вне­запной утрате зрения в зрелом возрасте, в этом случае про­исходит экстремальное изменение жизненной ситуации, окружающий мир как бы преобразовывается, становится чуждым, непонятным, полным опасностей. Появляется необходимость радикальной перестройки деятельности — когнитивной, ориентировочной, коммуникативной. Имен­но в последней чаще всего возникают стрессогенные ситуа­ции в связи с неблагополучным социально-психологичес­ким положением слепого. В этих ситуациях эффективным способом преодоления дистрессовых реакций является психокоррекционная индивидуальная и групповая работа, в частности социально-психологический тренинг.

Эмоции, чувства и эмоциональные состояния имеют внешнее проявление в так называемых выразительных движениях — мимике, пантомимике и вокальной мимике


 




(интонация и тембр голоса). В главах, посвященных вни­манию и речи, уже отмечалось, что выразительные дви­жения при глубоких нарушениях зрения ослаблены, при­чем степень редуцированности мимики и пантомимики зависит от времени появления и степени расстройств зре­ния. Редуцированность этих движений достигает такой степени, что даже безусловно-рефлекторные пантомими­ческие выразительные движения, сопровождающие со­стояния горя, радости, гнева и др., проявляются у них в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие пережива­ние страха.

Разумеется, отсутствие или слабое проявление вырази­тельных движений не может ни в коей мере служить по­казателем интенсивности эмоциональной жизни слепых, которая зависит, как уже отмечалось, от условий жизни и деятельности индивида, а также от его типологических особенностей.

§ 3. Воля слепых

Человек — и это одна из его специфических особеннос­тей — является субъектом волевого поведения. Морально воспитанная воля, будучи регулирующей стороной созна­ния, проявляется в способности человека совершать це­ленаправленные действия, преодолевая трудности. Отсю­да понятна огромная значимость воли для человека вообще, а тем более для человека, имеющего дефект зре­ния и встречающего поэтому на своем пути неизмеримо большее количество трудностей, чем зрячий.

В дореволюционной тифлопсихологии был широко рас­пространен взгляд, согласно которому безволие является характерологической чертой слепых. «Слепой поражает своей апатичностью, отсутствием воли, невозможностью


пробудить его к деятельности»1, — писал выдающийся русский тифлопедагог А.И. Скребицкий. Этому и аналогич­ным ему высказываниям давался ряд обоснований: во-пер­вых, слепота препятствует активному участию в деятельно­сти; во-вторых, чрезмерные трудности, испытываемые слепыми, приводят к отказу от решения намеченной зада­чи; в-третьих, ограниченные материальные, а тем более культурные потребности не стимулируют слепых к волевой

деятельности.

С другой стороны, можно предположить, что наличие трудностей, с которыми ежечасно сталкивается слепой, должно упражнять и укреплять его волю. Именно на та­кой позиции находился Мольденгауэр, который писал: «...можно наблюдать, что усиленные препятствия, кото­рые должен преодолевать слепой для достижения постав­ленной цели, приводят в действие всю его энергию, всю силу его воли и что таким путем его воля закаляется»1.

Это сложное взаимодействие причин, с одной стороны, тормозящих а с другой — стимулирующих развитие воли, обусловливало отмечавшиеся тифлологами резкие индивидуальные различия слепых в данной сфере психи­ки, различия, выходящие, как утверждал К. Бюрклен, «за пределы минимальных и максимальных границ, так как среди слепых встречаются индивидуумы как с огром­ной, так и с очень ослабленной силой воли»2. Действи­тельно, среди слепых можно встретить людей, обладаю­щих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдать такие дефекты воли, как импульсив­ность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Особо сложные и труднокорригируемые дефекты волевой сферы наблюдаются у лиц, потерявших зрение в резуль­тате перенесенных черепно-мозговых заболеваний. В этих случаях дефекты воли часто имеют патологический характер (абулия, резко выраженный негативизм и т, д.).


 


' Скребицкий А.И. Воспитание и обучение слепых и их призрение на За­паде. СПб., 1903. С. 106.


' Циг.. по кн.: Бюрклен К. Психология слепых. М., 1934. С. 231. гТам же. С. 230.


 




Резкие, иногда полярно противоположные индивиду­альные различия в волевой сфере слепых связаны в пер­вую очередь с условиями семейного и школьного воспита­ния. Включение ребенка в игровую, а затем учебную и трудовую деятельность, упражнения в волевых поступ­ках, формирование нравственности как основы мораль­но воспитанной воли и другие общие для слепых и зрячих условия формирования волевых свойств личности, а так­же самовоспитание позволяют преодолеть возникающие при слепоте и препятствующие развитию воли условия.

Таким образом, отмеченные К. Бюркленом выходящие за минимальные и максимальные по сравнению с нормой пределы индивидуальные различия слепых в волевой сфе­ре являются следствием не слепоты, а воспитания.

Воспитание воли в специальной школе является необхо­димым и одним из важнейших компонентов учебно-воспи­тательной работы, так как только при наличии высоко­развитых волевых свойств (самостоятельность, целеуст­ремленность, настойчивость и т. п.) слепой может преодолеть болезненные реакции на слепоту и возникаю­щие перед ним многочисленные трудности в процессе по­знавательной, трудовой деятельности, в быту и стать пол­ноценным членом общества.

 


Литература

Бюрклен К. Психология слепых. М., 1934. С. 200— 232.

Вилюнас ВЛ. Психология эмоциональных явлений. М.,

1976.

Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., 1987.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)