АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 12. ПАМЯТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  6. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  7. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  8. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  9. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  10. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  11. Аб Глава II ,
  12. Апелляция в российском процессе (глава 39)

§ 1. Проблема памяти в тифлопсихологии

Память как совокупность процессов запоминания, со­хранения и забывания, узнавания и воспроизведения яв­ляется необходимым условием деятельности человека. Развитие памяти непосредственно связано с развитием общества — исторический прогресс требует все большего и большего усложнения функций памяти. Совершенно очевидно также, что уровень развития памяти оказывает существенное влияние на развитие личности в целом, так как от него зависит успешность участия человека в раз­личных видах деятельности.

Очевидно, что именно ролью памяти в жизни людей можно объяснить проявляемый к этому свойству психи­ки огромный интерес. В общей психологии важнейшие аспекты проблемы памяти изучены весьма глубоко и раз­носторонне. Специалисты в области тифлопсихологии изучили эту проблему применительно к слепым и слабо­видящим гораздо менее полно, чем это сделала общая психология по отношению к нормально видящим. Между тем роль памяти, и в особенности процессов запоминания и сохранения, при дефектах зрения различной тяжести особенно велика. Это объясняется тем, что слепые и сла­бовидящие должны запоминать многое из того, что не обязательно запоминать лицам с нормальным зрением. Если к этому добавить затруднения, испытываемые сле­пыми и слабовидящими при работе с литературой (спра­вочниками, словарями, учебниками и т. п.) и другими объектами деятельности, то необходимость прочного за-


поминания и длительного сохранения большого количе­ства дополнительной (по сравнению с нормой) информа­ции для данного контингента станет вполне очевидной-

Проводившиеся в конце XIX — начале XX в. экспери­ментальные исследования памяти слепых не дали одно­значных результатов; во взглядах на память слепых суще­ствовали серьезные расхождения.

Многие тифлопсихологи (Верт, Крогиус, Штумпф), опираясь на свои исследования, утверждали, что память слепых развита лучше, чем зрячих. В их работах отрази­лось возникшее в период интроспективной тифлопсихо-логии и широко распространившееся ошибочное мнение, согласно которому развитие памяти у слепых происходит быстрее и достигает более высокого уровня, чем это имеет место в норме. Причину более быстрого запоминания, длительного сохранения и увеличения объема памяти слепых объясняли либо с идеалистических позиций, как результат высвобождения «специфической энергии», на­правляющейся при утрате зрения в сохранные системы организма, либо механистически, как результат мнеми-ческих упражнений.

Нужно отметить, что ни теоретические объяснения, ни экспериментальные данные не являются убедительными и не могут доказать «изощренности» памяти слепых. На­пример, в наиболее солидном сравнительном эксперимен­тальном исследовании памяти зрячих и слепых, проведен­ном русским тифлопсихологом А.А. Крогиусом, увеличение объема запоминаемого материала у слепых по сравнению со зрячими составило 0,7% для чисел и слов, обозначающих зрительные образы, и 0,9% для слов, обозначающих образы осязательные. Очевидно, что такое различие нельзя считать существенным. Также не являются убедительными данные других авторов того времени (начало XX в.). Не могут служить доказательст­вом «изощренности» памяти слепых и приводимые в ли­тературе примеры высокого развития у некоторых из них мнемических способностей (так, К. Бюрклен в «Психоло-


гии слепых» упоминает о музыканте Бекере, который мог после однократного прослушивания повторить шесть музыкальных пьес; о пианисте Дюлоне, знавшем наизусть 250 произведений; о философе Шенберге, изучившем семь языков; о замечательных счетчиках и т. п.). Эти данные свидетельствуют лишь о принципиальной возможности значительного развития памяти при слепоте.

Необоснованность указанных утверждений о памяти сле­пых отмечалась еще современниками (Лембке, Мюллер и др.) упомянутых авторов, однако нуждалась в экспери­ментальном подтверждении.

Современные исследования показали, что при дефек­тах зрения не наблюдается какого-либо «изощрения» процессов памяти (В.А. Лонина и др.). Эти исследования свидетельствуют о том, что слепые и слабовидящие испы­тывают известные трудности в процессе запоминания, со­хранения и воспроизведения, а также о том, что все эти процессы протекают у них своеобразно. Вместе с тем было установлено, что развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям.

§ 2. Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих

Запоминание в различных его видах — осмысленное и механическое, произвольное и непроизвольное — являет­ся важнейшим процессом памяти, и от уровня его разви­тия в прямой зависимости находится успешность дея­тельности человека.

Известно, что физиологическим механизмом процесса запоминания является образование временных нервных связей. Успешность образования нервных связей зависит от скорости выработки и дифференцировок между раздра­жителями и количества подкреплений.

Рассматривая особенности высшей нервной деятельнос­ти слепых, мы уже отмечали, что при нарушениях зритель-


ных функций наблюдается замедленное по сравнению с нор­мой образование временных связей и замедленная выработ­ка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений. Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, на­рушая соотношение основных процессов — возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции, отри­цательно влияют на скорость запоминания.

Эксперименты, во время которых исследовались осо­бенности памяти слепых и слабовидящих, показали по­ниженную продуктивность запоминания материалов. Так, по данным В.А. Лониной, продуктивность запоми­нания наглядного материала слабовидящими школьни­ками 4-го класса ниже, чем у учащихся 1-го класса массо­вой школы.

Среди особенностей процесса запоминания того или ино­го материала слепыми и слабовидящими школьниками можно отметить недостаточную осмысленность запоминае­мого материала. Недостаточное развитие логической памя­ти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления. Речь идет, в частности, о тех трудностях, которые слепые и слабовидящие испыты­вают в процессе выполнения таких мыслительных опера­ций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т. д. Однако нужно отметить, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, запоминание матери­ала, имеющего смысловые связи, протекает у детей с нару­шенными зрительными функциями успешнее, нежели ма­териала, не связанного смысловыми отношениями.

Кроме того, у слепых и слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края», согласно которому лучше запоминаются начало и конец материала. Наиболее продуктивно слепые и слабовидящие запоминают начало материала, что, ве­роятно, объясняется их повышенной утомляемостью.

Характерным для слепых и слабовидящих является большой размах индивидуальных колебаний в объеме па-


 


мяти, скорости запоминания, соотношении механического и осмысленного запоминания. Индивидуальные различия, обусловленные многообразными причинами (типологиче­ские особенности, чувственный опыт, уровень интеллекту­ального развития и т. д.), не зависят, как выявилось в экс­периментах, от состояния зрительных функций. Такого рода зависимость обнаруживается только в тех случаях, когда слепота обусловлена поражениями центральной нервной системы. При наличии черепно-мозговых заболе­ваний или травм и вызванных ими задержек психического развития и различной степени умственной отсталости на общем фоне снижения памяти наиболее страдает осмыс­ленное запоминание. Подобная патология обусловливает, кроме того, и нарушения внимания, что также неблаго­приятно сказывается на объеме и скорости запоминания.

Несмотря на наличие некоторых специфических особен­ностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих под­чиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это, в частности, подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом, преоблада­нием смыслового запоминания над механическим, луч­шим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте.

Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследо­ватели находят в недостатке наглядно-действенного опы­та, повышенной утомляемости, а также несовершенстве методов обучения детей с дефектами зрения. Недостаточ­ный объем, пониженная скорость и другие недостатки за­поминания слепых и слабовидящих детей имеют вторич­ный характер, то есть обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих является достаточно надежной профилактикой подобных отклонений. Сейчас имеется большое количество данных, свидетельствующих о боль­ших, но, к сожалению, не всегда используемых возмож-


ностях детей с глубокими нарушениями зрения для раз­вития памяти при учете индивидуальных, возрастных и аномальных особенностей.

Сохранение и забывание — процессы памяти, отража­ющие прочность и динамичность временных нервных связей, — зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологи­ческих особенностей личности.

Так же как и при запоминании, у слепых и слабовидя­щих наблюдается большая вариативность индивидуаль­ных показателей. Так, например, наряду с длительным сохранением у них можно наблюдать быстрое забывание.

Очевидно, что своеобразие протекания этих процессов памяти у слепых и слабовидящих в первую очередь обус­ловлено тем, что они не располагают достаточными воз­можностями для повторного восприятия материала. Большое количество экспериментальных данных, харак­теризующих процесс сохранения при дефектах зрения, по­лучено при изучении представлений. Имеются много­численные факты, свидетельствующие о том, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреп­лений обнаруживают тенденцию к угасанию. Даже не­большие промежутки времени (1—3 месяца) между под­креплениями отрицательно сказываются на их представлениях, что проявляется в резком снижении уровня дифференцированности, адекватности образов эталонам (объектам восприятия).

Быстрое забывание усвоенного материала объясняет­ся не только недостаточным количеством или отсутстви­ем повторений, но и недостаточной значимостью объек­тов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание. В этом отношении яркой иллюстрацией могут служить эксперименты Ф.Н. Шемякина, показавшие, как слепота и нарушения цвет­ного зрения отрицательно сказываются на оперировании понятиями, обозначающими цвета. Совершенно очевид­но, что большое количество объектов и понятий, полных


значимости и поэтому легко запоминающихся и длитель­но сохраняющихся в памяти у зрячих, для лиц с дефекта­ми зрения теряют свое значение.

Установлено, что сохранность представлений зависит от остроты зрения (подробнее см. в гл. 10). Однако не­трудно предположить, что недостатки процесса сохране­ния, возникающие как следствие нарушений в сфере чув­ственного отражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем со­стояние зрительного анализатора наглядно-действенном обучении слепых и слабовидящих.

Узнавание и воспроизведение — процессы памяти, в которых проявляется качество запоминания и сохране­ния материала, — также имеют у слепых и слабовидя­щих свои особенности.

Узнавание как деятельность, в процессе которой сопос­тавляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно в прошлом и настоящем было и есть восприятие, от того, какие — существенные или несущественные — свойства и признаки были выде­лены и теперь сравниваются.

Формирующиеся у слепых и слабовидящих слабодиф-ференцированные, фрагментарные образы, а также труд­ности, испытываемые при выделении наиболее существен­ных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии при узнавании объек­тов. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществля­ется замедленно и менее полно, чем в норме, причем пра­вильность узнавания находится в зависимости от остроты зрении. Так, у слабовидящих по сравнению с частичнозря-чими она возрастает примерно в 1,5 раза.

Характерным для слепых и слабовидящих является также неспецифическое узнавание. Если затруднения в установлении тождественности образов памяти объектам восприятия связаны с особенностями осязательного или де­фектного зрительного восприятия, то неспецифичность уз­навания, под которой подразумевается опознавание объек-


тов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, не­существенным, неспецифическим признакам, объясняет­ся трудностями, испытываемыми при выделении сущест­венных, специфических признаков.

Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слепых и слабовидящих так же, как и в норме, постепенно и зави­сит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительного анализатора замедля­ет развитие этого процесса.

Исследования показали, что в процессе специально организованного обучения незрячие, частичнозрячие и слабовидящие овладевают соответственно навыками ося­зательного, осязательно-зрительного и зрительного узна­вания.

Процесс узнавания претерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме.

Воспроизведение в отличие от узнавания предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринято­го. В ряде исследований памяти слепых и слабовидящих от­мечается недостаточно полное и замедленное воспроизведе­ние материала. Совершенно очевидно, что на качестве этого процесса сказываются отмечавшиеся выше недостатки за­поминания и сохранения. Однако можно предположить, что замедленное воспроизведение слепыми того или иного материала объясняется еще и особенностями их высшей не­рвной деятельности, а именно некоторым усилением тор­мозных процессов. Возможно, этой же причиной объясня­ется и более часто, чем у нормально видящих, наблюдающееся у слепых явление реминисценции. Подоб­ное предположение, разумеется, нуждается в проверке, но независимо от того, подтвердится оно или нет, учитель спе­циальной школы должен проявлять особое внимание и такт при опросе учеников, так как замедленное воспроизведение учебного материала может свидетельствовать не об отсутст­вии или недостаточно высоком уровне знаний, а об особен­ностях высшей нервной деятельности опрашиваемого.


Важнейшим условием успешного запоминания, сохране­ния и воспроизведения является качество и характер мате­риала. В тифлопсихологии начала XX в. существовало мне­ние, что слепым присущ слуховой тип памяти, а оптимальным для запоминания считался абстрактный ма­териал (абстрактные понятия, цифры) и слова, обозначаю­щие слуховые образы. Однако это свидетельствовало не о том, что слепота обусловливает развитие словесно-логичес­кой памяти слухового типа, а о господстве словесных ме­тодов обучения слепых.

В действительности тип и вид памяти зависит от доми­нирующего характера деятельности и содержания матери­ала. Поэтому приобщение слепых и слабовидящих к раз­личным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов и остаточного зрения является стимулом и объективным условием для развития различ­ных видов и типов памяти.

Вопросы

1. Как в теоретическом плане решалась на разных эта­
пах развития тифлопсихологии проблема памяти?

2. Какие виды и типы памяти формируются при нару­
шениях зрения?

3. В чем заключаются специфические особенности
процессов памяти у слепых и слабовидящих? Существует
ли зависимость продуктивности памяти от состояния
зрительных функций?

Литература

Головина Т.П. О некоторых особенностях узнавания объектов слабовидящими школьниками // Специальная школа. 1958. Вып. 4.


Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан. М.С. Певзнер. М., 1967. С. 279—282.

Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М., 1956. Гл. VIII.

Зотов А.И., Зотов Л А. Сравнительное изучение соот­ношения типов и видов памяти у слепых, слабовидящих и нормально видящих школьников // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1981.

Лонина В. А. Особенности непреднамеренного запоми­нания наглядного материала у слабовидящих учащихся младших классов // Специальная школа. 1966. Вып. 3.


ГЛАВА 13. МЫШЛЕНИЕ СЛЕПЫХ § 1. Мышление и его роль в компенсации слепоты

Мышление, являющееся обобщенным и опосредствован­ным отражением существенных признаков, связей и отноше­ний объективного мира, высшей ступенью познавательной де­ятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Однако связь мышления с ощущениями, воспри­ятиями и представлениями не исчерпывается его односторон­ней зависимостью от количества и качества чувственных дан­ных. Возникая и развиваясь на базе ощущений, мышление в свою очередь оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющиеся в первую очередь в осознанности и обобщенности образов.

Полная или частичная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чув­ственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывается на процессе интеллекту­ального развития. Однако отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свой­ства и отношения движущейся материи— плотность, вес, форма, величина, удаленность, одновременность или после­довательность событий и т. д. — с достаточной полнотой от­ражаются сохранными анализаторными системами: осяза­нием, слухом, обонянием и др. Развиваясь на основе осязательных, слуховых, а в некоторых случаях (имеются в виду частичнозрячие и слабовидящие) и зрительных воспри­ятий, мышление оказывает на них обратное влияние.

В указанных отношениях функции мышления при сле­поте в принципе те же, что и у нормально видящих людей.


Однако выпадение или серьезное нарушение функций зре­ния затрудняют процесс восприятия, в частности форми­рование целостного образа. В связи с этим слепым прихо­дится производить дополнительную по сравнению с нормально видящими работу, преодолевая, в частности, относительную сукцессивность, фрагментарность и схе­матизм осязательных образов. Таким образом, совершен­но очевидно, что с помощью мышления можно в значи­тельной мере возмещать недостатки чувственного опыта. Однако надо иметь в виду, что этот путь преодоления от­клонений в развитии таит в себе опасность так называемой фиктивной компенсации, проявляющейся в вербализме знаний и образовании лжепонятий — формальном выделе­нии признаков, которые зачастую носят случайный харак­тер и не отражают существенных связей и отношений. Раз­витие фиктивной компенсации обусловлено тем, что слепые непосредственно знакомятся со сравнительно не­большим количеством объектов и поэтому не всегда за ус­ваиваемыми ими словами стоит то или иное конкретное со­держание. Несмотря на то что слепые обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, их знания при тщательной проверке часто оказываются вербальны­ми, не опирающимися на соответствующие представле­ния, а значение слов либо неправомерно сужается (слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту, ситуации), либо чрезмерно отвлекается от конк­ретного содержания. Указывая на опасность фиктивной компенсации, Л.С. Выготский подчеркивал, что «нигде вербализм, голая словесность не пустили таких глубоких корней, как в тифлопедагогике. Слепой все получает в раз­жеванном виде, ему обо всем рассказывают... Слова осо­бенно не точны для слепого, поскольку опыт его складыва­ется иным образом... Получая в готовом виде всякое знание, он сам разучивается понимать его»1. И хотя вер-

' Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч. М., 1983. Т. 5. С. 76.


бальные методы обучения слепых давно признаны несо­стоятельными, опасность фиктивной компенсации от это­го не исчезает. Поэтому во время обучения слепых педагог должен руководить процессом усвоения конкретных чув­ственных знаний и формировать необходимые понятия — это непременное условие для преодоления имеющейся тен­денции к разрыву чувственного и понятийного, к фиктив­ной компенсации.

Одной из детерминант компенсации дефектов психиче­ского развития, обусловленных сужением сенсорной сфе­ры, является такое фундаментальное свойство мышле­ния, как опосредствованность. Благодаря этому свойству при помощи слова и умозаключений оказывается воз­можным познать и раскрыть сущность недоступных для восприятия предметов и явлений.

Очевидно, что возможность чувственного отражения при патологии зрения существенно ограничена по сравне­нию с нормой, целый ряд данных о внешнем мире слепые могут получить и получают опосредствованно, косвен­ным путем, благодаря работе мышления.

Особо следует подчеркнуть, что, хотя человеческое мы­шление специализируется на выявлении существенных связей и отношений и их обобщении, оно отражает также свойства и сущность объектов. Именно эта способность от­ражать свойства и сущность объектов в их общих и суще­ственных определениях лежит в основе материалистичес­кого понимания компенсаторной функции мышления.

Не абстрактные схемы, не символы, а вполне реальные конкретные представления, образы воображения и поня­тия, отражающие недоступные для непосредственного восприятия объекты и формирующиеся у слепых и слабо­видящих в результате опосредствованного отражения, способствуют расширению и углублению познаватель­ных возможностей.

Но опосредствованное отражение мира во всем его мно­гообразии становится возможным только при опоре на некоторый минимум чувственных знаний, получаемых


при непосредственном отражении. При сужении сенсорной сферы, так же как и в норме, человек начинает познание мира с его непосредственного отражения. Именно на основе этого отражения формируется способность к обобщению и абстракции, развивается теоретическое мышление, оказыва­ющее впоследствии корригирующее влияние на психическое развитие, ограниченное гностическими возможностями сен­сорных систем. Поэтому попытки ряда тифлологов предста­вить процесс развития психики при слепоте как развитие преимущественно высших психических функций (логичес­кого мышления, речи, словесной памяти, произвольного внимания и т. д.) не только не соответствуют материалисти­ческому пониманию фило- и онтогенетического развития, но и наносят вред практике обучения, теоретически обосновы­вая методы, ведущие к фиктивной компенсации.

Таким образом, неразрывная двусторонняя связь чув­ственного и логического познания определяет компенса­торную роль мышления при сужении сенсорной сферы.

§ 2. Теории мышления в тифлопсихологии

Мышление является высшей формой отражения дей­ствительности, и поэтому от уровня его развития сущест­венно зависит приспособление к жизни, социальная адап­тация человека. Этим объясняется интерес тифлопсихологов к мыслительной деятельности слепых. Однако, изучая мышление, тифлопсихологи начала XX в. исходили из механистических и идеалистических фи­лософских и общепсихологических концепций, что, есте­ственно, отразилось на их теоретических построениях.

Многочисленные взгляды на мышление слепых, обсто­ятельно изложенные в монографии К. Бюрклена «Психо­логия слепых», отражают две диаметрально противопо­ложные точки зрения на развитие этой стороны психической деятельности при сужении сферы чувствен­ного познания.


Согласно возникшей в период становления тифлопсихо­логии концепции (Фрике, Струве, Крогиус, Щербина и др.) потеря зрения способствует более раннему, быстрому, пре­имущественному развитию у слепых логического мышле­ния. Исходя из идеалистических философских построений, тифлопсихологи этого направления разрывали единство чувственного и логического, противопоставляли образное и понятийное. Не видя диалектики перехода от ощущения к мысли, они утверждали, что чувственные данные не только не способствуют, но, напротив, препятствуют развитию мышления. «Внутренняя психическая жизнь слепого, — писал Мольденгауэр, — так же, как и его углубленная и все­объемлющая психическая деятельность, которая не отвле­кается извне, не подвергается влиянию внешних момен­тов, не забывает за мелочами (ощущениями и восприятиями. — А. Л.) сути дела и, отбрасывая все побоч­ное (то есть чувственные данные. — А. Л.), направляется на сущность предмета, — все это лишь способствует точному и зрелому размышлению слепого; а так как результаты это­го размышления оказываются большей частью настолько правильными, что они нередко поражают зрячих и обнару­живают, что слепой учел в своем рассуждении больше усло­вий и обстоятельств, — поэтому слепые кажутся более глу­бокомысленными натурами в глазах более быстро действующих и менее интенсивно размышляющих зря­чих» (курсив наш. — А.Л.)1.

К таким выводам вели интроспективные методы иссле­дования и неверное понимание взаимоотношений чувст­венного и логического, согласно которому чувственное отвлекает сознание, препятствует его сосредоточению на решении мыслительных задач.

Возникшая в западноевропейской тифлопсихологии и берущая свое начало от Вюрцбургской школы концепция преимущественного, особенно быстрого и раннего разви-

1 Цит. по кн.: Бюрклен К. Психология слепых. М., 1934. С. 196.


тия логического мышления у слепых имела в своей осно­ве положение, согласно которому чувственные данные не только не способствуют, но, напротив, препятствуют раз­витию мышления. Отсюда следовало, что чем меньше ощущений вторгается в «фиксационную точку сознания» (А.А. Крогиус), тем интенсивнее работает мысль, тем глубже сосредоточение слепых на своем внутреннем мире. А это будто бы открывает широкие возможности для научного и художественного творчества, особенно в области математики, музыки, литературы.

Мысль о возможности развития абстрактного мышле­ния и глубокого его проникновения в суть вещей и явле­ний в условиях резкого ограничения чувственного опыта широко распространилась в тифлопсихологии.

Однако подобные утверждения являются умозритель­ными, так как не подтверждены ни практикой слепых, ни экспериментами. Немногочисленные случаи, когда слепые достигали высокого уровня интеллектуального развития, говорят лишь о том, что это вообще возможно. Еще более наивными и не выдерживающими критики являются по­пытки обосновать независимость мышления от чувствен­ного познания, а также отрицательное влияние последнего на мыслительную деятельность свидетельствами Фразаи-ла, Лаэрция, Сенеки и других авторов об ослеплявших себя философах античного мира, которые пытались таким образом оградить себя от отвлекающих внешних воздейст­вий и углубиться в свой внутренний мир.

В настоящее время на огромном фактическом матери­але показана зависимость мышления от ощущений и вос­приятий.

Зависимость самого процесса и уровня развития мыш­ления от количества и качества чувственных данных от­четливо проявляется при сравнении интеллектуального развития лиц с дефектами сенсорной сферы различной тя­жести. Если сравнить умственное развитие слепого, глухо­го, слепоглухого с нарушением тактильной чувствитель­ности, то сразу станет ясно, что по мере сужения сферы


чувственного познания замедляется темп развития мыш­ления, страдают умственные качества личности.

Однако, несмотря на явную несостоятельность, концеп­ция преимущественного развития мышления у слепых имела широкое распространение и оказала влияние на не­которых современных тифлологов, также утверждавших, что у незрячих «еще до школы и особенно в школе лучше, чем у других слепых (ослепших и частичнозрячих. — А.Л.) и зрячих сверстников, развивается речь и мышление»1.

Совершенно очевидно, что подобные взгляды не толь­ко не способствуют научному подходу к изучению психи­ки слепых, но и оказывают независимо от желания авто­ра пагубное влияние на практику обучения. Эти взгляды способствуют распространению вербальных методов обу­чения и дезориентируют педагогов в отношении возмож­ностей умственного развития слепых.

Противоположную позицию занимали тифлопсихоло-ги, развивавшие вторую концепцию, согласно которой слепота тормозит и ограничивает развитие мышления. Эта тифлопсихологическая концепция является вариантом ассоциативной теории, широко распространенной в психо­логической науке в конце XIX — начале XX в. Как и ассоци-анисты в общей психологии, тифлопсихологи этого направ­ления, находясь на позициях сенсуализма, делали попытки свести процесс мышления к ассоциативным процессам, а содержание мышления — к ощущениям и восприятиям. «Поскольку слепой ребенок беден представ­лениями, постольку и его мышление должно по необходи­мости ограничиваться минимумом... В той мере, в какой размышлением достигается репродукция существующих представлений, слепота не создает никаких препятствий; но поскольку эта репродукция совершается посредством ас­социаций идей, путем связывания представлений, вызы­ваемых путем сходства или контраста, постольку слепота

1 Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. М., 1962. С. ill.


и здесь является помехой»1, — писал в конце прошлого века Краге, сводя логическое к чувственному, характери­зуя мышление слепых как процесс репродуцирования представлений.

Естественно, что при таком понимании мышления лю­бое сужение сенсорной сферы должно неизбежно и необра­тимо отрицательно отражаться на мышлении. Приведем содержащееся в книге К. Бюрклена высказывание Лузар-ди: «Отсутствие зрения делает невозможными не только те ощущения, к которым способно зрение, но простирает свое влияние и на разум, мыслительная сила которого вследствие этого изменяется и деградирует»2.

Представители этого направления правильно замечали, что недостатки в области чувственного познания неизбеж­но должны сказаться в сфере мышления. Однако сведение содержания мышления к представлениям, уподобление мыслительных процессов течению ассоциаций различной сложности привело их к отрицанию возможности компен­сации дефекта, к утверждению фатальной неизбежности ограниченности умственного развития слепых.

Несмотря на полярную противоположность изложен­ных выше взглядов тифлопсихологов, их объединяет не­способность увидеть действительное соотношение и взаи­мосвязь чувственного и логического.

Подлинно научный подход к чрезвычайно важным, но пока еще недостаточно исследованным процессам мышле­ния при дефектах зрения возможен только с позиций диа­лектического материализма, рассматривающего мысли­тельную деятельность в неразрывной связи с чувственным познанием. С.Л. Рубинштейн писал о том, «что, с одной стороны, мышление исходит из чувственно­го созерцания и включает в себя наглядные элементы, с другой стороны, само наглядно-образное содержание включает в себя смысловое содержание»3.

1 Цит. по кн. Бюрклен К. Психология слепых. М., 1934. С. 197.

2 Там же. С. 196.

3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. С. 385.


§ 3. Мыслительные операции

Мышление — опосредствованное, обобщенное отраже­ние действительности человеком в ее существенных свя­зях и отношениях. Выявление связей, отношений, а так­же основных свойств и сущности явлений и объектов действительности осуществляется посредством мысли­тельных операций.

Основными операциями, благодаря которым мышле­ние, а точнее, мыслящий человек познает и отражает в понятиях те или иные стороны действительности, явля­ются анализ и синтез, в связи с чем мышление в целом мо­жет быть охарактеризовано как деятельность аналитико-

синтетическая.

Анализ как мыслительная операция — это мысленное расчленение объекта на составные части, выделение ха­рактерных для него признаков, свойств и сторон. Синтез является объединением проанализированных элементов в единое целое. Анализ и синтез формируются в деятель­ности и выступают как на чувственном, так и на логичес­ком уровне отражения, причем первичным является ана­лиз-синтез на уровне чувственного отражения.

Очевидно, что успешность этих операций на уровне чувственного отражения зависит от сохранности и степе­ни развития анализаторного аппарата.

Глубокие нарушения функций зрения затрудняют так­же и выполнение операций анализа и синтеза отражае­мых и являющихся объектом познания различных сто­рон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой — относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия. Эти же самые причины лежат в основе трудностей, испы­тываемых слепыми при вычленении наиболее существен­ных, характерных свойств и связей объектов познания.

О трудностях и недостаточном развитии аналитико-синтетической деятельности мышления свидетельствуют


также низкий уровень дифференцированности представ­лений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием, формальность суждений и умозаключений слепых и, наконец, трудности, испытываемые ими в про­цессе выполнения остальных мыслительных операций, основанных на анализе и синтезе.

Анализ и синтез, являясь самостоятельными мысли­тельными операциями, в то же время непосредственно включаются во все остальные операции, способствующие решению мыслительных задач.

Одной из наиболее важных мыслительных операций является сравнение, то есть установление степени тожде­ства или различия при сопоставлении двух или большего числа объектов. Хотя сравнение представляет собой от­носительно элементарную форму познания, его важная роль определяется тем, что оно наряду с анализом и син­тезом включается почти во все мыслительные операции.

При наличии серьезных дефектов зрения также наблю­даются определенные затруднения в процессе выполнения операции сравнения. Невозможность или сложность полу­чения ряда чувственных данных при полной или частич­ной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравне­нию. Разумеется, недостаточная глубина сравнения на чувственном уровне не может не отразиться на научно-тео­ретическом мышлении, так как и при сравнении понятий необходима опора на их конкретное содержание. Недоста­точно тонкий анализ, страдающий из-за сужения сферы чувственного познания, часто приводит к установлению тождества или различия либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам.

С помощью сравнения осуществляется классификация и систематизация, то есть объединение объектов по сход­ным признакам, их мысленная группировка. В процессе систематизации и классификации наиболее важно выде­лять существенные для данного разряда (вида, рода или класса) признаки. Очевидно, что часто наблюдающееся у


слепых выделение несущественных или чрезмерно об­щих признаков препятствует правильной классифика­ции и систематизации. Эти затруднения отчетливо про­явились в экспериментах Н.С. Костючек. Во время классификации понятий испытуемые часто не могли вы­делить родовые признаки и давали следующие ответы: «Сосна и лебеда — это природа»; «Карандаш, тетрадь, книги — это все читать, писать» и т. п.

Кроме перечисленных, к операциям мыслительной дея­тельности относятся: абстрагирование — отвлечение от одних сторон объекта при одновременном выделении дру­гих; обобщение — объединение объектов на основе общих существенных признаков; конкретизация — применение обобщенных знаний к частным, конкретным случаям. В основе всех этих операций лежат анализ и синтез, наряду с которыми могут выступать и другие операции; напри­мер, обобщение может вестись через сравнение. Упомяну­тые операции не были предметом специального изучения в тифлопсихологии, однако, исходя из диалектико-материа-листического положения о единстве чувственного и логи­ческого, а также опираясь на факты, свидетельствующие о трудностях, испытываемых слепыми при анализе и синте­зе, можно с достаточной уверенностью утверждать, что де­фекты в сфере чувственного познания отражаются в той или иной степени на всех мыслительных операциях. В пользу этого предположения свидетельствуют факты, установленные в общей психологии. Эти факты говорят о том, что в норме абстрагирование и обобщение начинают­ся на уровне чувственного познания (элементарное абстра­гирование — выделение наиболее «сильных», например, биологически значимых раздражителей и генерализован­ное обобщение — обобщение на основе лежащих на по­верхности, несущественных признаков) и лишь затем раз­виваются в деятельности, в процессе обучения, в процессе овладения понятиями.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затруд-


няя и обедняя чувственное познание, тем самым отрица­тельно влияет на развитие мышления слепых. В работе «Пути компенсации слепоты» М.И. Земцова пишет следу­ющее: «У слепого ребенка в связи с выключением зри­тельной рецепции из первосигнальных связей исключен зрительный компонент (если ребенок не пользовался зре­нием). Сфера сопоставления и сравнения предметов у него более сужена в сравнении со зрячими сверстниками. Дифференцировка предметов, имеющих сходные призна­ки и свойства, затруднена; обобщения производятся в бо­лее суженной сфере опыта. При узнавании малознако­мых предметов внутренние и существенные связи обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень отдаленные связи. Пробелы в чув­ственном опыте слепого ребенка значительно затрудняют процессы обобщения и систематизации предметов. Мало­знакомые предметы иногда обобщаются по единичным признакам»1. Однако эти недостатки не делают мышле­ние слепых необратимо неполноценным, так как в процес­се обучения и воспитания в значительной мере устраняет­ся основная причина замедленного развития мышления — пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. На­правляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, учитель специальной школы тем самым способ­ствует успешному развитию системы операций мысли­тельной деятельности слепых.

§ 4. Формы и виды мышления

Каждая из мыслительных операций, будь то сравнение или абстрагирование, конкретизация или обобщение, способствует все более и более глубокому проникновению

1 Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М., 1956. С. 266.


мысли в сущность явлений. Отражение существенных свойств и связей окружающего мира при помощи мышле­ния совершается опосредствованно в понятиях, суждени­ях и умозаключениях — основных формах мыслитель­ной деятельности.

Наиболее существенные изменения во взаимоотноше­нии субъекта и объекта отражения, при которых влияние аномальных факторов наименее выражено и возмож­ность адекватного отражения максимальна, наблюдают­ся в процессе обобщенного опосредствованного логичес­кого познания. Исследования показывают, что даже наиболее отвлеченные знания об объектах, не имеющих аналогов, которые могли бы быть познаны при помощи сохранных органов чувств (например, о цвете или свете), могут быть усвоены при врожденной тотальной слепоте. В форме понятий при дефектах зрения наиболее адекват­но отражается и закрепляется в виде знаний объективная действительность.

Однако, выделяя понятия как важную форму компенса­ции недостаточности представлений, следует иметь в виду, что адекватное обобщенное и опосредствованное отраже­ние возможно только тогда, когда понятийные знания под­крепляются конкретными чувственными данными в отли­чие от фиктивной компенсации, основанной на формировании лжепонятий и вербальных знаний.

Понятие — это обобщенное и опосредствованное зна­ние об объекте или группе однородных объектов, закреп­ленное в слове. Понятия обобщенно отражают действи­тельность в ее наиболее существенных свойствах, связях и отношениях.

Понятия тесно связаны с представлениями — образа­ми объектов, ранее бывших в восприятии, на основе кото­рых они главным образом возникают. Взаимосвязь поня­тий и представлений, выражающаяся в том, что на основе общих представлений формируются понятия, а понятия, конкретизируясь, способствуют образованию представлений, с одной стороны, свидетельствует о един-


стве чувственного и логического познания, а с другой — указывает на то, что нарушения на одном уровне отраже­ния неизбежно отразятся на другом. Сужение сферы чув­ственного познания, возникающее при слепоте, отражает­ся в области мышления, в первую очередь именно на формировании понятий и последующем оперировании ими. Наиболее характерной особенностью мышления сле­пых является дивергенция, то есть расхождение двух взаи-мопереплетенных и взаимообусловливающих сторон отра­жения действительности — чувственного и логического.

Усваивая исторически сложившиеся понятия, существу­ющие в словесной форме, и не получая в то же время в инди­видуальном опыте соответствующих чувственных, конкрет­ных знаний, слепые приобретают формальные, оторванные от жизни знания. Эти знания (понятия) неполноценны, так как в них разорваны объективно взаимосвязанные стороны действительности — единичное (отражающееся в представ­лениях) и общее (отражающееся в понятиях).

Формальность, вербализм знаний отмечались многими авторами и отчетливо проявляются при изучении мышле­ния лиц с дефектами зрения. Например, Ф.Н. Шемякин ус­тановил, что слепые свободно оперируют названиями цве­тов и в то же время затрудняются их классифицировать, так как в данном случае чувственное знание об объектах отсутствует и понятия употребляются формально. При употреблении в речи названий цветов слепые, точнее сле­порожденные, формально используют типические ассоци­ации (голубой — незабудка, красный — кровь, зеленый — трава и т. п.), то есть всегда связывают цвет с определен­ным предметом, что говорит как об отсутствии представ­ления, так и об отсутствии обобщенности знания.

Можно утверждать, что в подобных случаях имеет ме­сто формальное использование слова. Отсутствие кон­кретного, чувственного наполнения понятий ведет не только к формализму, но и к искажению их содержания. Так, в опытах Н.С. Костючек слепые дети, усвоившие по­нятия без опоры на представления, неверно их трактуют,


определяя, например, коршуна как водоплавающую пти­цу (после прочтения «Сказки о царе Салтане», где в кон­тексте рядом с лебедем упоминается коршун), и т. п. Что касается недостаточного осознания понятий, сужения их смыслового содержания, то это у слепых наблюдается наиболее часто в связи с недостаточным конкретным на­полнением понятий чувственным содержанием.

Догматическое усвоение понятий и формальное опериро­вание ими могут быть преодолены путем конкретизации знаний, формирования новых и коррекции имеющихся представлений на основе широкого использования нагляд­ных пособий, ознакомления слепых с натурными объекта­ми и т. д. В этой связи следует отметить, что один из основ­ных дидактических принципов — принцип наглядности — имеет для слепых особо важное значение, так как только на его основе возможно нормальное усвоение понятий, кото­рые по своей природе не могут не опираться на наглядные образы действительности. Роль наглядности в усвоении по­нятий отмечалась в психологической и педагогической ли­тературе неоднократно. По этому поводу еще К.Д. Ушин-ский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам (понятиям. — А. Л.), и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету»1. Еще в большей мере, чем к нормально видящим, это относится к слепым, имеющим несравненно меньший запас представлений.

В процессе решения мыслительных задач на основе поня­тий строятся суждения — установление связей различной степени сложности между объектами и умозаключения — выводы из имеющихся знаний. Известно, что правильность суждений и умозаключений зависит от степени овладения понятиями (посылками), которыми оперируют, уста­навливая те или иные связи, делая определенные выво-

Ушинский К.Д. Избр. пед. произв. М., 1939. Т.Н. С. 156.


ды. Дивергенция чувственного и логического в понятиях слепых приводит к тому, что у них часто можно наблюдать неверные либо формальные суждения и умозаключения.

Выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и теоретическое, или отвлеченное (абстрактное), мышле­ние. В связи с тем что виды мышления определяются не столько его содержанием, сколько характером и способом решения задачи, становится ясным, что слепота не может внести принципиальных изменений в данную классифика­цию мышления. Независимо от того, под контролем како­го анализатора (зрительного или двигательного) соверша­ется действие, в процессе которого решается та или иная задача, независимо от того, зрительными или осязатель­ными образами оперирует мышление, делая то или иное заключение, оно остается в первом случае наглядно-дей­ственным, а во втором — наглядно-образным.

Однако в тифлопсихологии делались попытки охарак­теризовать мышление незрячих как логическое (теорети­ческое), обосновать их неспособность к наглядно-образ­ному отражению действительности. Такого рода взгляды имеют идеалистическую сущность и ведут в теоретичес­ком плане к разрыву чувственного и логического, а в пла­не практическом утверждают вербализм обучения сле­пых. Несостоятельными оказываются также попытки относить мышление ослепших и частичнозрячих соответ­ственно к смешанному и наглядно-образному типам.

В настоящее время не подлежит сомнению, что установ­ленные в психологии виды мышления различаются между собой не только по содержанию и характеру. Эти виды мышления отражают также и различные генетические уровни его развития. Отсюда следует, что развитие теоре­тического мышления невозможно без опоры на наглядно-действенное, на наглядно-образное мышление. В то же время нельзя представить, что различные виды мышле­ния на определенной ступени развития выступают как низшие (образное) и высшие (теоретическое). Напротив, теоретическое мышление, развившееся на основе нагляд-


но-образного, стимулирует развитие последнего, и они со­вместно с разных сторон отражают объективную действи­тельность. Взаимосвязь образного и теоретического мыш­ления особенно отчетливо проявляется в случаях затруднений при решении какой-либо теоретической зада­чи. В этой связи С.Л. Рубинштейн писал следующее: «Встречаясь с трудностями, протекающая в понятиях мысль часто обращается к представлениям, испытывая потребность „сличить мысль и вещь", привлечь нагляд­ный материал, на котором можно было бы непосредствен­но проследить мысль»1. Сокращение чувственного опыта у слепых приводит к затруднениям при «сличении мысли и вещи», к преимущественному оперированию понятиями, но это вовсе не означает, что их мышление становится ло­гическим. Дивергенция чувственного и понятийного мо­жет создать не логический, а только формальный тип мы­шления. Здесь же следует заметить, что догматическое усвоение слепыми понятий, создающее целый ряд трудно­стей при решении мыслительных задач, требует, пожалуй, гораздо более частого, чем при нормальном зрении и соот­ветственно нормальном запасе представлений, «сличения мысли и вещи». Именно поэтому имеются все основания утверждать, что формирование видов и типов мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в норме, и логическое (теоретическое) мышление может раз­виваться только на основе высокоразвитого наглядно-дей­ственного и наглядно-образного мышления.

Итак, мыслительная деятельность слепых подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, что и мышле­ние нормально видящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально из­менить его сущность. Отмеченные выше отклонения в

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. С. 384.


развитии мышления от нормы могут быть в значитель­ной степени преодолены в результате обучения, направ­ленного на формирование полноценных знаний, в кото­рых чувственное и понятийное представлены в единстве.


Вопросы

1. Что собой представляет мыслительная деятель­
ность?

2. Какую роль играет мышление в компенсации слепо­
ты и слабовидения?

3. Какие теории мышления получили наиболее широ­
кое распространение в тифлопсихологии?

4. В чем проявляется специфика мыслительной дея­
тельности слепых и слабовидящих?

5. Как развиваются формы и виды мышления при де­
фектах зрения?

Литература

Егорова Т.В., Лонина ВА., Розанова Т.В. Развитие на­глядного мышления у аномальных детей // Дефектоло­гия. 1975. № 4.

Жохов В.П., Замулин ЛЛ., Литвак А.Г. Особенности интеллекта слабовидящих школьников // Дефектология. 1987. № 1.

Оценка интеллектуального развития слабовидящих школьников: Метод, рекомендации / Сост. А.Л. Замулин и др. Л., 1986.

Самойлов А.Ф. Проблема мышления в тифлопсихоло­гии // Психологические особенности слепых и слабовидя­щих школьников: Сб. Л., 1981.


ГЛАВА 14. ВООБРАЖЕНИЕ СЛЕПЫХ1

Воображение — это своеобразная форма отражения действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов, до того никогда не вос­принимавшихся. Воображение имеет для слепых такое же значение, как и для нормально видящих: преобразуя имеющиеся представления и понятия, оно расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть резуль­таты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.

Отличаясь от представлений по своим функциям (обра­зы памяти воспроизводят, а образы воображения реконст­руируют прошлый опыт), воображение теснейшим обра­зом с ними связано. Ни один даже самый фантастический образ воображения не может быть создан без опоры на представления, а в конечном счете — без опоры на объек­тивную реальность. «Несомненно, — пишет С.Л. Рубин­штейн, — что отправной точкой для преобразований, осу­ществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, разнообразнее опыт человека, тем — при прочих равных условиях — богаче будет и его воображение»2.

Отсюда становится ясным, что узость круга, фрагмен­тарность, недостаточная обобщенность и другие недо­статки образов не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению.


1 Глава написана совместно с В.М. Сорокиным.

2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 333.


В тифлопсихологии конца XIX — начала XX вв. суще­ствовали две диаметрально противоположные точки зре­ния на воображение слепых.

Представители ассоциативной психологии утверждали, что сужение сферы чувственного познания ограничивает возможности комбинирования и создания новых образов, образов воображения, особенно творческого. Характерно, что, утверждая, причем совершенно справедливо, зависи­мость воображения от ощущений, Г.П. Недлер, К. Краузе и другие тифлологи не видели его тесной связи с мышлени­ем и речью, позволяющими в значительной мере воспол­нить пробелы чувственного отражения, и разрывали та­ким образом единство чувственного и понятийного.

В противовес тифлопсихологам и педагогам, придержи­вавшимся сенсуалистического направления, А.А. Кроги-ус, A.M. Щербина и другие авторы развивали идеалисти­ческую концепцию преимущественного развития психики при слепоте, утверждая, что выпадение функции зрения способствует развитию и богатству «внутренней» жизни. Будучи отгорожен от внешнего мира, слепой, по их мне­нию, создает с помощью мышления и воображения свой «внутренний мир», а это способствует развитию «выс­ших» психических процессов. Воображение слепых харак­теризуется упомянутыми авторами как более живое, чем у зрячих, слепым приписывается высокое развитие творчес­ки-музыкального и математического воображения и т. п.1

Приведенные взгляды, несмотря на их противополож­ность, имеют много общего, так как и в первом и во втором случае разрывается единство чувственного и логического.

Только диалектико-материалистический подход, рас­сматривающий процесс психического отражения как

1 Между прочим, интересно, что аналогичный взгляд на творческие воз­можности слепых, как ничем не ограниченные и являющиеся проявлением «внутренних сил», был широко распространен среди людей, очень далеких от научной психологии. Например, В. Гюго писал об ослепшем поэте Ара-го: «Когда гаснет телесное око, загорается око ума».


единство чувственного и логического, может объективно вскрыть особенности воображения при слепоте.

Сужение сферы чувственного познания за счет полного или частичного выпадения функций зрения обедняет вос­приятие и представления, ограничивает возможности комбинировании и реконструкции образов в воображе­нии. Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления — при непроиз­вольной трансформации образов в сновидениях. Психо­логи, изучавшие сновидения слепых (Герман, Джестроу, Челпанов), отмечают их зависимость от времени наруше­ния зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновиде­ния же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

В непроизвольных формах воображения при внезап­ной слепоте или резком снижении зрения в зрелом возра­сте может иметь место их интенсификация. Она проявля­ется в наплыве зрительных сновидений, носящих яркую эмоциональную окраску, или в возникновении зритель­ных иллюзий и функциональных галлюцинаций. В пси­хологии это явление получило название «синдром Шарля Боне». Считается, что данное явление представляет со­бой непроизвольную форму компенсации сокращения зрительной стимуляции. Вообще, воображение имеет тенденцию активизироваться в условиях неопределеннос­ти, при недостатке информации. Слепоту и слабовидение можно рассматривать как частный клинический случай депривации, при которой недостаток внешней информа­ции частично возмещается за счет активизации деятель­ности воображения. Однако это явление имеет место только у поздно ослепших и только в области непроиз­вольного воображения.

Одной из важнейших предпосылок развития вообра­жения является разнообразие и богатство запаса образов памяти, так как именно представления являются объек­том трансформации в образные комплексы воображения.


 




Процесс трансформации, комбинирования прежнего опыта составляет сущность фантазии человека. Отсюда следует, что другим, не менее важным условием развития воображения является формирование операционально-комбинаторных механизмов этого процесса.

Как уже отмечалось, качественные и количественные изменения образов памяти при слепоте и слабовидении существенно затрудняют процесс их включения в комби­наторную сферу воображения и тем самым препятствуют развитию механизмов трансформации представлений. Таким образом, развитие воображения слепых и слабови­дящих замедляется как за счет обеднения чувственного опыта, так и за счет трудностей в формировании операцио­нальных механизмов.

Однако, несмотря на ограниченные возможности, во­ображение слепых широко используется в процессах дея­тельности и в ряде случаев восполняет недостатки вос­приятия и бедность чувственного опыта, выполняя таким образом компенсаторные функции.

Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его по­мощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосред­ственного отражения; обследуя макеты, модели, рельеф­ные изображения недоступных для осязательного или на­рушенного зрительного восприятия объектов, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в ре­зультате чего адекватно представляют реально существу­ющие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы. Особенно отчетливо комби­нирующая деятельность воображения проявляется у ос­лепших, которые на основе сохранившихся зрительных представлений создают новые яркие образы воображения. Наличие же остаточного зрения еще больше расширяет возможности слепых в этом виде психической деятельно-


сти. Можно полагать, что при прочих равных условиях (возраст, развитие мышления, чувственный опыт и т. д.) сила воображения будет находиться в прямой зависимос­ти от состояния зрительных функций.

Развитие воссоздающего воображения у слепых являет­ся важной задачей учителя. Целенаправленное, управляе­мое педагогом воспитание воображения необходимо не только потому, что оно заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности представле­ния, может уводить слепого в сторону от реальной жизни. Особенно часто это наблюдается при пассивном воображе­нии, к которому в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую, учебную) склонны слепые. Воображе­ние, не регулируемое волей и сознанием, создает нереаль­ные фантастические образы. «Эти образы фантазии, явля­ющиеся для его (слепого. — А. Л.) развития бесполезными, для характера вредными, а для жизненного успеха гибель­ными, слепой оценивает часто как свое высшее духовное состояние, так как они приносят ему самоуверенность и уводят от суровой действительности, питая и поддерживая его жизнь, полную грез. Результатом этого являются меч­тательность и мнительность, которые ведут его к демора­лизации и отчуждению от реального мира»1, — писал С. Геллер. Хотя эти строки написаны более полувека тому назад, они остаются актуальными и сегодня.

Отход воображения слепых от действительности, воз­никновение желаемых, но нереальных образов отчетливо проявляется в мечте — особом виде воображения, создаю­щем картины будущего. Исследование Н.Г. Морозовой по­казало, что слепые в своих мечтах часто видят себя летчи­ками, капитанами, актрисами, археологами и т. д. Подоб­ный отрыв от реальности превращает мечту из стимула

Цит. по кн.: Бюрклен К. Психология слепых. — М., 1934. С. 191.


деятельности в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности. Поэтому для правильного развития способности мечтать необходимо, чтобы чело­век с дефектом зрения глубоко осознал свой недостаток, оценил свои возможности, познакомился со сферой их применения. И в этом ему должен помочь педагог. Только тесно связанная с жизнью мечта будет активизировать деятельность человека, потерявшего зрение, поможет ему занять соответствующее место в жизни.

Творческое воображение слепых из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зритель­ных представлений страдает значительнее, чем воссозда­ющее. Наиболее отчетливо это проявляется при врожден­ной абсолютной слепоте.

Художественное творчество может быть полноценным только в том случае, если оно отражает жизнь во всей ее полноте. Само по себе творческое воображение не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внеш­него мира, которые имеются у слепых.

Низкий уровень творческого воображения у слепых свя­зан также с тем, что отсутствие или серьезное нарушение зрительных функций препятствует овладению ребенком культурой, так как человеческая культура, как показал Л.С. Выготский, слагалась при известном постоянстве биологического типа и ее орудия, институты и т. п. рассчи­таны на нормальную психофизическую организацию. Это означает, что творческая деятельность во многих облас­тях культуры, науки, искусства возможна только при на­личии зрения. Трудно представить, чтобы слепорожден­ный, никогда не воспринимавший мир во всем великолепии его красок, игры света и тени и т. д., мог бы образно и типично воспроизвести его в художественном произведении.

Ограниченность творческих возможностей слепорож­денных в области искусства подтверждается отсутствием среди них подлинно творческих талантов и гениев. Все известные слепые художники — и гениальный английс-


кий поэт Мильтон, и легендарный Гомер, и французский скульптор-анималист Видаль, и многие другие — ослеп­ли в пору возмужания или зрелости. Их творчество осно­вано на богатом запасе зрительных представлений, кото­рые трансформируются силой воображения в новые, высокохудожественные образы.

Одновременно нужно подчеркнуть, что творческое во­ображение не ограничивается сферой искусства, оно про­низывает все виды человеческой деятельности.

Дефекты зрения ограничивают возможности развития творческого воображения лишь в определенных, связан­ных с нормальным функционированием зрения областях человеческой деятельности. Это положение подтвержда­ется практикой слабовидящих и слепых ученых, добив­шихся поразительных успехов в области кибернетики (Н. Винер), топологической алгебры (Л. Понтрягин) и мно­гих других.

Характеризуя в целом произвольное творческое вооб­ражение слепых и слабовидящих, следует подчеркнуть снижение его количественной продуктивности в сравне­нии с нормой. Это связано с бедностью и однообразием ас­социативных связей, лежащих в основе продуцирования образов фантазии.

Качественные изменения в сфере воображения прояв­ляются в снижении уровня оригинальности, т.е. новиз­ны, нестандартности образов.

Для воображения лиц с дефектами зрения, особенно до­школьного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражатель­ность, стремление к прямым заимствованиям, подмена об­разов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Об­разы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации яв­ляются способом преодоления затруднений в репродуциро­вании образов воображения. Затруднен у слепых и слабови-


дящих и переход от одного образа к другому из-за их низкой динамичности и пластичности.

Снижение уровня оригинальности воображения сле­пых и слабовидящих отчетливо проявляется в игровой деятельности, для которой характерны обедненность сю­жетов, недостаточная изобразительность, низкая актив­ность, склонность к стереотипным действиям.

Воображению слепых и слабовидящих свойственна не­устойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплоще­ния, многочисленные соскальзывания на побочные ситу­ации. Часто образы оказываются лишенными единого смыслового стержня — простым механическим соедине­нием различных элементов.

Недостаточный уровень осмысленности образов фан­тазии проявляется в снижении способности к антиципа­ции, то есть к предвидению, опережающему отражению, вероятностному прогнозированию.

Снижение подвижности и пластичности образов про­является в затруднениях при осуществлении операции «ментальной ротации» или умственного вращения, то есть способности к пространственному манипулированию образами, что, в частности, очень важно для пространст­венной ориентации.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой личности. Эмоциональная окрашенность является одной из важнейших особенностей образов фантазии. С этой точ­ки зрения воображение слепых и слабовидящих можно охарактеризовать как эмоционально незрелое, так как его образы, как правило, эмоционально не выразительны.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.039 сек.)