|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящихВ общей психологии существует несколько классификаций видов чувствительности, которые основаны на различных признаках: 1. По месту расположения рецепторов выделяют инте-роцепцию (внутренняя чувствительность), проприоцеп-
цию (мышечно-суставная чувствительность) и экстеро-цепцию (поверхностная чувствительность). 2. По способу рецепции выделяют дистантную, способ 3. По рецепторам, через которые в мозг поступает ин Эти классификации сохраняются в тифлопсихологии, причем наиболее значимыми для изучения ощущений слепых и слабовидящих являются две последние. Полное или частичное выпадение функций зрения — основного дистантного способа рецепции, играющего ведущую роль в деятельности человека, — вносит изменения в иерархию анализаторных систем. С момента возникновения и до самого последнего времени тифлопсихология решала, какой вид чувствительности, какие ощущения становятся ведущими при полной или частичной утрате зрения. От ответа на этот вопрос зависели не только пути развития тифлопсихологии, но и практика обучения, организация реабилитационной работы, разработка тифлотехнических средств и т. д. В конце XIX — начале XX в. тифлопсихологи при решении вопроса о том, какой рецептор становится ведущим после полной или частичной утраты зрения, отдавали предпочтение слуху. Выдвигая слуховые ощущения как ведущие, они исходили из имевшей в то время место классификации, делившей ощущения на высшие (зрительные и слуховые) и низшие (все остальные). В основе этой классификации лежало положение, согласно которому зрительные и слуховые ощущения сложились исторически, а все остальные имеют чисто биологическую природу. Однако теоретический анализ и практика с большой убедительностью доказывают, что все человеческие ощущения есть продукт «всемирной истории» (К. Маркс) и каждый вид ощущений приспособлен для отражения объективных свойств материального мира. Еще одно подтверждение ведущей роли слуха при слепоте тифлопсихологи видели в том, что выпадение функций дистантного рецептора может быть возмещено только деятельностью другого одноименного, то есть дистантного, рецептора. Выдвижение на первый план слуховых ощущений основывалось на умозрительном анализе деятельности слепых, принижало роль других видов чувствительности в компенсации дефектов зрения и направляло по неверному пути обучение слепых, обосновывая как ведущие так называемые слуховые, вербальные методы обучения. Бесспорно, что роль слуха очень велика, и совершенно справедливо утверждение выдающегося физиолога А.А. Ухтомского, который писал, что «слух — важнейший из органов чувств человека. Именно он в особенности помогает человеку стать тем, что он есть... На слух человека ложится исключительная и ответственнейшая задача... служить опорой и посредником в великом деле организации речи и собеседования»1. Однако это утверждение относится к психической деятельности человека в целом. В области же чувственного познания, где наиболее существенным является отражение пространственных свойств и отношений объектов, слуховые ощущения отодвигаются на второй план, уступая место зрительным, кинестезическим и тактильным. Только благодаря деятельности кожно-механического и двигательного анализаторов слепой может правильно отразить в своем сознании действительные пространственные свойства и отношения окружающего мира. Эта возможность заключена в сходстве деятельности зрения и осязания, их способности отражать одни и те же категории признаков предметов (форму, величину, удаленность, объемность и т. д.), в то время как слух многие пространственные категории непосредственно отразить не в состоя- Ухтомский А.А.. Поли. собр. соч. Т. IV. С. 220. нии. Раскрытая великим русским физиологом И.М. Сеченовым роль осязания в процессе чувственного отражения имеет огромное значение как для развития теории ощущений в общей психологии, так и для решения многих важнейших вопросов в психологии слепых и слабовидящих. В настоящее время экспериментально доказано, что утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестезического анализаторов. Старый спор тифлопсихологов, каким ощущениям — слуховым или кожно-двигательным — отдать пальму первенства, окончательно решился в пользу последних. Но необходимо иметь в виду, что однозначно решать вопрос о ведущей роли тактильно-кинестезической чувствительности можно лишь в отношении тотально слепых и лиц, имеющих светоощущение Когда же речь заходит о частичнозрячих, имеющих зрение (от 0,005 и выше), следует учитывать не только состояние зрительного анализатора, но и характер тех операций, в которых человек принимает участие. Так, в деятельности, требующей лишь грубого, малодифференцированного анализа (например, элементарные операции пространственной ориентировки), даже у частичнозрячих с наиболее низкой остротой остаточного зрения последнее занимает главенствующее положение. В операциях же, требующих более тонкого анализа, на первый план выступает осязание. Поэтому при наличии форменного зрения доминирование кожно-механического и двигательного анализаторов не абсолютно, а относительно. Что касается слабовидящих, то у них ведущим видом ощущений во всех видах деятельности остается зрение. Нужно иметь в виду также и то обстоятельство, что выделение ведущей деятельности какого-либо одного анализатора не исключает участия в процессе отражения ощущений других модальностей и не снижает их роли в компенсации утраченных или частично нарушенных зрительных функций. В процессе чувственного отражения на уровне ощущений обычно принимает участие несколько анализаторных систем, причем выделение ведущего анализатора в каждый определенный момент зависит не только от степени и характера нарушения зрительных функций, но и от объективных свойств отражаемых предметов, от задач, стоящих перед человеком. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |