АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды ощущений

Читайте также:
  1. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
  2. Взаимодействие ощущений и явление синестезии
  3. Виды ощущений
  4. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящих
  5. Виды ощущений.
  6. Виды экстероцептивных ощущений
  7. Закономерности ощущений
  8. И общие свойства ощущений
  9. Исследование абсолютных порогов ощущений
  10. Классификация и виды ощущений
  11. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ.

Классификацию ощущений принято осуществлять по следующим основаниям (т.е. по общим признакам):

1. Наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение:

§ дистантные (зрение, слух);

§ контактные (вкусовые, болевые, тактильные);

§ обоняние – промежуточное место между дистантными и контактными.

2. Место расположения рецепторов:

§ экстерорецептивные ощущения, рецепторы которых расположены на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и т.п.).

§ интерорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся внутри организма (ощущения голода, жажды, боли и т.п.), несут информацию о состоянии внутренних органов. Так, болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, выступая как защита организма от разрушения. Болевые ощущения, интенсивность которых не осознается в состоянии бодрствования, могут обнаруживать себя в сновидениях.

§ проприорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах и сухожилиях и несут информацию о положении тела в пространстве, о движении тела и его частей.

3. Модальность (вид раздражителя):

§ зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух видов:

а) палочки, с помощью которых человек различает черный, белый и серый цвета;

б) колбочки, дающие ощущение всех оттенков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

Палочки и колбочки различаются по цветовой чувствительности: желтовато-зеленый является ярчайшим цветом для колбочек, зелено-голубой или голубой – для палочек, поэтому огни на рулежных дорожках в аэропортах голубого цвета);

§ слуховые ощущения вызываются звуковыми волнами, воздействующими на слуховой нерв, расположенный во внутреннем ухе («улитку»). Все слуховые ощущения делятся на 3 вида:

а) речевые (слух к различению звуков речи называется фонематическим);

б) музыкальные (музыкальный слух);

в) шумы (шум дождя, грохот идущего трамвая);

§ вибрационные ощущения несут информацию о колебаниях упругой среды, специальных рецепторов вибрации не обнаружено, ощущать вибрацию могут все ткани организма;

§ обонятельные ощущения возникают в результате воздействия летучих веществ, обладающих запахами, на верхнюю часть носовой полости;

§ вкусовые ощущения (сладкого, кислого, соленого, горького) вызываются воздействием веществ, растворенных в воде или слюне, на вкусовые почки, расположенные на поверхностях языка, глотки и небеса;

§ кожные ощущения, из которых важное место в регуляции психических состояний и психическом развитии личности занимают тактильные (ощущения давления и прикосновения), больше всего тактильных клеток на ладонях, кончиках пальцев и губах;

§ болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя, имеют ярко окрашенный эмоциональный фон, так как вызывают положительные и отрицательные эмоции;

§ температурные ощущения вызывает теплообмен между организмом и окружающей средой (наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь);

§ осязание: сочетание температурных, болевых, тактильных и кинестезических ощущений; мы получаем информацию о гладкости, шероховатости, плотности предметов, а также о прикосновении предмета к телу.

 

Свойства ощущений:

§ модальность (качество);

§ длительность;

§ пространственная локализация;

§ интенсивность;

§ сенсорная адаптация;

§ взаимодействие (сенсибилизация, синестезия);

§ контраст.

1. Модальность (качество) – это специфические особенности, отличающие один вид ощущений от других (например, слуховые ощущения отличаются от зрительных).

2. Длительность ощущения – это его временная характеристика, так как ощущения имеют свою длительность: они не возникают одновременно с началом действия раздражителя и не исчезают с прекращением последнего.

3. Пространственная локализация раздражителя в предметном мире, это определяет характер ощущения: дистантные ощущения дают информацию о расположении раздражителя в пространстве, а контактные – о части тела, на которую воздействует раздражитель.

4. Интенсивность ощущений (количественная характеристика) определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.

Для измерения интенсивности ощущений введены пороги чувствительности. Существуют три вида порогов:

§ нижний абсолютный порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение: чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность, и наоборот;

§ верхний абсолютный порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при котором еще сохраняется данное ощущение;

§ дифференциальный порог (закон Вебера–Фехнера) показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение силы раздражителя.

При этом важно учитывать:

а) чем большей интенсивностью обладает исходный раздражитель, тем больше и порог. Так, если мы попали в достаточно освещенное помещение, то незначительное прибавление света нами будет не замечено. А вот в плохо освещенном помещении достаточно слегка его увеличить, чтобы все ощутили разницу;

б) согласно закону Вебера–Фехнера, повторяющиеся раздражения равной интенсивности ведут к снижению интенсивности ощущений.

5. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Выделяют три вида этого феномена:

§ адаптация – полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к ощущению давления, вызываемого наручными часами, поясным ремнем, кольцом или очками);

§ негативная адаптация – снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя (так, в первые мгновения после погружения в ледяную воду мы ощущаем действие сильного раздражителя, затем интенсивность ощущений снижается);

§ позитивная адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (неяркий свет заставляет нас приглядываться, негромкий звук – прислушиваться и т.п.).

6. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.

Взаимодействие ощущений – это изменение интенсивности ощущений под влиянием других органов чувств, причем происходит как повышение, так и понижение чувствительности. При этом слабые раздражители, вызывающие один вид ощущений, повышают чувствительность других, и наоборот, сильные раздражители понижают чувствительность других ощущений. Так, чтение книги при громкой музыке понижает чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора.

§ Повышение чувствительности, т.е. понижение порога чувствительности в результате взаимодействия органов чувств, называется сенсибилизацией, которая может возникать:

а) стихийно – как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепоты, глухоты). Так, глухие люди обладают настолько повышенной вибрационной чувствительностью, что даже могут слушать музыку, положив руку на рояль;

б) под воздействием специфических требований профессии и условий жизни (так, обонятельные и вкусовые ощущения достигают низкого порога, т.е. повышенной чувствительности, у дегустаторов вин, сыра, чая и т.д.).

§ При взаимодействии ощущений имеет место синестезия, при которой возникшие ощущения одной модальности возбуждают ощущения другой модальности (так, под влиянием звуков у человека могут возникать цветные зрительные образы, так называемый «цветной слух»).

7. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или параллельно существующего раздражителя. Здесь действует закономерность, в проявлении которой выделим два важных момента:

а) слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность;

б) если же раздражители действуют последовательно, и если предшествующий из них обладает значительной силой, то последующий будет восприниматься как менее сильный, нежели бы он воспринимался изолированно.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)