|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И общие свойства ощущенийЧувствительность – свойство анализатора реагировать на соответствующий раздражитель. Специальные исследования показали, что раздражитель вызывает в предназначенном для него анализаторе ощущение только тогда, когда обладает достаточной силой или интенсивностью. Минимальная интенсивность раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Величина нижнего абсолютного порога ощущения характеризует абсолютную чувствительность анализатора. Чем меньше, т.е. ниже абсолютный порог чувствительности, тем, следовательно, выше абсолютная чувствительность анализатора. Раздражители, сила которых не достигает абсолютного порога чувствительности, называются подпороговыми или субсенсорными. Максимальная интенсивность раздражителя, способная вызвать болевое ощущение у предназначенного для данного раздражителя анализатора, называется верхним абсолютным порогом чувствительности. А разница между верхним и нижним абсолютными порогами чувствительности называется диапазоном чувствительности человека. Так, диапазон слуховой чувствительности человека колеблется от 20 Гц (едва слышимый шепот на расстоянии 2-х метров) до 20000 Гц (звук выстрела артиллерийского орудия вблизи, при котором слуховые ощущения превращаются в болевые). Кроме абсолютного порога чувствительности различают еще и разностный порог, или порог различения. Порог различения – это минимальный прирост силы раздражителя, при котором изменяется интенсивность ощущения. Порог различения для каждого анализатора – величина постоянная. Так, для слухового анализатора порог различения равен 1/10, для зрительного 1/60. Это означает: для того, чтобы человек ощутил звук как более громкий, его сила должна увеличиться на 1/10 по сравнению с первоначальной. Иначе человеческое ухо не заметит разницы. На своеобразии порогов различения основан один из основных законов, относящихся к ощущениям. Он назван по имени немецких ученых, впервые сформулировавших его в середине XIX века: Эрнста Вебера и Густава Фехнера. Закон Вебера-Фехнера отражает тенденцию к более медленному росту силы ощущения по сравнению с ростом силы раздражителя. Точная его формулировка такова: сила ощущения находится в логарифмической зависимости от силы раздражителя, а именно: изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму силы раздражителя. Эта логарифмическая зависимость чрезвычайно важна для разработчиков теле- и видеоаппаратуры, т.к. помогает вычислить, насколько интенсивным должен быть сигнал, чтобы он ощущался точно и без искажений. Рассмотрим общие и процессуальные свойства ощущений и некоторые характеристики их отдельных видов. Общие свойства ощущений таковы: качество, интенсивность, продолжительность и локализация. Процессуальные свойства ощущений, т.е. такие, которые проявляются по ходу их протекания, таковы: адаптация, сенсибилизация, взаимодействие и синестезия. Качество – это основная особенность ощущения, определяемая предназначенным для него анализатором и варьируемая в пределах данного вида. Например, слуховое ощущение, которое от другого слухового ощущения может отличаться громкостью, тембром, высотой. Это и есть его качество. Интенсивность – сила ощущения, отражающая его количественные характеристики и определяющаяся силой действия раздражителя и степенью активации рецептора. Продолжительность – временная характеристика ощущения, которая описывает ощущение со стороны его длительности. Это свойство ощущения интересно тем, что ощущение не возникает тут же при действии раздражителя и не прекращается тот час же с прекращением действия последнего. У ощущения есть скрытый (латентный) период и есть период последействия. Например, вкусовые ощущения возникают через 50 миллисекунд после соприкосновения рецепторов на поверхности языка с раздражителем, а осязательные – спустя 130 миллисекунд. Зрительные ощущения обладают значительной инерцией и исчезают далеко не сразу после прекращения действия светового раздражителя и т.д. Локализация – такое свойство ощущений, которое раскрывает их пространственное местоположение и дает представление о расположении раздражителя и задействованных рецепторах. Среди процессуальных свойств ощущений первое место отводится процессу, который называется адаптация. Адаптация – это изменения чувствительности анализатора под влиянием его приспособления к действующему раздражителю. Различают три вида адаптации: 1) адаптация как полное исчезновение ощущений; 2) адаптация как притупление, т.е. снижение ощущений; 3) адаптация как повышение чувствительности. Адаптация проявляется во всех видах ощущений, поскольку есть общим свойством анализаторов. Особенно присуща она зрительному анализатору. Менее выражена в работе слухового анализатора. Пример. Адаптация к звуку состоит в том, что после действия громкого сигнала чувствительность снижается, а после отсутствия звукового раздражителя (после пребывания в тишине) слуховая чувствительность обостряется. Адаптация к болевым раздражителям выражена слабо. Сильные боли вообще не дают адаптации, поскольку выступают как сигнал опасности для организма. Общая закономерность процессов адаптации заключается в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность соответствующих анализаторов. Явление адаптации объясняется тем, что при длительном воздействии раздражителя на анализатор в центральной его части включается охранительное торможение. От адаптации следует отличать такое процессуальное свойство ощущений как сенсибилизация. Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Сущность сенсибилизации заключается в том, что именно в центральном звене анализатора под влиянием распространения возбуждения от мозгового конца другого анализатора возникает процесс возбуждения, который, в свою очередь, еще больше активирует первый анализатор. Например, обтирание лица холодной водой (осязательный анализатор) повышает чувствительность зрительного анализатора. Сенсибилизация наступает и в результате упражнения. Так, специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Дегустаторы вин или сортов табака различают настолько тонкие обонятельные и вкусовые ощущения, что нетренированному человеку даже трудно представить. Занятия музыкой развивают музыкальный слух, а живописью – цветоощущение. Явление сенсибилизации служит доказательством того, что ощущения развиваются под влиянием условий жизни и совершенствования деятельности анализаторов. Сенсибилизация - одно из проявлений более общего свойства ощущений, которое называется взаимодействие. Взаимодействием ощущений - это изменение чувствительности одного анализатора под воздействием раздражения, подающегося на другой анализатор. Ярким примером взаимодействия ощущений является повышение чувствительности слухового анализатора при интенсификации раздражения зрительного анализатора. Вот почему на музыкальных концертах всегда такой яркий свет. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений. А вот под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами зрительная чувствительность снижается. Особым видом взаимодействия ощущений является синестезия. Синестезия (от греч. estesioc – ощущение, sin – одновременное) – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховая синестезия, когда при возбуждении слуховых раздражителей, например музыки, у человека возникают зрительные образы. Когда звуки музыки вызывают ощущение света – это и есть проявление синестезии. Иногда в научной литературе выделяется в качестве отдельного и такое свойство ощущения как контраст. Контраст ощущений – это явление субъективного искажения качества ощущения под влиянием предыдущей установки, полученной вследствие прежнего ощущения. Например, после пребывания руки в холодной воде при погружении ее в теплую воду последняя будет казаться (ощущаться) горячей. А после горячей воды теплая будет ощущаться более холодной, чем это есть на самом деле. Описанные свойства ощущений свидетельствуют о том, что различные анализаторы работают не изолированно, а в тесной связи друг с другом. Это взаимодействие анализаторов обеспечивает компенсаторные возможности ощущений. Так, у слабовидящих людей обостряется слух. У слабослышащих – зрение. Примерно такие же процессы наблюдаются и в животном мире. У лебедя – острое зрение, хотя слабое обоняние. У крота – сильное обоняние при слабом зрении. Вместе с тем, ощущение не дает целостной и исчерпывающей картины действительности, хотя работа анализаторов может быть безупречна. У Джека Лондона есть рассказ, в котором главный герой, индеец, после посещения крупного морского порта, где он увидел впервые в жизни многотонные корабли, рассказывает об увиденном соплеменникам. Он сообщает изумленным товарищам и родичам о том, в чем лично убедился: корабли сделаны из железа. Но ему никто не верит. Мужчины племени в доказательство того, что парень лжет или заблуждается, на глазах у всех бросают в таз с водой железный нож, и тот, естественно, тонет. Никто не поверил рассказчику, хотя тот сам, лично, на ощупь, т.е. в процессе ощущения убедился, что корпус корабля металлический. Так как ощущение обеспечивает отражение отдельных свойства предметов и явлений, сенсорный уровень отражения действительности, безусловно, ограничен по своим познавательным возможностям. Вот почему ощущение называют первичным психическим процессом.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятию ощущения. 2. Охарактеризуйте физиологическую основу ощущения. 3. Проанализируйте строение анализатора. 4. Назовите основания классификации ощущений и их видов. 5. Перечислите общие свойства ощущений. 6. Проанализируйте понятие и явление «порог чувствительности». 7. Дайте определение чувствительности и охарактеризуйте закон Фебера-Фехнера. 8. Приведите по одному примеру процессуальных свойств ощущений. 9. Найдите общность и отличия в таких процессуальных свойствах ощущения как адаптация и сенсибилизация. 10. Охарактеризуйте специфику общих и процессуальных свойств ощущений.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. 2. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. – М: Наука, 1974. 3. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. 5. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1982. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |