АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ДЕФЕКТАХ ЗРЕНИЯ

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV Деятельность в области таможенного дела
  5. IV. Глава об Освобождении.
  6. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  7. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  8. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  9. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  10. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  11. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  12. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей

§ 1. Деятельность и компенсация

Человек как существо сознательное сформировался и выделился из животного мира в процессе трудовой дея­тельности, совместного изготовления и использования орудий труда, общения, в ходе которого от поколения к поколению передавался накопленный опыт.

Развитие в условиях сенсорной недостаточности подчи­нено тем же закономерностям, что и развитие в норме. Вы­работка компенсаторных приспособлений, благодаря ко­торым восстанавливаются или замещаются нарушенные или утраченные функции, является лишь частным прояв­лением рефлекторной деятельности человека. С помощью компенсаторных приспособлений осуществляется восста­новление нарушенного равновесия между человеком, при­родой и социальной средой, приходят в норму смещенные или нарушенные связи и отношения. Благодаря этим при­способлениям инвалид приобщается к деятельности. Раз­витие или восстановление активности, проявляющейся в деятельности, одна из важнейших задач реабилитацион­ной работы. Одновременно деятельность выступает как непременное условие компенсации дефекта.

Участие в деятельности необходимо для восстановле­ния утраченного слепым равновесия со средой, адапта­ции или реадаптации к условиям жизни без зрения.

Обычно взаимодействие оказывается эффективным при определенном (нормальном) психофизическом состоянии.

Любой соматический дефект, а тем более стойкие нео­братимые анатомические изменения, особенно затраги-


вающие центральную нервную систему, что имеет место при слепоте, препятствуют нормальной деятельности че­ловека, снижают его активность и нарушают ход психи­ческого развития.

Уже давно стало аксиомой положение о социальной обус­ловленности психического развития человека. Давно дока­зано, что, хотя каждая функция является продуктом дея­тельности определенного органа, подлинно человеческие психические функции складываются в онтогенезе, в течение всей его жизни, причем решающими условиями усвоения опыта являются активность и адекватность действий в фор­ме совместной деятельности и речевого общения.

Отсюда следует, что компенсация и доразвитие психи­ческих функций (как частный случай развития) возможны лишь при возобновлении деятельности в новых условиях.

Роль деятельности в компенсации дефектов неоднократ­но подчеркивалась многими учеными, причем наиболее отчетливо се значение было впервые показано в культур­но-исторической теории Л.С. Выготского. Впоследствии зависимость компенсаторного приспособления от харак­тера деятельности была подтверждена физиологически­ми исследованиями, показавшими, что избирательное развитие компенсаторных процессов определяется требо­ваниями, которые предъявляются индивиду жизнью.

Включение в деятельность в изменившихся условиях (при полном или частичном нарушении возможности зрительной перцепции) приводит к формированию нового способа пове­дения. Например, компенсаторные приспособления, обеспе­чивающие ориентацию в пространстве, возникают в тех слу­чаях, когда слепой активно и самостоятельно овладевает пространством. Практика показывает, что у инвалидов по зрению, постоянно пользующихся услугами сопровождаю­щих, ориентировочные навыки не формируются. Кроме того, включение в деятельность приводит к функциональ­ным изменениям, обеспечивающим компенсаторное приспо­собление (например, к снижению различительных порогов сохранных анализаторных систем).


Среди большого количества работ, посвященных ис­следованию роли деятельности в компенсации дефектов зрения, особое место занимает монография М.И. Земцо-вой «Пути компенсации слепоты». В ней эксперимен­тально подтверждено, что деятельность в различных ее видах является решающим условием как для преодоле­ния преград, встающих на пути психического развития при ранних нарушениях зрительных функций, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при поздней слепоте.

М.И. Земцова приводит яркие примеры положитель­ного влияния включения слепых в интересный обще­ственно полезный труд. «Наши наблюдения, — пишет М.И. Земцова, — показывают, что когда ослепшие вклю­чаются в интересующий их общественный труд, то их са­мочувствие заметно улучшается. Их охватывает чувство радости, бодрости, удовлетворенности успехами труда, у них укрепляется вера в свои возможности и силы, посте­пенно сглаживаются и ослабевают болезненные проявле­ния нервной системы, обусловленные утратой зрения и реакцией личности на слепоту». Далее она подчеркивает, что «осознание своей работы как социально значимой ча­сти общенародного дела расширяет творческие возмож­ности, таящиеся в организме человека, и оказывает ре­шающее влияние на процессы компенсации»1.

Включение в деятельность слепорожденных или рано потерявших зрение также благотворно влияет на компен­саторное приспособление. Участие в игровой, а затем учебной и трудовой деятельности повышает их актив­ность, развивает мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализатор­ных систем, положительно сказывается на развитии выс­ших психических функций. Раннее включение слепых де­тей в познавательную деятельность способствует коррекции и компенсации нарушенных функций.

Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М., 1956. С. 419.


Известно, что развитие компенсаторных приспособле­ний часто начинается спонтанно и происходит стихийно. Однако наиболее благоприятной почвой для их разверты­вания служит выполнение какой-либо деятельности. Вэ-той связи интересным представляется выделенный С.Г. Геллерштейном вопрос о роли трудовой терапии в ре­абилитационной работе с инвалидами по зрению.

В.М. Коган показал, что выработанные стихийно ком­пенсаторные приспособления не обнаруживают тенден­ций к переносу и обобщению.

Более того, спонтанное развитие компенсаторных при- способлений сопряжено с известным риском появления псевдокомпенсаторных приспособлений. Например, при ориентации в пространстве тотально слепые резко отки- дывают голову назад, предохраняя ее от возможных уши- бов при столкновениях с находящимися на пути предме- тами, а частичнозрячие с выпадением нижних половин полей зрения, наоборот, резко наклоняют голову вниз. То и другое способствует ориентировке, но вместе с тем ведет к деформации шейных отделов позвоночника. В то же время в ходе управляемой ориентации можно сформиро­вать приемы ориентировки в пространстве, исключаю­щие появление неблагоприятных последствий.

Не изменяя своей сущности, сохраняя основные фор­мы (игра, учение, труд и др.), деятельность как проявление внутренней и внешней (психической и физической) активно­сти человека при глубоких нарушениях зрения приобретает дополнительную компенсаторную функцию. Одновременно слепота и слабовидение обусловливают определенную специфику деятельности и вносят в нее некоторые ограничения.

Специфика деятельности при глубоких нарушениях зрения заключается прежде всего в изменении характера сенсорного контроля. В норме движения и действия пер­воначально контролируются визуально. Только по мере автоматизации навыка контроль начинает осуществлять­ся при помощи мышечного чувства. При глубоких нару-


шениях зрения зрительный контроль оказывается недо­статочным. При тотальной слепоте он вообще отсутству­ет. Иными словами, в структуре действия, включающей исполнение, контроль и регулирование, страдает среднее звено. В результате компенсаторного приспособления рука слепого начинает выполнять не только рабочие фун­кции, но и функции контроля. При наличии форменного зрения контроль в зависимости от характера операции и объекта деятельности может осуществляться либо гапти-чески (осязательно), либо визуально, а в ряде случаев при совместной деятельности зрения и осязания.

Кроме того, дефекты зрения существенно ограничива­ют сферу приложения человеческих сил, поскольку мно­гие операции и виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля (вождение автомобиля, занятия живописью и т. п.). Одновременно следует помнить, что существует большое количество операций, осуществле­ние которых возможно без зрительного контроля, но про­тивопоказано инвалидам по зрению. К ним относятся трудовые операции, неблагоприятно влияющие на кож-но-механическую и слуховую чувствительность (напри­мер, металлоштамповка и др.). Выполнение таких опера­ций частичнозрячими и слабовидящими потребовало бы от них большого напряжения зрения.

Чрезвычайно важно при включении инвалидов по зре­нию в деятельность учитывать их повышенную утомляе­мость, а также часто сопутствующие нарушениям зрения многочисленные дефекты (заболевания центральной нервной системы, нарушения опорно-двигательного ап­парата и др.).

Тем не менее многие виды физического и интеллекту­ального труда могут выполняться при отсутствии зрения или его глубоких нарушениях.

В связи с тем, что контингент слепых и слабовидящих чрезвычайно разнообразен как по состоянию зрительных функций, так и по общесоматическому состоянию, при включении в деятельность должна учитываться их рабо-


тоспособность. Знание возможностей слепых и слабови­дящих позволяет своевременно предупреждать утомле­ние, развивать выносливость, подбирать соответствую­щие виды физического и интеллектуального труда, то есть правильно нести работу по профориентации и про­фотбору.

Под работоспособностью понимается потенциальная возможность результативно действовать в дозированный временной интервал. Одновременно работоспособность является процессом, характеризующимся фазами враба-тываемости (повышение производительности), устойчи­вого уровня и падения продуктивности (утомление).

Для учебно-трудовой деятельности школьников с по­ражением зрительной сферы особое значение приобрета­ют частные виды работоспособности — зрительная и ин­теллектуальная.

Зрительная работоспособность определяется как спо­собность к выполнению деятельности, протекающей под неослабным зрительным контролем, длительность и про­дуктивность такой работы обусловливают возможности учащихся в осуществлении заданий, связанных с интен­сивным включением зрительной системы. Интеллекту­альная работоспособность предполагает определение воз­можностей в выполнении мыслительной деятельности, исключающей участие зрения или сводящей это участие до минимума.

Соотношение указанных видов работоспособности, на­ряду с офтальмологическими характеристиками, являет­ся определяющим фактором при подборе оптимальных режимов и видов работы для слепых и слабовидящих.

Включение в деятельность является основным услови­ем компенсации и реабилитации инвалидов по зрению, тем необходимым фоном, на котором проявляются и ста­новятся действенными многочисленные психологические и социальные факторы их адаптации к новым условиям жизни.


§ 2. Социально-трудовая реабилитация инвалидов по зрению

Включение инвалидов по зрению в общественно полез­ный труд является одной из основных задач реабилита­ционной работы. Успешное выполнение деятельности яв­ляется важнейшим показателем скомпенсированности дефекта, преодоления дезадаптации, вызванной наруше­ниями зрения.

Общественная по своей природе трудовая деятель­ность является основным фактором интеграции инвали­дов по зрению в обществе. Выше уже было показано, ка­кую роль играет трудовая деятельность в процессах компенсации и адаптации слепых и слабовидящих к усло­виям жизни.

Однако процесс вовлечения инвалидов по зрению в тру­довую деятельность, приобщения их к общественно полез­ному труду наталкивается на определенные трудности.

Прежде всего следует отметить, что организация трудо­вой деятельности может дать положительные результаты только при учете психофизиологических особенностей че­ловека. Наличие дефектов зрения, часто осложненных другими соматическими нарушениями, существенно за­трудняет проведение профессиональной ориентации и от­бора. Существующие справочные таблицы по трудоуст­ройству слепых и слабовидящих в известной мере позволяют преодолеть эти сложности. Но выбор доступно­го для инвалидов по зрению физического или умственного труда еще не решает проблемы.

Для включения в деятельность и последующей соци­ально-трудовой реабилитации необходимо преодолеть ряд психологических барьеров и вооружить инвалидов по зрению необходимыми знаниями и навыками.

Первым из таких барьеров является глубокая депрес­сия, возникающая как ответная реакция на слепоту или осознание дефекта, характерная для фазы бездеятельнос­ти. Именно в этот период у инвалидов по зрению форми-


руется установка на неработоспособность. Вместе с тем нет прямой зависимости между тяжестью дефекта (то­тальной или парциальной слепотой или слабовидением) и реальной работоспособностью. Указанная установка мо­жет сформироваться при любой тяжести поражения зре­ния. Следовательно, важнейшая задача на первом этапе реабилитации — выведение инвалида по зрению из деп­рессивного состояния и формирование у него установки на работоспособность.

Как показывают исследования, формирование установки на работоспособность, установки на труд и в целом положи­тельных мотивов деятельности не зависит в конечном итоге от глубины дефекта. Лишь некоторая зависимость социальных установок, и в частности установки к труду, наблюдается от времени потери зрения: наиболее благоприятные установки к труду зафиксированы у слепорожденных, наименее благопри­ятные — у лиц, ослепших в зрелом и пожилом возрасте. В це­лом же установки к труду у инвалидов по зрению находятся на достаточно высоком уровне, кроме установок к сложному тру­ду. Неблагоприятность установок к сложному труду связана, как полагает А.И. Суславичюс, с недостатками реабилитаци­онной работы по воспитанию у лиц с дефектами зрения уверен­ности в себе, в свои творческие возможности. Эти факты ука­зывают на необходимость при проведении мероприятий по социально-трудовой реабилитации учитывать время потери зрения и сосредоточивать внимание на переходе от фаз заня­тия и деятельности к фазе поведения.

Работа по социально-трудовой реабилитации требует также проведения специальных мероприятий, направ­ленных на формирование у слепых и слабовидящих необ­ходимых трудовых навыков, включая навыки контроля, развития или восстановления мобильности, навыков об­щения и др.

Как уже отмечалось, уровень работоспособности не связан прямо с глубиной дефекта зрения, впрочем как и с общесоматическим состоянием, что подтверждается час­тыми случаями высокой работоспособности при тяже-


лых дефектах и наоборот. Очевидно, что отсутствие зависи­мости (прямой) между глубиной патологии и степенью соци­ально-трудовой реабилитации (компенсаторного приспособ­ления) не отрицает значимости аномального фактора, а лишь указывает на необходимость учета всей совокупности физиологических и психологических особенностей инвалида по зрению. Среди последних, наряду с установками, мотива­цией, отношением к дефекту и социальной позицией инвали­да, важную и, быть может, решающую роль в процессе соци­ально-трудовой реабилитации играет удовлетворенность трудом. Она же одновременно выступает и как показатель со­циально-трудовой реабилитации (адаптации). При ограни­ченности выбора профессий, связанной с дефектами зрения, удовлетворенности трудом следует уделять особое внимание. В целом социально-трудовая реабилитация складывает­ся из системы мероприятий психолого-педагогического, со­циально-экономического и медицинского характера, осуще­ствляемых на фоне активного участия инвалидов по зрению в деятельности. Результативность этих мероприятий под­тверждается не только включением в производительный труд практически всех слепых и слабовидящих, но и той ощутимой пользой, которую они приносят обществу, созда­вая материальные и духовные ценности.


Литература

Акимушкин В.М., Моргулис К.С. Трудовая реабилита­ция инвалидов по зрению. Киев, 1983.

Зайцева М.И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.

Гл. IX.

Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов: Метод, рекомендации / Сост. В.П. Жохов, А.Г. Литвак и др. Л., 1986.

Коваленко Б.И. Возвращение ослепших к трудовой

жизни. М., 1945.

Кондратов А.М. Восстановление трудоспособности

слепых. М., 1976.

Пути совершенствования социально-трудовой реаби­литации инвалидов по зрению: Метод, рекомендации / Сост. В.П. Жохов, А.Г. Литвак и др. Л., 1988.


Вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия «деятельность».
Дайте характеристику основных видов деятельности.

2. Какова роль деятельности в развитии психики и
компенсаторном приспособлении слепых и слабовидя­
щих?

3. Что представляет собой процесс социально-трудо­
вой реабилитации инвалидов по зрению? Какую роль в
нем играют различные виды деятельности?

4. Раскройте содержание понятия «работоспособ­
ность», назовите ее виды.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)