АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАК НАУКИ

Читайте также:
  1. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  2. IX.3.Закономерности развития науки.
  3. IX.6. Взаимоотношение науки и техники
  4. VII. Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума
  5. YIII.4.3.Формализация. Язык науки
  6. А.О.Смирнов: історія психології як рушійна сила цієї науки
  7. Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  8. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности
  9. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  10. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  11. В структуре современной экономической науки
  12. Введение. Предмет философии науки (Розов М.А., Стёпин В.С.)

§ 1. Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки

Интерес к психической жизни слепых, особенностям их деятельности уходит своими корнями в глубь веков. Описа­ния «душевной» жизни слепых можно найти в работах ан­тичных философов, в древних восточных рукописях. Фило­софы и писатели пытались объяснить, каким образом чело­век при отсутствии зрения познает окружающий мир, совершенствуется духовно. Однако на протяжении многих

веков религиозные, мистические представления о душе че­ловека, ее природе препятствовали проникновению в суть

психических явлений.

Первая попытка дать материалистическую характерис­тику психической деятельности при отсутствии зрения была предпринята французским просветителем Д. Дидро (1713—1784) в книге «Письма о слепых в назидание зря­чим», а позднее в знаменитой «Энциклопедии» (раздел «Слепой»). В частности, Д. Дидро отрицает в своих рабо-

тах существование «врожденных идей», пытается дока-

зать, что представления слепых, их знания, все богатство душевной жизни есть результат непосредственного опы­та, в накоплении которого при благоприятных условиях слепота не является непреодолимым препятствием.

Работы Д. Дидро привлекли внимание общества к поло­жению слепых и способствовали распространению мысли о необходимости их специального систематического обуче­ния. В 1784 г. в Париже, в 1791 г. в Ливерпуле, в 1801 г. в Лондоне, в 1804 г. в Берлине, в 1881 г. в Петербурге, в 1882 г. в Москве открываются учебные заведения для


слепых. В 80-х гг. XIX в. в мире насчитывается уже около
150 таких заведений. >

Начало систематического обучения слепых, требовав­шего особого подхода, специальных методов и средств обу­чения, послужило толчком к возникновению специальной педагогики (тифлопедагогики), для успешного развития которой необходима была теоретическая база — психоло­гические знания об особенностях развития и проявлений психики при слепоте. Таким образом, практика обучения и воспитания слепых явилась объективной предпосылкой становления тифлопсихологии как науки.

Первые исследования психики слепых относятся к 70-м гг. XIX в. Проводились они самими слепыми, что придало тифлопси-хологическим исследованиям своеобразный ха­рактер — изучение психической жизни слепых осуществ­лялось путем интроспекции (самонаблюдения). Почти все работы конца XIX — начала XX в. — результат самонаблю­дения образованных слепых. Наиболее характерной и фун­даментальной из них является монография М. Сизерана «Слепец о слепых». В ней и в других работах даны описания поведения и внутреннего мира слепых. Однако достовер­ность, а тем самым и научная ценность этих материалов в ряде случаев весьма сомнительна и требует тщательной проверки, так как в самонаблюдении очень часто плоды фантазии воспринимаются как действительные пережи­вания, а реальные события искажаются, субъективно пре­ломляясь в сознании индивида.

Очевидно, что самонаблюдение как основной метод тиф-лопсихологического исследования не может раскрыть объек­тивных закономерностей психики. Но это не означает, что оно должно быть отвергнуто как метод вообще. Самонаблю­дение давало и дает тифлопсихологии немало ценного мате­риала и является важной стороной психологического иссле­дования, особенно в тех случаях, когда направляется и про­веряется исследователем при помощи объективных методов.

В середине 80-х гг. XIX в. осуществляются первые экс­периментальные исследования психики слепых. Исполь-


зование экспериментальных методов открыло перед иссле­дователями новые возможности. Был получен ряд фактов, свидетельствовавших о специфике развития и проявлений отдельных сторон психики при дефектах зрения, особенно в области ощущений, восприятий и представлений. Иссле дования психики слепых приобретают системный харак­тер. Окончательно утверждается мнение, согласно которо­му влияние слепоты на психику настолько существенно, что для ее изучения необходимо выделение тифлопсихоло­гии в самостоятельную отрасль психологической науки.

Развитие тифлопсихологии как самостоятельной отрас­ли научного знания происходило в известной степени сти­хийно, без сколько-нибудь четкого ее определения, обосно­вания и построения как науки. Следует, однако, отметить, что в 20-е гг. XX в. вопрос об обосновании тифлопсихологии как особой ветви психологической науки поднимался нео­днократно. Однако этому препятствовало одностороннее и неверное вульгарно-материалистическое или идеалистичес­кое понимание психики слепых. Препятствовало оно и раз­работке научной методологии. Все это, естественно, небла­гоприятно отражалось на дальнейших исследованиях.

Становлению тифлопсихологии как самостоятельной отрасли знаний мешало противодействие отдельных уче­ных, отрицавших наличие существенных особенностей в психике слепых. Так, например, П. Биллей, Ф.И. Шоев и некоторые другие исследователи считали, что изучение психики слепых вполне может осуществляться в рамках общей психологии. С их точки зрения, задача заключается лишь в восстановлении психического равновесия, которое нарушается при полной или частичной утрате зрения.

Наиболее отчетливо взгляды тех, кто утверждал, что психика слепых вполне может изучаться в рамках общей психологии, выразил немецкий тифлолог Кон. Он утвер­ждал, что если «оставить в стороне несущественные огра­ничения, то слепой обладает возможностью и способнос­тью до такой степени компенсировать отсутствующее зрение, что он может сказать, что у него есть все, кроме


 




абсолютно неограниченной свободы передвижения». Далее Кон писал: «Его (слепого. — А. Л.) хорошо развившаяся спо­собность представления передает ему окружающую жизнь в правильных образах, и его живо работающий ум, кото­рый абсолютно не чувствует себя изгнанным во мрак, при­водит его в центр мира зрячих. Лишь немногие из слепых жалуются на свою слепоту и хотели бы быть зрячими» 1.

Такого рода утверждения, имевшие в своей основе поло­жения субъективно-идеалистической философии, не только тормозили развитие тифлопсихологии, но и являлись пре­пятствием на пути воспитания и обучения слепых детей.

Диалектико-материалистическое обоснование тифлоп­сихологии как самостоятельной отрасли психологичес­кой науки было дано в середине 30-х гг. XX в.

Согласно точке зрения отечественных тифлопсихологов, слепота и слабовидение нарушают взаимодействие организ­ма и среды, что в свою очередь создает ряд особенностей в развитии и проявлениях психики. Эти особенности могут быть в значительной мере устранены в процессе правильно организованных обучения, воспитания и реабилитацион­ной работы в благоприятных социальных условиях.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)