|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия древних Индии и Китая5.6. Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального. [1] Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм. Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая в первую очередь методом мышления. Таким образом, в его содержании заключено то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с его формой связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма. В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоёв общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, он способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. Критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков, и неоспоримо доказывается его истинность. Слово «материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые дали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Материализм прошёл в своём развитии 3 этапа. Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). [2] Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего материализма состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего. В античности еще Фалес Милетский считал, что всё возникает из воды и в неё превращается. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). В средние века материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога». В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Вруна и другие) часто был облечён в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в её целостности и во многом напоминал материализм античности – это было время второго этапа развития материализма. В 16-18 веках, в странах Европы – второй этап развития материализма - Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди, Спиноза, Локк и другие сформулировали метафизический и механистический материализм. Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. Материализм 17-18 веков связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 века стали рассматривать последние элементы природы как неодушевлённые и бескачественные. Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, французские философы (Дидро, Гольбах и другие) рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 века. Органическая связь, существующая между всяким материализмом и атеизмом, у французских материалистов 18 века выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы материализма на западе был «антропологический» материализм Фейербаха, в котором наиболее ярко проявилась созерцательность. В 1840-х годах Карл Маркс и Фридрих Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма – это было начало третьего этапа развития материализма. В России и странах Восточной Европы во второй половине 19 века дальнейшим шагом в развитии материализма явилась философия революционных демократов, которая стала производным от соединения гегелевской диалектики и материализма (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев и другие), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и других. Одна из особенностей развития диалектического материализма - обогащение его новыми идеями. Современное развитие науки требует, чтобы ученые-естественники становились сознательными сторонниками диалектического материализма. Вместе с тем, развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии материализма. Последнее происходит в постоянной борьбе материализма с новейшими разновидностями идеалистической философии. В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике. Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания. Основными формами материализма в историческом развитии философской мысли являются: античный материализм, исторический материализм, метафизический материализм Нового времени и диалектический материализм.
1.2 Понятие идеализм
Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального. [3] Идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад. Термин «идеализм» появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Дидро назвал идеализм «...самой абсурдной из всех систем». Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения. Буржуазными философами термин «идеализм» употребляется во многих смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. В условиях классового общества идеализм возникает как наукообразное продолжение мифологических и религиозно-фантастических представлений. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе с тем, отдельные представители идеализма, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьёзно стимулировали разработку ряда важных философских проблем. По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, он возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. Историческими истоками идеализма являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализму дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота – вот гносеологические корни идеализма». [4] Эти гносеологические корни идеализма закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического, при котором «...сознание в состоянии эмансипироваться от мира...». [5] С формированием рабовладельческого общества идеализм становится естественноисторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд был первоначально их привилегией. В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно. В период общего кризиса капитализма распространились такие формы идеализма, как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения - главные разновидности идеализма середины 20 века, но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления на мелкие эпигонские школы. Главными социальными причинами многообразия форм современного идеализма (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции франкфуртской школы и другие) являются углубляющийся процесс распада буржуазного сознания и стремление закрепить иллюзию «независимости» идеалистической философии от политических сил империализма. Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы идеализма возникли уже в Древней Греции. Классической формой объективного идеализма была философия Платона. Ее особенность - тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале нашей эры, в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с мистицизмом. Эта особенность объективного идеализма ещё сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного идеализма, произведённая, прежде всего, Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного Бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир. В средневековой философии идеализм представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшими представителями были: Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 века: Дж. Беркли и Д. Юма. Начиная с Декарта, в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов всё больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением субъективного идеализма стала гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с другой - объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Своего наивысшего расцвета философский идеализм достиг в немецкой классической философии, обосновавшей и развившей идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм.
7. Большинство философов утвердительно решало вопрос о том, в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности. Однако существует ряд мыслителей, оспаривающих возможность познания мира или по крайней мере исчерпывающего познания. Агностицизм (от греч. аепозТоз - недоступный познанию) отражает определенную позицию в философии и науке, отрицающую возможности истинного познания окружающего мира. И хоть сам термин «агностицизм» был введен в конце XIX в. английским естествоиспытателем Т.Гексли, агностики заявляли о себе еще со времен античности. В произведении виднейшего софиста Протагора «Истина» провозглашается: «Человек есть мера всех вещей». Тем 'самым знание, законы и истина ставятся в зависимости от человека-индивида, их относительность абсолютизируется. Софисты - учителя мудрости должны научить каждого, обратившегося к ним, убедительно доказать или опровергать любую точку зрения, любое положение. В основе подобной деятельности коренится убеждение об отсутствии истинности и закономерности. К самым ярким представителям агностицизма относят Д.Юма и И.Канта. Юм был уверен, что наше познание имеет дело с опытом и привычкой, а не с истиной и законом, и мы не можем судить о том, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах выйти за его пределы. Кант назвал недоступный нашему познанию объективный мир «вещью в себе» и настаивал на принципиальной границе между действительностью и познанием. Мир явлений (феноменов) - «вещей для нас» ничего не говорит о скрытом от нас мире ноуменов - «вещей в себе», которые, согласно Канту, находятся вне пространства и времени. Скептицизм, первоначально возникший как направление древнегреческой философии, хоть и переводился с древнегреческого как рассматривающий и исследующий, по сути своей был обращен к тому, чтобы подвергать все сомнению и недоверию. Скептики не допускали возможности достоверного знания, отвергали причинность в мире, отрицали существование добра и зла, не верили в возможность обоснования норм и законов. Так называемые скептические тропы являлись аргументами против возможности достижения достоверного знания. Всех, не разделявших убеждений скептицизма, считали догматиками и называли глупцами. Возникновение античного скептицизма связывают с именем Пиррона (конец IV в. до н. э.). Резкое противопоставление знания, основанного на доказательстве, и субъективной чистой видимости, кажимости является, начиная с Пиррона, самым главным в скептицизме. Так как все течет и все меняется, то, согласно мнению скептиков, ни о чем вообще ничего сказать нельзя и следует воздержаться от каких-либо суждений. Вещи не различимы, не исследуемы и не определимы; ни наши ощущения, ни наше мышление не являются ни истинными, ни ложными, им не следует верить. В суждении софиста Горгия: 1) ничего не существует; 2) если что-либо и существует, то оно непознаваемо; 3) если существует и познаваемо - оно невыразимо. В этих трех положениях заключается суть античного скептицизма. Мир настолько изменчив, что невозможно, чтобы кто-либо смог передать свои знания другому. Однако скептицизм, сохраняя за собой свою критическую направленность, может выступать и в ином качестве, являясь частью свободомыслия и вольнодумной культуры, подвергая сомнению теологические истины. Поэтому в более широком смысле скептицизм можно рассматривать как метод, предлагающий возражения против принятого и устоявшегося. В первую очередь скептицизм направлен против догматизма, его цель - «подорвать авторитеты». Хотя скептицизм и агностицизм - однотипные учения, разница между ними существует. Агностик, отрицая познаваемость реальности, не отрицает возможности теоретического знания и не придерживается принципа «воздержания от суждения». Агностицизм естествоиспытателей называется «стыдливым» материализмом в силу того, что в нем признается наличие теоретической проблемы, но на вопрос: «А каково ее решение?» - следует ответ: «Не знаю». Если же естествоиспытатель будет следовать традиционному скептицизму, то ему или не придется рассуждать вообще или рассуждать по типу; «Собака, кажется, имеет четыре ноги». Агностицизм, отражая реальную противоречивость процесса познания, весьма живуч. Однако было бы ошибочно отождествлять его с идеализмом. Такие известные философы-идеалисты, как Р.Декарт, Г-Лейбниц и Г.Гегель не были агностиками, а, напротив, подвергали агностицизм справедливой критике, содержащей, правда, больше остроумия, нежели аргументов, вскрывающих его несостоятельность. Тем не менее его разрушительное воздействие на ход и течение познавательного процесса достаточно очевидно. Агностицизм, сжато выраженный в словесной формуле: «Не знаю» и повсеместно сопровождающий познавательный процесс, настаивает на выводе о произвольности в познании, когда «может быть так, а может быть по-другому». С агностицизмом связывается также убеждение в чисто символической природе познания, когда познавательный (гносеологический) образ предстает не как адекватное отражение познаваемого объекта, но всего лишь как не претендующее на сходство символическое его замещение. Представление об истинности познания в этом случае коренится только в вере. Однако показать соответствие познания и действительности и тем самым отвергнуть агностицизм можно, лишь перенесясь из сферы умозрения в сферу практической деятельности. Самое решительное опровержение агностицизма и скептицизма заключается в практике, эксперименте и промышленности. Производя тот или иной предмет, мы одновременно показываем правильность понимания данного явления природы и закономерности его функционирования. Способность, рассуждать – это неотъемлемое естественное свойство каждого человека. Мышление, будучи связано с органами чувств, в тоже время качественно отличается от них. Познавая внешний мир, человек логически воспринимает его. Этот процесс протекает в его мозгу в форме мышления. Таким образом, объективная действительность познается человеком не только в чувственной форме ощущений, восприятий и представлений, но и в виде абстракций. Понятие «абстракция» имеет два значение: 1) как итог процесса познания (законы, определения, теории и выводы) и 2) как процесс отвлечения отдельных сторон, части целого, свойства, качества. Мышление есть активный процесс познания объективной реальности. Благодаря мышлению, человек имеет возможность выявлять, познавать не только случайные внешние связи, но и устанавливать внутренние, существенные, необходимые, основные, проникать в сущность явления, которая недоступна непосредственно чувственному восприятию. Уметь мыслить – значит отразить в субъективной логике, в научных понятиях, законах науки объективную логику вещей, явлений, процессов. Частными формами абстрактного мышления являются анализ и синтез. Нельзя знать целое, не имея представление о его частях. Историческое развитие медицины шло по пути анализа, расчленения познаваемых ею предметов и явлений (организм человека, его органы, системы), описания и классификации. Так, врач мало, что мог знать о воспалении, если бы не выделил составных частей этого процесса, которые характеризуются краснотой, опухолью, болью, местной температурой, нарушением функцией органа. Но анализ – только начало изучения предмета. Сам по себе он не может дать полного познания явления. Это достигается путем применения синтеза. Синтез – мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. Таким образом, анализ нельзя понимать как простое мысленное механическое расчленение данных чувственного опыта. Он должен исходить из признания существования целого и части. Результат анализа становиться отправной посылкой синтеза, а синтез в свою очередь содержит в себе данные анализа. Анализ и синтез позволяют отразить качественное состояние явления, его ведущее противоречие, связь нового состояния со старым. Специальное знание и культура мышления врача дают ему возможность правильно пользоваться методом анализа и синтеза в процессе постановки диагноза и лечения. Универсализм философских методов проявляется в том, что они могут быть использованы при исследовании любых сфер и форм действительности, при построении как практической, так и теоретической программы деятельности. Основными из них следует назвать, наряду с анализом и синтезом, критический, герменевтический и диалектический методы.
Критический метод в философии нацелен на то, чтобы анализировать в объекте его позитивные и негативные стороны относительно цели и средств по ее достижению. При этом критика подразумевает не только выявление отрицательных сторон.
Герменевтический метод в философии предполагает подход к объекту, который выявляет и анализирует в нем не только явные признаки, но и те, которые подразумеваются «контекстом» самого существования объекта и спецификой его взаимоотношения с субъектом познания. Порой побочные следствия гораздо важнее, чем прямые для становления цельности и ее развития. Применительно к медицинской деятельности это означает учитывание условий и факторов жизнедеятельности больного, отход от лечения болезни. Это только первоначально герменевтика являлась искусством и методом понимания чужой индивидуальности (Шлеймахер, Шлегель), позже она была обоснована не просто как метод гуманитарных наук, но и как учение о бытии (Хайдеггер, Гадамер), обогащенное переоценкой прямых свидетельств нашего сознания и истолкования действительности через синтез текстового и контекстного знания.
Диалектический метод в философии предполагает рассмотрение развития объекта в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. Другими словами, диалектический метод предполагает рассмотрение объекта в его развитии. При этом считается, что человеческое знание относительно того уровня науки, в котором познает субъект, и степени осознания им окружающей действительности. Таким образом, диалектика выделяет три относительно самостоятельные сферы и нацелена на познание противоречий, которые возникают в их отношениях, как основной причины качественного изменения ил или развития, которое происходит в какой-либо сфере.
Философские методы нацелены на познание отношений между субъектом познания и объектом. Потребность в применении философской методологии возникает при необходимости пересмотра старых теорий, или создании новых.
Вывод: Философская методология рассматривает объект познания на предельном уровне его существования, онтологическом и задает логические правила, принципы построения теорий, вырабатывает критерии истинности, установки и правила соотнесения теории и практики в результате переосмысления оснований отношений между субъектом познания и объектом, представлений об объекте познания. Философия - наука, которая занимает особое место в системе окружающих человека знаний. Функции философии краткоОна зародилась еще во времена Древнего мира и сопровождала человека на пути всего его становления и развития. За этот огромный период времени зародилось и исчезло множество течений, однако каждое из учений представляло собой систему отношений с окружающей нас действительностью. Функции и методы философии помогают человеку найти его место в жизни, понять, что представляет собой мир, общество и каждый человек, и позволяет осмыслить тайны мироздания. Данная наука определяет систему взглядов на различные области жизни, а также дает определенные знания. Функции философии в обществе Функции философии (кратко) - наиболее важные направления подобной науки, которые позволяют применять ее для реализации различных целей и задач.
Как известно, объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальность не вообще, как таковая, а как мировоззренческая проблема, которая рассматривается через призму отношения «человек – мир» («мышление — бытие», «субъект – объект» и т.д.). Полюса этого мировоззренческого отношения являют собой не просто различия, но и такие диалектические противоположности, которые «тяготеют» одна над другой, «пронизывают» одна другую, «жаждут» отождествиться, «слиться», «интегрировать» одна в другую. Отражая непростой и противоречивый характер отношения «человек – мир», философия с самого начала своего существования проявляет черты альтернативности и одновременно диалогичности. Вся ее история, как будет показано далее, являет собой бесконечный диалог идеализма и материализма, гносеологического оптимизма и агностицизма, диалектики и метафизики. В реальном историко-философском процессе этот диалог существует как «полифония», «многоголосие» альтернативных позиций – номинализма и реализма, догматизма и скептицизма, рационализма и иррационализма и т.д. Еще одной существенной особенностью философского знания является его принципиальный историзм. Философия, постигающая основные способы отношения «человек – мир», не может абстрагироваться от собственной истории. Без обращения к историко-философской тематике ни один из разделов философии не способен решать свои проблемы. История философии является школой теоретического мышления, поскольку для развития последнего «… не существует до сих пор никакого иного средства кроме изучения всей предшествующей философии» (Ф. Энгельс). Постигая огромное философское наследие, нельзя забывать о том, что история философии, во-первых, есть история единой, хотя и растянувшейся во времени, попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя, то есть история осмысления человечеством важнейших мировоззренческих вопросов о сущности мира, человека, их природе и судьбах. Во-вторых, история философии - многогранное диалектическое единство коллективного опыта человечества, всех его поколений, народов и мудрецов-философов, «схватывающих» время, эпоху в концентрированном виде. Отсюда разнообразие типов (способов) философского мировоззрения, приводящих к борьбе различных точек зрения, принадлежащих множеству учений, школ, течений в едином философском процессе. В-третьих, история философии представляет собой отражение общей логики движения и развития всей общественной мысли, логики развития культуры в целом. Следует также учитывать, что история философии — не простая сумма философских учений определенной исторической эпохи, это прежде всего ценностная значимость каждого из них самого по себе. Поэтому и рассматриваться они должны только как дополняющие друг друга. Проблема исторической обусловленности философии имеет и такой аспект, как схожесть философской проблематики в различных национально-культурных условиях одной исторической эпохи. Действительно, почему философская проблематика Востока и Запада во многом совпадает? Почему создается определенная тождественность историко-философского процесса? Ответ на этот вопрос заключен в логике развития человеческой культуры в целом. Именно эта закономерность должна учитываться при определении философской проблематики каждой исторической эпохи. Поэтому возможно как параллельное рассмотрение философской мысли разных стран и народов, так и выявление специфики философии конкретного исторического этапа на примере наиболее характерных для данной исторической эпохи философских учений, школ и направлений. Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия. Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы. Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями. Философские направления – это наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе (учения, школы), которые имеют общие принципиальные положения и допускают отдельные частные разногласия. Для истории философии, как и для любой истории, важнейшим является вопрос периодизации. Наиболее общепринятый подход периодизации истории философии предложен Г.В.Ф. Гегелем, который назвал философию «духовной квинтэссенцией эпохи». Происхождение философии до сих пор остается во многом загадочным событием. Уникальность и сложность этого события затрудняют логическое объяснение начала философии как таковой, поэтому вопрос о генезисе философии не менее актуален, чем вопрос о ее сущности. Предполагают, что философия возникла в результате совпадения нескольких благоприятных условий и предпосылок. Принято говорить о психологических предпосылках, духовных истоках и социальных условиях появления философии. Еще древние мыслители указывали на то, что философия возникает как продукт недоумевающей мысли. Так, Платон считал удивление началом философии. Удивление, понимаемое не в обыденном смысле, а как такое состояние сознания, когда оно вдруг обнаруживает, что привычные и общепринятые воззрения ни на чем не основаны и поэтому являются заблуждением, предрассудком. Подвергая их анализу и оценке, сознание сомневается в них. При этом оно не просто отрицает традиционные ценности, но и творит новые. Предметы и явления, окружающие человека, превращаются из объектов созерцания в теоретическую и нравственно-практическую проблему. Первый шаг зарождающейся философии – усмотрение того, что наши знания о мире зависят от того, насколько мы познали свою собственную сущность. «Познай самого себя, и ты познаешь мир». Среди духовных истоков философии обычно выделяют два основных – эмпирические знания и мифологию. Знания и миф равным образом порождают философское видение мира, но способы их преемственности с ним различны. Эмпирическое знание не превращается в философию автоматически. Она появляется из преднаучного знания, как бы «удивляясь» ему, тем самым указывает на его ограниченность и побуждает его к совершенствованию. Философия и мифология находятся в одном эволюционном ряду и между ними неизбежна генезисная преемственность. Древнегреческий философ Аристотель считал, что тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ. Отрицая мифологию, философия тем не менее, воспринимает от нее опыт, с одной стороны, предельного обобщения восприятия мира, а с другой – ценностного отношения к миру. Процесс отделения философии от мифологии - это длительный, «растянутый» на многие столетия процесс. Следует отметить, что полностью «очиститься» от мифологии философия не смогла на протяжении всей истории. Для появления философии необходимы были также и социальные условия. К ним относятся прежде всего отделение умственного труда от физического, позволившее заниматься теоретической деятельностью. Профессионализация философской деятельности начинается в период разложения социально-экономической структуры и возникновения государства, предоставившего индивиду минимум свободы. В различных исторических регионах этот процесс происходит в разное время и по-разному. Начавшись на территории древних цивилизаций Ближнего Востока (Египет, Вавилон, Шумерское государство), он там не завершился. Ему препятствовали древневосточная государственность (деспотизм) и монополия жрецов на знания. В силу этого говорят лишь об отдельных элементах философского знания в этом историческом регионе. Становление философии, ее предметное самоопределение происходит в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии, Китае и Греции. Специфика общественного развития этих стран обусловила преобладание в восточной философии религиозно-нравственной проблематики, утверждение в западной философии культа знания ради знания. Это и предопределило появление восточной и западной традиций мировой философии. Философия древних Индии и Китая Характеризуя древневосточную философию (Индия, Китай), следует заметить следующее. Во-первых, она сформировалась в условиях деспотичных государств, где человеческая личность была поглощена внешней средой. Неравенство, жесткое кастовое деление во многом определили социально-политическую и морально-этическую проблематику философии. Во-вторых, большое влияние мифологии (носившей зооморфный характер), культ предков, тотемизм сказались на недостаточной рационализированности и системности восточной философии. В-третьих, в отличие от европейской философии восточная философия автохтонна (первоначальная, исконная, коренная). При всем разнообразии взглядов в древней индийской философии слабо выражен личностный компонент. Поэтому принято рассматривать прежде всего наиболее известные школы. Их можно разделить на ортодоксальные школы – миманса, веданта, санкхья и йога, и неортодоксальные — буддизм, джайнизм и чарвака-локаята. Их отличие в основном связано с отношением к священному писанию брахманизма, а затем индуизма — Ведам (ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его). Написанные в стихотворной форме Веды содержат вопросы и ответы на них о происхождении мира, космическом порядке, естественных природных процессах, наличии у человека души, вечности мира и смертности отдельного человека. Индийская философская традиция сформировала ряд основных философско-этических понятий, которые позволяют составить общее представление о древнеиндийских философских учениях. Прежде всего это понятие кармы — закона, определяющего судьбу человека. Карма тесно связана с учением о сансаре (цепи перерождений существ в мире). Освобождением или выходом из сансары является мокша. Именно пути выхода из мокши и отличают взгляды разных философских школ (это могли быть жертвоприношения, аскеза, практика йогов и др.) Стремящийся к освобождению должен следовать установленным нормам и драхме (определенному образу жизни, жизненному пути). Древнекитайская философия, развитие которой приходится на середину первого тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской философии. С момента своего возникновения она отличалась от индийской и западной философии, так как опиралась только на китайские духовные традиции. Можно выделить две тенденции в философской мысли Китая: мистическую и материалистическую. В ходе борьбы этих двух тенденций развивались наивно материалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о естественном законе (дао) и другие. Основными философскими направлениями (учениями) явились: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика. Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе которых находятся материальные частицы – ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Другим ярким материалистическим учением в Древнем Китае уже в IV веке до н.э. было учение Ян Чжу о признании закономерности природы и общества. Не воля неба, богов, а всеобщий, абсолютный закон – дао определяет существование и развитие вещей и действий человека. Наиболее авторитетным древнекитайским философом был Конфуций (551-479 гг до н.э.). Его учение, оказавшись доминирующим в духовной жизни Китая, добилось во II веке до н.э официального статуса господствующей идеологии. В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Небо – высшая сила и гарант справедливости. Воля неба – это судьба. Человеку следует выполнить волю Неба и стремиться познать ее. Стержнем поведения человека, ритуалом признается Закон (Ли). Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим того, чего не желаешь себе». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |