|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-экономическая сущность глобальных проблем человечестваВыясняя сущность глобальных проблем, по-разному трактуют причины и природу их обострения Так, американские ученые (В Войскопер, Д Блейн и др.) основными причинами роста милитаризации капит талистичнои экономики считают природно-исторические условия развития человека, его психологию, стремление к насилию Причину кризиса окружающей среды американский ученый Ф Слейтер, швейцарский испы идник Ж Дерст и другие видят в присущем человеку инстинкте к разрушению Западные идеологи такой причиной называют рост народонаселения, современную НТР, рост промышленного производствобництва. Однако такие толкования игнорируют социальную сущность человека, отражают односторонний подход к нему только как к биологического существа, хотя в человеке органично сочетаются биологическое и социальное, а ее сущность во со стороны общественной формы - это совокупность всех общественных отношений Объяснять обострение экологических проблем только развертыванием НТР, ростом промышленного производства со стороны общественной формы - знач ить находиться на позициях технологического детерминизма биологизаторские объяснение характерно для тех ученых, которые видят обострения глобальных проблем только в росте народонаселения Эти авторы и гнорують решающую роль в возникновении глобальных проблем человечества общественной формы способа производства - отношения собственностисті. Глобальные проблемы - комплекс экономических и надстроечных связей и отношений между государствами и социальными системами, обществом и природой в общепланетарном масштабе, затрагивающих жизненные интересы всех народов к стран и должны решаться ими совместно. Целью таких концепций является перекладывание вины капиталистической системы обострения глобальных проблем на все население планеты Опровергает такой подход опыт Китая с 1,2 млрд населения, после прове едення экономических реформ даже экспортирует часть сельскохозяйственной продукции Трактовка роста населения как основной причины названных проблем является метафизическимим. Перечисленные причины обострения глобальных проблем с точки зрения вещественного содержания (демографический взрыв, другие обусловленные развитием современной системы производительных сил факторы) касаются только одной из сторон с общественного способа производства и должны быть дополнены характеристикой отношений собственности в различных социальных системах, анализом социальной, политической, юридической и других сторон надстроечных их относи. Общество или человеческое общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре[ источник не указан 459 дней ]. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию. Существуют два - материалистический и идеалистический - подходы к пониманию общества и его истории. Об этом четко говорится в труде Н.Маркса-К критике политэкономии. Предисловие /произведения, т.13 стр. 6-7/. Идеалистический подход - считать первопричиной развития общества дух, идею, сознание /например, учение что социальный прогресс, как результат развития абсолютной идеи/. Материалистический подход - это признавать, что общество развивается в первую очередь на базе материальных факторов, в частности производства. К.Маркс рассматривает наличие в обществе двух факторов - материального и идеального. Материальные факторы занимают ведущее место, они выражаются в наличии производственных отношений, которые в своей совокупности составляют экономический бази Смотрите на сайте tutis Zippy 2в1 Leather. с общества. Идеальные факторы являются отражением материальных факторов и составляют в своей совокупности надстройку. Таким образом, К.Маркс ввел в историографию принцип материалистического понимания истории /в отличие от идеалистического принципа/, суть которого сводится к тому, что не общественное сознание определяет общественное бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание. Этот принцип является выражением решения основного вопроса философии в его первой части /по отношению к анализу общественной реальности в материалисты том подходе, и этому принципу мы должны руководствоваться в своей научной и практической работе. Из этого принципа вовсе не следует, что бытие должно "поглощать" всю сознание, всю духовную культуру. Наоборот, мы должны исходить из того, что общественное сознание, которая имеет относительно самостоятельный характер, может и должна активно влиять на развитие общественного бытия. Никакого "экономического детерминизма" не должно быть, но приоритет экономики над общественным знанием /например, политикой/ надо признавать. Определимся в сущности основных категорий в социальной философии. Общественное бытие - это категория, выражающая все стороны и виды материальной жизни человека /материальное производство, быт, семья, отдых и т.д./. Общественное сознание - это духовная жизнь человека, это отражение общественного бытия в сознании человека. Между этими категориями существует неразрывная связь, в котором должно предшествовать бытия /то есть экономическая сторона/. Какой характер имеет бытие /т.е. производственные отношения/, такой характер имеет и общество, его быт, государственная система и т.д. Чтобы выйти из кризиса, следует прежде всего совершенствовать экономическую систему, осуществлять приватизацию собственности, налаживать финансово-кредитную систему и т.д.
Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Отдельный человек соединяет в себе общечеловеческое, присущее ему как члену человеческого рода, социальные черты, свойственные ему как члену определенной социальной группы, и индивидуальные, присущие только ему. С древнейших времен, начиная с мифологического мировоззрения, существует представление о том, что человек двойственен, состоит из тела и души. В течение длительного времени утверждалось, что главное в человеке – одушевленность, сознание, разум. В религиозно-идеалистическом мировоззрении душа человека понималась как проявление высшего, божественного начала. Тело смертно, душа бессмертна. В материализме Древнего мира душа трактовалась как результат специфического соединения вещественных начал (в атомизме – соединения имеющих особую форму атомов). Как правило, душа понималась как «носительница» внутреннего духовного мира человека, его сознания, эмоций, разума. В эпоху Возрождения, и особенно в немецкой классической философии, сделан акцент на деятельность, активность, свободу человека. Немецкая классическая философия рассматривала деятельность как существенную характеристику человеческого бытия, но при этом деятельность понимала, главным образом, как духовную, мыслительную деятельность. Разумное начало в человеке создается деятельностью субъективного «Я». Диалектико-материалистическая философия, различая материальную и духовную деятельность, утверждает основополагающую роль материальной, практической деятельности. Сама способность к духовной деятельности исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики. Человек – социальное существо. По мере развития философии выделены главные черты человека: одушевленность, деятельность, социальность. Нельзя забывать, что человек – и биологический организм. Человек формируется и как природно-биологическое, и как социальное существо. Человек рождается трижды: физически, социально и духовно. И в этом есть большой смысл. Хотя человек всегда был объектом пристального внимания в философии, в XX в. было выдвинуто предложение о необходимости особой философской науки, ориентированной на познание человека – так называемой философской антропологии. Один из ее основателей М. Шелер утверждал, что все главные вопросы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое положение занимает он в мире. Отдельный человек соединяет в себе общечеловеческое, присущее ему как члену человеческого рода, социальные черты, свойственные ему как члену определенной социальной группы, и индивидуальные, присущие только ему. С древнейших времен, начиная с мифологического мировоззрения, существует представление о том, что человек двойственен, состоит из тела и души. В течение длительного времени утверждалось, что главное в человеке – одушевленность, сознание, разум. В религиозно-идеалистическом мировоззрении душа человека понималась как проявление высшего, божественного начала. Тело смертно, душа бессмертна. В материализме Древнего мира душа трактовалась как результат специфического соединения вещественных начал (в атомизме – соединения имеющих особую форму атомов). Как правило, душа понималась как «носительница» внутреннего духовного мира человека, его сознания, эмоций, разума. В эпоху Возрождения, и особенно в немецкой классической философии, сделан акцент на деятельность, активность, свободу человека. Немецкая классическая философия рассматривала деятельность как существенную характеристику человеческого бытия, но при этом деятельность понимала, главным образом, как духовную, мыслительную деятельность. Разумное начало в человеке создается деятельностью субъективного «Я». Диалектико-материалистическая философия, различая материальную и духовную деятельность, утверждает основополагающую роль материальной, практической деятельности. Сама способность к духовной деятельности исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики. Человек – социальное существо. По мере развития философии выделены главные черты человека: одушевленность, деятельность, социальность. Нельзя забывать, что человек – и биологический организм. Человек формируется и как природно-биологическое, и как социальное существо. Человек рождается трижды: физически, социально и духовно. И в этом есть большой смысл. Хотя человек всегда был объектом пристального внимания в философии, в XX в. было выдвинуто предложение о необходимости особой философской науки, ориентированной на познание человека – так называемой философской антропологии. Один из ее основателей М. Шелер утверждал, что все главные вопросы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое положение занимает он в мире. Важным является вопрос о характере и содержании законов общественного развития. Исходя из того, что общественная жизнь имеет очень сложный, динамичный и необратимый характер, некоторые философы /особенно идеалистического направления/ вообще отрицают существование объективных законов исторического развития и тем самым отказываются от рационального управления общественными процессами и предвидение их перспектив. Большинство философов считают все-таки, что законы существуют, что исторические процессы узнаваемые, но трактуют их узнаваемость через идеалистическую аргументацию /например, как у Гегеля - узнаваемость истории через познание абсолютной идеи/. Діалектико-материалистическое понимание законов общества заключается в том, что эти законы существуют, они имеют объективный характер, но вместе с тем они существенно отличаются от законов природы. Законы природы, как правило, действуют вечно и являются неизменными. Законы общества, субъектом развития которого является человек, носят исторический характер /т.е. изменяются/ и имеют субъективный оттенок, ибо осуществляются не только объективные, но и субъективные факторы, создаваемые субъектом. То есть, действие человека через закон не соответствует адекватному результата действия /в этом большой парадокс, который надо каждый раз решать/. Поэтому общественные законы действуют в двух направлениях: он постельное белье 3д семейное сатин и есть и фиксаторами имеющихся отношений и вместе с тем регуляторами исторического процесса /например, закон стоимости/. Большинство представителей общественных наук и естествоиспытателей считают, что именно производство материальных благ, труд обусловили выделение человека из животного мира и достижения им успехов в овладении силам мы природы и развития культур. Труд - это целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они превращают и приспосабливают предметы природы для удовлетворения своих потребностей Человеческий труд отличается от животно-инстинктивной деятельности тем, что она является целенаправленным усилиям на такие изменения в природе, которые обеспечивают удовлетворение определенных потребностей человека Работа в широком смысле - это способ жизнедеятельности производителей При этом она не ограничивается только функцию человеком предметного мира с целью обеспечения необходимых условий существования, но и вы иступае как деятельность человека, преследующего свои цели Следовательно, труд, как целенаправленная деятельность человека, также процессом становления человека как личности, как социального существа, а не только как биолог ого организмму. Этот процесс, т.е. процесс формирования человека как личности, обязан именно труда, может осуществляться только на основе социальных связей есть по своей форме труд всегда является социальным процессом Вместе с тем труд имеет физиологический аспект, т.е. в процессе труда затрачивается энергия мышц, нервов и т.д. С этой точки зрения производство рабочей силы использованием производства материальных благ, их сп поживанням Само же потребление служит воспроизведению мышц, нервов, костей, мозга рабочего, который, в свою очередь, является условием воспроизводства новых рабочихів. Труд - это несомненное условие существования людей, вечная естественная необходимость Без нее невозможен обмен вещей между человеком и природой, т.е. невозможна сама человеческая жизнь Поэтому независимо от различных общественных форм процесс производства должен быть непрерывным Как общество не может существовать без потребления, так же оно не может не производить Именно поэтому труд, процесс производства является первой и важнейшей предпосылок й человеческого существования Лишь благодаря труду человек может раскрыть свою человеческую сущность, присваивать предметы природы с целью удовлетворения своих потреотреб. Следует подчеркнуть, что именно удовлетворение потребностей, действие удовлетворения, становится основой для последующей, новой потребности, новых действий для удовлетворения есть происходит не одноразовый акт удовлетворения определенных потребностей, а в взаемозумовлений бесконечный исторический процесс роста потребностей, все более сложных, высоких При этом действия удовлетворения постепенно усложняются, требуя более совершенных орудий удовлетворения новых пот реб, что создает человекна. Отсюда можно сделать вывод, что процесс удовлетворения потребностей человека не ограничивается лишь производством материальных благ Производя материальные блага, совершенствуя средства удовлетворения потребностей, люди тем са амим создают сферу своего бытия, развивая и воспроизводя самих себя Таким образом, трудовая деятельность в обществе, общественное производство есть не что иное, как постоянный, непрерывный процесс движения людей В ходе такого процесса человек обновляется той мере, в которой она обновляет развивает и совершенствует окружающий его свивіт. Итак, под категорией общественное производство следует понимать производство самого человека, материальных благ, а также форм общения есть система общественного производства выступает как единство трех видов водоворот производства: носителей жизни, средств к жизни (предметных условий его существования) и социальных условий существования носителей жизненноя. Производство и воспроизведения носителей жизни, то есть человека, - это не просто естественный, биологический процесс Здесь, как и при производстве общественного продукта, люди действуют целенаправленно: духовные и физические способностей сти людей используются не только для создания материальных ценностей, но и для воспроизводства и развития своих сил, способностей В этом случае \"человеческую силу\" целесообразнее отождествлять с понятием \"жизненная а сила \"Последнее полнее воспроизводит содержание развития человеческих сит розвитку людських сил. Во жизненной силой следует понимать те физические и духовные способности людей, используемых ими для производства и воспроизводства всех своих способностей есть это силы, затрачиваемые на самообслуговува Ання, самообразование, обучения и воспитания детей и взрослых, на здравоохранение, восприятие произведений искусства тощо. К производительных сил производства человека принадлежат жизненные средства, с помощью которых реализуется процесс воспроизводства и развития человеческих сил Это прежде предметы потребления: пища, одежда, жилье и т.д. В сфере потребления жизненных средств происходит производство рабочей силы, а также развитие всех сил, способностей и способностей личности Если сфера потребления жизненных средств является одновременно сферой производства человеческих сил, то сфера потребления рабочей силы является сферой производства материальных благ В роли посредника здесь выступают сферы расп одели и обменіну. Производство человеческой силы и производство материальных благ находятся в тесной взаимосвязи в процессе производства материальных благ создаются две разновидности материальных ценностей: средства производ тва и предметы потребления, то есть жизненные средства Причем средства производства потребляются внутри самого производства, их породившиело. Взаимодействие человеческих сил и материальных благ обусловливает саморазвитие общественной жизни, является его существенной характеристикой При этом саморазвитие возможно только в случае использования как самой природы, так и и биологического организма людей Саморазвитие обязан процессу, направленному на развитие производительных сил путем использования и восприятия природных сил, выступающих как предмет деятельности обществва. Для удовлетворения своих потребностей люди взаимодействуют прежде всего с природой Именно в процессе этого взаимодействия формируется общественное производство, исторически выступает обязательным условием жизнедеятельности люди ини Правда, позже люди создают так называемую вторую природу, которая имеет особое значение для обществва. Существуют два подхода к пониманию общественного процесса. Первый - когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса. Идея и разработка теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужили становление капитализма и европейские буржуазные революции. Первоначальные прогрессистские концепции отличали следующие характерные черты. Во-первых, идеализм, – попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале – в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта. Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Прогресс первоначально был отмечен в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом. Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без обратных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии. В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного общественного строя. К примеру, Гегель провозглашал вершиной мирового прогресса христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании. Эти особенности в значительной степени были дополнены марксистами в сущностном понимании общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными – в другом. Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду основное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. К примеру, марксистская периодизация исторического процесса: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм; или первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там, в соседстве друг с другом, великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV-XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания. Теории о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) — круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл. Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д. Ризомообразная концепция развития общества предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов. [1] [1] [2] [3] [3] [1]
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |