АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

Читайте также:
  1. I. Семья
  2. V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
  3. А что такое семья?
  4. Англо-американская правовая семья, или семья «общего права»
  5. Англосаксонская правовая система
  6. Англосаксонская правовая система
  7. Безопасность труда. Вредные и опасные производственные факторы. Понятие риска. Понятие безопасности. Нормативно-правовая база охраны труда.
  8. Брак и семья
  9. Брак и семья как социальные институты общества
  10. Брак и семья, культура взаимоотношения полов
  11. Брак и семья.
  12. Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право; группу германского права, в которую входят правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.

1. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ или система континентального права – относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций.

Для романо-германской правовой семьи характерны:

1) наличие писанного права,

2) единая иерархическая система источников права,

3) деление права на публичное и частное,

4) деление системы права на отрасли.

5) Общим для права всех стран романо-германской правовой семьи являются его кодифицированный характер, общий понятийный фонд (сходство основных понятий и категорий), более или менее единая система правовых принципов.

6) Во всех странах, право которых принадлежит к романо-германской семье, есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет. Этот авторитет подкрепляется и установлением в большинстве государств судебного контроля за контитуционностью обычных законов. Конституции разграничивают правотворческую компетенцию различных государственных органов и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

7) Различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.

В большинстве континентальных стран приняты и действуют гражданские, уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и др. кодексы. Текущее законодательство весьма разветвлено, законы регулируют отдельные сферы общественных отношений.

8) Среди источников права велика роль подзаконных актов, регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др.

9) Особое место занимает доктрина, разработавшая основные принципы построения этой правовой семьи, играет важную роль в законоподготовительной деятельности, используется в правоприменительной деятельности (в толковании законов).

3 Вопрос: АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ или система «общего права» (Англия, США, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

1. Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами.

2. В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное, здесь его заменяет деление на общее право и «право справедливости», в структуру английского права еще входит статутное право (законодательство).

3.Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, так как она «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев.

4. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования и механизм правореализации.

5. Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

6. В настоящее время наряду с общим правом в странах англосаксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи.

7. В англо-американской правовой семье более значительна и роль обычаев как источников права.

8. Особенности имеет американское право по сравнению с английским, что обусловлено не только федеративной структурой США (велики полномочия штатов и в законодательстве, и в судебной деятельности; наряду с федеральной правовой системой каждый штат имеет свою собственную).

9. В США законодательство в системе источников права более значимо, оно частично кодифицировано (во всех штатах приняты уголовные кодексы, в некоторых – уголовно-процессуальные, гражданские, гражданско-процессуальные). В США нет концепции «жесткого прецедента».

4 Вопрос: РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ (мусульманское, индусское право) в их основе лежит какая-либо система вероучения.

Мусульманское право источником является Коран, сунна и иджма.

Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.

Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм- традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Характерные черты мусульманского права – архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Особую роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)