АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Компетенции, формируемые у обучающегося в процессе освоения дисциплины
№ п/п
| Код компетенции
| Содержание компетенции
|
| ОК – 8
| Осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности
|
| ОК – 1
| Владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи.
|
| ПК – 1
| Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучаемых литератур, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории развития филологии.
|
| ПК-22
| Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом
|
| ПК – 6
| Способность проводить под научным руководством локальные научные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
| 2. Тематический план
Темы
| Количество часов
| Всего
| в том числе
| Лекции
| Практ. занятия
| Самос-тоят. работа
| Тема 1.XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Общая характеристика литературного процесса. Барокко и классицизм. Особенности творческого метода и стиля.
| 1,5
|
|
|
0,5
| Тема 2. ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.Драматургия испанского Ренессанса в первой половине XVII века. Барочные тенденции в позднем творчестве Лопе де Вега («драмы чести» и др.).
|
1,5
|
|
|
0,5
| Тема 3. Педро Кальдерон де Ла Барко (1600 - 1681). Основные барочные тенденции создания характеров в «драмах чести» Кальдерона («Стойкий принц» и др.). Жанровое многообразие драматургии Кальдерона в различные периоды его творчества. Философско-аллегорическая концепция разума, свободы и власти в драме «Жизнь есть сон». Готика и Кальдерон. Луис де Гонгора. Культеранизм (гонгоризм) как барочная художественная система в испанской поэзии XVII века.
|
3,5
|
|
|
0,5
| Тема 4. Консептизм как барочная художественная система в испанской прозе XVII века. Испанский плутовской роман XVII века (эволюция жанра). Тип барочного комизма в романе Кеведо «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос». Консептизм (язык, стиль) в романе Кеведо. Барочный вариант народно-смеховой культуры Ренессанса в романе. Особенности художественной структуры романа Л.В. де Гевары «Хромой бес».
|
1,5
|
|
|
0,5
| Тема 5. Французский классицизм. «Поэтическое искусство» Н.Буало. Развитие трагедии во французском театре классицизма. «Сид» П.Корнеля.
|
3,5
|
|
|
0,5
| Тема 6. Идейно-художественное своеобразие трагедий Ж.Расина. «Андромаха», «Федра».
|
1,5
|
|
|
0,5
| Тема 7. Творчество Мольера.
|
1,5
|
|
|
0,5
| Тема 8. Английская литература XVII века. «Потерянный рай» Дж.Мильтона – английский эпос XVII века.
|
1,5
|
|
|
0,5
| Тема 9. Немецкая литература XVII века. Немецкое барокко и роман Г.Я.К. Гриммельсгаузена «Симплициссимус» как немецкий вариант барочного плутовского романа XVII века.
|
1,5
|
|
|
0,5
| Тема 10.ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА. Историко-литературный процесс в XVIII в. Идеологическая сущность эпохи Просвещения.. Концепция мироустройства и человека у просветителей. Эстетические принципы Просвещения. Периодизация литературы Просвещения. Художественные методы литературы Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, рококо, сентиментализм, предромантизм.
|
1,5
|
|
|
0,5
| Тема 11. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Раннее английское Просвещение. Особенности и периодизация английской просветительской литературы данного периода. Жизнь и мировоззрение Дефо. Жанровое своеобразие романа "Робинзон Крузо". Тип просветительского образа в романе. Жизнь и мировоззрение Свифта. "Письма суконщика" и ирландское освободительное движение. Особенности художественного стиля "Сказки бочки" как антиклерикальной сатиры. Характер структуры, идейный смысл романа "Путешествия Гулливера". Художественные функции фантастики в романе. Тип просветительской сатиры в романе. Свифтианство как художественный метод оценки мира и человека.
|
1,5
|
|
|
0,5
| Тема 12. Расцвет английского Просвещения. Социально-этические проблемы семейно-бытовых романов Ричардсона. С.Ричардсон и просветительская утопия. ("Памела, или Вознагражденная добродетель" и др.). Тип просветительского идеала в романе. Ричардсон и психологическое направление в просветительском романе 18 века.
Творческий путь Г. Филдинга. Пародийная стилистика комедий Г.Филдинга. Г.Филдинг — создатель "комических эпопей в прозе". Филдинга "История Тома Джонса, найденыша" — высшее достижение просветительского реализма, картина социальной действит-ти Англии середины века. Просветительский гуманизм Филдинга. Особенности композиции и системы образов романа. Эстетика комических романов Филдинга.
Т.Смоллетт. Сатирическая оценка социальной действительности Англии в романах "Приключения Перигрина Пикля" и "Приключения Родрика Рэндома". Особенности жанра, просветительское содержание романов. Элементы психологизма в романе "Путешествие Хэмффи Клинкера". Углубление и разработка средств сатиры в романах.
|
1,5
|
|
|
0,5
| Тема 13. Английский сентиментализм. Концепция реализма в сентиментальном английском романе 18 века. Роман О.Голдсмита "Векфильдский священник". Характер лиризма в поэзии Голдсмита ("Покинутая деревня" и др.) Социальные идеалы Голдсмита. Л.Стерн. "Жизнь и мнения Тристама Шенди", как реакция на художественные традиции просветительского рационализма. Особенности жанра и композиции романа. "Шендизм" и полемика Стерна с английскими романистами 40-50 гг. Творческий метод Стерна в романе "Сентиментальное путешествие". Эстетика комических романов Стерна.
Основные мотивы поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э.Юнг, Т.Грей, У.Каупер). Поэзия и драматургия английского Просвещения. Драматургическое творчество Шеридана. Социальная сатира в сатирической комедии нравов Шеридана "Школа злословия". Поэзия Р.Бернса (народный характер, фольклорная основа, демократические идеалы). Р.Бернс и мировая литература.
| 3,5
|
|
| 0,5
| Тема 14.ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ. Своеобразие Просвещения во Франции. Роль просветителей в подготовке Французской буржуазной революции. Этапы развития Просвещения во Франции. Ш.Монтескье и раннее французское Просвещение. "Дух законов" как идейная программа третьего сословия. Характер общественного строя и человека в оценке автора "Персидских писем". Просветительское содержание романа. Своеобразие жанра французского философского романа. Расцвет французского Просвещения. Драматургия Вольтера. Социальные, политические и философские взгляды Вольтера. Своеобразие просветительского классицизма Вольтера в трагедиях "Заира", "Магомет" и др. Вольтер как эпический поэт ("Генриада", "Орлеанская девственница"). Философские повести "Задиг", "Кандид", "Микромегас", "Простодушный". Художественный метод, жанровые особенности, характер сатиры Вольтера. Д.Дидро — создатель "Энциклопедии". Социально-политическая и философская основа эстетики Дидро ("Письмо о слепых в назидание зрячим", "Парадокс об актере"). "Монахиня" Дидро как произведение просветительского реализма. Характер психологизма в романе.
| 1,5
|
|
| 0,5
| Тема 15.Ж.-Ж. Руссо. Социальные, политические и философские взгляды Руссо. ("Рассуждения", "Общественный договор" и др.). Руссо и французская революция. Руссо и французский сентиментализм. Педагогические идеи Руссо в романе "Эмиль". "Новая Элоиза" и жанр сентиментального романа. Тип психологического анализа в романе. Проблема нравственной ценности человека в романе. "Исповедь" Руссо и жанр романа-автобиографии. Руссо и предромантизм. Бомарше. Эстетика драматургического творчества. Своеобразие и историческое значение комедий "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро". Проблема человека третьего сословия в комедиях.
| 1,5
|
|
| 0,5
| Тема 16. ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ. Своеобразие Просвещения в Германии. Особенности и этапы развития немецкой просветительской литературы. Классицизм в Германии. (И.-К. Готшед). Классицистическая эстетика Винкельмана. Лессинг — основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды Лессинга-"Лаокоон", "Гамбургская драматургия". Лессинг и немецкая просветительская драматургия. "Эмилия Галотти" (просветительский характер конфликта, особенности психологической оценки героев).
| 1,5
|
|
| 0,5
| Тема 17. Литература немецкого сентиментализма (Ф.-Г. Клопшток и др.). Немецкая эстетика и литература движения "Бури и натиска" (Гердер, Клингер и др.). Особенности эстетики штюрмеров в предромантический период. Руссоизм и Гердер. Ф.Шиллер. Ранний период творчества Шиллера. Характер художественного конфликта в драмах "Разбойники", "Коварство и любовь" и др. Тип просветительских героев. Особенности жанра исторических пьес Шиллера "Мария Стюарт", "Орлеанская дева". "Вильгельм Телль" как тираноборческая драма. Образ народа в драме. Жанровое своеобразие драмы. Баллады Шиллера (стилевые черты). Шиллер в период "веймарского классицизма".
| 1,5
|
|
| 0,5
| Тема 18.И.В.Гете. Гете и литература "Бури и натиска" ("Гец фон Берлихинген"). Лирика Гете-штюрмера. "Страдания юного Вертера" (концепция художественного метода в романе, идеал и действительность в романе). Гете в период "веймарского классицизма". Философско-художественное содержание драмы "Эгмонт". Проблематика "воспитательного" романа "Вильгельм Мейстер". "Фауст" Гете как художественное выражение историко-культурного развития мира и человека ("Пра-Фауст", 1-я и 2-я части). Своеобразие жанра трагедии "Фауст". Идейный замысел. Философская проблематика трагедии. Философский смысл образов Фауста и Мефистофеля. Художественная система символов и мифологем в трагедии. Язык и стиль трагедии. Идейно-образный смысл финала. Гете и романтизм.
| 3,5
|
|
| 0,5
| Итого часов
|
|
|
|
| КСР
|
| | | | Экзамен
|
| | |
| Итого по дисциплине
| 72 часа
| | 2 ЗЕ
| |
Содержание учебной дисциплины
Содержание основных тем дисциплины
Семестр
| № п/п
| Наименование
темы
| Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме
| Код форми-руемых компе-тенций
|
|
| Тема 1.
| Культурологическая концепция XVII века как переходного периода в процессе становления литературы и искусства Нового времени. Тенденции историко-культурного развития Западной Европы, определение своеобразия XVII века. Кризис ренессансного гуманизма и антропоцентризма в период позднего Возрождения. Религиозная эстетика и культура протестантизма и Реформации. Трагизм XVII века как периода противостояния Реформации и Контрреформации. Новая оценка человека и мира в науке и философии XVII века и своеобразное отражение их в основных художественных системах этого времени - барокко и классицизме. Концепция реализма XVII века в современном литературоведении. Барокко, как миропонимание и как литературная эпоха.
| ОК-1
ОК-8
ПК-1
ПК-22
ПК-6
|
|
| Тема 2.
| Бароккокак антинормативная система XVII века (Э. Тезауро, Б. Грассиан). Художественный стиль маньеризма в период Чинквеченто -начальная стадия литературы и искусства барокко. Поэтика и стиль литературы барокко - сложная, антиномичная образная картина мира. Новые формы художественной выразительности (театральность, сложный метафоризм, повышенная экспрессия и динамика). Понятие о барочной риторике. Два направления в стилевой (языковой) системе барокко. Национальные варианты барокко (гонгоризм, маринизм, прециозная литература). Традиции Возрождения и барокко. Барокко и XX век. Понятие о типологической природе литературы и искусства барокко (готика - барокко -романтизм - модернизм XX века). Концепции барокко в гуманитарной науке XIX - XX веков.
| ОК-1 ОК- 8
ПК- 1
ПК-22
Пк-6
|
|
| Тема 3.
| Классицизмкак нормативная эстетическая система (Н. Буало и др.). Классицизм XVII в. и философские принципы рационализма (Р. Декарт). Идеалы Ренессанса в эстетической системе классицизма. Процесс формирования государственной идеологии и национального самосознания в XVII веке и основные категории новой классицистической системы -образец, разум, вкус. Национальные варианты классицизма XVII века. Барочные тенденции в классицизме XVII века.
| ОК- 1
ОК- 8
ПК-22
ПК-6
ПК-1
|
|
| Тема 4.
| ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.Драматургия испанского Ренессанса в первой половине XVII века. Барочные тенденции в позднем творчестве Лопе де Вега («драмы чести» и др.). Элементы маньеризма и барочной структуры в пьесах Тирсо де Молина. Театр барокко XVII века - новый период развития испанской драматургии (Кальдерон, Рохас, Морето).
Педро Кальдерон де Ла Барко (1600 - 1681). Художественная стилистика национальной испанской комедии интриги (Лопе де Вега и Кальдерон). Основные барочные тенденции создания характеров в «драмах чести» Кальдерона («Стойкий принц» и др.). Жанровое многообразие драматургии Кальдерона в различные периоды его творчества. Философско-аллегорическая концепция разума, свободы и власти в драме «Жизнь есть сон». Готика и Кальдерон. Гуманистические традиции Ренессанса в творчестве Кальдерона («Саламейский алькальд» и др.). Барочный художественный стиль драматургии барокко.
| ОК- 1
ОК- 8
ПК- 1
ПК-22
ПК-6
|
|
| Тема 5.
| Луис де Гонгора. Культеранизм (гонгоризм) как барочная художественная система в испанской поэзии XVII века. Трансформация жанра ренессансного сонета у Гонгоры. Поэтика литературного маньеризма и барокко в стихотворениях и поэмах Гонгоры. Барочная эстетика Б. Грассиана («Остроумие, или Искусство изощрённого ума», «Карманный Оракул»). Консептизм как барочная художественная система в испанской прозе XVII века. Испанский плутовской роман XVII века (эволюция жанра). Тип барочного комизма в романе Кеведо «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос». Консептизм (язык, стиль) в романе Кеведо. Барочный вариант народно-смеховой культуры Ренессанса в романе. Аллегоризм новелл-фантазий Кеведо «Сновидения». Особенности художественной структуры романа Л.В. де Гевары «Хромой бес».
| ОК- 1
ОК-8
ПК-22
ПК-6
ПК-1
|
|
| Тема 6.
| НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА.Мотивы немецкой литературы в период Тридцатилетней войны (1618 -1648). Поэтика классицизма в творчестве М. Опица и Первой силезской группы поэтов. Пантеистические мотивы в творчестве П. Флеминга и лейпцигской группы поэтов. Горацианские мотивы в лирике С. Даха и кёнигсбергской группы поэтов. Барочная религиозно-ортодоксальная поэзия (Ф. Шпее, П. Герхард) и религиозно-мистическая поэзия XVII века (Я. Бёме, А. Силезиус и др.). Барочно-прециозная поэзия нюрнбергской и Второй силезской группы поэтов середины XVII века (К.-Г. Гофмансвальдау и др.). Трагические мотивы немецкого барокко в поэзии А. Грифиуса.
Немецкий вариант барочного плутовского романа XVII века и 30-летняя война. Жизнь и творчество Г. Я. К. Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус» как характерное явление художественного стиля барокко. Система аллегорий в романе барочная утопия и реальность в его сюжетно-образной структуре. Формы барочной риторики в романе. Своеобразие композиции. Роман и немецкий фольклор.
| ОК-1
ОК-8
ПК-1
ПК-22
ПК-6
|
|
| Тема 7.
| ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Периоды и этапы историко-литературного развития Франции в XVII веке. Основные черты французского барокко в первой половине XVII века. Прециозный стиль пасторального романа О. д'Юрфе «Астрея». Барочный аллегоризм, образная структура «трагических поэм» А. д'Обинье. Мотивы барочной лирической поэзии (А. де Сент-Аман, Г. де Вио, В. Вуатюр и др.). Расцвет прециозной культуры в период Фронды (отель де Рамбуйе, галантно-героический роман М. де Скюдери и др.). Барочно-трагическое видение мира и человека в литературе второй половины XVII века («Мысли Паскаля», «Максимы» Ларошфуко и др.).
Тенденции фарсового искусства XVII века. Французский вариант испанского плутовского романа (Ш. Сорель «Франсион»). Социально-бытовые коллизии в «Комическом романе» П. Скаррона. Философский научно-фантастический роман С. де Бержерака «Государство и империи с большой Луны». Религиозные основы оппозиционного движения во французской литературе XVII века (Янсенизм Пор - Рояля). Специфика стилевого единства произведений французского барокко и вольномыслия (Т. де Вио, Сент-Аман, П. Скаррон и др.).
| ОК-1
ОК-8
ПК-1
ПК-22
ПК-6
|
|
| Тема 8.
| Классицизм как основная философская и эстетическая система в художественной жизни Франции. Философский рационализм Р. Декарта. Мотивы политической и философской поэзии Ф. Малерба. Систематизация теоретических принципов классицизма в поэме Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Социально-политические условия существования художественной доктрины классицизма во второй половине XVII века (Фронда, абсолютизм Людовика XIV). Специфика стилевого единства классицистических и барочных явлений в литературе и искусстве Франции XVII века (Ж. Шаплен, Лафонтен, Ларошфуко и др.).
Пьер Корнель - классицист-драматург первой половины XVII века. Три этапа («манеры») его творчества. Классицистический неостоицизм главных героев трагедий «первой манеры» («Сид», «Гораций», «Полиевкт» и др.). Драматический конфликт разума и чувства в «Сиде». Проблема жанра и художественного метода «Сида». «Сид» в оценке Ж. Шаплена («Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид»). Новая концепция личности героя в трагедии «Гораций». Идеал государственности в «Уинне». Барочные идейно-структурные тенденции в трагедиях «второй манеры» («Родогонда», «Никомед» и др.). Гуманистические идеалы Ренессанса в трагедиях Корнеля. Художественный психологизм Корнеля.
Жан Расин - классицист-драматург второй половины XVII века. Трагедии Расина - новый этап художественного мироощущения. Влияние янсенизма Пор - Рояля в различные периоды жизни и творчества Расина. Новая классицистическая концепция характера и конфликта у Расина. Трагедии Расина - начало новой художественной концепции психологического анализа личности человека в мировой литературе. Трагизм судьбы человека в условиях несвободы жизненного выбора («Андромаха»). Деспотизм монарха как классический образец эволюции деспотического типа характера («Британик», «Баязет»). Своеобразие драматургического конфликта как борьбы противоположных начал в личности человека («Федра»). Классицистическая категория разума, гуманистический нравственный идеал в трагедиях Расина. Античность и Расин («Ифигения в Авлиде»). Лирическое начало в трагедиях Расина («Береника», «Эсфирь»). Барочный тип психологизма в трагедиях Расина.
| ОК-1
ОК-8
ПК- 1
ПК-22
ПК-6
|
|
| Тема 9.
| Жан Батист Мольер - классицист-комедиограф второй половины XVII века. Жанровое многообразие драматургии Мольера. Истоки формирования жанра «высокой» комедии Мольера. Эстетика комедийного творчества Мольера (классицизм и Мольер). Художественная интерпретация идей разума, здравого смысла, независимости личности человека в комедиях «Смешные жеманницы», «Урок мужьям», «Урок жёнам». Драматургическая концепция отрицательного начала, темы зла и деструктивных сил в обществе и в сознании человека («Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой» и др.). Авторская позиция в «буржуазных» комедиях Мольера («Мещанин во дворянстве» и др.). Понятие об интеллектуальном герое у Мольера как герое комедий Нового времени («Мизантроп» и др.). Гуманистический положительный идеал, образы людей из народа в комедиях Мольера. Особенности художественного психологизма Мольера. Барочные идейно-структурные тенденции в позднем творчестве Мольера. Комедии Мольера и театральное искусство XVII - XX вв.
Жан Лафонтен. Два периода его литературной деятельности. Тенденции французского вольномыслия в мировоззрении и творчестве Лафонтена. Классицизм и Лафонтен. Литературная традиция и «Басни» Лафонтена. Эволюция идейно-образного и философского содержания басен двух периодов творчества (60-е и 70-е годы XVII в.). Трагическое начало в баснях («Человек и уж» и др.). Положительный идеал в баснях («Крестьянин с Дуная» и др.). Лафонтен и басенное творчество XVII - XX веков.
Расцвет классицистической прозы в 60-90-х годах XVII века. «Мемуары» Ф. де Ларошфуко как хроника жизни аристократа периода Фронды. Поэтика художественного рационализма, морально-философские проблемы в книге афоризмов Ларошфуко «Максимы и моральные размышления». Жанровые особенности книги фрагментов Ж. Лабрюйера «Характеры или Нравы этого века». Барочно-драматические тенденции в «Максимах» и «Характерах». Роман М. де Лафайет «Принцесса Клевская» как новый тип психологического романа. Элементы психоанализа в романе. Роман М. де Лафайет и традиция создания женского характера в литературе XVIII - XX вв.
Философия и литература предпросвещения во Франции в конце XVII века (Бейль, Фонтенель). Формирование жанра философского романа в творчестве Фенелона («Приключения Телемака»). Основные принципы полемики «древних» и «современных» (Ш. Перро и др.).
| ОК-1
ОК-8
ПК- 6
ПК-22
ПК-1
|
|
| Тема 10.
| АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.Периоды и этапы историко-литературного развития в Англии в XVII веке. Кризис идеалов Ренессанса, резкая поляризация культуры в эпоху Английской буржуазной революции. Философские основы миропонимания и литературного процесса в Англии (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Д. Локк). Морально-религиозная эстетика и культура английского пуританизма.
Английская литература первой половины XVII века. Поэзия Д. Донна и школы «поэтов-метафизиков» как художественный синтез литературных традиций Ренессанса и новых стилевых тенденций маньеризма и барокко. Драматическое начало в лирике Д. Донна. Метафоризм как основа поэтической стилистики Д. Донна, Д. Герберта, Ф. Кверлза и др. Творчество Б. Джонсона и формирование классицизма в английской литературе. Античная традиция и Бен Джонсон. Универсализм обратной структуры в комедиях Б. Джонсона («Вольпоне», «Ярмарка в день св. Варфоломея» и др.). Барочно-пасторальные мотивы в поэзии Р. Геррика и школы «поэтов-кавалеров».
Идеалы гуманистического антропоцентризма в творчестве пуритан. Д. Мильтон - крупнейший поэт и публицист английской революции. Новая концепция образа молодого человека в поэзии раннего Д. Мильтона. Пуританская коллизия добродетели и порока в пьесе-маске Мильтона «Комус». Публицистика Д. Мильтона в многообразие трактатов в защиту свободы слова и протестантского вероучения («Ареопагитика»), о правомерности казни короля Карла I («Иконоборец») и др. Публицистика лидера левеллеров Д. Лильберна и лидера диггеров Д. Уинстенли в годы республики.
Английская литература второй половины XVII века. Новый этап развития театрального искусства в период реставрации. Жанровое многообразие английской комедии (У. Конгрив и др.). Барочно-прециозные и классицистические тенденции в поэзии и драматургии Д. Драйдена. Сатира Драйдена. Высшее проявление английской сатиры XVII века - героико-комическая поэма С. Бетлера «Гудибрас». Стилистическая бурлеска в поэме.
Творчество Д. Мильтона в период Реставрации. Библейская аллегорика эпических поэм Мильтона. Творческий метод Мильтона как синтез ренессансного, барочного и классицистического стилей. Особенности авторского сознания и характер идейного смысла поэмы «Потерянный рай». Христианский идеал в поэме «Возвращение в рай». Тираноборческая тема в поэме «Самсон-борец». Лирико-психологическое начало в поэмах Мильтона.
Стилистика условно-аллегорического повествования в творчестве прозаика-пуританина Д. Беньяна («Странствия паломника», «Жизнь и смерть мистера Бэдмена»). Обличительный пафос произведений Беньяна. Философские идейно-стилевые предпосылки формирования литературы английского просвещения XVIII века.
| ОК-1
ОК-8 ПК- 22
ПК- 1
ПК-6
|
|
| Тема 11.
| ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА. Историко-литературный процесс в XVIII в. Идеологическая сущность эпохи Просвещения. Общественные задачи и роль искусства в системе Просвещения. Концепция мироустройства и человека у просветителей. Эстетические принципы Просвещения. Периодизация литературы Просвещения. Художественные методы литературы Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Эпоха Просвещения как система философских (Дж.Локк, И.Кант, Гольбах и др.), эстетических (Монтескье, Лессинг и др.) и литератуно-художественных учений и теорий (Дидро, Гердер, Гете и др.). Традиции литературы Просвещения и литература XIX и XX вв.
|
ОК- 1
ОК- 8
ПК-22
ПК-6
ПК-1
|
|
| Тема 12.
| АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Раннее английское Просвещение. Философско-дидактическая, классицистическая поэзия А.Попа. Д. Аддисон, Р. Стил - создатели нравоописательной классицистской журналистики в Англии. Особенности и периодизация английской просветительской литературы данного периода. Жизнь и мировоззрение Дефо. Жанровое своеобразие романа "Робинзон Крузо". Тип просветительского образа в романе. Жизнь и мировоззрение Свифта. "Письма суконщика" и ирландское освободительное движение. Особенности художественного стиля "Сказки бочки" как антиклерикальной сатиры. Характер структуры, идейный смысл романа "Путешествия Гулливера". Художественные функции фантастики в романе. Тип просветительской сатиры в романе. Свифтианство как художественный метод оценки мира и человека. Особенности стиля мещанской драмы Просвещения (Д. Лилло, Э. Мур). Балладная опера (Д.Гей).
| ОК- 1
ОК-8
ПК- 22
ПК- 1
ПК-6
|
|
| Тема 13.
| Расцвет английского Просвещения. Социально-этические проблемы семейно-бытовых романов Ричардсона. С.Ричардсон и просветительская утопия. ("Памела, или Вознагражденная добродетель" и др.). Тип просветительского идеала в романе. Ричардсон и психологическое направление в просветительском романе 18 века.
Творческий путь Г. Филдинга. Пародийная стилистика комедий Г.Филдинга. Г.Филдинг — создатель "комических эпопей в прозе". "Джозеф Эндрюс" и идеологический смысл полемики Филдинга с Ричардсоном. Стиль просветительской сатиры в романе "История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого". Роман Филдинга "История Тома Джонса, найденыша" — высшее достижение просветительского реализма, картина социальной действительности Англии середины 18 века. Просветительский гуманизм Филдинга. Особенности композиции и системы образов романа. Эстетика комических романов Филдинга.
Т.Смоллетт. Сатирическая оценка социальной действительности Англии в романах "Приключения Перигрина Пикля" и "Приключения Родрика Рэндома". Особенности жанра, просветительское содержание романов. Элементы психологизма в романе "Путешествие Хэмффи Клинкера". Углубление и разработка средств сатиры в романах.
| ОК- 1
ОК-8
ПК- 22
ПК- 1
ПК-6
|
|
| Тема 14.
| Английский сентиментализм. Концепция реализма в сентиментальном английском романе 18 века. Роман О.Голдсмита "Векфильдский священник". Характер лиризма в поэзии Голдсмита ("Покинутая деревня" и др.) Социальные идеалы Голдсмита.
Л.Стерн. "Жизнь и мнения Тристама Шенди", как реакция на художественные традиции просветительского рационализма.
Особенности жанра и композиции романа. "Шендизм" и полемика Стерна с английскими романистами 40-50 гг. Творческий метод Стерна в романе "Сентиментальное путешествие". Эстетика комических романов Стерна. Основные мотивы поэзии сентиментализма (Д. Томсон, Э.Юнг, Т.Грей, У.Каупер). Поэзия и драматургия английского Просвещения. Драматургическое творчество Шеридана. Социальная сатира в сатирической комедии нравов Шеридана "Школа злословия". Поэзия Р.Бернса (народный характер, фольклорная основа, демократические идеалы). Р.Берне и мировая литература.
Предромантизм в английской литературе. Макферсон и его "Поэмы Оссиана" как тенденция предромантизма. Художественная стилистика "Поэм Оссиана". "Готические романы" Г. Уолпола, А. Радклиф и М. Льюиса. Творчество писателей Англии в период Французской революции (поэзия У.Блейка, роман У. Годвина "Калеб Вильяме", поэма Вордсворта "Прелюдия").
| ОК- 1
ОК-8
ПК- 22
ПК- 1
ПК-6
|
|
| Тема 15.
| ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ. Своеобразие Просвещения во Франции. Роль просветителей в подготовке Французской буржуазной революции. Этапы развития Просвещения во Франции. Романы А. Лессажа "Хромой бес" и "Жиль Блаз" (особенности жанра, своеобразие сатирического изображения французского дворянства). Психологизм в романе А.Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско".
Ш.Монтескье и раннее французское Просвещение. "Дух законов" как идейная программа третьего сословия. Характер общественного строя и человека в оценке автора "Персидских писем". Просветительское содержание романа. Своеобразие жанра французского философского романа.
Расцвет французского Просвещения. Драматургия Вольтера. Социальные, политические и философские взгляды Вольтера. Своеобразие просветительского классицизма Вольтера в трагедиях "Заира", "Магомет" и др. Вольтер как эпический поэт ("Генриада", "Орлеанская девственница"). Философские повести "Задиг", "Кандид", "Микромегас", "Простодушный". Художественный метод, жанровые особенности, характер сатиры Вольтера.
Д.Дидро — создатель "Энциклопедии". Социально-политическая и философская основа эстетики Дидро ("Письмо о слепых в назидание зрячим", "Парадокс об актере"). "Монахиня" Дидро как произведение просветительского реализма. Характер психологизма в романе. Оценка общественного сознания в "Племяннике Рамо". Жанровое своеобразие повести-диалога. Просветительский идеал.в произведениях Дидро.
| ОК- 1
ОК-8
ПК- 22
ПК- 1
ПК-6
|
|
| Тема 16.
| Ж.-Ж. Руссо. Социальные, политические и философские взгляды Руссо. ("Рассуждения", "Общественный договор" и др.). Руссо и французская революция. Руссо и французский сентиментализм. Педагогические идеи Руссо в романе "Эмиль". "Новая Элоиза" и жанр сентиментального романа. Тип психологического анализа в романе. Проблема нравственной ценности человека в романе. "Исповедь" Руссо и жанр романа-автобиографии. Руссо и предромантизм.
Бомарше. Эстетика драматургического творчества. Своеобразие и историческое значение комедий "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро". Проблема человека третьего сословия в комедиях.
Поэзия Французской революции. Расцвет революционного классицизма /М.-Ж.Шенье и др.
| ОК- 1
ОК- 8
ПК-22
ПК-6
ПК-1
|
|
| Тема 17.
| ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ. Своеобразие Просвещения в Германии. Особенности и этапы развития немецкой просветительской литературы. Классицизм в Германии. (И.-К. Готшед). Классицистическая эстетика Винкельмана.
Лессинг — основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды Лессинга ("Лаокоон", "Гамбургская драматургия"). Лессинг и немецкая просветительская драматургия. "Эмилия Галотти" (просветительский характер конфликта, особенности психологической оценки героев).
Литература немецкого сентиментализма (Ф.-Г. Клопшток и др.). Немецкая эстетика и литература движения "Бури и натиска" (Гердер, Клингер и др.). Особенности эстетики штюрмеров в предромантический период. Руссоизм и Гердер.
Ф.Шиллер. Ранний период творчества Шиллера. Характер художественного конфликта в драмах "Разбойники", "Коварство и любовь" и др. Тип просветительских героев. Особенности жанра исторических пьес Шиллера "Мария Стюарт", "Орлеанская дева". "Вильгельм Телль" как тираноборческая драма. Образ народа в драме. Жанровое своеобразие драмы. Баллады Шиллера (стилевые черты). Шиллер в период "веймарского классицизма".
| ОК-1
ОК-8
ПК- 1
ПК-22
ПК-6
|
|
| Тема 18.
| И.В.Гете. Гете и литература "Бури и натиска" ("Гец фон Берлихинген"). Лирика Гете-штюрмера. "Страдания юного Вертера" (концепция художественного метода в романе, идеал и действительность в романе). Гете в период "веймарского классицизма". Философско-художественное содержание драмы "Эгмонт". Проблематика "воспитательного" романа "Вильгельм Мейстер". "Фауст" Гете как художественное выражение историко-культурного развития мира и человека ("Пра-Фауст", 1-я и 2-я части). Своеобразие жанра трагедии "Фауст". Идейный замысел. Философская проблематика трагедии. Философский смысл образов Фауста и Мефистофеля. Художественная система символов и мифологем в трагедии. Язык и стиль трагедии. Идейно-образный смысл финала. Гете и романтизм.
| ОК-1
ОК-8
ПК- 1
ПК-22
ПК-6
|
Тематика практических занятий (практических занятий по курсу предполагается 4, но предлагается 9 тем, так как это вариативная часть занятий и возможен выбор тематики в рамках изучаемого курса)
№ п/п
| Наименование темы
| Содержание темы занятия
|
| Тема1.
| Остроумие как эстетический принцип и его место в теории подражания природе. «Остроумные» метафоры. Основные жанры и эволюция стиля в творчестве Гонгоры. Переживание времени и передача движения в поэзии Гонгоры. Барочное переосмысление традиционных тем. Творчество Гонгоры и барочная эстетика.
|
| Тема 2.
| Краткая характеристика жизни и творчества П.Кальдерона. Жанр философско-религиозной драмы.
Жанровые черты философско-религиозной драмы в произведении П.Кальдерона «Поклонение кресту». Жанровые черты философско-религиозной драмы в произведении П.Кальдерона «Жизнь есть сон». Драмы П.Кальдерона как высшее воплощение художественных принципов и стиля барокко в испанской литературе.
|
| Тема 3.
| Общие сведения о жизни и творчестве Грасиана. Место трактатов в творчестве Грасиана. Структура и основные положения трактата «Остроумие, или искусство изощренного ума». «Остроумие, или искусство изощренного ума» как эстетический манифест барокко.
|
| Тема 4.
| Основные факторы, определившие своеобразие английского барокко. Отношение Джона Донна к елизаветинской поэтической традиции. Поэтическое новаторство Джона Донна. Барочность мироощущения в религиозной лирике. Донн и Шекспир.
|
| Тема 5.
| Происхождение слова «классицизм». Употребление его в научной литературе. Классицизм как литературное направление. Связь направления с социальной жизнью эпохи. Классицизм как художественный метод. Классицизм как литературный стиль.
|
| Тема 6.
| Предпосылки возникновения сентиментализма в просветительской литературе. Становление новых ценностных критериев и сентиментальной этики в «Элегии, написанной на сельском кладбище» Томаса Грея. Сентиментальный герой и сентиментальная чувствительность в «Сентиментальном путешествии» Лоренса Стерна. Жанровые традиции и жанровое новаторство в «Сентиментальном путешествии». Сентиментализм и предромантизм
|
| Тема 7.
| Филдинг о задачах автора просветительского романа и взаимоотношениях с читателем. Рефлексия игры с читательскими ожиданиями как один из ведущих приемов в организации материала в «Жак-фаталисте» Д.Дидро. Принципы организации повествования в просветительском романе.
|
| Тема 8.
| Эстетическая программа движения «Бури и натиска» и его место в истории немецкой литературы. Воплощение своеобразия подходов «руссоистской» и «шекспировской» ветвей штюрмерской драматургии в драме Шиллера «Разбойники». Своеобразие «двоемирия». Сочетание бытовых сцен и экстремальных ситуаций в драме Шиллера. Индивидуализация характеров и подход к изображению выдающейся личности. Смысл названия произведения и роль эпиграфов.
|
| Тема 9.
| История формирования образа Фауста и его литературных обработок. История создания произведения и его место в творчестве Гете. Гетевская концепция образа Фауста. Система противопоставлений в произведении. Исследование проблемы испытания человека Знанием. «Фауст» Гете как синтетический жанр. Своеобразие композиции.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Поиск по сайту:
|