АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.В. ТОНКОНОГОВ, С.Л. БАБАЯН, Е.А. СИЗАЯ

Читайте также:
  1. ГОРЧИЦА
  2. Заместительная поддерживающая терапия
  3. Клинические проявления
  4. Клинические проявления и закономерности течения алкоголизма у подростков
  5. ЛЕКЦИЯ 10. МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ.
  6. Москва, 1918 г.
  7. Пряности

 

Введение

 

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами в учреждениях и органах ФСИН России осуществляют постоянное служение представители различных конфессий. Тем самым реализуется право каждого осужденного и сотрудника на свободу вероисповедания. Осужденным вне нарушения правил внутреннего распорядка разрешается пользование предметами культа и религиозной литературой, совершение религиозных обрядов в специальных помещениях, выделяемых администрацией учреждений ФСИН России.

Первой конфессией, с которой заключено официальное соглашение о сотрудничестве, является Русская православная церковь. С 1998 г. совместная работа сотрудников уголовно-исполнительной системы и представителей Русской православной церкви по кормлению осужденных носит комплексный и плановый характер.

В настоящее время существенно изменился взгляд на религию. Особую роль приобрело религиозное воспитание в пенитенциарных учреждениях, так как именно в условиях изоляции от общества у людей часто происходит переосмысление взглядов на существующую действительность.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с посланием, в котором затронул тему исполнения уголовных наказаний в России: "Проблема преступности - мотивы и количество совершаемых преступлений не могут не вызывать тревогу. Дух немотивированной жестокости все чаще завладевает людьми. Совершающие злодеяния не останавливаются ни перед возрастом, ни перед положением человека в обществе, ни перед святыней. Происходящее не должно оставлять нас безучастными, и поэтому сегодня особое место в социальном служении Церкви занимает окормление заключенных. Часто приходится слышать мнение о том, что лицо, совершившее преступление, как бы уже и не способно к исправлению. Но разве не о таких сказал Господь: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф. 18,11).

В 2005 г. начато проведение системного планового анкетирования среди осужденных в отдельных учреждениях ФСИН России во всех федеральных округах Российской Федерации. Результаты опросов позволяют выяснить, какие тенденции присутствуют в работе с осужденными по реализации их права на свободу вероисповедания, положительный опыт сотрудничества с Русской православной церковью.

Цели проводимого НИИ ФСИН России исследования заключаются в том, чтобы с помощью изучения социальных аспектов сотрудничества УИС с Русской православной церковью выработать ряд практических рекомендаций, которые могли бы содействовать приобщению многих осужденных к религиозным ценностям, помогая тем самым расширить их нравственный кругозор, направить их устремления к добру, творчеству, духовно очиститься, способствовать возвращению к нормальной жизни после освобождения.

 

1. Современный этап сотрудничества пенитенциарных

учреждений с Русской православной церковью

 

Современный этап взаимодействия пенитенциарной системы России с религиозными организациями начался в 1989 г., когда в соответствии с Приказом МВД СССР от 10 октября 1989 г. N 250 были приняты "Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов". В 1992 г. в Исправительно-трудовой кодекс были внесены соответствующие изменения: добавлена ст. 8.1 "Обеспечение свободы совести осужденных".

Для осуществления более плодотворного сотрудничества в области духовного окормления и религиозно-нравственного просвещения осужденных между Министерством юстиции Российской Федерации и Русской православной церковью 21 декабря 1999 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве.

Соглашение о сотрудничестве между Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и Синодальным Отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями было подписано 28 августа 2003 г.

С начала 90-х гг. в местах лишения свободы ежегодно увеличивается число верующих православных осужденных, участвующих в культовой практике Русской православной церкви. В 1999 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы было создано 560 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывалось около 20000 верующих, что составляло 2,5% от общего числа осужденных <1>, действовало 272 православных храма, 561 молитвенная комната, строилось 80 храмов.

--------------------------------

<1> Обзор "О взаимодействии с попечительскими, общественными, религиозными и иными организациями в 2001 году". УВРО ГУИН Минюста России, N 18-15-1-145, 2001. С. 5.

 

Учреждения ФСИН России осуществляют тесное сотрудничество прежде всего с Русской православной церковью. С ноября 2001 г. в уголовно-исполнительной системе проводится активная работа в соответствии с "Перспективным планом мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве Министерства юстиции Российской Федерации и Русской православной церкви".

В 2001 г. было создано 668 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывалось около 25 000 верующих (3,7% от среднесписочной численности осужденных), действовало 307 православных храмов, 534 молитвенные комнаты, строилось 72 храма <2>.

--------------------------------

<2> Обзор "О взаимодействии с попечительскими, общественными, религиозными и иными организациями в 2002 году". УВРО ГУИН Минюста России, N 18-15-1-166, 2002. С. 6.

 

В 2002 г. в УИС было создано около 1000 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывалось более 40 тысяч верующих осужденных (5,5% от среднесписочной численности) <3>, действовало 324 православных храма, 463 молитвенные комнаты, организованы 262 воскресные школы, в которых обучалось свыше 9 тысяч осужденных.

--------------------------------

<3> Обзор "О взаимодействии с общественными и религиозными объединениями в 2002 году". УВРО ГУИН Минюста России, N 18-15-1-186, 2003. С. 7.

 

В 2003 г. создано более 1000 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывалось более 46 тысяч верующих осужденных, что составляет 6,4% от их среднесписочной численности. Из них примерно 4,9% - православные. В учреждениях действовало 500 молитвенных комнат, 341 храм, строилось - 70. В 59 регионах России организовано 275 воскресных школ (библейских курсов), в которых обучались около 10000 верующих осужденных <4>.

--------------------------------

<4> Обзор "О взаимодействии с общественными и религиозными объединениями в 2003 году". УВРО ГУИН Минюста России, 2004. С. 4.

 

В 2004 г. в учреждениях, исполняющих наказания, действовало 360 православных храмов, строилось - 66, было создано 699 православных общин, которые объединяли 36500 верующих осужденных <5>.

--------------------------------

<5> Обобщенная справка о взаимодействии учреждений и территориальных органов УИС Минюста России с общественными и религиозными организациями (объединениями) в 2004 году. УВРО ГУИН Минюста России, 2005. С. 4.

 

В учреждениях ФСИН России в 2005 г. действовало 499 молитвенных комнат, 370 православных храмов, возводилось - 67, 56400 православных осужденных объединены в 710 общин <6>.

--------------------------------

<6> Обзор "О взаимодействии учреждений и территориальных органов ФСИН России с общественными и религиозными организациями (объединениями) в 2005 году". УСПВРО ФСИН России, 2006. С. 3.

 

Ежегодно растет количество верующих осужденных. На сегодняшний день в исправительных учреждениях создано 1100 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается более 70000 верующих осужденных. В 64 субъектах Российской Федерации организовано 228 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 7500 верующих осужденных. Православные верующие составляют около 80%.

Представители Русской православной церкви активно участвуют в работе Общественного совета при Министре юстиции Российской Федерации по проблемам деятельности УИС. Аналогичные общественные советы созданы практически во всех территориальных органах ФСИН России. Это позволяет наиболее плодотворно сотрудничать с епархиальными управлениями.

В большинстве учреждений ФСИН России для пастырских посещений епархиальными управлениями закреплены конкретные священнослужители и приходы. В учреждения доставляются духовная литература, гуманитарная помощь в виде продуктов питания, лекарств и медицинских препаратов, одежды и обуви.

Состояние и перспективы сотрудничества территориальных органов УИС с епархиальными управлениями ежегодно рассматриваются на совместных конференциях и совещаниях. Итоги работы подводятся в Синодальном Отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями во время заседаний "круглого стола" по вопросам тюремного служения, в рамках ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений.

Стремление к духовному самосовершенствованию осужденных является нормальной естественной потребностью любой развивающейся личности, поэтому следует всеми силами поддерживать их желание к познанию религиозных учений. Одновременно с этим очень важно помнить о том, что требуется контролировать данный процесс, так как наряду с учениями мировых религий и социально одобряемыми идеологическими учениями осужденные могут быть вовлечены в изучение идей экстремистского, ярко выраженного расистского и националистического содержания.

Необходимо также отметить, что в ряде регионов существует нехватка священнослужителей для пастырского служения в пенитенциарных учреждениях.

Вместе с тем сотрудничество учреждений ФСИН России с Русской православной церковью не только плодотворно влияет на воспитательный процесс осужденных, но также является средством профилактики распространения в среде осужденных экстремистских идей, сектантства, особенно это актуально в Северо-Кавказском регионе, где высока опасность распространения идей религиозно-экстремистского течения "ваххабизм".

 

2. Социальные аспекты сотрудничества учреждений

ФСИН России с Русской православной церковью

 

В своих официальных заявлениях руководство ФСИН России неизменно подчеркивает, что представители Русской православной церкви своей деятельностью по окормлению осужденных оказывают значительное положительное влияние на воспитательный процесс и подготовку к социальной адаптации осужденных после отбывания наказания в виде лишения свободы.

Для изучения и обобщения положительного опыта по сотрудничеству с Русской православной церковью территориальных органов УИС в мае 2006 г. было проведено анкетирование 2000 сотрудников и 2000 осужденных в следующих территориальных органах: УФСИН (ГУФСИН) России по Республикам: Башкортостан, Татарстан, Республике Северная Осетия - Алания, по Чувашской Республике - Чувашия; УФСИН (ГУФСИН) России по: Алтайскому, Красноярскому, Краснодарскому, Хабаровскому краю; УФСИН (ГУФСИН) России по: Волгоградской, Владимирской, Московской, Магаданской, Новгородской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Санкт-Петербургу и Ленинградской, Томской области.

Проведенные в учреждениях уголовно-исполнительной системы исследования позволяют выявить определенные тенденции и обобщить положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской православной церковью.

Сотрудникам учреждений ФСИН России было предложено ответить на девять вопросов анкеты <7>.

--------------------------------

<7> Приложение N 1 - Анкета для сотрудников.

 

Опрошенные сотрудники считают, что благодаря приходу к православной вере: обретают душевный покой 29,5% в 2005 г., 48,1% в 2006 г. осужденных; у 31,2% в 2005 г., 27,6% в 2006 г. происходит переоценка ценностей; 26,3% в 2005 г., 12,2% в 2006 г. открывают для себя смысл жизни. Вместе с тем некоторые сотрудники считают, что участие в жизни православной общины есть не что иное для осужденных, как попытка ослабить за собой контроль со стороны администрации. Воцерковление осужденных не может носить лицемерной формы, использоваться ими в корыстных целях, так как оно выражается в деятельном участии в жизни православной общины, в открыто декларируемом правопослушном поведении осужденных в период отбывания наказания и после освобождения.

89,1% в 2005 г., 87,4% в 2006 г. отмечают, что их учреждения взаимодействуют главным образом с Русской православной церковью.

Как показывают исследования, священнослужители Русской православной церкви посещают их учреждения: не менее одного раза в месяц - 9% в 2005 г., 48,6% в 2006 г., каждую неделю - 32,2% в 2005 г., 30,2% в 2006 г.; каждый день - 6,1% в 2005 г., 1,6% в 2006 г.

Принятие православной веры, воцерковление осужденных, по мнению большинства опрошенных сотрудников УИС (68,8%), носит исключительно позитивный характер. Почти все без исключения воцерковленные осужденные сохраняют бесконфликтные (37,7%, по мнению сотрудников) и даже дружеские (49,7%) отношения с неверующими и представителями других конфессий. Духовный поиск осужденных, их стремление приобщиться к таинствам Христовым через принятие православного христианства бесспорно оказывают значительное, главным образом положительное, влияние на морально-психологическую обстановку в учреждениях УИС.

Необходимо отметить, что в 2005 г. 6% опрошенных сотрудников указывали на то, что учреждению УИС, где они проходят службу, предлагали сотрудничество различные секты, а в 2006 г. этот процент увеличился до 17,7.

Значительно возросли проблемы, связанные с проникновением в пенитенциарную систему сект, часто осуществляющих свою деятельность под прикрытием официально зарегистрированных организаций, в том числе религиозных.

Одной из форм профилактики сектантства в среде осужденных к лишению свободы является создание в учреждениях УИС православных общин.

Осужденным было предложено ответить на девять вопросов анкеты <8>. Из числа опрошенных осужденных к лишению свободы в 2006 г. считают себя:

--------------------------------

<8> Приложение N 2 - Анкета для осужденных.

 

- верующими - 84,4% (70,4% в 2005 г.);

- из числа верующих считают себя: православными христианами - 76% (в 2005 г. - 62,4%).

Также исследования, проведенные в учреждениях УИС, выявили следующие проблемы, связанные с воцерковлением осужденных, отбывающих наказания в учреждениях ФСИН России:

бывают в храме и посещают богослужения: один раз в месяц - 55,6% осужденных (в 2005 г. - 31,2%); каждую неделю - 19,3% (в 2005 г. - 14,3%); каждый день - 3,6% (в 2005 г. - 3,9%);

исповедоваться и причащаться имеют возможность: один раз в месяц - 57,9% (27,3% в 2005 г.); каждую неделю - 13,1% (20,8% в 2005 г.).

Значительная часть опрошенных осужденных - 21,2% (в 2005 г. - 20,8%) - считают, что благодаря приходу к вере у них произошла переоценка ценностей; 47,7% обрели душевный покой (в 2005 г. - 10,4%); а 18,2% открыли для себя смысл жизни (в 2005 г. - 27,3%).

Взаимоотношения православных осужденных с неверующими и представителями других конфессий, как показал опрос: бесконфликтные у 38,2% (61,1% в 2005 г.); дружеские у 47,9 (32,5% в 2005 г.); напряженные взаимоотношения у 13,9% (в 2005 г. - 6,4%). Усиление влияния на осужденных традиционных для России религиозных организаций, главным образом Русской православной церкви, по оценкам сотрудников и самих осужденных, оказывает положительное влияние на внутригрупповые, межличностные взаимоотношения в среде осужденных, что способствует сохранению стабильности в отдельных учреждениях и во всей уголовно-исполнительной системе. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает значимость работы священнослужителей Русской православной церкви.

Практический опыт показывает, насколько благотворно действует на души как осужденных, так и сотрудников само наличие храма на территории учреждения, а тем более - совершение в этом храме Божественной литургии, возможность исповедаться, причаститься, получить благословение священника. Большинство сотрудников и осужденных высказывают в качестве основного пожелания увеличение частоты их посещений священнослужителями.

В целом, анализируя данные, полученные в 2005 - 2006 гг., и опираясь на научно-исследовательскую практику с начала 90-х гг. прошлого века, можно со всей ответственностью сделать вывод о том, что пенитенциарной системе необходим институт "пенитенциарного священства". Об этом говорят большинство опрошенных осужденных и сотрудников, высказывая пожелания о прикреплении на постоянное служение в конкретном учреждении ФСИН России священнослужителей Русской православной церкви, знакомых со спецификой отбывания наказания осужденных к лишению свободы и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в пенитенциарных учреждениях.

В качестве положительного опыта сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской православной церковью сотрудники и осужденные считают:

создание православных общин;

строительство храмов;

обучение в воскресных школах;

дистанционное обучение основам православия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотрудники и осужденные, так же как и в 2005 г., позитивно оценивают деятельность Русской православной церкви и считают, что особенно важен личный контакт священника с людьми.

Стресс, изменение привычных условий жизни; ограничение свободы, большое скопление людей, постоянность ситуаций, призывающих к общению в ограниченном пространстве с одним и тем же контингентом, подавляя в себе или выплескивая на окружающих злобу, раздражение.

Человек ищет поддержки в любой форме. Многие осознают себя христианами, приходят в имеющуюся в учреждении православную общину. Нередки случаи, когда осужденные полностью меняют свое мировоззрение, обретают душевный покой. И это иногда бывает настолько заметно, что окружающие сами начинают задумываться о своей жизни, а в дальнейшем также приходят к переоценке ценностей. Процесс этот сложен, длителен.

Многие моменты жизни людей, выбравших свой преступный путь сознательно, под давлением обстоятельств или случайно попавших в критическую ситуацию, при сравнительном анализе преподносят убедительные доказательства положительного влияния на них общения со священником. Особо следует отметить, что без участия в Церковных Таинствах невозможен духовный рост. Человек, познав сердцем Богообщение, обретает мир в душе, становится незлобив, во всем старается помочь нуждающимся. Посещение священником колонии дает большой положительный эффект. Он направляет и корректирует жизнь православной общины, отвечает на возникшие вопросы, помогает в затруднительных ситуациях, разъясняет мнение церкви на ту или иную возникшую проблему, становится духовным наставником прихожанам, и без благословления священника не обходится никакое начинание.

В качестве положительного опыта сотрудничества Русской православной церкви с учреждениями ФСИН России следует отметить следующее.

Бескорыстное пастырское служение священнослужителей Русской православной церкви в пенитенциарной системе России способствует воцерковлению осужденных, возвращению в общество из мест лишения свободы правопослушных граждан, стремящихся к достижению своих жизненных целей исключительно законными, одобряемыми обществом способами.

Сегодня Церковь ведет не только проповедническую работу, но и активно участвует в благотворительной и попечительской деятельности. К этой работе привлекаются общественные православные организации и движения. Многие из них оказывают бескорыстную помощь в процессе исправления осужденных, социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

С 2004 г. традиционными стали стажировки слушателей Московской духовной академии и семинарии в действующих на территории исправительных учреждений храмах. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в решении проблем православного просвещения в местах лишения свободы активное участие принимают общественные организации конфессиональной направленности.

По благословению Патриарха Алексия II Церковь взяла на себя новый вид миссионерского служения. Сектор взаимодействия с УИС Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата уже четыре года реализует проект "Общецерковная Система дистанционного (заочного) обучения основам православия в местах лишения свободы".

Участниками проекта являются: Центр духовной поддержки заключенных Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, Отдел тюремного служения Московской Духовной Академии и семинарии.

Для того чтобы охватить все направления тюремного служения, требуются усилия многих священнослужителей и мирян, поэтому курсы Дистанционного обучения основам православия - это неоценимая помощь в Евангельском просвещении нуждающихся.

Цель проекта:

1. Духовно-нравственная поддержка сотрудников и реабилитация осужденных. Воцерковление, подготовка их к сознательному участию в таинствах Церкви.

Организация полезной занятости осужденных в условиях сокращения привлечения их к оплачиваемому труду.

Подготовка к поступлению в высшее или среднее специальное учебное заведение. Кроме того, решается задача связи с православными учебными заведениями для стимуляции самообразования. Уровень образования осужденных в основном не очень высок, что является сдерживающим фактором для поступления в какое-либо учебное заведение после освобождения. Хорошо успевающие осужденные после окончания обучения и освобождения могут быть рекомендованы к поступлению в Православный Свято-Тихоновский Богословский университет.

Апробация методик проводится Центром духовной поддержки ПСТГУ и региональными центрами в 32 учреждениях УИС различных епархий. Обучается около тысячи человек.

Также был создан Липецкий центр духовного просвещения "СТУПЕНИ", который взял на себя реализацию Программы дистанционного образования в следующих епархиях: Курская, Хабаровская, Белгородская, Краснодарская, Пермская, Чувашская, Вологодская, Тамбовская, Тульская, Мордовская, Владимирская, Ивановская, Орловская.

Создаются региональные Центры дистанционного образования в Пермской, Красноярской, Алтайской, Мурманской епархиях. Программа дистанционного образования основам православия уже приобрела популярность среди как осужденных, так и сотрудников.

Данный опыт целесообразно внедрить в практику деятельности исправительных учреждений ФСИН России. Для этого необходимо провести следующие мероприятия.

Обобщить опыт всех территориальных органов УИС, занимающихся обучением осужденных основам православной веры.

Провести координационное совещание сотрудников ФСИН России, территориальных органов УИС и Центра духовной поддержки православных общин в заключении при миссионерском факультете Православного Свято-Тихоновского Богословского университета.

Программа содействует формированию библиотек духовной литературы и их пополнению к курсам дистанционного обучения основам православной веры православных общин в местах лишения свободы.

Целью деятельности программы "Православное тюремное видео" является духовное просвещение осужденных и сотрудников УИС через знакомство с православными видеофильмами. Программа включает также обеспечение видеоаппаратурой для просмотра фильмов, кроме того, к комплекту видеофильмов прилагается методический материал с вопросами, используя которые можно проводить занятия после просмотра фильмов.

Целью деятельности программы "Православное тюремное радио" является обеспечение для лиц, находящихся в местах лишения свободы, возможности познакомиться с основами православной веры, историей Церкви, песнопениями, проповедями.

Значительный опыт по реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповеданий накоплен в УФСИН России по Липецкой области.

В газете для осужденных "Контакт", тираж которой составляет более тысячи экземпляров и распространяемой в каждом исправительном учреждении области, публикуется необходимая информация об организации обучения основам православной веры. В газете создана специальная рубрика "Осужденный и религия", в которой освещается процесс обучения, а также мероприятия, проводимые священнослужителями.

Результаты первых месяцев обучения показали, что осужденным необходимо более частое консультирование по вопросам обучения. В связи с этим за каждым приходом исправительного учреждения был закреплен священник, который не только проводит церковные службы и обряды, но и занимается с осужденными по курсу "Основы православной веры". В настоящее время священнослужители посещают каждое учреждение не реже трех раз в неделю.

В целях информатизации процесса обучения в каждое учреждение были переданы телевизоры и DVD-проигрыватели, которые были установлены в читальных залах библиотек, а также DVD-диски с обучающими программами.

Применение технических средств повысило интерес осужденных к обучению, положительно отразилось на качестве обучения.

В настоящее время решен вопрос об установке в каждом исправительном учреждении системы спутникового телевидения для трансляции церковных каналов "Благовест LMI-1", "Глас Sirius".

Все сотрудники учреждений отмечают положительное воздействие процесса обучения на осужденных. Одним из показателей позитивного воздействия может служить уровень нарушений в расчете на 1000 осужденных - если в 2004 г. он составил 2158 нарушений, по итогам работы в 2005 г. - 1998 нарушений. Стремление к духовному развитию осужденных позитивно отражается на их поведении в период отбывания наказания.

В последнее время отношения между осужденными, религиозными организациями и администрацией развиваются и принимают все более устойчивый характер. Администрация всячески содействует представителям религиозных организаций в работе по удовлетворению религиозных потребностей осужденных и гуманитарной деятельности в местах лишения свободы.

В учреждениях УФСИН России по Вологодской области была подготовлена программа совместных мероприятий. Главной задачей взаимодействия в данном документе провозглашалась активизация работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию сотрудников УИС "на непреходящих традициях русского православия, верности присяге, служебному долгу и Отечеству". Программа предусматривала проведение торжественных ритуалов с участием православных священнослужителей, распространение литературы духовного содержания, планировалось проведение цикла занятий по православному просвещению сотрудников уголовно-исполнительной системы.

С ноября 2003 г. осуществляется заочное обучение осужденных основам православной веры на базе Вологодского православного духовного училища.

В следственных изоляторах г. Москвы при содействии Общества милосердия в тюрьмах "Вера, Надежда, Любовь" стали проводиться "Дни милосердия и сострадания". В рамках Соглашения о сотрудничестве между ФСИН России и Обществом "Вера, Надежда, Любовь" осуществляется благотворительный проект по созданию в исправительных учреждениях передвижных видео- и аудиотек с кассетами духовно-нравственного православного содержания. При проведении "Дня милосердия" во всех православных храмах проводятся службы, целью которых ставится привлечение внимания общественности к осужденным, сбор пожертвований, которые передаются осужденным. Осуществляется пополнение книжного фонда библиотек для осужденных. Более 10 лет ведется активная индивидуальная переписка с осужденными. Оказывается благотворительная юридическая помощь. При содействии Фонда в храме "Во имя Святителя Николая Чудотворца" (Московская обл.) в Михайловском Покровском монастыре (Рязанская обл.) созданы реабилитационные православные общины для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и утративших социально полезные связи.

В УФСИН России по Республике Марий Эл реализован новый совместный проект - создание мастерской резьбы по дереву. Одной из форм взаимодействия, взаимовыгодной и полезной, стало производство церковной утвари и иного культового имущества на базе существующих в исправительных учреждениях мастерских. Иконная мастерская выпускает уникальные изделия, востребованные в православных храмах и часовнях. Кроме того, это способствует занятости свободного времени спецконтингента и дает возможность работать самостоятельно после освобождения. В Иовотроицкой воспитательной колонии помимо строительства храма реализован совместный проект "Колония - сад для очищения души и тела". Сад, цветники, лекарственные травы, огород стали реальностью учреждения.

В ГУФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Президент России В. Путин помиловал девять строителей храма. Строительство храма было инициативой самих осужденных. Среди двух тысяч осужденных нашлись архитекторы, проектировщики, каменщики, бетонщики, краснодеревщики. Осужденные по договоренности с администрацией последнее воскресенье каждого месяца выходили на работу в промышленную зону и на заработок этих дней закупали строительные материалы. Строительству помогала Санкт-Петербургская епархия. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм. Один из помилованных решил уйти в Валаамский монастырь, другой не захотел покидать колонию, остался вольнонаемным на мебельном производстве, другие разъехались.

В учреждениях УФСИН России по Томской области активно используется потенциал религиозных конфессий в формировании объективного общественного мнения о деятельности уголовно-исполнительной системы. Опыт взаимодействия учреждений с религиозными организациями отражается в средствах массовой информации.

Томское епархиальное управление оказывает помощь осужденным, освобождающимся из мест лишения свободы, в индивидуальном порядке. При желании освободившегося осужденного могут оставить на послушание в приходах при Петропавловском соборе или Троицкой церкви г. Томска, где ему предоставляются временное жилье и питание до тех пор, пока человек сам не определится в своем будущем. Налажено взаимодействие с воспитательными колониями. Общая численность несовершеннолетних осужденных, посещающих храм в воспитательных колониях, составляет 232 человека.

За активное содействие учреждениям УФСИН России по Томской области представители Русской православной церкви неоднократно поощрялись начальником Управления.

Для подготовки будущих священнослужителей к работе в местах лишения свободы сотрудником ГУФСИН России по Самарской области проводятся занятия в Самарской Духовной семинарии по спецкурсу "Особенности воспитательного процесса осужденных".

Вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием осужденных и сотрудников, широко освещаются средствами массовой информации. Выходят постоянные публикации в "Народной православной газете", "Тюрьме и воле", ведется сотрудничество с газетой "Благовест", альманахом "Духовный Собеседник". На значимые мероприятия приглашаются корреспонденты телевизионных программ.

Регулярно проходят встречи священнослужителей с сотрудниками. Кому небезразлична судьба России, вступают в ряды общественного движения "Самара Православная", принимают участие в собраниях, крестных ходах, обращениях к Правительству по важным вопросам, проводят просветительскую работу, что говорит о возрождении духовности. Дети сотрудников принимают участие в ежегодных Кирилло-Мефодиевских чтениях.

С целью профилактики преступности несовершеннолетних, состоящих на учете в Инспекциях по делам несовершеннолетних, осуществляется совместная работа с муниципальным подростковым реабилитационным центром "Радонеж". В Жигулевской воспитательной колонии введен факультатив по основам православной культуры (решается вопрос о введении факультатива в центрах образования всех ИУ области), проводятся занятия в Воскресной школе. Ребята с огромным интересом посещают занятия православного клуба "Светелка".

В УФСИН России по Республике Коми активнее стали использоваться такие формы работы, как проведение лекториев по истории православия для сотрудников исправительных учреждений. Стали традиционными освящение оружия и благословение сотрудников отряда специального назначения, выезжающих в служебные командировки в Чеченскую Республику. Членами православных общин налажено взаимодействие с послушниками Сретенского монастыря, Оптиной пустыни, Троице-Сергиевой лавры, послушницами Дивеевского женского монастыря.

Заслуживает внимания также положительный опыт проведения в ГУФСИН России по Краснодарскому краю семинаров-совещаний с участием практических работников УИС, представителей Администрации Краснодарского края и священнослужителей Екатеринодарской и Кубанской епархии, окормляющими исправительные учреждения по проблемам духовно-нравственного воспитания в местах лишения свободы.

Отделом религиозного образования и катехизации Саратовского Епархиального Управления во все государственные и общественные организации области была направлена информация о наиболее распространенных и активных в г. Саратове и Саратовской области тоталитарных сектах с целью предотвращения попыток проникновения в исправительные учреждения их последователей, нарушающих права своих членов и наносящих непоправимый вред духовному, психическому, а нередко и физическому здоровью людей. До сведения администрации ИУ доведен список этих сект.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что сотрудничество учреждений ФСИН России с Русской православной церковью носит конструктивный и плановый характер. Священники активно участвуют в воспитательном процессе и оказывают положительное влияние на осужденных, что позитивно отражается на морально-психологическом климате в исправительных учреждениях, способствует поддержанию стабильной обстановки во всей уголовно-исполнительной системе России. Неуклонное исполнение законодательства в сфере обеспечения права осужденных на свободу вероисповедания, взаимное исполнение обязательств в соответствии с планами по реализации Соглашения о сотрудничестве ФСИН России с Русской православной церковью является залогом плодотворной работы по возвращению обществу социально адаптированных законопослушных граждан.

Наличие большого числа осужденных, которые нуждаются в духовном окормлении, возрастание роли религии в их воспитании требуют более тесного взаимодействия между администрацией исправительных учреждений и Церковью. Поэтому обращение сотрудников уголовно-исполнительной системы к богатейшему наследию Русской православной церкви не случайно.

 

3. Перспективы развития сотрудничества учреждений

ФСИН России с Русской православной церковью

 

Сотрудничество учреждений ФСИН России с Русской православной церковью, бескорыстное пастырское служение священнослужителей Русской православной церкви в пенитенциарной системе России, как показывает опыт, положительно влияет на обстановку в среде осужденных, стабильность деятельности пенитенциарных учреждений.

Вместе с тем существует ряд нерешенных вопросов, препятствующих в целом плодотворному сотрудничеству учреждений ФСИН России с Русской православной церковью, в числе которых:

- отсутствие в Русской православной церкви службы пенитенциарного священства;

- материальная неподготовленность епархий к созданию такой службы;

- сложности материально-технического характера в учреждениях ФСИН России по обеспечению права на свободу вероисповедания;

- стремление ряда чиновников уравнивать в значимости представителей традиционных конфессий и новых религиозных объединений, а также сект. Тем не менее, несмотря на возникающие иногда трудности, представители Русской православной церкви участвуют в решении одной главной и общей задачи - духовного обновления личности, преступившей закон. В связи с этим вполне логично обратиться к положительному опыту организации сотрудничества с религиозными объединениями в пенитенциарных учреждениях стран Западной Европы и США.

Как и в российских исправительных учреждениях, так, например, и в пенитенциарных учреждениях США отбывают наказание представители различных религиозных верований. При этом администрация старается удовлетворить их религиозные потребности, причем не нарушая распорядка работы учреждения. Человек, находящийся в тюрьме, не теряет право на свободу вероисповедания, закрепленное Конституцией.

Стоит заметить, что в пенитенциарных учреждениях США на постоянной основе работает капелланская служба. Необходимость создания такой службы продиктована, как показывает практика, сильным и действенным ее влиянием на исправление заключенных. Такие службы созданы практически во всех тюремных учреждениях. Всего капелланы представляют 26 религиозных групп. Для получения права на работу в пенитенциарных учреждениях капелланы должны соответствовать следующим требованиям: наличие сертификата, полученного от своей религиозной конфессии, и звания не ниже чем магистр богословия, а также большое желание работать с заключенными.

Капелланы также помогают и представителям других религий, не имеющих своих постоянно работающих в пенитенциарных учреждениях священнослужителей. Для работы с данными группами заключенных назначают капелланов, нанятых по контракту, или добровольцев на общественных началах.

Также представляют интерес особенности организации религиозной работы в тюрьмах ряда стран Европы. О довольно серьезном отношении государства к этой работе свидетельствует тот факт, что, например, в Великобритании Генеральный капеллан назначается епископом, а зарплату он получает от правительства. В штате у него состоят четыре генеральных помощника. Раз в месяц старший капеллан, его помощник, надзиратель и суперинтендант собираются на регулярные заседания, где из своей среды выбирают капелланов для проведения надзирательной работы.

Каждое пенитенциарное учреждение Великобритании имеет штат священнослужителей для оказания помощи осужденным в отправлении религиозных потребностей. Кроме того, каждую тюрьму посещают нештатные священнослужители, представляющие различные религиозные конфессии.

Заключенным может быть запрещено посещать массовые религиозные мероприятия по медицинским показаниям; если директор тюрьмы считает, что заключенный злостно нарушил режим содержания или присутствие заключенного может спровоцировать беспорядки, и в некоторых других случаях.

Стоит заметить, что капелланы по просьбе заключенных принимают участие в подготовке документов об условно-досрочном освобождении или отчетов об отбывании наказаний осужденными на пожизненное заключение. Определенное место в их работе занимает социальная реабилитация заключенных после освобождения из тюрьмы. Для этого приглашается священнослужитель из какого-либо прихода с тем, чтобы заранее познакомиться с освобождаемым. Кроме того, капелланы при поддержке местных церковных обществ занимаются вопросами, связанными с определением нового места жительства для тех освобождающихся заключенных, которым не разрешено проживать на прежнем месте жительства по закону.

В масштабе Тюремного ведомства Великобритании для повышения профессионализма капелланов организована учеба, разработаны годовой учебный план и программа.

Весьма интересна организация этой работы в Польше. В связи с тем что значительное количество заключенных, отбывающих наказания в исправительных заведениях этой страны, считаются верующими, в работе с ними очень важна воспитательная роль священнослужителей.

Следует заметить, что к работе с заключенными допускаются священники, имеющие стаж религиозной деятельности не менее трех лет. Только при этом условии они могут читать проповеди, исповедовать и причащать, а также производить благотворительную деятельность в отношении заключенных. Те тюремные священники, которые одновременно выполняют и другие епархиальные обязанности, проходят специальную предварительную подготовку.

Предназначение священнослужителей сводится к оказанию по просьбам заключенных услуг религиозного характера, проведению богослужений и исповедей, проведению пастырской работы, формированию у заключенных таких душевных качеств, которые должны помочь им поступать в повседневной жизни в соответствии с установленными в стране нормами морали.

В соответствии с Правилами исполнения тюремного заключения каждый осужденный может участвовать в религиозных обрядах и иметь при себе необходимые для этого атрибуты, прослушивать записи церковных служб по радио и посещать церковные службы, проводимые в учреждении.

Таким образом, можно с уверенностью заявлять, что международный опыт доказывает жизненную необходимость создания в России службы пенитенциарного священства. Формы, методы, принципы деятельности различных конфессий в учреждениях ФСИН России должны вырабатываться совместно с практическими и научными работниками ФСИН России и сотрудниками Российской академии наук, а также с участием религиозных деятелей, представителей законодательной власти. Итогом данной работы должен стать законопроект "О военном и пенитенциарном священстве в Российской Федерации".

 

Заключение

 

Результаты проведенных в 2005 - 2006 гг. исследований в учреждениях ФСИН России Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Дальневосточного, Уральского, Южного федеральных округов позволяют утверждать, что большинство сотрудников ФСИН России и осужденных считают, что сотрудничество учреждений ФСИН с Русской православной церковью является важным и позитивным.

В качестве положительного опыта такого сотрудничества в основном называется строительство православных храмов, а также изучение под руководством священнослужителей основ православия.

Примечательно, что с началом посещения представителями религиозных конфессий пенитенциарных учреждений стало заметно снижаться количество преступлений и нарушений режима содержания осужденными, не допущено массовых беспорядков и групповых эксцессов.

Все это можно объяснить и большой, поистине подвижнической деятельностью в местах лишения свободы Русской православной церкви. Причем опыт показывает, что посещения заключенных священником должны быть по меньшей мере еженедельными - для наиболее эффективного наблюдения и воздействия на духовно-нравственное состояние заключенных.

По мнению большинства сотрудников и осужденных, в учреждениях ФСИН России должны быть штатные священнослужители. Для этих целей в Русской православной церкви должна быть создана служба "пенитенциарных священнослужителей", которые были бы специально подготовлены к служению в учреждениях ФСИН России.

Вместе с тем необходимо отметить, что священнослужителей, не имеющих возможности посещать осужденных менее одного раза в месяц, на данный момент уже меньшинство, в среднем службы с участием осужденных проводятся не реже одного раза в неделю.

Исследования в данной области стали проводиться на постоянной основе в разных регионах России. Это позволит в ближайшем будущем определить состояние и динамику влияния процесса увеличения или уменьшения верующих на морально-психологический климат в учреждениях ФСИН России, подготовку к освобождению осужденных, их социальной адаптации после освобождения.

Задача на данном этапе состоит в правовом закреплении форм и методов работы с осужденными, взаимодействия представителей различных конфессий с администрацией исправительных учреждений. При этом должны соблюдаться конституционные принципы свободы совести, вероисповедания и светского государства, нормы, регламентирующие деятельность пенитенциарной системы.

Вместе с тем недоработки законодательства о религиозных объединениях позволяют принимать решения о сотрудничестве с отдельными конфессиями на основе субъективных позиций руководителей управлений и учреждений ФСИН России. Необходимо полностью исключить возможность проникновения в места лишения свободы представителей сект.

Необходимо особо отметить, что реализация прав осужденных на свободу совести и вероисповедания должна происходить при абсолютном соблюдении действующего законодательства, мер безопасности, которые исключали бы саму возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, способствующих дестабилизации обстановки в учреждениях ФСИН России.

В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II говорится: "Пастырь церковный должен вносить в тягостную и напряженную тюремную атмосферу дух примирения и взаимного уважения, дух Христовой любви и правды. Может быть, далеко не все будут способны расслышать Божий призыв, но если и один из тысячи вернется в общество, оставив путь греха и преступления, мы можем говорить о том, что наши усилия не бесплодны".

 

Литература:

 

1. Обзор "О взаимодействии с попечительскими, общественными, религиозными и иными организациями в 2000 году". ГУИН Минюста России, N 18-15-1-145, 2001. С. 5.

2. Обзор "О взаимодействии с попечительскими, общественными, религиозными и иными организациями в 2001 году". ГУИН Минюста России, N 18-15-1-166, 2002. С. 6.

3. Обзор "О взаимодействии с общественными и религиозными объединениями в 2002 году". УВРО ГУИН Минюста России, 18-15-1-186, 2003. С. 7.

4. Обзор "О взаимодействии с общественными и религиозными объединениями в 2003 году". УВРО ГУИН Минюста России, 2004. С. 4.

Обобщенная справка о взаимодействии учреждений и территориальных органов УИС Минюста России с общественными и религиозными организациями (объединениями) в 2004 году. УВРО ГУИН Минюста России, 2005. С. 4.

Обзор о взаимодействии учреждений и территориальных органов ФСИН России с общественными и религиозными организациями (объединениями) в 2005 году. УСПВРО ФСИН России, 2006. С. 3.

Материалы опыта сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской православной церковью: УФСИН (ГУФСИН) России по Республикам: Башкортостан, Коми, Марий Эл, Татарстан, Республике Северная Осетия - Алания, по Чувашской Республике - Чувашия; УФСИН (ГУФСИН) России по: Алтайскому, Красноярскому, Краснодарскому, Хабаровскому краю; УФСИН (ГУФСИН) России по: Волгоградской, Владимирской, Липецкой, Московской, Магаданской, Новгородской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Санкт-Петербургу и Ленинградской, Томской области.

 

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.)