АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.М. СМИРНОВ

Читайте также:
  1. А.В. Басова, О.В. Смирнова,
  2. А.М. СМИРНОВ
  3. А.О.Смирнов: історія психології як рушійна сила цієї науки
  4. Критерий Колмогорова—Смирнова
  5. Критерий Мизеса-Смирнова
  6. Л. Н. Смирнова
  7. О «секретах» и особенностях Смирновских водок
  8. Смирнов И. Н., Титов В. Ф.
  9. Смирнова Л. Н.

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ

НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РОССИИ

А.М. СМИРНОВ

 

Смирнов Александр Михайлович, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук.

 

Излагается актуальность и значимость для отечественной уголовно-исполнительной системы решения вопросов обеспечения прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, раскрываются понятийный аппарат, принципы и правовые гарантии обеспечения реализации осужденными указанных прав, уделяется внимание ответственности сотрудников исправительных учреждений за создание препятствий для осужденных на осуществление ими прав на свободу совести и свободу вероисповедания.

 

Ключевые слова: свобода совести, свобода вероисповедания, права осужденных.

 

Theoretical and legal framework for ensuring the rights of convicts to freedom of conscience and freedom of religion in Russia

A.M. Smirnov

 

The relevance and importance for the national penal system address issues of prisoners' rights to freedom of conscience and freedom of religion is revealed conceptual framework, principles and legal guarantees to ensure the realization of these rights prisoners have given attention to the responsibility of correctional institutions for the creation of obstacles for those sentenced to exercise of the rights to freedom of conscience and freedom of religion.

 

Key words: freedom of conscience, freedom of religion, the rights of prisoners.

 

Новые правовые и социальные условия, сложившиеся в современной России, значительно изменили отношение государства и общества к религии.

Конституция Российской Федерации, определив светский характер Российского государства, вместе с тем установила государственные гарантии обеспечения свободы вероисповедания и равноправия для граждан независимо от их религиозной принадлежности и отношения к религии. Принцип свободы совести, закрепленный в ст. 28 Основного Закона России, дал мощный импульс для возрождения духовных и культурных традиций народа, возвращения к их природным истокам.

В современной России религиозные организации, представляющие интересы значительной части граждан (по данным социологических исследований, от 70% до 80% россиян считают себя верующими), являются одним из важнейших элементов гражданского общества. Они играют значительную роль в обеспечении необходимых условий для реализации свободы вероисповедания, в сохранении и развитии российской культуры, общественной нравственности <1>.

--------------------------------

<1> Хромов И.Л. Особенности оперативной работы в исправительных учреждениях с членами религиозных объединений экстремистской направленности: Учебно-методическое пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2007.

 

Свобода вероисповедания составляет основу духовной свободы человека. Совесть человека недоступна властному вмешательству, государственно-правовому регулированию. По этой причине право на свободу совести и вероисповедания, как абсолютное право иметь и менять любую религию или убеждения, не может быть ограничено никаким законом <2>.

--------------------------------

<2> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998.

 

Таким образом, свобода совести и свобода вероисповедания представляют собой один из фундаментальных институтов в структуре правового статуса человека и гражданина, являясь неотделимой частью его жизнедеятельности.

Следует отметить, что в современном российском законодательстве термины "свобода совести" и "свобода вероисповедания" в отдельных случаях используются как устойчивые словосочетания.

Тем не менее с доктринальной точки зрения свободу вероисповедания следует рассматривать как частный случай свободы совести, поскольку последняя включает в себя как свободу религиозных убеждений, так и все виды религиозно индифферентных и атеистических убеждений <3>.

--------------------------------

<3> Там же.

 

Мы со своей стороны разделяем мнение тех авторов, которые разграничивают данные социально-правовые институты. Вследствие чего под свободой совести предлагаем понимать естественное право человека иметь любые убеждения и действовать в соответствии с ними, а под свободой вероисповедания - право исповедовать и практиковать любую религию или же быть атеистом (неверующим).

С учетом вышеизложенного очевидным является то обстоятельство, что лица, отбывающие наказания в учреждениях уголовно-исправительной системы (УИС) России, пользуются в данной сфере общественных отношений равными с другими гражданами (лицами) правами.

Осознание значимости свободы совести и вероисповедания для развития личности, понимание того, что реализация данного института может позитивно повлиять на исправление личности, обеспечили его неотчуждаемость и для лиц, лишенных свободы.

В связи с чем осужденным в России гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания во время отбывания ими назначенного судом наказания без каких-либо особых ограничений. Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России заключены договоры с рядом религиозных конфессий для обеспечения возможности отправления осужденными своих обрядов и культов на территории ИУ, чему будет более подробно уделено внимание ниже.

Во исполнение данного положения в настоящее время во многих исправительных учреждениях (ИУ) России построены культовые сооружения, открыты молельные комнаты. Так, например, по состоянию на 1 января 2013 г. в учреждениях УИС России действуют 555 храмов, 702 молитвенные комнаты <4>.

--------------------------------

<4> URL: http:// www.fsin.su/ structure/ inspector/ iao/ statistika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS (дата обращения: 06.05.2013).

 

Согласно результатам исследований НИИ ФСИН России, по состоянию на 1 ноября 2012 г. в ИУ православными являются 73,9% опрошенных осужденных мужчин в ИК, христианами иной конфессии - 3,2%, мусульманами - 6,3%, буддистами - 1,8%, атеистами - 13,8%. Исповедуют иную религию 1% осужденных.

Число женщин, исповедующих православие, составляет 72%, христианство иной конфессии - 8,7%, ислам - 4,2%, буддизм - 0,2%, иную религию - 3,1%. Число осужденных женщин, причисляющих себя к атеистам, составляет 11,5%.

Доля несовершеннолетних осужденных, не исповедующих никакой религии, составила 24,9%. Остальные 75,1% осужденных исповедуют: православие - 67,0%; мусульманство - 4,2%; иную религию - 3,9%.

Вследствие преобладания среди осужденных лиц, исповедующих православие, учреждения ФСИН России осуществляют первоочередное сотрудничество с Русской Православной Церковью, что было подтверждено около 90% опрошенных практических работников УИС России <5>.

--------------------------------

<5> Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью: Аналитический обзор. М.: НИИ ФСИН России, 2006.

 

Несмотря на свою значимость, фундаментальность и неотчуждаемость, реализация осужденными прав на свободу совести и свободу вероисповедания в целях обеспечения безопасности личности в условиях изоляции от общества и недопущения социальных конфликтов внутри ИУ должна быть подчинена ряду принципов, к которым относятся принципы:

- законности - данные права должны реализовываться осужденными в строгом соответствии с законом;

- добровольности - осуществляется осужденными по собственному желанию, без какого-либо принуждения или насилия;

- доступности - предоставление осужденным возможности для отправления ими религиозных обрядов, встреч (общения) со служителями культа, ознакомления с религиозной литературой;

- приоритетности правил внутреннего распорядка ИУ над реализацией осужденными права на свободу совести и вероисповедания.

Поскольку право на свободу совести и свободу вероисповедания является абсолютным и неотъемлемым, оно обеспечено и защищено рядом нормативных документов различного уровня: международного, национального и ведомственного.

Уделим внимание основным положениям наиболее значимых из них.

 

Международный уровень

 

Согласно ст. 42 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1957 г., в пределах осуществимого каждый заключенный должен иметь возможность удовлетворять свои религиозные потребности, участвуя в религиозных обрядах в стенах его заведения и имея в своем распоряжении религиозные писания, свойственные его вероисповеданию.

В заведениях, в которых находится достаточное число заключенных, принадлежащих к одному и тому же вероисповеданию, следует назначать квалифицированного служителя данного культа или разрешать ему отправлять там соответствующие обряды. Если число таких заключенных достаточно велико и имеются соответствующие возможности, такого служителя следует назначать на полное время.

Квалифицированный служитель культа, назначаемый или допускаемый в исправительное заведение, должен иметь возможность регулярно отправлять религиозные обряды и в отведенное для этого время периодически посещать заключенных, принадлежащих к его вероисповеданию, для бесед наедине на религиозные темы.

Заключенных нельзя лишать возможности доступа к квалифицированным представителям любого вероисповедания. С другой стороны, если заключенный протестует против его посещения служителем культа, к его пожеланиям следует относиться с полным уважением.

Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного СССР в 1973 г., гласит, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, отправление культа, выполнение религиозных и ритуальных обрядов и учений.

Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, ратифицированной Россией в 1998 г., каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, также ратифицированной Россией в 1998 г., гласит, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Согласно ст. 29 Европейских пенитенциарных правил 2006 г., следует уважать свободу мысли, совести и религии заключенных. Внутренний режим исправительных учреждений, насколько это возможно, должен быть организован таким образом, чтобы давать заключенным возможность исповедовать свою религию и веру, посещать службы или собрания, проводимые получившими соответствующее разрешение представителями таких религий или верований; такие представители религий или верований должны иметь возможность посещать заключенных и общаться с ними в конфиденциальной обстановке; заключенным следует разрешать иметь у себя книги и литературу, относящиеся к их религии и верованиям.

Заключенные не могут принуждаться исповедовать ту или иную религию или веру, посещать религиозные службы и собрания, принимать участие в религиозных обрядах или соглашаться на посещение представителями каких-либо религий или верований.

 

Национальный уровень

 

Положения вышеназванных международных правовых документов нашли свое отражение в национальном законодательстве России, в первую очередь в его Основном Законе.

Так, например, согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ свобода совести и вероисповедания есть неотъемлемое право граждан РФ, гарантируемое Конституцией и международными обязательствами Российской Федерации.

Статья 3 данного Закона гласит, что в России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (ч. 3 ст. 16).

Вышеуказанные правовые положения распространяются и на осужденных. Вследствие чего ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации гарантирует осужденным свободу совести и свободу вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

К осужденным к принудительным работам, аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

 

Ведомственный уровень

 

Ведомственный уровень нормативного регулирования обеспечения осужденным свободы совести и свободы вероисповедания характеризуется подписанием ФСИН России соглашений о сотрудничестве с различного рода религиозными конфессиями.

Так, например, 22 февраля 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и директор ФСИН России А.А. Реймер подписали официальное соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью, одним из предметов которого является обеспечение конституционных прав на свободу совести, свободу вероисповедания, духовное окормление, образование и духовно-нравственное просвещение лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу.

Сотрудникам отечественных ИУ следует иметь в виду, что за нарушение этого соглашения и непредоставление возможности осуществления осужденным своего права на свободу совести и свободу вероисповедания российским законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, например, согласно ч. 1 ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до восьмисот рублей.

Часть 2 данной статьи предусматривает повышенную ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики, которая может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Согласно ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации, незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов влечет за собой уголовную ответственность с назначением штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев.

Таким образом, право на свободу совести и свободу вероисповедания является одним из неотъемлемых прав осужденных, отбывающих наказание в России. Реализация ими данного права имеет ряд законодательных ограничений, обусловленных спецификой функционирования учреждений УИС России, и гарантий, нарушение которых сотрудниками данных учреждений влечет привлечение их к соответствующему виду юридической ответственности.

 

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)