|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура и идеологическое воспитаниеМы сталкиваемся с новым вызовом истории — культурно–идеологической агрессией западного мира. Я уже говорил о том, какую роль могут сыграть белорусы в деле сохранения на данном историческом этапе общечеловеческих культурных ценностей, а в конечном счете, спасения нашей цивилизации. Способны ли мы справиться с этой благородной, поистине исторической задачей? Если исходить из духовно–культурного потенциала нашего народа — то, безусловно, "да". За эти годы государство при всех трудностях делало все возможное для развития белорусской культуры, укрепления ее материальной базы, конкретной поддержки талантов. Я не буду перечислять все сделанное, достаточно сказать об оперном театре, академии музыки, художественном музее, Мирском замке, домах и дворцах культуры в регионах, Национальной библиотеке. Все это на виду. Белорусские мастера культуры и молодые дарования получают реальную финансовую помощь для реализации творческих проектов из средств фондов президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, талантливой молодежи. Сотни лучших преподавателей, врачей получают приличную доплату в течение года. Вот они — реальные факты, неопровержимые аргументы в споре о том, кто и как в действительности заботится о развитии нашей культуры. Только в наших творческих союзах около 6 тысяч творческих личностей — писатели, композиторы, кинематографисты, художники, музыкальные и театральные деятели, мастера народного творчества, дизайнеры, литературно–художественные критики. Это мощнейший социальный пласт, представляющий белорусскую национальную культуру. Немногие государства могут этим похвастаться. Но давайте спросим себя: а в чем состоит вклад всей нашей огромной сферы культуры в осмысление нашим народом своего места в мире. Где романы, повести, спектакли, фильмы, воспитывающие высокие духовные качества гражданина независимой Беларуси? Да, появляются новые книги и спектакли, посвященные белорусскому прошлому. Мы должны знать и ценить свою историю. Но мы не можем думать и говорить только о прошлом, пусть и славном, и поучительном. Десять миллионов наших соотечественников живут в сегодняшнем мире и "учатся жизни" в основном по произведениям западной (в лучшем случае российской) масскультуры, круто замешанной на насилии и разврате. Возьмем, говоря словами классика, важнейшее из искусств — кино. Чужая, заграничная жизнь сегодня широким потоком изливается на зрителей с экранов белорусских кинотеатров. В их репертуаре от 50 до 70 процентов " иностранные фильмы. "Беларусьфильм" финансируется государством на 75 процентов (к примеру, российский "Мосфильм" — всего 35, а "Грузияфильм" — меньше 5 процентов). Но мы так и не создали киногероев современной Беларуси, которым подражала бы наша молодежь. Замечательный фильм нашего выдающегося современника Михаила Николаевича Пташука "В августе 44-го" — это скорее исключение. И то, если вы хотите знать, я заставил дать сценарий. Богомолов никому не давал права ставить по своей книге. Но как узнал, что я хочу в Беларуси этот фильм, сказал: Лукашенко отдам. Я несколько раз приезжал на "Беларусьфильм". В результате родился фильм. Хорошо, что Михаил Пташук создал этот отличный фильм. У нас большая проблема — внутренний киновидеорынок не защищен. Выдачей авторских прав, а также прав на тиражирование киновидеопродукции занимаются российские коммерческие фирмы. В результате мы "завалены" киновидеопродукцией, в которой жесткость, насилие, разврат. Это недопустимо! Сейчас я бы хотел спросить у творческой интеллигенции, особенно "свядомай" ее части. Какие светлые образы, вдохновляющие нашу молодежь на созидание, на добрые дела, вы противопоставляете культурной агрессии из–за рубежа? Что вообще создали за это время, кроме гвалта на площадях? Состоялся так называемый Всебелорусский съезд интеллигенции. Какое место в работе съезда занимали вопросы создания книг, фильмов, других произведений, способствующих духовному взлету белорусского общества? Вопросы созидания, воспитания гражданина независимой Беларуси? Ответ — никакого!
Но зато предложили разделить граждан республики на три сорта: белорусов, советских белорусов и просто советских людей. Это же додумались! Вот градация! Ну, хорошо, представим на минуту невозможное: курс поменяется, и верх возьмут идеи либерализма с культом чистогана и индивидуализма, совершенно чуждым нашему народу. Где будет наша самобытная белорусская культура, и где будут эти "свядомыя інтэлігенты"? Речь ведь не идет о "прославлении лидера" или его политики в духе коммунистических времен. Люди ждут от вас высокохудожественных произведений, обогащающих духовную скарбницу своего народа. Но это требует творческих мук, таланта, сил. Гораздо проще свести все творчество к сочинению памфлетов и лозунгов против Лукашенко. Посмотрите более внимательно и уважительно на наш народ, на его чаяния и устремления. И тогда, может быть, вы создадите произведения, закладывающие духовную основу нашей независимой государственности. Тогда мы дождемся книг, спектаклей, фильмов с белорусскими героями нашего времени, которым будет подражать наша, и не только наша, молодежь. Говоря откровенно, и государство не ставит высокой планки перед нашими деятелями искусства и культуры. Думаю, надо мне, видимо, встретиться с представителями интеллигенции, которые стоят на патриотических позициях. И главной темой должно стать творчество — создание произведений, составляющих культурную сокровищницу современной, независимой Беларуси. Я не собираюсь диктовать: кому и что писать. Главное, чтобы были действительно высокохудожественные произведения. Тогда сам собой снимается вопрос финансирования, потому что государство готово платить за произведения мирового уровня по мировым ценам.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |