|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Последовательность этапов нарастания отчуждения
В обобщенном виде последовательность этапов развития производительных сил (и их отчуждения от людей в виде господствующих над ними производственных отношений) выглядит так.
На первом этапе возникают и развиваются производительные силы, связанные с орудийной деятельностью. Это этап, на котором производительные силы имеют форму различных ноу-хау, связанных с изготовлением и использованием орудий. При этом более поздние по времени возникновения производительные силы не вытесняют, не замещают собой исторически предшествующие производительные силы, а включают их в себя, как бы вырастая на их основе. Так, исторически первая производительная сила, умение использовать силы природы и различные предметы в качестве орудия, не замещается более поздней производительной силой, умением создавать орудия, а используется в ней. Следующая производительная сила – человек, обучающий других создавать и использовать орудия – в свою очередь, представляет собой инструмент передачи этих ценных умений в форме воспроизводимых навыков.
Таким образом, первый этап развития производительных сил можно назвать технологическим. Его содержанием является увеличение количества энергии, превращаемой людьми в общественную производительную силу.
На втором этапе возникают производительные силы более высокого, организационного типа, первая из которых – разделение труда (проявляющееся в виде производственной специализации родо́в, входящих в общину). Это не значит, что развитие производительных сил технологического типа останавливается – новые ноу-хау продолжают возникать, развитие технологий продолжается. Но теперь технология из самодовлеющей силы превращается в производительную силу организации, и в этом качестве эксплуатируется ею. Содержанием развития производительных сил на этом этапе является усложнение структуры организаций, выражающееся в увеличении объема общественно полезной информации.
На третьем этапе возникают производительные силы экономического типа, иерархию которых увенчивает наемный труд. Развитие технологий продолжается и на этом этапе, возникают также и новые типы организаций – но основным содержанием данного этапа является расширенное воспроизводство стоимости.
Производственные отношения, в форме которых отчуждаются и приводятся в действие производительные силы, также не замещают друг друга в процессе исторического развития человечества, а наслаиваются одно на другое – таким образом, что исторически более позднее производственное отношение включает в себя все предшествующие в «свернутом» виде.
Так, подражание – основное производственное отношение древнейшего, архаического способа производства, связанного с самой первой производительной силой (умением использовать силы природы и различные предметы в качестве орудия), впоследствии не вытесняется, а органично входит в ритуал, который является основным производственным отношением следующего, первично-коллективного способа производства и служит механизмом передачи такой производительной силы, как умение создавать орудия. Ритуал придает подражанию принудительный характер.
В форме родственных отношений (основного производственного отношения следующего, родового способа производства) осуществляется действие новой производительной силы – людей, обучающих других изготовлению и использованию орудий. При этом отношение родства (как производственное отношение) представляет собой совокупность ритуалов, передаваемых старшими членами рода – младшим6.
Исторически первая производительная сила следующего, организационного этапа развития – это разделение труда, материальным носителем которого выступают роды,́ специализирующиеся на производстве определенных орудий труда. Один род делает серпы́, лезвия для топоров, наконечники для копий и стрел, другой плетет рыболовные сети, третий мастерит горшки и т.д. В результате взаимовыгодного бартерного обмена каждый род оказывается обладателем полного набора необходимых ему для выживания инструментов. Но стать участником такого обмена может далеко не кто угодно. Обмен производится между только родами, входящими в соседскую общину. Тем самым, основным производственным отношением этого нового, первобытнообщинного способа производства являются отношения имущественного обмена, или попросту имущественные отношения.
И снова мы видим, как более позднее производственное отношение (в данном случае, отношение имущественного обмена, приводящее в действие производительную силу межродового разделения труда) включает в себя предшествующие производственные отношения (в данном случае, родство, ритуал и подражание), наслаивается на них. Ведь кузнец, мастер по плетению сетей и гончар передают свое мастерство детям (родство как производственное отношение) посредством системы ритуалов, в которых дети обучаются производить все необходимые производственные операции через подражание отцу.
Следующий, азиатский способ производства возникает как обеспеченное военным путем господство одной общины (выступающей как «царский род») над другими. Основным производственным отношением здесь становится власть, или внеэкономическое принуждение. Господствующая община превращается в исторически первую форму государства – аппарат прямого насилия, а господствующий род становится, по сути, первым эксплуататорским классом. Соответственно, производительной силой азиатского способа производства (и второй по порядку производительной силой организационного этапа развития) становится эксплуатируемая, подчиненная при помощи военной силы община как целое.
Следующий слой отчуждения возникает в связи с тем, что победившая на предыдущем этапе этническая общность окончательно закрепляет свое господство над побежденными и распространяет его не только на производимые ими материальные блага, но и на них самих. В рамках рабовладельческого способа производства господствующему этносу уже не нужно принуждать покоренный этнос отдавать победителю то или другое. Все продукты рабского труда (который, как исами рабы, является производительной силой данного способа производства) становятся собственностью владельца по закону, выступающему здесь в качестве основного производственного отношения7. Закон устанавливает порядок, вид и меру насилия, применяемого только в случае нарушения регламентированных им отношений между рабами и господами.
Со временем, благодаря развитию средств производства и появлению все более сложно организованных производственных коллективов, рабы начинают производить больше товаров, чем необходимо их господам для непосредственного потребления. На историческую сцену выходит первая производительная сила экономического этапа развития – производительный труд. Это, кстати, не что иное, как хорошо знакомый нам прибавочный труд, которому еще только предстоит стать наемным. Пока что он наемным еще не является, ибо рабочая сила пока еще не принадлежит работникам. Сами они уже перестают быть чьей-то собственностью, но земля, на которой они живут и занимаются производительным трудом, принадлежит господину.
Производительный труд приводит к бурному развитию торговли. Необходимость каким-то образом упорядочить отношения собственников с работниками и между собой приводит к закреплению нового основного производственного отношения, различные проявления которого (соответственно, барщина и вассалитет) объединяются емким термином право 8. Смешение «закона» с «правом» в обыденном понимании является следствием того, что право в качестве более позднего слоя отчуждения относится к предыдущему, как форма к содержанию: закон как свод регламентации («всегда поступай так») превращается в закон как свод ограничений («не делай другому так»), т.е. в такой закон, в котором фиксируются права другого. Перед нами – феодальный способ производства.
Между ним и капиталистическим способом производства – точно так же, как между первобытнообщинным и рабовладельческим способами – находится еще один переходный способ производства - абсолютизм.
Если при феодальном способе производства работник отдавал господину продукты своего прибавочного труда в натуральном виде, то теперь он должен сам продать произведенный им товар на рынке и принести господину положенную сумму:
Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил, И раб судьбу благословил.
Вся выручка, которая останется в мошне сверх оброка, достается работнику. Тем самым, у него появляется стимул, во-первых, производить больше, во-вторых, он теперь производит не для того, чтобы бо́льшую часть отдать барину, а меньшую оставить себе и проесть, - а для того, чтобы продать и выручить деньги. Экономический этап развития продолжается. Прибавочный труд превращается в товаропроизводящий – такова производительная сила абсолютистского способа производства.
В нем основной формой зависимости работников, основным производственным отношением становится денежная рента, или товарно-денежное отношение. Это не означает, что наступил капитализм! При абсолютизме деньги – это только средство купить себе право перейти в более высокое сословие. То есть право из господствующего производственного отношения превращается в то, что можно купить.
Благодаря деньгам образуется новый слой аристократии – «дворянство плаща» (наряду с «дворянством шпаги»). Массы выкупившихся крестьян пополняют ряды свободных ремесленников, объединяющихся в цехи. В городах под сенью Магдебургского права расцветают могущественные купеческие гильдии, расширение торговли приводит к образованию национального рынка. И все это торгашеское буйство поощряется абсолютным монархом, расширяя, в свою очередь, его финансовую мощь, которую, в опоре на наемное войско и свободные города, он использует для ликвидации феодальной раздробленности.
Новое производственное отношение – капитал – возникает, как ответ на всеобщее страстное желание заиметь деньги. В рамках капиталистического способа производства деньги превращаются в средство делать деньги, и это свойство они приобретают только в качестве капитала. Сущность данного производственного отношения – изъятие прибавочной стоимости, создаваемой работником, и вложение ее в производство новой прибавочной стоимости.
Если раньше, при абсолютистском способе производства, работнику приходилось самому идти на рынок и продавать произведенный им товар, чтобы заплатить оброк барину, то теперь к работнику подходит капиталист и говорит: «Слушай, зачем тебе эти проблемы? Я сам продам все, что ты произведешь, и сам отсчитаю свою долю, которую ты раньше приносил мне в виде оброка». Работник говорит: «Отлично, но как насчет моей доли?» А капиталист ему: «Ну, что ты, какой разговор! На, забери, пожалуйста! Ты же произвел товар, потрудился – так вот же тебе твоя заработная плата». Тут работник делает недовольную мину – зарплата что-то вышла небольшая. И тогда капиталист говорит: «Знаешь, я ведь не заставляю тебя производить товар именно для меня. Если тебе не нравится, как я делю наши барыши, ты можешь работать с другим капиталистом. Иди – ты свободен продавать свою рабочую силу, кому пожелаешь».
Так прибавочный труд превращается в наемный труд, производительную силу капиталистического способа производства. Так работник наконец-то становится собственником своей рабочей силы - но не производимого им прибавочного продукта, который по-прежнему принадлежит другому. Капиталист изымает произведенный работником прибавочный продукт, обменивает его на деньги – и вкладывает их в увеличение объемов производимого прибавочного продукта (нанимает больше рабочих, покупает больше станков и так далее). Поэтому говорят, что капитал – это самовозрастающая стоимость.
Уникальность капитала как производственного отношения состоит в том, что он есть самовоспроизводящееся отношение. Подражание – это способ перенять у другого его умение использовать камни для раскалывания орехов; ритуал – это способ заставить всех коллективно изготавливать камни наиболее подходящей формы, которыми колоть орехи особенно удобно; родственные отношения – это способ воспроизводства людей, которые не только умело изготавливают орудия, но и могут этому научить; обмен – это способ получить рыболовные сети, которые плетет соседский род, за копья и остроги, которые изготовлены членами твоего собственного рода; внеэкономическое принуждение – это способ присвоить все сети, копья, остроги и другие инструменты, изготовленные родами завоеванного племени, а также все добытые с помощью этих инструментов продукты; закон – способ превратить неупорядоченный грабеж в постоянное, упорядоченное присвоение продуктов рабского труда; право – способ поставить закон на службу противоречивым интересам класса собственников; деньги – способ приобрести право; капитал – способ произвести деньги.
Именно поэтому капитал является последней формой отчуждения, а капитализм – последней формацией эпохи нарастания отчуждения, за которой, если человечество желает и дальше развивать свои производительные силы, НЕИЗБЕЖНО должна наступить эпоха коммунистических способов производства.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |