|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что следует понимать под «уничтожением частной собственности»?
Если частная собственность – это совокупность отчужденных от индивидов производительных сил, следовательно, уничтожение частной собственности – это снятие отчуждения, т.е. обратное присвоение людьми всей совокупности производительных сил, созданных на протяжении всей предшествующей истории. Именно это, а не что-либо другое, называл «уничтожением частной собственности» сам Карл Маркс: «Присвоение всей совокупности производительных сил объединившимися индивидами уничтожает частную собственность» («Немецкая идеология»).
Но отчуждение производительных сил заключается в том, что они принимают форму господствующих над людьми производственных отношений, которые навязывают людям определенные роли в процессе производства. Следовательно, присвоение производительных сил состоит в снятии, устранении тех условий, которые превращают производительные силы людей в господствующую над людьми внешнюю силу, навязывающую им определенные роли в производственных отношениях.
Каковы же эти условия? Выше уже приводились фрагменты из «Немецкой идеологии», которые содержат прямой ответ на этот вопрос: 1) «Производительные силы выступают как нечто совершенно независимое и оторванное от индивидов, как особый мир наряду с индивидами; причиной этому – то, что индивиды, силами которых они являются, раздроблены и противостоят друг другу, между тем, как эти силы, со своей стороны, становятся действительными силами лишь в общении и во взаимной связи этих индивидов». 2) «Социальная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов, – эта социальная сила вследствие того, что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть»2.
Это означает, что для уничтожения частной собственности (т.е. для снятия отчуждения) необходимо, во-первых, чтобы противостоящие друг другу индивиды объединились, и, во-вторых, чтобы осуществление производственной деятельности этими объединившимися индивидами происходило только на добровольной основе.
Производительной силой капиталистического способа производства является труд, создающий прибавочную стоимость – прибавочный труд. Его отчуждение выражается в том, что результаты этого труда присваиваются собственниками средств производства. Соответственно, обратное присвоение данной производительной силы объединившимися индивидами будет заключаться в превращении собственников рабочей силы в совладельцев создаваемой ими самими прибавочной стоимости. Это может быть сделано, например, в масштабе одного, отдельно взятого предприятия – путем превращения всех работников в акционеров и введения их представителя в совет директоров. Это может быть сделано в масштабах целой страны – путем национализации всех заводов и всей земли правительством рабочих и крестьян.
Однако, будет ли это уничтожением частной собственности?
Как мы помним, в самом начале этого рассуждения мы начали с тезиса, что национализация не является уничтожением частной собственности. Теперь мы можем, наконец, объяснить, почему она им не является.
Дело в том, что уничтожение частной собственности, как сказано выше, это обратное присвоение людьми ВСЕЙ СОВОКУПНОСТИ производительных сил, созданных людьми и отчужденных от людей на протяжении ВСЕЙ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ИСТОРИИ.
А это значит, что обобществление прибавочного труда – производительной силы капиталистического способа производства – есть только начало, первый шаг на длительном пути снятия отчуждения.
Частная собственность неизмеримо древнее, чем ее исторически последняя форма – капитал, и первый слой отчужденных производственных отношений лег в ее основу во времена распада архаических общин и начала общественного разделения труда. Гнет частной собственности и количественно и качественно представляет собой тяжелый груз, многослойные напластования отчужденных отношений, накапливавшихся тысячелетиями.
Поэтому коммунизм как уничтожение частной собственности есть не статическое «идеальное» состояние общества, не «идеальный способ производства», а историческая эпоха, содержанием которой является ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ. Эпоха, соизмеримая не с капитализмом, а со всей предшествующей историей. Не оставляет сомнений классическая ясность определения коммунизма, которое Маркс дает в «Немецкой идеологии»: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |