|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структурный состав миграции и ее компонентыСреди археологически фиксируемых признаков миграций можно будет различать признаки большей или меньшей степени общности.Можно будет увязать разные признаки с определенными видами миграций и рассматривать каждый вид миграции как комбинацию разных событий, оставляющих своеобразные следы. Собственно говоря, признаки должны быть приписаны не видам миграций непосредственно, а специфическим видам более частных событий, которые могут быть связаны с определенными видами миграций. Так что изучая археологические следы, мы выявляем лишь признаки определенных событий и по сочетанию этих признаков получаем в конце сочетание таких событий, а затем уже можно посмотреть, какой вид миграций состоит из таких событий. Такие операции потребуют структурно-логического анализа каждого вида миграций как системы событий. Начинать, видимо, надо с общего понятия миграции. Так, в 1973 г. я отмечал (Клейн 1973: 3), что широкое понятие миграции включaет в себя три крупных компонента: эмиграция + переселение + иммиграция. Для полноты спереди к ним можно было бы добавить предмиграционное состояние — мотивацию миграций, а сзади — последствия миграции. Кристиансен (Kristiansen 1991: 219) различает в каждой миграции (он предпочитает называть их «переселениями популяций» — population movements) три основных компонента: вторжение чуждой группы («переселение»), путь миграции («связь») и материнскую культуру («происхождение»). Его «происхождение» приблизительно соответствует моей «эмиграции». «Переселение» у него оказывается в двух разных значениях, во втором оно равнозначно более употребительному «иммиграция» (ср. Myhre and Myhre 1972). Употребительное также понятие «инвазия» обозначает частный случай иммиграции — это массовая и насильственная разновидность иммиграции (см. Adams et al. 1978: 488). Терминология Кристиансена неудобна, но само деление представляется мне рациональным. Скажем, в общее понятие «пути» (у Кристиансена «связь», у меня «переселение») войдут не только конретные данные, но и категории прохождения: происходило ли оно на смежных землях или на расстоянии, на близкую или далекую дистанцию, прямо или «обходным» путем. В борьбе против миграционизма Клайв Геймбл (Gamble 1993) анализом структуры передвижения популяции вообще подрывает само понятие миграции как объяснительного средства. Сходства на больших расстояниях в культуре палеолита он объясняет накоплением постоянных передвижений в следовании за дичью. Ссылаясь на Кларка и Линдли, К. Геймбл дает ряд определений понятиям, связанным с миграцией: «миграция» у этих исследователей — только дискретное кратковременное событие, включающее в себя движение из одного типа мест в другой между областями, различающимися по природной среде. Миграция у них только событие, тогда как передвижение может быть и процессом, а результат один. «Рассредоточение» («дисперсия») — более общий, но всё еще короткий во времени процесс распространения личностей или групп на незаселенные ими прежде территории. «Колонизация» — более широкомасштабный процесс расширения области существования некой группы, включающий в себя прочное освоение прежде не занятых данной группой территорий и не использованый ею ниш. И т. д. Предложенные Геймблом модели, раскрывающие механизм таких передвижений для палеолита, вызвали опровержения (Ott 1993; Soffer 1993). Принятая им терминология также неудобна, так как игнорирует сложившуюся традицию словоупотребления: «миграция» — есть самый общий термин для переселения людей насовсем, употребляющийся независимо от различия областей. Что же касается продолжительности осуществления (событие или процесс), то, как можно было видеть, многие исследователи, занимавшиеся этой темой, в своих классификациях не отбрасывают постепенное длительное просачивание, считают его разновидностью миграции, тем более, что на микроуровне (применительно к отдельным людям и семьям) трудно провести границу различения. И, что для археолога главное, на макроуровне мало различимы результаты. Если уж выделять миграции как только события, то тогда надо принять термин «передвижения» (или, как у Кристиансена, «переселения популяций») для общего обозначения и сделать именно это понятие главным объектом исследования. Всё сведется только к передвижке терминов. Для анализа структуры пригодится предложение Титова — учесть разные соотношения культур пришлой и местной при миграции. Именно это сделал для истории древнего мира (в основном III и II тыс. до н. э.) И. М. Дьяконов (1983). У него рассмотрены следующие типы изменений этнического состава в результате миграции: 1) полное истребление мигрантами местных жителей — он считает это возможным, только если последние были чрезвычайно малочисленны и слабы; 2) полное выселение с захваченной территории — мыслимо как а) самих мигрантов, так и б) вытеснение ими туземных жителей (это также исключительная редкость); 3) разреживание, т. е. частичное (иногда весьма сильное) истребление или вытеснение первоначального населения — это бывает в результате завоевания, но нет ясных данных, чтобы такие завоевания приводили к коренным этническим метаморфозам; 4) частичное насильственое смещение больших групп населения (массовая депортация) — это возможно лишь в условиях существования сильных государств и мощных средств принуждения; 5) частичные добровольные перемещения (как скотоводов, так и земледельцев). Последний тип возможен в трех вариантах: а) нашествия-набеги скотоводческих племен, совершавшиеся без женщин и с целью грабежа; б) захват мелких государств небольшими группами кочевников-скотоводов; в) добровольное смещение замледельческой популяции — уход части ее на смежные или заморские территории из-за возникновения избытка населения. Избытком же населения вызван и еще один тип соотношений: 6) постепенное растекание населения из центра, где создался его избыток. Это бывает в земледельческих районах. Более обобщенно разные последствия миграции классифицированы и показаны на схеме у Руиса Запатеро (рис. 8). На схеме перечислены: 1) «абсорбция» пришлой культуры в местную, 2) «экстерминация» (истребление) местной культуры, 3) «ассимиляция» местной культуры, 4) «пространственно-временное сосуществование» обеих культур и 5) вытеснение и «замещение» местной культуры. Возможно представить и 6) «реставрация» — уничтожение или вытеснение пришлой культуры. Каждое из этих соотношений оставит определенное сочетание археологических следов. Именно увязка определенных категорий археологических фактов с определенными разновидностями событий как структурными компонентами миграции позволит перейти от накопления частных критериев разновидностей миграций к общей теории археологических критериев миграций. Деление свидетельств на «прямые» и «косвенные» выступит сугубо относительным. Каждая категория сигналов о миграции окажется прямым свидетельством для одного из возможных структурных компонентов миграции (например, для демографического взрыва или для военного нашествия) и косвенным — для ряда других компонентов. А вот привело ли включение этого фактора в данном случае к переселению народа или его части и, наоборот, было ли оно необходимо для осуществления такого события (то есть дает ли его отсутствие право отрицать такое событие) — это уже зависит от места данного компонента во всей системе данной разновидности миграции. Это зависит также и от того, в каких вообще разновидностях миграции он способен участвовать и способен ли он участвовать в иных системах событий — не миграционных. Вполне возможны случаи, когда наличные факты в силу их многозначности или из-за малочисленности неполностью удовлетворяют критериям доказанности миграции, но и не противоречат миграционной гипотезе. С таким пониманием связан отказ от любых презумпций — как миграции, так и автохтонности или трансмиссии культуры. Каждая из этих гипотез должна доказываться особо, и невозможность в каком-то случае доказать одну из них не означает автоматического утверждения другой, а только повышает ее шансы на утверждение. Есть только одна презумпция в науке. Она гласит: если ничего не доказано, то ничего утверждать нельзя. На моей таблице (рис. 9) представлены примерные соотношения между видами миграций, их составными компонентами и археологическими следами последних. Из компонентов первую группу составляют причины миграций — их выявление усиливает доказанность миграции, но не является необходимым и они не имеют строго избирательного распределения по видам миграции. Обычно они пополняют число косвенных докaзательств. Вторую группу составляют разновидности выхода из исходного очага (эмиграция). Третью группу составляют разновидности передвижения из исходного очага в конечный. Четвертую группу составляют типы иммиграции — прибытия иноземцев в конечный очаг. Именно компоненты, входящие во вторую, третью и четвертую группы, распределены избирательно по видам миграции и сочетание их является определяющим для вида. Пятую группу составляют последствия миграции для мигрантов и аборигенов. Эти компоненты снова не имеют строго избирательного распределения по видам, они вносят спецификацию в любой вид. Хотя компоненты миграции помещены на таблице в тесной увязке с археологическими следами (в широком смысле) и эти две колонки сомкнуты, на деле, строго говоря, такого сугубого соответствия нет, потому что события и вещи живой культуры не отлагаются в археологическом материале такими, какими они были. Между событиями, как и и вещами, живой культуры и их археологическими следами огромное расстояние во времени и множество разрушительных и искажающих процессов и факторов. Одинаковые события и вещи могут привести к разным археологическим следам, а остатки от разных событий и вещей могут столь упроститься и обедниться, что приобретут одинаковый вид. Нужно также учесть, что, дабы избежать усложнения, на таблице совершенно не показаны те иные, не миграционные события (трансмиссионная диффузия, конвергентные местные инновации и т. п.), в которых могли участвовать по отдельности те же компоненты, которые в другом сочетании образуют миграцию. Не показаны и те иные компоненты, от которых могли остаться те же археологические следы. Доказательство и реконструкция миграции гораздо сложнее, чем это может представить любая схема, но схема позволяет ориентироваться в многообразии фактов и выбрать оптимальный путь доказательства и реконструкции. ЛИТЕРАТУРА Авербух М. С. 1970. Войны и народонаселение в докапиталистических обществах. Опыт историко-демографического исследования. Москва, Наука. Артамонов М. И. 1947. Вопросы истории скифов в советской науке. — ВДИ, 3: 68 — 82. Артамонов М. И. 1949. Этногеография Скифии. — Ученые записки ЛГУ, 85, Ленинград.,: 129 — 171. Бернштам А. Н. 1951. Очерк истории хуннов. Ленинград, изд. Ленинградского Университета. Богаевский Б. Л. 1931. К вопросу о теории миграций. Сообщения ГАИМК, 8: 35 — 38. Бромлей Ю. В. 1973. Этнос и этнография. Москва, Наука. Брюсов А. Я. 1958. К вопросу об индоевропейской проблеме. — СА, 3: 18 — 26. Брюсов А. Я. 1961. Об экспансии культур с боевыми топорами в конце III тысячелетия до н. э. — СА, 3: 14 — 33. Брюсов А. Я. 1965. Восточная Европа в III тысячелетии до н. э. — СА, 2: 47 — 56. Брюсов А. Я. и Зимина М. П. 1966. Каменные сверленые боевые топоры на территории Европейской части СССР (САИ В4-4). Москва, Наука. Брюсов А. Я. 1957. К вопросу о передвижениях древних племен в эпоху неолита и бронзы. — СА, ХXVII: 5 — 13. Геддон А. 1923. Переселение народов. Петербург — Москва, Книга. Гумилев Л. Н. 1967. Этнос как явление. Доклады отделений и комиссий Географического общества ССР. Л, изд. АН СССР: 90 — 97. Дьяконов И. М. 1983. Типы этнических передвижений в ранней древности (с конца IV по начало I тыс. н. э.). — Древний Восток. Ереван, изд. АН Армянск. ССР: 5 — 22. Захарук Ю. Н.1964. Проблеми археологiчної культури. — Археологiя (Київ), XVII: 12 — 42. Клейн Л. С. 1961. О так называемых ямных погребениях катакомбного типа. — СА, 2: 49 — 65. Клейн Л. С. 1962. Краткое обоснование миграционной гипотезы о происхождении катакомбной культуры. — Вестник ЛГУ, 2: 74 — 87. Клейн Л. С. 1963. Происхождение скифов-царских по археологическим данным. — СА (Москва), № 4: 27 — 35. Клейн Л. С. 1966. Прототипы катакомбных курильниц и проблема происхождения катакомбной культуры. — АСГЭ (Ленинград), вып. 8: 5 — 17. Клейн Л. С. 1968. Происхождение Донецкой катакомбной культуры. Л, ЛОИА АН СССР. Клейн Л. С. 1971. Феномен СМ III и вопрос о языке минойского письма А. — Вестник ЛГУ, 8: 110 — 113. Клейн Л. С. 1973. Археологические признаки миграций (IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук, Чикаго, 1973. Доклады советской делегации). Москва, 17 с. Клейн Л. С. 1974. Генераторы народов. — Древняя Сибирь, IV, Новосибирск, Наука: 126 — 134. Клейн Л. С. 1975. Проблема смены культур в современных археологических теориях. — Вестник ЛГУ, № 8: 95 — 103. Клейн Л. С. 1980а. Откуда арии пришли в Индию?. — Вестник ЛГУ, № 20: 35 — 39. Клейн Л. С. 1980б. Третья гипотеза о происхождении скифов. — Народы Азии и Африки (Москва), № 6: 72 — 74. Клейн Л. С. 1984. От Дуная до Индии. Отражение урнового погребального обряда в фольклоре индоариев и проблема фригийской миграции. — Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Москва, ч. I: 35 — 37. Кнабе 1959. Вопрос о соотношении археологической культуры и этноса в современной зарубежной литературе. — СА, 3: 243 — 257. Кожин П. М. 1964. О технике выделки фатьяновской керамики. — КСИА АН СССР, 101: 53 — 58. Косарев М. Ф. 1972. О причинах и социальных последствиях древних миграций в Западной Сибири. — СА, 4: 19 — 27. Кричевский Е. Ю. 1933. Индогерманский вопрос, археологически разрешенный. — Известия ГАИМК, 100: 158 — 202. Мейнандер К. 1982. Финны — часть населения северо-востока Европы. — Финно-угорский сборник. Москва, Наука: 10 — 32. Мерперт Н. Я. 1978. Миграции эпохи неолита и энеолита. — СА, 3: 9 — 28. Мещанинов И. И. 1928. О доисторическом переселении народов. — Вестник Комакадемии, т. 29 (5): 190 — 238. Мещанинов И. И. 1931. Теория миграций и археология. — СГАИМК, 9 — 10: 33 — 39. Пендлбери Дж. 1950. Археология Крита. М, Иностранная Литература. Погребова М. Н. 1977. К вопросу о миграции ираноязычных племен в Восточное Закавказье в доскифскую эпоху. — СА, № 2: 55 — 68. Сальников К. В. 1954. Андроновские поселения Зауралья. — СА, ХХ: 213 — 252. Титов В. С. 1982. К изучению миграций бронзового века. — Археология Старого и Нового Света. Москва, Наука: 89 — 145. Третьяков П. Н. 1962. Бологовское городище. — КСИА АН СССР, 87: 36 — 41. Формозов А. А. 1957. Могут ли служить орудия каменного века этническим признаком? — СА, 4: 66 — 74. Фосс М. Е. 1952. Древнейшая история Севера Европейской части СССР (МИА 29). Москва, изд. АН СССР. Членова Н. Л. 1963. Памятники переходного карасук-тагарского времени в минусинской котловине. — СА, 3: 48 — 66. Членова 1967. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. Москва, Наука. Adams W. Y. 1968. Invasion, diffusion, evolution? — Antiquity, 42 (167): 194 — 215. Adams W. Y., Van Gerven D., Levy R. S. 1978. The retreat from migrationism. — Annual Review of Anthropology, 7: 483 — 532. Ammerman A. J. and Cavalli-Sforza L. L. 1979. The Wave of Advance Model for the spread of agriculture in Europe. — Renfrew C. (ed.). Transformations: Mathematical approaches to culture change. New York: 275 — 293. Anthony D. W. 1990. Migration in archaeology: the baby and the bathwater. — American Anthropologist, 92: 895 — 914. Anthony D. W. 1992. The bath refilled: migration in archaeology again. — American Anthropologist, 94: 174 — 176. Archaologische Informationen, 19, 1&2 (Volkerwanderungen — Migrationen). Borkovskyj I. 1933. The origin of the culture with corded ware in Central Europe. — Proceedings of the Prehistoric Congress (London 1932): 211 — 213. Braukamper U. 1992. Migration und ethnischer Wandel. Untersuchungen aus der ostlichen Sudanzone. Stuttgart. Braukamper U. 1996. Zum Verhaltnis von Raum und Zeit bei Migrationen in Afrika. — Archaologische Informationen, 19, 1&2: 51 — 65. Burmeister S. 1996. Migration und ihre archaologische Nachweisbarkeit. — Archaologische Informationen, 19, 1&2: 13 — 21. Burton H. 1979. The arrival of the Celts in Ireland: archaeology and linguistics. — Expedition, 21 (3): 16 — 22. Childe V. G. 1926. The Aryans. London, Routledge. Childe V. G. 1950. Prehistoric migrations in Europe. Oslo, Instituttet for Sammenlignende Kulturforskning (ser. A: Forelesninger 20). Clark j. G. D. 1966. The invasion hypothesis in British archaeology. — Antiquity, vol. 40, no. 159: 172 — 189. Clarke D. L. 1968. Analytical archaeology. London, Methuen. Cook R. M. 1960. Archaeological argument: some principle. — Antiquity, vol. XXXIV: 177 — 179. Cooke C. K. 1965. Evidence of human migration from the rock art of Southern Rhodesia. — Africa, 35 (3): 263 — 285. Deetz J. 1965. The dynamic of the stylistic change in the Arikara cermics (Illinoice studies in anthropology, 4). Deetz J. 1968. Cultural patterning of behavior as reflected by archaeological materials. — Chang K. C. (ed.). Settlement archaeology. Palo Alto, Calif., National Press: 31 — 42. Dehn W. 1979. Einige Uberlegungen zum Charakter keltischer Wanderungen. — Duval P. M. et Kruta V. (eds.). Les mouvements celtiques du V-e au I-e siиcle avant notre ere (IX Congres International des sciences prehistoriques et protohistoriques). Paris: 15 — 20. Eggers H.-J. 1950. Das Problem der ethnischen Deutung in der Fruhgeschichte. — Dauer A. und Kirchner H. (Hrsg.). Ur- und Fruhgeschichte als historische Wissenschaft (Wahle-Festschrift). Heidelberg, Winter. Eggers H.-J. 1959. Einfuhrung in die Vorgeschichte. Munchen, Piper. Ford J. 1954. The type concept revisited. — American Anthropologist, vol. 56: 42 — 54. Frobenius L. 1898. Der Ursprung der afrikanischen Kulturen. Berlin, Gebr. Bourntraeger. Gallay A. 1981. The western Alps from 2500 to 1500 bc (3400 to 2500 BC), tradition and cultural changes. — Journal of Indo-European Studies, 9. Gamble C. 1992. Ancestors and agendas. — Yoffee N. And Shaerratt A. (eds.). Archaeological theory — who sets the agenda? Cambridge, Cambridge University Press: 39 — 51. Gamble C. 1993. People on the move: interpretations of regional variation. — Chapman J. and Dolukhanov P. (eds.). Cultural transformations and interactions in Eastern Europe. Avebury, Ashgate Publ.: 37 — 55. Gejvall N.-G. 1955. Vittnesbord om folkvandringar. — Fornvannen, 50: 19 — 21. Gifford E. W. 1928. Pottery making in the South-West. — Publication of American Archaeology and Ethnology (University of California), vol. 23, pt. 8: 353 — 373. Gimbutas M. 1961. Notes on the chronology and the expansion of the Pit-grave culture. — L’Europe а la finde l’age de la pierre. Praha, (d. de l’Acad. tchecoslovaque des Sciences: 193 — 200. Gimbutas M. 1979. The three waves of the Kurgan people into Old Europe, 4500 — 2500 B. C. — Archives suisses d’anthropologie generale (Geneve), 43 (2): 240 — 269. Gjessing G. 1955. Vittnesbord om folkvandringar. — Fornvannen, 50: 1 — 10. Hachmann R. 1970. Die Goten und Skandinavien. Berlin, De Gruyter. Haddon A. C. 1911. The wanderings of peoples. Cambridge, Cambridge University Press. Harke H. 1998. Archaeologists and migration: a problem of attitude. — Current Anthropology, vol. 38, no. 5: 19 — 45. Haury E. W. 1958. Evidence at Point of Pines for a prehistoric migration from Northern Arizona. — Thompson R. H. (ed.). Migrations in New World culture history. Tucson, Ariz. (University of Arizona Social Science Bulletin, vol. XXIX, no. 27): 1 — 6. Hawkes 1987. Archaeologists and Indo-Europeanists: can they mate? Hindrances and hopes. — Skomal S. N. and Polom(E. C. (eds.). Proto-Indoeuropeans: The archaeology of a linguistic problem. Studies in honour of Marija Gimbutas. Washington, D. C., Institute for the Study of Man: 203 — 215. Heape W. 1931. Emigration, migration and nomadism. Cambridge, Hoffer & Sons. Herteig A. E. 1955. Er Volkvanderingstidningens ekspansion i Rogaland bеret av invanderere eller er den et indre anliggende? — Viking, 19: 73 — 88. Hertz F. 1930. Die Wanderungen, ihre Typen und ihre geschichtliche Bedeutung. — Kolner Vierteljahreshefte fur Soziologie, 8: 36 Hochholzer H. 1959. Typologie und Dynamik der Volkerwanderungen. — Die Welt als Geschichte, 19, H. 3/4: 129 — 145. Honigsheim P. 1928. Die Wanderung. — Verhandlungen d. 6. Deutschen Soziologentages, Zurich, Tubingen. Huffman T. N. 1970. The Early Iron Ageansd the Bantu. — South African Archaeological Bulletin, 25: 3 — 21. Jackson J. W. 1917. Shells as evidence of the migrations of early culture. Manchester, Manchester University Press. James E. O. 1957. Prehistoric religion. A study in prehistoric archaeology. New York. Lee E. S. 1966. A theory of migration. — Demography, 3: 47 — 57. Klejn L. S.. 1963. A brief validation of the migration hypothesis with the respect to the origin of the Catacomb culture. — Soviet Archeology and anthropology (New York), vol. I, no. 4: 27 — 36. Klejn L. S. 1967. Zagadka grobow katakumbowych rozwiazana? — Z otchlani wiekow, r. XXXIII, zesz. 4: 212 — 222. Klejn L. S. 1974. Kossinna im Abstand von vierzig Jahren. — Jahresschrift fur mitteldeutsche Vorgeschichte (Halle), Bd. 58, Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1974, S. 7 — 55. Klejn L. S. 1976. Das Neolithikum Europas als ein Ganzes. — Jahresbuch fur mitteldeutsche Vorgeschichte, Bd. 60: 9 — 22. Klejn L. S. 1977. A panorama of theoretical archaeology. — Current Anthropology (Chicago), vol. 18, no. 1: 1 — 42. Klejn L. S. 1981. Ethnogenese als Kulturgeschichte archaologisch betrachtet. Neue Einstellung. — Beitrage zur Ur- und Fruhgeschichte (Coblenz-Festschrift). Berlin, Deutscher Verlag der Wissenschaften, Teil 1, S. 13 — 25. Klejn L. S. 1984. The coming of Aryans: who and whence? — Bulletin of the Deccan College Research Institute (Pune), vol. 43: 57 — 72. Kehoe A. B. 1959. Ceramic affiliations in the Northwestern plains. — American Antiquity, vol. 25, no. 2: 237 — 246. Kolmann W. 1976. Versuch des Entwurfs einer historisch-soziologischen Wanderungstheorie. — Engelhardt U. (Hrsg.). Soziale Bewegung und politische Verfassung. Beitrage zur Geschichte der modernen Welt. Stuttgart, Ernst Klett. Kossinna G. 1911. Die Herkunft der Germanen. Zur Methode der Siedlungsarchaologie. Wurzburg, Curt Kabitzsch. Kristiansen K. 1991. Prehistoric migrations — the case of the Single Grave and Corded Ware cultures. — Journal of Danish Archaeology, vol. 8 (1989): 211 — 225. Kulischer E. und A. 1932. Kriegs- und Wanderzuge. Berlin — Leipzig, De Gruyter. Kurth G. 1963. Der Wanderungsbegriff in Prahistorie und Kulturgeschichte unter palaodemographischen und bevolkerungsbiologischen Gesichtspunkten. — Alt-Thuringen, Bd. 6. Weimar, 1 — 21. Livingston F. B. 1964. Human populations. — Tax S. (ed.). Horizons of anthropology. Chicago, Aldine Publ. Co.: 60 — 70. Malmer M. 1962. Jungneolithische Studien. Bonn, Habelt — Lund, Gleerup. Mandera H. E. 1957. Besprechung K. Struve. — Germania, Jg. 35, H. 1/2: 128 — 131. Mellaart J. 1966. The Chalkolithic and Early bronze age in the near east and Anatolia. Beirut, Khayats. Mortensen M. 1992. Migration as a process. — Universitets Oldsak Skrifter, 14: 155 — 166. Myhre M. and Myhre B. 1972. The concept «Immigrations» in archaeological contexts illustrated by example from West Norwegian Early Iron Age. — Norwegian Archaeological Revue, v. 5, no. 1: 45 — 70. Neustupny E. 1981. Mobilitat der Aneolithischen Populationen. — Slovenska archeologia, XXIX-1: 111 — 119. Neustupny E. 1982. Prehistoric migrations by infiltration. — Archeologicke Rozhledy, 34: 278 — 293. Olausson D. 1988. Dots on a map. — Trade and exchange in prehistory: Studies in honour of Berta Stjernquist (Acta Archaeologica Lundensia, ser.n 8o, No. 16). Lund: 15 — 24. Ott M. 1993. Upper Palaeolithic relations between Central and Eastern Europe. — Chapman J. and Dolukhanov P. (eds.). Cultural transformations and interactions in Eastern Europe. Avebury, Ashgate Publ.: 56 — 64. Palmer L. R. 1961. Mycenaeans and Minoans. London, Faber and Faber. Penk A. 1936. Volkerbewegungen und Volkerwanderungen. — Forschungen und Fortschritte, Bd. 12: 274 — 275. Preidel H. 1928. Grundsatzliches zur Erschli?ung urgeschichtlicher Wanderungen. — Kossinna-Festschrift (Mannus, 6. Erganz. Bd.): 278 — 283. Ratzel F. 1912. Anthropogeographie, 2. Teil, 2. Auflage. Stuttgart, J. Engelholm (orig. 1882 — 91). Ravenstein E. G. 1885, 1889. The laws of migration. — Journal of the Royal Statistical Society, 48: 167 — 227; 52: 241 — 301. Redfield R. 1961. Ethnic relations, primitive and civilised. — Race relations: Problems and theory. New York. Renfrew C. 1967. Colonialism and megalitism. — Antiquity, vol. 41: 276 — 288. Renfrew C. 1969. Trade and culture process in European prehistory. — Current Anthropology, vol. 10, no. 2 — 3: 151 — 169. Renfrew C. 1973. Problems in the general correlation of archaeological and linguistic strata in prehistoric Greece: the model of autochthonous origin. — Crossland R. A. and Birchall A. (eds.). Bronze Age migrations in the Aegean. London, Duckworth — Totowa, New Jersey: 263 — 276. Rouse I. B. 1958. The inference of migrations from anthropolological evidence. — Thompson R. H. (ed.). Migrations in New World culture history. Tucson, Ariz. (University of Arizona Social Science Bulletin, vol. XXIX, no. 27): 63 — 68. Rouse I. B. 1986. Migrations in prehistory. Inferring population movement from cultural remains. New Haven and London, Yale University Press (repr. 1989). Ruiz Zapatero G. 1983. Modelos teoricos de invasiones/migraciones en arqueologia prehistorica. — Tutormacio Arqueologica, 41: 147 — 157. Skjшlsvold A. 1981. I hvilken utstrekning kan arkeologisk materiale kaste lys over folkefortytninger i Nordens forhistorie (To what extent can archaeological material provide information concerning prehistoric migrations in the Nordic area). — UO Erbok 1980 — 81: 145 — 157. Schlette F. 1977. Zum Problem ur- und fruhgeschichtlicher Wanderungen und ihres archaologischen Nachweises. — Horst F. (Hrsg.). (Titelhrsg. Herrmann J.). Archaologie als Geschichtswissenschaft. Studien und Untersuchungen. (Schriften zur Ur- und Fruhgeschichte 30. Festschrift K.-H. Otto). Berlin, Akademie-Verlag: 57 — 66. Schuchhrdt C. 1926. Alteuropa. 2. Aufl. Berlin — Leipzig, De Gruyter. Shennan S. (ed.). 1988. Archaeological approaches to cultural identity. London, Routledge. Shilov V. P. 1989. The origins of migration and animal husbandry in the steppes of Eastern Europe. — Clutton-Brock J. (ed.). The walking larder: patterns of domestication, patoralism and predation. London, Unwinn Hyman: 119 — 125. Smith G. E. 1929. The migrations of early culture. Manchester, Publications of the University of Manchester (Ethnological Ser., no. 1). Soffer O. 1993. Migrations vs interaction in Upper Palaeolithic Europe. — Chapman J. and Dolukhanov P. (eds.). Cultural transformations and interactions in Eastern Europe. Avebury, Ashgate Publ.: 65 — 70. Sorre M. 1954. Les migrations des peoples. Paris, Flammarion. Thompson R. H. 1958. Preface. — Thompson R. H. (ed.). Migrations in New World culture history. Tucson, Ariz. (University of Arizona Social Science Bulletin, vol. XXIX, no. 27). Tischler F. 1948. Die menschliche Beharrungstendenz und die urgeschichtlichen Volkerwanderungen in ihren Beziehung zur Umwelt. — Forschungen und Fortschritte, Bd. 24: 28 — 32. Trigger B. G. 1968. Beyond history: the methods of prehistory. New York, Holt, Rinehart & Winston. Trigger B. G. 1970. Aims in prehistoric archaeology. — Antiquity, vol. XLIV, no. 173: 26 — 37. Tymieniecki K. 1952. Migracje w Europie srodkowo-wschodniej i wschodniej w starozytnosci. — Slavia Antiqua, t. III. Poznan: 1 — 51. Wace A. J. B. and Blegen C. W. 1939. Pottery as evidence for trade and colonization. — Klio, 32: 131 — 147. Wahle E. 1941. Zur ethnischen Deutung fruhgeschichtlichen Kulturprovinzen. — Sitzungsberichten der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Klasse, 1940/41, Abh. 2. Washburn S. L. 1953. The strategy of physical anthropology. — Kroeber A. L. (ed.). Anthropology today. Chicago, Chicago University Press: 714 — 727. Wells P. S. 1987. Review of I. Rouse. — American Archaeological Journal, vol. 91: 332 — 333. Wheeler M. 1952. Archaeology and the transmission of ideas. — Antiquity, vol. XXVI, no. 104: 180 — 192. Willey G. 1953. A pattern of diffusion — acculturation. — Southwestern Journal od Anthropology, vol. 1IX: 369 — 384. Willey G. R. et al. 1956. An archaeological classification of culture contact situations (Seminars in archaeology 1955: Memoirs of the Society for American Archaeology. Vol. XXVII, no. 2, pt. 2. Salt Lake City). Zamojski J. E. 1995. Migracje masowe — czynnik przemian spoleczenstw wspolczesnych. — Migracje i spoleczenstwo. Warszawa.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.) |