АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Архиепископ Серафим (Соболев) —————————————————————

Читайте также:
  1. Архиерейские процессы. Дело Воронежского архиепископа Льва (Юрлова)
  2. ДРУГИЕ АРХИЕПИСКОПЫ И ЕПИСКОПЫ
  3. ЖИЗНЬ АРХИЕПИСКОПА ДО НАЧАЛА ЕГО ПРОЦЕССА
  4. Иеромонах Серафим Роуз. Православный взгляд на эволюцию (письмо А. Каломиросу)
  5. Крещение Болгарии. Болгарская Церковь в IX – начале XI вв. Охридская архиепископия.
  6. ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ АКТ И ПРОЦЕДУРА, ПРЕДШЕСТВОВАВШАЯ АРЕСТУ АРХИЕПИСКОПА
  7. ОПРАВДАНИЕ АРХИЕПИСКОПА В СИЛУ НЕОПУБЛИКОВАННОГО ПРИГОВОРА
  8. ОТЪЕЗД АРХИЕПИСКОПА В РИМ
  9. ПАПСКОЕ БРЕВЕ, РАЗРЕШАЮЩЕЕ АРЕСТОВАТЬ АРХИЕПИСКОПА. МЕРЫ, ПРИМЕНЕННЫЕ
  10. ПОВЕДЕНИЕ ОТЦОВ ТРИДЕНТСКОГО СОБОРА ОТНОСИТЕЛЬНО АРХИЕПИСКОПА И ЕГО
  11. Посадник Архиепископ Тысяцский Князь

"Русская Идеология"

(печатается в сокращении)

—————————————————————


По словам великого писа­теля Ф.М. Достоевского, рус­ский человек есть право­слав­ный человек. И это понятно для нас. Православная вера, вос­принятая от креще­ния дет­ского, простою душою рус­ского человека, сделалась его основой, об­нявши всю его жизнь во всех ее проявле­ниях. В этой вере и в таком жизнен­ном ее усвоении и состоит русская идеоло­гия. Рус­ский народ усвоил православную веру не умом только, как теоретическую доктрину, а всем своим сердцем, как главное правило своей жизни.

Душа русского человека слишком ши­рока, и наряду с подвигами великой свя­тости в русской жизни наблюдалось много поро­ков и проявлений тяжкого греха. Не­даром Достоевский говорит, что в душе русского человека две бездны. По своему нравствен­ному состоянию русский человек тоже воз­высится до Неба и может нис­пасть до самых глубин ада.

Но насколько наши предки тяжко гре­шили, настолько умели и каяться. Покая­ние это было искренним, глубоким.

Это-то покаяние как средство духовного очищения вместе с церковным про­свеще­нием и воспитанием русского народа и по­могло ему сохранить свою веру в том виде, как она была принята от Греческой Церкви, т.е. во всей чистоте, чуждой всяких еретиче­ских искажений. За эту истинную право­славную веру, имевшую за собой подвиги святой жизни с покаянием, Россия называ­лась Святою. За эту веру Господь изливал на русский народ свои великие ми­лости, избавлял его от всяких бед­ствий, которые не раз могли погу­бить нашу Россию. Впрочем, за эту веру Господь не только спасал Рос­сию от гибели, но постепенно умно­жал ее силу и сде­лал ее могу­щественнейшей и слав­нейшей державой среди всех народов земли.

Увы, русский на­род отступил от право­славной веры, отверг волю Своего Гос­пода, стал руководство­ваться не православною своею Церко­вью и ее св. От­цами, а все­возможными лжеучениями ниспро­вергавшими наше свя­тое правосла­вие и даже вся­кую веру в Бога. Это великое отступление русского народа от веры своей совер­шилось не сразу. Оно про­исходило в течение ряда веков и нача­лось с того вре­мени, когда русское образо­ван­ное общество подпало под влияние про­тестантизма. Ко­нечно, отступление от веры было и в ересях. Они не могли не оставить вредного влияния на жизнь русского на­рода.

Особенно протестантизм с отступлением русских людей от православной веры уси­лился в России во время Петра I вместе с преобразование им России. Петр окру­жил себя протестантами, относился к ним с осо­бенным вниманием, предоставлял им важные места на государственной службе, несмотря на то, что они держали себя вы­сокомерно, с презрением относились к русской старине и даже к самой вере русского народа. Еще па­губнее для русского благочестия были меро­приятия Петра, имевшие своею целью ре­формировать наши монастыри.

В итоге противоцерковных реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере и всем внешним формам ее проявления. Умножи­лись вольнодумцы, осуждавшие, по началам протестантским, обрядность. Еще при Петре усилился раскол и начало размножаться сек­тантство. Но и этим не исчерпыва­ется зло, которое причи­нил Петр Рос­сии. Русская Церковь Могла бы с успехом бо­роться с от­ступлением от православной веры русских людей на почве протестан­тизма посредством школьного про­свещения. Но Петр отнял у Церкви имуще­ство. В силу этого просвещение русского на­рода не было в ведении Церкви, распростра­ня­лось не на исконных началах нашей пра­вославной веры, но с XIX столетия даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России. Та­ким образом, отобрание церковных имуществ было великим злом для всей России, ибо по­следняя лишилась истинного, которое рас­пространяла Церковь благодаря своим бога­тым средствам. К сожалению, не сразу после Петра стали возглавлять Россию наши импе­раторы, которые были покровителями право­славной веры и за­щитниками ее не только для России, но и для других православных стран. Русскому народу пришлось и после Петра пережить ряд глубоких потрясений в своей вере. Мы имеем в виду, прежде всего царствование императрицы Анны Иоан­новны, когда ок­ружившие ее немцы-протес­танты во главе с масоном Бироном открыто гнали право­славную веру, а затем долгое царствование императрицы Екатерины Вто­рой. По­следняя исполняла все требования наружного благочестия, восхищалась пропо­ве­дями митрополита Платона, целовала руки у духовенства, шла в Крестных Ходах, бы­вала в Троице-Сергиевой лавре; однако не имела православной настроенности и ценила религию, как и Петр, исключительно с точки зрения ее политического значе­ния, - ее пользы для Государства. В особенности плохо было то, что она преклоня­лась, и даже чрезмерно, перед безбожником Вольтером, заискивала перед ним и со­ветовалась с ним в своих планах касательно тех или других ре­форм для России.

Таким образом, если при Петре Русской Церкви пришлось тяжко страдать от протес­тантизма, то при Екатерине II Церковь пере­живала сильное давление не только от про­тестантизма, но и от неверия. Но в особенно­сти тяжкий удар Екатерина II нанесла Церкви через окончательное отобрание в казну монастырских имений и введение мо­настырских штатов.

Вместе с лютеранством в его бесчислен­ных видах сектантства начала западного не­верия в виде гуманизма быстро стали рас­пространяться в России и укореняться в жизни русского народа. Гуманизм не только предоставляет человеческому разуму пол­ную свободу в области веры, но с корнем уничтожает ее, ибо по своему существу - есть неверие в бытие Высшего Божествен­ного Существа, каковым гуманизм счи­тает самого человека, проповедуя человекобожие, что тоже - богоборчество. Гума­низм не признает для человека никаких авторитетов, кроме его собственного разума.

К великому несчастью для России, влия­ние гуманизма сильно укреплялось в русской жизни богоборческими писаниями графа Льва Толстого. Он кощунственно ниспро­вергал всю нашу веру в Св. Троицу, Иисуса Христа и Пречистую Божию Ма­терь. Он вы­смеивал все таинства православной Церкви и в особенности величайшее из них - таинство Божественной Евхаристии. К Иисусу Христу Толстой питал нена­висть как к своему лич­ному врагу, и в сознании своего превосход­ства над Ним соста­вил свое собственное "евангелие". В свое время об отношении Толстого ко Христу писал в одном из наших духовных журналов кандидат богословия Петербургской духовной академии Добро­любов. Последний посетил Толстого в Ясной Поляне и имел с ним богословский спор. "А что бы вы сказали, - спросил Толстого Доб­ролю­бов, - если бы вам сейчас доложили, что к вам пришел Иисус Христос?". - "Я бы ве­лел передать Ему, - ответил Толстой, - чтобы Он подождал в приемной, пока я не окончу беседы с вами". Пагубное влияние Толстого особенно сказывалось на нашей учащейся молодежи. Начитавшись толстовских сочи­нений с самой гимназической скамьи, моло­дежь настраивалась на толстовский лад, от­рицательно относилась к вере, переставала посещать Храм Божий и делалась революци­онной и анархической.

Гуманизм и толстовство вылились у нас в форму воинствующего социализма, или - революционного освободительного движе­ния. Исходя из богоборчества, оно главным образом было направлено против самодер­жавной царской власти в целях ее уничтоже­ния и образования в России республики на социалистических началах: сво­боды, равен­ства и братства. Это движение в последнее время перед второй револю­цией захватило по преимуществу всю русскую атеистиче­скую интеллигенцию, весь рабочий класс, значительную часть простого народа и на­шего воинства. Оно разде­лило всю Россию на два главных лагеря - на правых и левых, или - на черносотенцев и красносотенцев.

В итоге борьбы этих враждовавших ла­герей Россия стала перед лицом весьма сильной организации защитников освободи­тельного движения, при совершенной дезор­ганизованности поборников самодержавного строя и порядка.

Конечно, наши Государи, начиная с Павла, были благожелательно настроены к Русской Церкви. Но неверие слишком глу­боко укоренилось в русской жизни. Интел­лигенция, движимая неверием, стала одер­жимой. Руководствуясь сатанинским духом противления и разрушения, она перестала считать для себя авторитетом Самого Бога и установленную Им Царскую власть. В отно­шении к последней богоборческая ин­телли­генция сделалась смертельным и неусыпаю­щим врагом. Несмотря на всю силу могуще­ственной царской власти, ей приходилось гнуться под напором либеральных требова­ний русского противоцерковного общества и идти на гибельные для России компромисс­ные реформы. Такого реформою и было уч­реждение Александром II зем­ства, которым воспользовалась интеллигенция в своих раз­рушительных для России целях. Интересно в данном случае вспомнить одно обстоятель­ство, имевшее место в жизни весьма люби­мого Св. Серафимом Саровским симбир­ского помещика Н.А. Мотовилова, исцелен­ного преподобным от неизлечимой болезни и отдавшего все свое богатое имение в пользу основанной преподобным Серафи­мом женской Сера­фимо-Дивеевской оби­тели. Мотовилов был приглашен на торже­ство в честь учреж­дения земства. И когда были подняты бокалы, Мотовилов произнес речь, в которой заявил, что с учреждением земства начнется гибель России. Поэтому вместо того, чтобы вылить бокал, он его раз­бил об пол и вышел из собрания.

Для гибели России не хватало открытого выступления "народных избранников" и, ко­нечно, "от имени народа" - для ниспровер­жения Царя. Разумеется, такое высту­пление могло исходить только от людей, отступив­ших от православной веры и всего святого. И это деление совершилось, притом - в самый трудный момент жизни нашей Родины, во время ее войны с Германией. Все русские несчастья начались с того, что мы удалились в своей жизни от Церкви, перестали руково­дствоваться ее учением и уставом и поло­жили в основу своей жизни и деятельности всевозможные еретиче­ские и богоборческие учения, а лучше сказать - свою греховную страстную волю, ко­торая сделала нас по жизни хуже несмысленных тварей. Никогда Св. Серафим Са­ровский пророчески говорил, что великие беды надвигаются на Россию, так как на­род русский начал жить не по ус­таву Церкви и стал нарушать пост в среду и пятницу. Что бы он сказал, если бы дожил до последнего времени, когда русские люди пе­ре­стали поститься и в Великий пост, посе­щали в это время театры, предавались тан­цам и оргиям до утра даже под праздники, когда публичными падшими женщинами в русских городах делались двенадцатилетние девочки. Мы стали дышать грехом, ибо не захотели дышать веяниями благодати Св. Духа, мы стали пить грех, ибо не захо­тели пить от воды живой, возрождающей нас и обильно изливающейся на нас в Св. Церкви для нашей святой, блаженной и вечной жизни.

Несомненно, Господь наказал русский народ за его удаление от Него, за то, что он заменил свой религиозно-нравственный идеал, к которому был призван Богом, поли­тическим идеалом с его стремлением к уч­реждению в России демократического строя, к чему русский народ никогда Богом не при­зывался. Русские люди воспри­няли вместо истины дьявольскую ложь тех либеральных русских вождей, вся "муд­рость" которых за­ключалась лишь в проповеди разрушитель­ного еврейского социа­листиче­ского учения о призрачных свободах. Вся их сила была на­правлена только на унич­тожение православ­ной веры и основанной на ней нашей Цар­ской власти - ис­точника величия и славы России. Сама жизнь показала, каким великим и бесцен­ным даром Божиим был для России наш самодержав­ный Царь, Пома­занник Бо­жий. Он не на словах, а в действительности был главою и ду­шою русского на­рода. Не стало этой души, не стало и России. Такое на­именование рус­ского Царя мы за­имство­вали от Ми­трополита Москов­ского Фила­рета, который говорил: "Самодержавием - Россия стоит твердо. Царь, по истинному о нем понятию, есть глава и душа Царства. За­кон, мертвый в книгах, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель, возбу­дитель и воодушевитель подчиненных деяте­лей - есть Царь". И как права была рус­ская народная мудрость, ска­завшая: "Русской земле нельзя без Госу­даря быть".

Демократическое государство управля­ется не этиче­ским, а юридическим нача­лом. А юридический закон, как выразился Пуш­кин, есть дерево, и весьма далек от высших стремлений че­ловеческой лично­сти. Выс­шим благом здесь является воля на­рода, для которой не обяза­тельны нравственные на­чала. И так как демо­кратическое государ­ство основано на количе­ственной силе, то нравст­венная сила ему даже враж­дебна. Ясно, что конституцион­ный и республикан­ский госу­дарственный строй, не может иметь какого бы то ни было соответствия самому выс­шему влече­нию русского народа, его рели­гиозно-нравст­венному идеалу.

Несомненно, также и то, что за наше по­коление и за великие страдания рус­ского на­рода, и за то, что он среди всех своих небы­валых бедствий сохранил право­славную веру, Господь поми­лует его и дарует нам опять Россию. Но чтобы возродить ее, мы должны опять вер­нуться к своему религи­озно-нравствен­ному идеалу и на ос­новании его воссоздать Царскую самодер­жавную власть.

Не надо забывать, что демократиче­ских форм правления у нас тре­бовали пред­стави­тели либерализма, в осо­бенности его край­них направлений, кото­рые не только совсем по­рвали с религиозно-нравственным идеа­лом русского народа, но сделались неприми­ри­мыми врагами нашей Церкви.

С другой стороны, будем помнить, с ка­кою ревностью вме­сте с Достоевским от­стаивали наш искон­ный Царский само­дер­жавный строй Ми­трополит Филарет Мо­с­ковский, Еп. Феофан Затворник, о. Иоанн Кронштадтский, о. Амвросий Оптинский и весьма многие достойнейшие представи­тели Православной Церкви и Святой нашей Руси. Они открыто осуждали стремление к введе­нию у нас демократического госу­дарствен­ного строя, ибо хорошо сознавали, что этим воспользуются все враги Рос­сии, чтобы по­губить Св. Церковь нашу, и вме­сте с нею и всю Святую Русь.

Царская самодержавная власть есть Бо­гоустановленное учреждение и как тако­вое является идеальным. Вследствие этого, с нею не может сравниться то или другое де­мократическое правление как плод человече­ского греховного соизволения. Теперь, если мы хотим спасения и возрождения России, то должны всемерно стремиться к тому, чтобы у нас опять был самодержавный Царь Помазанник Божий, который, как душа рус­ского народа, возродит Россию, и она опять сделается великой и славной на страх всем ее врагам, на счастье своего народа.

Не будем смущаться столь распростра­ненным, к сожалению, среди нас мне­нием, что самодержавный Царский строй в России будто бы уже изжил себя. Это мнение на­правлено против Священного Писания с це­лью, уничтожить спасительное его на нас влияние. Ведь Царская самодержавная власть в России была основана на словах Св. Писания. А эти слова являются глаголами вечной жизни.

Будем всемерно содействовать тому, чтобы самодержавная Царская власть была не абсолютистской и деспотической, а ис­тинной монархией. Таковою она и явится, если будет ограничена Церковью в смысле такого к ней отношения, при ко­тором Цар­ская власть будет руководиться законами Божественного Писания и св. каноническими правилами. Иначе сказать, истинная само­державная Царская власть та, которая отно­сится к Церкви на основе симфонии властей, как это было в Визан­тии. Уничтожение сим­фонии властей у нас в России случилось при Петре I, что и предопределило неизбежность гибели России.

Но ничто в мире не делается сразу. Все происходит в порядке постепенности. В силу этого не сразу произошло уничтожение сим­фонии Петром. Оно имело под со­бою почву в виде нарушения симфонии, которое нача­лось в царствование Алексея Михайловича вместе с появлением его "Уложения" в 1649 г. и, в частности, Мона­стырского приказа.

Против этого нарушения как необъят­ного зла для Русского государства вступил в борьбу святейший патриарх Никон, сделав­шись, благодаря ей, для нас величайшим за­щитником симфонии властей и вместе с этим проповедником истинной самодер­жавной Царской власти и поборником Русской идео­логии.

Борьба Никона была исповедническою и была направлена к тому, чтобы Рус­ское го­сударство возглавлялось истинною Царскою самодержавною властью, при ко­торой только и возможно осуществление симфонии властей и, следовательно, - про­цветание Церкви и государства силою православной веры.

В данный же момент и на будущее время в целях возрождения России мы должны следовать святым заветам патриарха Никона, как своего учителя. Мы должны стремиться воссоздать Царскую самодержавную власть, которая будет нахо­диться в самом близком единении с Православною Русскою Церко­вью, свидетельст­вуя это единение своею за­щитою православной веры от всех ее врагов - жидов, без­божников, еретиков, раскольни­ков и сектантов, оказывая ей как господ­ствующей ре­лигии в Русском государстве свое почитание, о котором говорится в тео­рии симфо­нии властей.

Эту Царскую самодержавную власть мы должны стремиться воссоздать не только по­тому, что такое стремление будет истинным покаянием в нашем тяжком грехе уничтоже­ния одного из исконных начал русской жизни и попустительства к сему уничтоже­нию. Это стремление одновременно соответ­ствует и истинной Рус­ской идеологии, кото­рая есть ничто иное, как православная вера и основанная на ней русская жизнь во всех ее областях, начиная с личной и кончая госу­дарственной, по­чему Русское государство и должно возглавляться Царскою самодержав­ною властью.

Идеология русского человека никогда не допустит, чтобы в основе государст­венной жизни была власть не Богопоставленная, т.е. не основанная на православной вере, власть конституционная и республиканская. Для православного сознания рус­ского человека является неоспоримой истина, что вера пра­вославная была основою не только личной духовной жизни, но была в основе могуще­ства и славы нашей Ро­дины; отступление же от веры было причиною как нравственного падения русского народа, так и гибели внешней мощи России. Лишь в православной вере надо искать нам возрождение России.

Вот в чем состоит Русская идеология. Если она, по милости Божией, вопло­тится в жизни, то произойдет истинное возрождение России.

Возможно, что некоторые из читателей сделают такое возражение: если гибель Рос­сии произошла в силу отступления русского народа от православной веры, вы­званного главным образом противоцерковными ре­формами самодержавного Царя Петра Пер­вого, то зачем же призывать русских людей к восстановлению у нас Цар­ской самодержав­ной власти? Ведь может опять на Русском Престоле появиться Царь, который, подобно Петру, отступит от православной веры и, пользуясь своею само­державною властью, вновь будет содействовать гибели России.

Вот что по этому поводу мы должны сказать. Если не все Цари были достой­ными, и не все соответствовали по своим убежде­ниям и жизнедеятельности Божест­венным законам, то это вовсе не значит, что мы должны отрицательно относиться к самому институту Царской власти.

Если некоторые священнослужители яв­ляются весьма недостойными пасты­рями, то это не значит, что нужно упразднить самое священство, учрежденное Богом для нашего спасения. Некогда епископ Феофан Затвор­ник в своих письмах говорил, что если бы Благодать всегда искала только достойных пастырей, то люди остава­лись бы без креще­ния и лишились вечного спасения. То же са­мое следует сказать от­носительно Царя и Царской власти. Недостатки Петра и других Царей не должны быть препятствием для Русского народа к восстановлению в буду­щей России Цар­ской самодержавной власти, как источника благоденственной и спаси­тельной жизни народа.

К тому же мы должны всегда иметь веру, что действия Божественного нака­зую­щего промысла, если мы ими вразумляемся, тем именно и отличаются, что они оканчи­ваются нам во благо. Такая вера в действие наказующего Божественного про­мысла при­менительно к данному моменту жизни Рос­сии, конечно, укрепляется на­шим сознанием, что русский народ заслуживает подобного отношения к себе со сто­роны промысли­тельного Божественного милосердия, так как под влиянием великих страданий он возвра­щается ко Христу, к своей православной вере.

В своей личной, общественной и госу­дарственной жизни ему необходимо те­перь ревностно оберегать свою православную веру, чтобы не допустить в будущем появле­ния на самодержавном Престоле Царя, кото­рый стал бы ее вновь ниспровер­гать. По­этому народ наш должен неуклонно осуж­дать безбожие и всякие отклонения от пра­вославной веры.

И если для государственного правления Св. Писание признает одну только форму - самодержавную власть Царя - Помазанника Божиего, то ни о какой другой власти как не основанной на Божественном Откровении мы не должны думать.

Та же самая православная вера побуж­дает нас желать возглавления нашего Отече­ства этою Царскою властью, когда чрез Бо­жественные заповеди повелевает нам ее по­читать, молиться с ней Богу и ей повино­ваться Господу.

Поэтому без всяких колебаний будем стремиться к восстановлению в будущей России самодержавной власти Царя Пома­занника Божиего.


 

 
 

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)