АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОНОЛОГ ГАМЛЕТА

Читайте также:
  1. Демонология
  2. Европа в средние века: Демонология возвращается.
  3. КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СИНДРОМОВ В ПУЛЬМОНОЛОГИИ
  4. ЧАСТНАЯ ПУЛЬМОНОЛОГИЯ.
  5. ЭТАПЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА В ПУЛЬМОНОЛОГИИ

***

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженья века,

Неправду угнетателей, вельмож

Заносчивость, отринутое чувство,

Нескорый суд и более всего

Насмешки недостойных над достойным,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала! Кто бы согласился,

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться!

Так всех нас в трусов превращает мысль,

И вянет, как цветок, решимость наша

В бесплодье умственного тупика,

Так погибают замыслы с размахом,

В начале обещавшие успех,

От долгих отлагательств. Но довольно!

Офелия! О радость! Помяни

Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

(перевод Бориса Пастернака).

 

 

***

 

Быть иль не быть – вот в чем вопрос.

Что благороднее: сносить удары

Неистовой судьбы – иль против моря

Невзгод вооружиться, в бой вступить

И все покончить разом... Умереть...

Уснуть – не больше, – и сознать – что сном

Мы заглушим все эти муки сердца,

Которые в наследье бедной плоти

Достались: о, да это столь желанный

Конец... Да, умереть – уснуть... Уснуть.

Жить в мире грез, быть может, вот преграда. –

Какие грезы в этом мертвом сне

Пред духом бестелесным реять будут...

Вот в чем препятствие – и вот причина,

Что скорби долговечны на земле...

А то кому снести бы поношенье,

Насмешки ближних, дерзкие обиды

Тиранов, наглость пошлых гордецов,

Мучения отвергнутой любви,

Медлительность законов, своевольство

Властей... пинки, которые дают

Страдальцам заслуженным негодяи, –

Когда бы можно было вековечный

Покой и мир найти – одним ударом

Простого шила. Кто бы на земле

Нес этот жизни груз, изнемогая

Под тяжким гнетом, – если б страх невольный

Чего-то после смерти, та страна

Безвестная, откуда никогда

Никто не возвращался, не смущали

Решенья нашего... О, мы скорее

Перенесем все скорби тех мучений,

Что возле нас, чем, бросив все, навстречу

Пойдем другим, неведомым бедам...

И эта мысль нас в трусов обращает...

Могучая решимость остывает

При размышленье, и деянья наши

Становятся ничтожеством... Но тише, тише.

Прелестная Офелия, о нимфа –

В своих святых молитвах помяни

Мои грехи...

 

(перевод П. Гнедича).
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Общая характеристика средневековой культуры: теоцентризм, универсализм, иерархизм, символизм. Роль христианства в развитии культуры средних веков. Основные направления: клерикальная, куртуазная и народная культура. «Диалог культур».

2. Литература раннего средневековья. Система жанров. Ирландский эпос. Уладский цикл. Кухулин как архаический герой.

3. Исландские саги. «Старшая Эдда»: мифологические дохристианские представления скандинавских народов. Черты поэтики скандинавского эпоса а «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона.

4. Героический эпос развитого феодализма. Общая характеристика. Национальные варианты и их особенности.

5. Французский эпос. «Песнь о Роланде»: характер отражения действительности, способы создания эпического мира(пространство и время, природа и человек, гиперболизм, чудесное), эпические герои. Споры о происхождении и природе памятника.

6. Немецкий героический эпос. Поэтика «Песни о Нибелунгах».

7. Испанский героический эпос. «Песнь о моем Сиде» в сопоставлении с французским и немецким героическим эпосом. Образы Роланда, Зигфрида и Сида в европейском искусстве.

8. Три линии развития средневековой литературы на латинском языке. Клерикальная литература: жанры, представители. «Каролингское Возрождение» в Европе. Алкуин.

9. Восстановление форм античной поэзии и их средневековое содержание. Средневековые университеты. Поэзия вагантов.

10.Литература высокого средневековья. Крестовые походы. Формирование рыцарской культуры – куртуазии. Учение Андрея Капеллана о рыцарской любви. Поэзия трубадуров. Образ Прекрасной Дамы. Трактовка темы любви. Жанры.

11.Рыцарский роман: содержание понятия. Циклы. Отличие средневекового романа от героического эпоса. Понятие «авантюра», новая мотивация рыцарских подвигов.

12.«Роман о Тристане и Изольде»: проявление авторского начала в романе, антикуртуазная тенденция.

13.Романы артуровского цикла. Образ короля Артура. Символика Круглого Стола. Романы Кретьена де Труа.

14. Спор с куртуазным пониманием любви в романе «Ивейн, или Рыцарь Льва». Трансформация трактовки образа рыцаря в романе «Персеваль, или Повесть о Граале».

15.Литература позднего средневековья. Городская литература. Система жанров: фаблио и шванки, бестиарий («Роман о Лисе»), аллегорический эпос («Роман о Розе»), народная баллада.

16.Средневековый театр. Происхождение. Жанры мистерия. Миракль («Чудо о Теофиле»), моралитэ, фарс («Господин Пателен»).

17.Предвозрождение как переходный период. Роль религиозного сознания в литературе этого периода (система образов, аллегоричность, библейская символика). Пародийное использование традиций средневековой культуры.

18.Предвозрождение в Италии. Поэзия «нового сладостного стиля». Новое понимание любви, трансформация образов Прекрасной Дамы и поэта. Новые поэтические жанры. Возникновение жанра сонета, его художественные особенности.

19.Творчество Данте Алигьери. «Новая жизнь» как выражение теоцентрической идеи. Композиция и художественные особенности книги. Образ Беатриче.

20.«Божественная комедия» как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения. Историко-культурный контекст «Пролога».

21. Архитектоника первой части «Божественной комедии». Символика. Роль поэмы в формировании нового взгляда на человека (антропоцентризм).

22.Предвозрождение в Англии. Аллегорические образы «Видения о Петре-Пахаре» У.Ленгленда.

23.«Кентерберийские рассказы» Дж.Чосера, отражение в них влияния итальянского Возрождения (Боккаччо) и национальной специфики. Художественные особенности произведения.

24.Предвозрождение во Франции. Творчество Ф.Вийона. Поэтическое новаторство. Развитие жанра баллады. Маргинальность: пародийное начало поэзии, использование воровского жаргона. «Малое завещание» и «Большое завещание».

25. Общая характеристика эпохи Возрождения: становление национальных языков; подражание античности; открытие земного пространства и новая картина мира; «универсальный человек» как новый идеал; гуманизм; жанровая система.

26. Итальянское Возрождение. «Книга песен» Ф.Петрарки: жанровый состав, композиция, лирический сюжет, характер любви. Отличия стиля и концепции чувства у Петрарки от трубадуров и поэтов «нового сладостного стиля».

27. Творчество Дж.Боккаччо. Боккаччо – создатель жанра новеллы.

28. «Декамерон» Боккаччо: особенности жанра, семантика заглавия, особенности композиции. Анализ рамочной новеллы о чуме во Флоренции в 1348 году.

29. «Декамерон» Боккаччо: образ автора и образы рассказчиков как выражение гуманистических идей. Проблематика произведения.

30. Творческая судьба романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Жанровые особенности произведения. Специфика композиции. Пародийное использование приемов и стиля героического эпоса.

31. Гуманистические воззрения Ф.Рабле и их отражение в романе: воспитание личности; взаимоотношения монарха и народа; идеал социального устройства.

32. Сатирическое изображение схоластической системы образования, институтов суда и церкви в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Особенности и функции карнавального смеха. Приемы комического в романе.

33. «Гамлет» Шекспира. Специфика жанра и сюжета пьесы. Конфликт «Гамлета», его развитие и разрешение. Особенности композиции трагедии, параллелизм и удвоение.

34. Специфика трагического характера в эпоху Возрождения, система образов в трагедии Шекспира «Гамлет». Характер Гамлета, его содержание и способы раскрытия. Проблема воли Гамлета, понятие «гамлетизма».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)