АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА: Скандинавская мифология как система

Читайте также:
  1. I. Суспільство як соціальна система.
  2. Авторитарная политическая система.
  3. Античная мифология
  4. Банківська система. Банки, їх види та функції
  5. Банківська система. Банки, їх види та функції
  6. Банківська система: сутність, принципи побудови та функції. особливості побудови банківської системи в Україн
  7. Банковская система. Банки и их операции.
  8. Банковская система. Основные функции Центрального и коммерческих банков
  9. Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
  10. Бюджет і бюджетна система.
  11. Валютно-финансовая система.
  12. Вегетативная нервная система.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Курс истории зарубежной литературы средних веков охватывает период с У по ХУ в. Сама протяженность этого периода, его насыщенность материалом определяет специфику задач и характер их решения в данном курсе. В поле зрения попадают преимущественно те произведения, которые, являясь национальной классикой, составляют общеевропейское культурное наследие.

В то же время анализ основных памятников, изучение творчества наиболее значительных писателей должны дать понимание особенностей самого культурного развития в этот период. Концепция курса предполагает последовательное воссоздание процесса становления личности и ее самосознания, отраженного в литературе. Особое место отводится эволюции жанровых форм и их модификации, свидетельствующей о меняющихся принципах художественного мышления.

Цель курса «Зарубежная литература средних веков» – формирование системы ориентирующих знаний о литературе Европы от начала нашей эры до начала Нового времени.

Задачи курса:

- дать представление о специфике изучаемых этапов литературного развития Европы в контексте культуры, познакомить студентов с памятниками культуры средневековья, имеющими непреходящее значение;

- продемонстрировать специфику средневекового мироощущения, охарактеризовать направления и жанры литературы как определенную художественную систему; проследить, как в средние века возникали элементы художественного мышления последующих эпох, как постепенно формировались принципы психологизма, историзма и другие черты современной литературы;

- обучить основам анализа произведений европейских писателей средневековья; дать специальную подготовку к проведению занятий в школе по изучению средневековых произведений (поэзия трубадуров, рыцарский роман, «Божественная комедия» Данте);

- познакомить с исследованиями литературного процесса этой эпохи, рассмотреть формирование различных научных концепций, высказанных по поводу литературы средних веков и эпохи Возрождения (труды Я.Буркхарта, А.Н.Веселовского, Й.Хейзинги, Б.И.Пуришева и др.) и характеризующих современный уровень филологического мышления.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Уметь рассматривать литературный процесс средневековья в культурном контексте эпохи.

Уметь анализировать литературные произведения, относящиеся к разным жанрам средневековой литературы (жеста, рыцарский роман, фаблио и т.п.).

Овладеть навыками проблемного анализа в ходе подготовки к практическим занятиям.

Уметь пользоваться справочной и критической литературой. Предполагается знакомство с работами: «Фольклор и действительность» В.Я.Проппа, «Цивилизация средневекового Запада» Ж. Ле Гоффа, «Осень средневековья» Й.Хейзинги, «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» М.М.Бахтина.

Уметь в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу.

Уметь самостоятельно подготовить к зачету ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе.

Уметь дать грамотно построенный, развернутый устный ответ в ходе проведения зачета.

 

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

3.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

а) основная литература

 

Х у д о ж е с т в е н н ы е т е к с т ы:

Старшая Эдда («Прорицание вельвы», «Речи Высокого).

Песнь о Роланде.

Песнь о моем Сиде.

Песнь о Нибелунгах.

Поэзия вагантов.

Поэзия трубадуров.

Кретьен де Труа. Ивейн, или Рыцарь Льва.

Роман о Тристане.

Фаблио («О буренке, поповской корове», «Завещание осла»).

Роман о Лисе.

Рютбеф. Чудо о Теофиле.

Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия (часть 1 «Ад»).

Чосер Дж. Кентерберийский рассказы.

Вийон Ф. Лирика.

Дж. Боккаччо «Декамерон».

Ф. Петрарка. Сонеты.

У. Шекспир «Гамлет», сонеты.

 

К р и т и ч е с к а я л и т е р а т у р а:

 

Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия. Т. 1-2. / Сост. Б.И.Пуришев. М., 1974-5.

История всемирной литературы: В 9-ти т. Т.2. М., 1984.

Алексеев М., Жирмунский В. и др. История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение. М., 1978.

Ковалева Т.В., Лапин И.Л., Паньков Н.А. Литература средних веков и Возрождения. Минск, 1988.

Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Средние века. М., 1996

Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981.

 

Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Смирнов А.А. Средневековая литература Испании. М., 1969.

Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1984.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965.

Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. М., 1967.

Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989 (статьи о Данте, лирике Вийона).

 

б) дополнительная литература

 

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.. 1975.

Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль // Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.

Фламенка. М., 1984.

Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1973.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979.

Михайлов А.Д. Французский героический эпос. М., 1995.

Евдокимова Л.В. Французская поэзия позднего средневековья (Х1У – первая треть ХУ вв.). М., 1990.

Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., 1990.

Голенищев-Кутузов И.Н. Тфорчество Данте и мировая культура. М., 1971.

Дантовские чтения. М., 1979.

Данте и всемирная литература. М., 1967.

Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1 Терминологический минимум по курсу

«Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения»

1. Медиевистика

2. Средние века

3. Теоцентризм

4. Теократия

5. Аскетизм

6. Этикет литературный

7. Канон литературный

8. Иерархия

9. Клерикальная литература

10. Исповедь (жанр)

11. Видение (жанр)

12. Вагант (голиард)

13. Попрошайня

14. Трубадур (трувер)

15. Альба

16. Кансона

17. Тенсона

18. Сирвента

19. Баллада

20. Пастурелла (пастораль)

21. Плач

22. Жонглер (шпильман)

23. Миннезингер

24. Рыцарский роман

25. Лэ

26. Жеста

27. Сага

28. Хроника

29. Манифест

30. «Новый сладостный стиль»

31. Бестиарий

32. Фаблио (шванк)

33. Фарс

34. Моралитэ

35. Мистерия

36. Миракль

37. Сатира (Жанр)

38. Диалог (жанр)

39. Новелла

40. Прозометрия

41. Рондо, рондель

42. Вирэли

43. Сонет

44. Катрен

45. Терцет

46. Терцина

47. Аллегория

48. Символ

49. Гротеск

50. Предвозрождение

51. Возрождение

 

Примечание: 1.Справочные издания: Литературоведческий

энциклопедический словарь, Краткая

литературная энциклопедия, Философский словарь

 

 

Перечень контрольных мероприятий по курсу

«Зарубежная литература средних веков»

 

1. Терминологический диктант № 1: выучить значение терминов и понятий с 1 по 51 включительно.

2. Конспектирование: выполнить конспекты к практическим занятиям.

3. Выполнение контрольного теста № 1, 2.

4. Результаты работы на практических занятиях.

5. Чтение наизусть лирики вагантов, лирики трубадуров.

6. Чтение наизусть сонетов Шекспира и Петрарки.

7. Чтение наизусть монолога Гамлета.

 

 

4.2 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Литература для обязательного конспектирования

1. Михайлов А.Д. Роман и повесть высокого средневековья // Средневековый роман и повесть. М., 1974, сер.1. т.22, с. 5-27.

2. Пуришев Б.И. Трагедия У.Шекспира «Гамлет». // Практические занятия по зарубежной литературе. – М., 1981, – С. 66 – 76.

 

 

Тексты для заучивания наизусть

 

1. Лирика вагантов:

а) Нищий студент. Беззаботная песня (одно на выбор);

б) Любовь к филологии. Раздор между чтением книг

и любовью. Выходи а привольный мир. Завещание (одно на выбор).

2. Лирика трубадуров:

Арнаут Даниель «На легкий, приятный напев…»

Аймерик де Пегильян «В моей любви – поэзии исток…»

(одно стихотворение на выбор).

3. Поэзия миннезингеров. Одно стихотворение на выбор.

4. Школа «Нового сладостного стиля». Сонеты Кавальканти, Гвиницелли, Данте. Одно стихотворение на выбор.

5. 61 сонет Ф.Петрарки

6. 55 сонет У.Шекспира

7. 66 сонет У.Шекспира

8. монолог Гамлета «Быть или не быть…»

 


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

ТЕМА: Скандинавская мифология как система.

ПЛАН.

1. Скандинавский космос. Пространственная модель мира скандинавской эддической мифологической системы:

- пространственная горизонталь;

- пространственная вертикаль.

2. Космогонические мифы:

а/ возникновение мира /миф творения/;

б/ деятельность богов по устройству мира;

в/ эсхатологический цикл /первая война между асами и ванами,

миф о возникновении смерти от копья и убийство Бальдра,

распри и 3-х летняя стужа, освобождение чудовищ, Рагнарек/;

г/ концепция циклической смены эпох /последнее возрождение мира,

Лив и Ливтрасир/.

3. Теогонические мифы:

а/ структура и характер пантеона богов /асы, ваны/;

б/ чудесные атрибуты богов;

в/ взаимоотношения богов с етунами и цвергами.

4. Мифологические сюжеты и образы:

а/ персонажи скандинавской мифологии /хтонические чудовища,

ётуны, альвы, цверги, дисы, валькирии и норны/;

б/ семантика мифологических сюжетов в древнескандинавской

поэзии и прозе.

5. Героические сказания:

а/ сказания о Сигурде;

б/ сокровища нифлунгов /нибелунгов/;

в/ сказания о Велунде.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах М., 1991 /Словарные статьи: Германо-скандинавская мифология. Иггдрасиль. Имир. Мимир. Бальдр. Фенрир. Ермунганд. Лив и Ливтрасир. Асы. Ваны. Валькирии. Вальхалла. Один. Тор. Тюр. Хеймдалль. Ньерд. Хед. Локи. Фригг. Фрейя. Сив. Идунн. Мед поэзии. Брисингамен. Слейпнир. Драупнир. Альвы. Сигурд. Хельги. Велунд. Брюнхильд. Гудрун. Фафнир. Андвари. Нибелунги /нифлунги/.

2. Старшая Эдда. М Л., 1963.

3. Младшая Эдда. Л., 1970.

4. Старшая Эдда // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М., 1975.

5. Скандинавские сказания в пересказе Ю.Светланова. М., 1970.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)