|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рассказов» Дж. Чосера)ПЛАН АНАЛИЗА. 1. Жанр рассказа. Возможные источники сюжета. 2. Композиция вступления к рассказу и самого рассказа (принцип контраста, оксюморон, композиционно-речевые формы). 3. Герои рассказа. Способы создания образов. Группы персонажей. Антропоцентризм. 4. Тематика рассказа. Мотивировка выбора истории тем или иным героем. 5. Историзм и реализм рассказа (нравы, обычаи, быт, материальная культура, реалистические детали, достоверность изображаемого). 6. Своеобразие концовки. Пародийность.
ЗАДАНИЕ: Каждый студент получает для анализа один из рассказов книги Чосера.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы (любое изд-е). 2. Кашкин И. Вступит. ст. // Чосер Дж. Кентерберийские расказы. М., 1973. (БВЛ). 3. Аникст А.А. Вступит. ст. // Чосер Дж. Кентерберийские расказы. М., 1980. 4. Алексеев М.П. Чосер // Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984. С. 202-225.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
ТЕМА: Роман Боккаччо «Декамерон»: жанр и проблематика.
ПЛАН. 1. Особенности жанра произведения. 2. Архитектоника и композиция. 3. Образ Автора и образы рассказчиков как выражение гуманистических идей. 4. Проблематика произведения: а) место бога и человека в мире, взаимоотношения человека с богом (антропоцентризм); б) критика церкви и священнослужителей; в) проблема свободы воли человека и влияние случая на его судьбу; г) тема любви (философский и социальный аспекты). 5. Реализм «Декамерона».
ТЕРМИНЫ: новелла, роман, композиция, архитектоника, антропоцентризм фацеция, гуманизм, символ.
ЗАДАНИЯ: К вопросу 1: Что представляет собой новелла во времена Боккаччо? Назовите характерные черты этого жанра. Докажите, что «Декамерон» является романом в новеллах, а не сборником новелл. К вопросу 2: Прочитайте новеллу 1 дня 1. Каким образом объясняется единство произведения? Приведите примеры связующих нитей между новеллами. Назовите тип композиции произведения. К вопросу 3: Прочитайте Введение и Заключение Автора, Вступление к 4 дню. Как здесь проявляются гуманистические воззрения автора на человека и творчество? Являются ли рассказчики носителями гуманистического мышления? К вопросу 4: Как соотносятся мир земной (человеческий) и мир небесный (божественный)? Прочитайте новеллы 1,2,3 дня 1; 10 дня 6; 2 дня 9; дня 2, 4, 5; 1, 5, 9 дня 4; 1, 8, 9 дня 5; 9 дня 3; 10 дня 10.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Боккаччо Дж. Декамерон. 2. Штейн А.Л. Джованни Боккаччо и его «Декамерон». //Боккаччо Дж. «Декамерон». – М., 1994. – С. 3 – 28. (можно издание 1955 г.) 3. Паси И. Энциклопедия ренессансной личности. //Паси И. Литературно-философские этюды. - С., 1974 (конспект). 4. Хлодовский Р.И. Декамерон: поэтика и стиль. – М., 1982. 5. Бранка В. Боккаччо средневековый. – М., 1983.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.
ТЕМА: Трагедия У.Шекспира «Гамлет» (понятие о трагедии и трагическом характере в эпоху Возрождения).
ПЛАН. 1. Понятие о трагедии и трагическом у Шекспира. 2. Особенности жанра и сюжета пьесы «Гамлет». 3. Конфликт «Гамлета», его развитие и разрешение. 4. Особенности композиции трагедии, параллелизм и удвоение. 5. Специфика трагического характера в эпоху Возрождения, система образов в трагедии. 6. Характер Гамлета, его содержание и способы раскрытия. 7. Проблема воли Гамлета, понятие «гамлетизма». 8. Возможные интерпретации отдельных сцен и трагедии в целом.
ТЕРМИНЫ: антропоцентризм, гуманизм, Ренессанс, трагедия, трагическое, рефлексия.
ЗАДАНИЯ: 1. В чем состоит трагический конфликт «Гамлета»? Как в нем отражен основной конфликт эпохи? Вспомните о столкновении принципов Виттенберга и Эльсинора. 2. Почему только специалистам известен сюжет о датском принце Амлете, записанный Саксоном Грамматиком и Бэльфоре, тогда как шекспировский «Гамлет» известен всему миру? Что вам известно о пьесах Т.Кида? В чем их отличие от шекспировских пьес? Каково было отношение в елизаветинской Англии к кровной мести (см. Захаров В. Об историческом фоне английской «трагедии мести» на рубеже ХУ1 – ХУП веков. //Шекспировские чтения. 1976. – М., 1977. – С. 97–103). Докажите, что «Гамлет» – это напластование усилий многих драматургов. 3. Как лексика шекспировской пьесы способствует множественности трактовок отдельных образов «Гамлета»? Как вы думаете, знает ли Гамлет, беседующий с Офелией, что его подслушивают? Прочитайте сцену так, как будто Гамлету это известно, а потом так, как будто он этого не знает. Что изменилось в интерпретации событий? Найдите самостоятельно примеры множественности трактовок одного и того же эпизода, сцены. 4. «Гамлета» называют трагедией вопросов. С какого вопроса начинается пьеса? Кто его задает, и что за ним кроется? Выделите в пьесе все вопросы и прокомментируйте их. 5. Заметили ли вы, когда произошел переход на прозу? Почему? Почему одни сцены написаны стихами, а другие прозой? 6. Каково полное точное название пьесы? Обратите внимание на жанровую характеристику в подзаголовке. Определяет ли она жанровое своеобразие пьесы? Найдите в «Гамлете» жанровые черты трагедии и хроники. Проследите, как они взаимодействуют. 7. Одним из «магистральных сюжетов» трагедии английского Возрождения было испытание человеческого достоинства Властью, Любовью и Знанием. Английские трагедии отражали невозможность гармоничного сочетания в человеке достойного отношения к этим трем началам. Проследите, как проявляет себя Гамлет в отношении к Власти, Любви и Знанию. Обратите внимание на его слова: «Я не хочу того, что кажется». 8. Другим «магистральным сюжетом» шекспировских трагедий было определение человеком своего отношения к Злу (см. монологи Ричарда, Макбета). Проследите, как старается решить этот вопрос для себя Гамлет. Какой путь противостояния Злу он для себя выбирает? 9. Что отличает Гамлета от других центральных героев великих трагедий Шекспира? Как он проявляется во взаимодействии мысли и поступков? Леди Макбет уговаривала Макбета не рассуждать о своих поступках, чтобы не сойти с ума, и сам Макбет стремился, чтобы его поступки обгоняли мысль. Почему? Чем отличается позиция Гамлета? Ричард Ш, Макбет, король Клавдий способны выстроить блестящие интриги и воплотить их в жизнь. Чем характер размышлений Гамлета отличается от мыслительных задач, которые ставят перед собой другие герои? 10. В чем состоят особенности композиции «Гамлета»? Какие события пьесы произошли до начала ее действия? Чем подобное построение способствует созданию многозначно звучащего текста? Какие три персонажа разрешают каждый для себя и каждый по-своему одну и ту же проблему – мести за отца? 11. Какие слова во 2 сцене первого акта определяют суть отношений Гамлета с миром? Проанализируйте первый монолог Гамлета. Есть ли в его высказываниях противоречия? Взаимоисключают ли они друг друга? Почему и то, и другое высказывание правомерно в устах Гамлета? 12. Кто такой Йорик? Функции шута в шекспировских пьесах (см. кн. Пинский Л.Е. Шекспир: основные начала драматургии. – М., 1971. – С. 529 – 541; Аникст А.А. Шекспир: ремесло драматурга. – М., 1974. – С. 437 – 442; Зубова Н. Клоуны и шуты в пьесах Шекспира. //Шекспировский сборник. 1967. – С. 187 – 194; Тайц И. Идейная и художественная функция образа шута в трагедиях У.Шекспира 90-х гг.//Шекспировский сборник. 1985. – М., 1987. С. 41 – 52.). Подумайте, о чем говорит тот факт, что при дворе Гамлета-отца был шут, а при дворе Клавдия – его нет. Кто из действующих лиц берет на себя функцию говорения правды? 13. Шекспир использует прием «театра в театре», когда действующие лица пьесы становятся зрителями и перед ними на сцене разыгрывается спектакль. Что этот прием дает Шекспиру? Проследите, как у Шекспира развивается метафора «мир – театр»? Какие роли берет на себя каждый персонаж пьесы? Есть ли в пьесе хоть один персонаж, который бы не притворялся, был самим собой? Почему Гамлет тщательно стремится разыграть роль безумца? Как взаимодействуют в пьесе метафоры «мир – театр» и «мир – тюрьма» (см. кн. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира – Л., 1989.). 14. Проанализируйте монолог Гамлета «Быть или не быть».
ЛИТЕРАТУРА: 1. Шекспир У. Гамлет (любое издание). 2. Практические занятия по зарубежной литературе. – М., 1981. – С. 66 – 76 (конспект). 3. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961 (о понимании Шекспиром трагического). 4. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. – М., 1971. 5. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». – М., 1986. 6. Козинцев Г.Н. Наш современник Шекспир. – М., 1961 (о понятии «гамлетизм»). 7. Бояджиев М. Этот вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. – Л., 1973, с. 386-415 («Трагедия сознания»).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |