|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная доктрина католицизмаСоциальное учение римско-католической церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. В современном виде социальное учение католицизма стало формироваться в конце XIX в., и процесс этот продолжается. Специфической особенностью церковной социальной доктрины является не только ее философское, социологическое и этическое обоснование, но и обязательная теологическая аргументация, ссылки на библейские тексты. Проблемы обновления социальной доктрины церкви были наиболее острой темой дискуссий на II Ватиканском соборе. Результатом этих дискуссий явилась пастырская конституция "Gaudium et spes" ("Радость и надежда"). Существенной установкой данного документа стало заявление о том, что церковь не связывает себя "с какой-либо формой человеческой структуры или политической, экономической, социальной системой". Впоследствии эта установка была подтверждена в энцикликах Павла VI (1897 - 1978) и Иоанна Павла II. Существенное место в социальной доктрине католицизма занимает описание кризисного состояния современной цивилизации, базирующейся на светской гуманистической, а не христианской культуре. Пессимистическое видение мира лежит в основе большинства энциклик Иоанна Павла II, посвященных социально-политической проблематике. Источник всеобщего и всеохватывающего кризиса усматривается прежде всего в ложном понимании сущности человека, в отрыве его бытия от Бога. Отсюда делается вывод о невозможности построения "нового мира" без Бога или против Бога, поскольку этот мир в конце концов обратится против человека. Все великие идеологии нового времени, как светские формы науки и заменители религии, сумели изжить себя. Оказавшись в духовном вакууме, род человеческий стоит перед угрозой гибели. В социальной доктрине католицизма обличаются многочисленные проявления кризиса цивилизации. Говорится о потребительском характере ее ценностных ориентации, распространении эгоизма, равнодушия к страданию и горю других людей. Осуждаются такие явления, как угроза существованию окружающей среды, возрастание опасности самоуничтожения человечества. Выход из кризисного состояния видится в возвращении к христианским ценностям, цивилизации любви. Только религиозная вера, надежда на помощь Бога способны восстановить подлинное достоинство человеческой личности, найти пути устранения в мире зла и несправедливостей. Отказываясь от установления своей монополии на решение "земных дел", церковь подчеркивает сугубо религиозную природу своей миссии. Она стремится к евангелизации мира, не вмешиваясь в социально-политические и экономические дела государств. В современном социальном учении католицизма церковь предстает как некая надструктурная общность, призванная при помощи веры врачевать раны современных людей. Обновление социального учения католицизма нашло свое выражение в появлении так называемых "социальных теологии", в частности "теологии земных реальностей". В рамках "теологии земных реальностей" оформились отдельные теологические дисциплины. В отличие от традиционной теологии они концентрируют свое внимание не на Боге, а на "божьих вещах", основной своей целью объявляют выделение религиозных аспектов во всех явлениях видимого мира. В рамках "теологии земных реальностей" выделены такие дисциплины, как "теология промышленного предприятия" и "теология свободного времени". Первая из них рассматривает экономическую деятельность человека в связи с творчеством Бога; вторая пытается установить религиозное содержание непроизводственной сферы деятельности человека. Результатом дальнейшей дифференциации стало появление в 60 - 80-х годах таких дисциплин, как "теология труда", "теология культуры", "теология мира", "теология политики", "теология и этика хозяйственной жизни", "теология освобождения". Отношение к ним римской курии весьма неоднозначно. Такие дисциплины, как "теология освобождения", особенно в ее радикальном латиноамериканском варианте, резко осуждаются Ватиканом, другие - прежде всего "теология труда" и "теология мира" - получают его признание и развитие в папских энцикликах. Особенно пристальное внимание уделяется проблемам труда. Признается социальный характер труда, в процессе которого человек выражает себя и получает удовлетворение потребностей жизни и поддерживает ее. Вместе с тем в социальном учении католицизма преобладают религиозно-этические оценки трудовой деятельности как соучастия личности в божественном деле сотворения мира. Воззрения церкви на социально-экономические проблемы составляют содержание энциклики Иоанна Павла II "Laborem exercens" ("Трудом своим", 1981). По мнению папы, труд и капитал - две необходимые стороны экономики и их никоим образом невозможно противопоставлять друг другу. Противоречия между трудом и капиталом не находят своего источника ни в структуре производственного процесса, ни в структуре экономики вообще, эти противоречия вырастают лишь в человеческой мысли. Отмечая преимущества частной собственности перед коллективной, социальной учение католицизма в то же время признает неспособность рыночной экономики удовлетворить все потребности людей. Такого рода признания содержатся в экциклике Иоанна Павла II "Centesimus annus" ("Сто лет", 1991). По словам папы, хотя эксплуатация в западном обществе перестала существовать в той форме, которую анализировал К. Маркс, однако отчуждения, порождаемые рыночной экономикой, не преодолены и существуют в различных формах. Прежде всего это проявляется в труде, когда игнорируются духовные потребности и ценится лишь сам процесс производства, игнорируется личность труженика. В связи с этим социальное учение церкви разграничивает "цивилизованный" и "дикий" капитализм. Первый из них получает одобрение церкви. Отвергая нравственно-религиозный контроль, "дикий" капитализм сводит труд человека и самого человека к простому товару. Поэтому церковь признает справедливой борьбу против такой экономической системы, хотя и с существенной оговоркой: выступления против "дикого" капитализма не должны сопровождаться противопоставлением ему в качестве модели выживания социалистической системы, которая, в сущности, является государственным капитализмом. Причина всех заблуждений социализма видится прежде всего в ложности его исходных антропологических посылок, включающих атеистическую направленность: социалистические учения рассматривают индивидуума всего лишь как молекулу социального организма, как совокупность общественных отношений. Отрицание трансцендентной природы человека лишает индивидуума его корней, осознания своего величия, превосходства перед миром вещей. Католическая церковь оказывает существенное влияние на политическую жизнь многих стран мира. Католицизм располагает широко разветвленной системой самых различных институтов: политических партий, профсоюзов, молодежных, женских организаций. Для проведения в жизнь социального учения активизируется деятельность мирян (светского апостолата). Ставится задача превращения каждого верующего в активного проводника идей христианства в политике, экономике, профессиональной деятельности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |