|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Христианское сектанствоКристадельфианство: Движение кристадельфиан было образовано Джоном Томасом, который родился в 1805 году в Англии. В 1832 году Томас эмигрировал в Америку. По пути в Нью-Йорк корабль, на котором находился Джон Томас, попал в сильнейший шторм. В то время Томас дал обет Богу, что посвятит свою жизнь изучению Библии и религии, если останется жив. По прибытии в Америку он примкнул к группе последователей Александра Кэмпбелла[2]. В 1844 году, вследствие несогласия с некоторыми вопросами учения, Томас отделился от этой религиозной группы. На основании новых взглядов Джона Томаса стали возникать самостоятельные общины, члены которых называли себя “истинными христианами” или “кристадельфианами”, т. е. “братьями во Христе”. Каждая община (церковь) избирает поместных руководителей и служащих братьев. К числу последних относятся управляющие и руководящие братья. Первые ведут светские (церковные) дела, а вторые проповедуют, учат и занимаются пасторской работой. Кристадельфиане не принимают участия в политике, не голосуют, отрицательно относятся к обязательной воинской службе, не занимают государственных должностей. Христадельфиане, как и христиане, признают важность правильного толкования Писания. Однако они считают, что вся христианская Церковь спустя 300 лет после своего возникновения отошла от правильного понимания Библии, приняв учение о Троице. «Их понимание учения Библии несколько отличается от того, как его понимают в других вероисповеданиях. Различие выросло из убеждения одного человека, Джона Томаса, в том, что учения, которые он встречал среди «христиан» 150 лет назад, на самом деле не представляли учение Христа и Его Апостолов. Убежденный в том, что истину необходимо искать только в Библии, он стал изучать Писание. Его труды были поддержаны теми, кто убедился в обоснованности его выводов». Адвентисты Седьмого Дня – течение в протестантизме, возникшее в 1833 году в США. Основатель течения Уильям Миллер, исходя из пророческих книг Библии, предсказал второе пришествие Христа и последующий конец света сначала в 1843 – 1844 годах, а затем в 1847 г. Несмотря на провал пророчества, учение о близком втором пришествии остается центральной идеей адвентизма. Библия рассматривается адвентистами как слово Божье и является единственным источником вероучения. Течение адвентистов создано в результате проведенного последователями Миллера в 1845 году съезда в г.Олбани, на котором была создана Ассоциация тысячелетнего пришествия и выработаны догматы адвентизма. Адвентизм близок к баптизму, от которого сохранил крещение, путем погружения взрослых в воду и омовение ног. Согласно представлениям адвентистов, мир будет уничтожен огнем, а для верующих будет создана Новая Земля. Скоро состоится второе пришествие, которое будет сопровождаться воскрешением праведников. После тысячелетнего царства Христа воскреснут и неправедные. Для того, чтобы заслужить царство, нужно вести праведную жизнь в соответствии с нравственными заповедями Библии. В ходе споров по вопросам догматики адвентисты раскололись на несколько течений. Самое крупное из них – адвентисты седьмого дня (АСД), образовавшееся в 1844 году в США. В 1847 году основана и в 1888 – 1889 годах официально признана созданная английскими иммигрантами церковь Бога. В 1860 году в Сейлеме группа адвентистов, отвергнувшая учение о бессмертии души, основала адвентистскую христиансткую церковь. В результате отхода части верующих от этой церкви возникла так называемая первозданная адвентистская христианская церковь. Адвентисты ведут активную проповедническую и миссионерскую деятельность в различных странах мира. В России активная деятельность адвентистов началась в конце XIX – начале XX вв., и продолжается до настоящего времени. Общее число адвентистов на конец XX века – 4 миллиона человек. Мэри Бэкер Эдди основала 23 апреля 1879 г. свою секту – Христианская Наука. Крест и Венец, окаймленный лентой со словами: «Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте» являются символикой данной организации. Центром является первая и главная церковь, штат Массачусетс, которой управляет Совет Директоров Христианской Науки согласно положениям «Руководства Матери-Церкви». Все остальные церкви – около 2400 ветвей в 70 странах мира – считаются ветвями «Матери-Церкви». Роль проповедников в Христианской науке выполняют чтецы, которые читают места из Библии, назначенные Комитетом по Библейским урокам в Бостоне, а затем объяснения к ним из «Науки и Здоровья». Большинство чтецов в церкви – женщины. Организация насчитывает не более 150 тыс. человек по всему миру. Следуя запрету со стороны основательницы секты, общая численность Церкви не публикуется. Руководителями местных церквей являются чтец, учитель и практикующий врач. Они организуют воскресные чтения Библии, отрывков из книги Эдди и дают сеансы духовного лечения прихожан. Событие, которое г-жа Эдди объявила рождением Христианской Науки, произошло в феврале 1866 г. Она объявила, что почти насмерть разбилась, поскользнувшись на обледеневшем тротуаре, но мгновенно исцелилась, как только «исцеляющая Истина коснулась моих чувств», – в этот момент родилось божественное исцеляющее служение. В период своего становления секта испытывала ряд трудностей, но несмотря на них, Христианская Наука начала расти и добилась некоторого успеха. Единственная церковь, насчитывавшая в 1882 г. 50 человек, к 1932 г. разрослась до 2 466 церквей с 350 000 последователей. К 1972 г. число церквей достигло 3 200. Тем не менее, по ряду причин в церкви начался спад. Против родителей – христианских сайентистов, которые позволили своим детям умереть от вполне излечимых болезней, отказавшись от медицинской помощи в пользу «духовного исцеления», были возбуждены многочисленные уголовные и гражданские дела. Согласно учению Эдди, единственное сущее – это Бог, все остальное, в том числе и весь материальный мир, – иллюзии “смертного разума”. Единственным средством избавления от телесных и духовных страданий, которые тоже иллюзорны, является глубокая вера в Бога, молитва и дисциплина. Свидетели Иеговы (Иеговисты) Одно из поздних течений в протестантизме, основанное Чарлзом Расселом. Первоначально представляло собой созданный в 1870 году в городе Аллегейни (штат Пенсильвания) кружок по изучению Библии, который позднее был переименован в Народное общество исследователей Библии. К 1909 году дело приняло международный характер, и главный отдел Общества был переведен в Бруклин (Нью-Йорк), где он находится и по сей день. В 1931 году общество было переименовано в организацию Свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы отрицают догмат о Троице, но признают все три ипостаси Троицы. Источником всей жизни считается Бог – Иегова. Иисус Христос считается единородным сыном верховного Бога, он единственный создан Иеговой непосредственно, все остальное сотворено через Христа. Христос не является всемогущим Богом и не равен Иегове; на земле он был бы не Богом, а всемогущим человеком. Святой дух – “божия невидимая действующая сила”, которая участвовала в сотворении мира и с помощью которой Иегова исполняет свою волю и может влиять на сознание людей. Свидетели Иеговы верят в ангелов, подчиняющихся Христу, и демонов во главе с Сатаной. Существование ада отрицается, однако очень подробно разработано учение об Армагеддоне – глобальной войне, в которой Христос с армией ангелов уничтожит всех неверующих. Руководители организации и религиозные авторитеты составляют так называемое “малое стадо” Иеговы, управляющих множеством других “овец”. Члены “малого стада” в момент смерти, по убеждениям иеговистов, сразу воскресают и попадают в небесную часть царства божьего, где входят в правительство Христа, второе пришествие которого уже невидимо произошло. Другим “овцам” обещана вечная жизнь в земном раю после Армагеддона. Воскреснут также те, кто умер, не став иеговистом, но им предстоит пройти испытание. На вершине иерархической пирамиды стоит руководящая корпорация, состоящая из 15 человек. Создана она в 60 годах XX века и объявлена “видимым посредником Господа на Земле”. Иеговисты отвергают все православные обряды и таинства, почитание святых и весь культ, чтят субботу и еврейские праздники, вместо крещения проводят обрезание. У иеговистов есть только один праздник – вечеря поминания смерти Христа. На этом празднике верующие собираются после захода солнца. На столе должен быть пресный хлеб и сухое красное вино. Принимать эти символы могут только те, кто считает себя помазанным духом божьим. Молитвенные собрания сводятся у них к чтению религиозной литературы и пению гимнов (тропарей и кондаков), которые поются на мотивы русских, польских и немецких народных песен. Собрания «дружин», на которых изучается религиозная литература, проводятся тайно, на квартирах сектантов. «Дружины» имеют в составе пять и более членов секты, возглавляются проповедниками, во всей своей работе руководствуются указаниями «святохранов» области, края, республики. Секта иеговистов отличается рядом специфических особенностей, которые характерны для теократического культа. В «Организационных указаниях для возвещателей царства» и в прямых указаниях главарей секты основной деятельностью ее членов объявляется не совершение обрядов, не вознесение молитв к Богу, а пропаганда вероучения секты среди населения. Этой задаче подчинена вся внутренняя жизнь секты. Иеговисты повсюду заявляют, что только они исповедуют истинную религию. Все прочие религии ложны. На конгрессе секты руководитель международной организации иеговистов возвестил своей пастве, что он и другие вожаки секты являются князьями всей земли, что секта является обществом нового мира и основой будущего теократического общественного строя на земле, а ее приверженцы уже живут в раю. Демагогически заигрывая со своей паствой, Кнорр объявил, что Бог действует не через отдельных лиц (т. е. заправил секты), а через свою организацию» (т. е. всю секту). Иеговисты учат верующих, что личного спасения достичь нельзя. Спасти может только участие в работе организации. И они создали тайную и строго централизованную авторитарную организацию с жесткой дисциплиной, с беспрекословным подчинением снизу доверху. Мировой центр теократической организации свидетелей Иеговы в Бруклине имеет огромный аппарат проповедников, издательство, выпускающее литературу миллионными тиражами. Только журнал «Башня стражи» издается ежемесячно тиражом в 2750 тысяч экземпляров на 98 языках народов мира. Если за первые 46 лет существования организации свидетелей Иеговы было издано и распространено 318 730 050 трактатов и брошюр и 8 993 160 книг крупного формата, то в последующие 30 лет издано Библий, книг крупного формата и брошюр более 485 миллионов экземпляров, причем эта литература издавалась на 88 языках. Помимо этого ежегодно издаются сотни миллионов экземпляров листовок и журналов. Только в 1997 году секта распространила 63 миллиона экземпляров книг и брошюр, 56 миллионов экземпляров журналов, а проповедники затратили 273 миллиона часов на устную пропаганду вероучения. Секта иеговистов имеет свою радиостанцию, залы для собраний и пропаганды вероучения, агитмашины и т. п. На конец XX века среднее число Свидетелей Иеговы в мире превышает 5 миллионов человек. Церковь Объединения Псевдохристианская секта. Основана в 1954 г. преподобным Сан Мюн Муном. В основе вероучения секты лежит откровение, якобы полученное Муном и изложенное им в книге “Божественный принцип”. В вероучении смешаны понятия христианской догматики, искаженные толкования ветхозаветных мифов, восточные культовые термины, кое-что взято из других религиозных учений. Основное место в религиозной практике секты занимает церемония “благословения”. Она включает в себя “церемонию святого вина” и “священное бракосочетание”, что понимается как рождение в новую жизнь через очищение от первородного греха и одновременно как вступление в “благословенный” брак. Бракосочетанию предшествует помолвка. Как правило, муниты доверяют выбор своего будущего супруга Муну или его доверенным лицам. Суть винной церемонии состоит в очищении “замутненной крови” от сатанинского влияния и для этого используется “вино, которое состоит из двадцать одного вещества и крови Отца и Матери” (для приготовления этого напитка используется кровь самого Муна и его жены). При этом человек, принимающий такое вино, внутренне отказывается от поколений своих предков, предпочитая им Муна. Секта имеет иерархическую структуру с абсолютным подчинением “младших” “старшим”. Молодые члены “Церкви Объединения” собирают средства, продавая лазерные картинки, открытки, цветы, свечки, и т.п. по завышенным ценам или же предлагая сделать пожертвование. Мунисты в подавляющем большинстве случаев не представляются последователями Муна, но, используя малоизвестные названия организаций, входящих в Движение Объединения, просят деньги либо на “благотворительные цели”, либо “на помощь в решении экологических проблем”. История человечества, согласно мировоззрению мунитов, делится на три периода: Эпоха Авраама (формирование человеческого рода), Эпоха Иисуса (развитие человечества), Эпоха Муна (завершение священной миссии и освобождение человечества от Сатаны). Бог считается творцом всего сущего, единым, абсолютным, живым и вечным. Христос считается мессией, сыном божьим, существующим отдельно от бога. Конечная цель бога – достижение идеального мира на Земле. Библия является откровением бога, однако его откровения не заканчиваются на Библии, а продолжаются постоянно через посвященных людей. Зло является результатом человеческого грехопадения и будет в конечном счете уничтожено. Человечество ожидает конец света, однако этот конец света принесет только освобождение от зла и возрождение всего общества. Единственным полноправным посредником между богом и людьми считается Мун. Личность Муна является центральной в вероучении мунитов. Приверженцы секты считают Муна мессией. Секта формально не отвергает ни одну религию. Однако на практике муниты пытаются исключить из любого вероучения все то, что не совмещается с их собственной идеологией. Святая задача человечества, по мнению сектантов – замена, в первую очередь христианства и во вторую – других религий, на мунизм. К началу 80-х годов XX века секта имела различные промышленные предприятия во многих странах. Ей принадлежат 150 корпораций, объединяющих предприятия в различных областях сферы производства и обслуживания. От адептов “Церкви Объединения”, трудящихся на этих предприятиях, требуют удовлетворяться низкой заработной платой, мотивируя это тем, что высокие доходы предприятий нужны для повышения престижа “Церкви Объединения” и морали верующих. На конец XX века число приверженцев секты составляло около 3 милилонов человек, из них более 450 тысяч в Корее, более 45 тысяч – в США, более 30 тысяч – в России. Мормоны Официальное название – Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Мормонская Церковь была основана в 1830 г. в США проповедником Джозефом Смитом. Ее последователи есть почти в 100 странах мира, их насчитывается около 10 миллионов человек. В последние годы в России образовалось несколько общин мормонов. С сентября 1990 г. Церковь Святых последнего дня официально признана в России. Мормоны, как их чаще называют, разделяются на две основные группы – Церковь Иисуса Христа святых последних дней с центром в Солт-Лейк-Сити, и Реорганизованная церковь Иисуса Христа святых последних дней с центром в Индепенденсе. Сегодня число мормонов превысило 5,3 миллиона, они – крупные держатели акций в сельскохозяйственном и промышленном потенциале Америки, они занимаются многими видами миссионерского служения. Первая группа, о которой в основном и будет идти речь, утверждает, что у нее к апрелю 1983 г. насчитывалось более 5,1 миллиона членов. Мормоны придерживаются традиционно христианских взглядов на проблемы искупления, наказания и спасения, но дополняют их своими собственными положениями относительно загробного существования и священной истории. Мормоны выступают против сребролюбия, лжи, эгоизма, они утверждают труд как вечный закон. Церковные вопросы решаются путем голосования, запрещается употреблять алкоголь, кофе, чай (кроме зеленого), наркотики. Большое значение придается миссионерской деятельности. Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней была основана на учениях Книги Мормона, и удивительная история ее перевода Иосифом Смитом с золотых листов была центральным моментом в привлечении мормонами новых людей. Но в настоящее время учения Книги Мормона имеют слабое влияние на взгляды мормонов. Баптизм (от греч. baptizo — окунаю, крещу водой), разновидность протестантизма. Возник в начале 17 в. Наибольшее число баптистов — в США. В России баптизм распространился в 60-х гг. 19 в. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми. Первая баптистская община появилась в 1609 г. в Амстердаме. Ее основателем считается Джон Смит (1550 – 1612) – англиканский священник, перешедший в конгрегационализм. В начале XVII он бежал от преследователей англиканской церкви в Амстердам, где принял обряд водного крещения, призвав к этому и своих приверженцев. В 1606-1607 гг. две группы английских конгрегационалистов во главе со Смитом переселились в Голландию, где в силу исторических обстоятельств попали под влияние меннонитов, позаимствовав у них обряд “крещения по вере”, что означает крещение только взрослых, так как младенцы не могут “сознательно верить”. При этом они ссылались на Библию: там нет ни единого упоминания о детокрещении. А в Евангелии говорится, что апостолам заповедано крестить наученных и верующих, но никак не младенцев. Секта баптистов не имела, поначалу, успеха. Только в конце XVIII столетия, после создания “Проповеднического Союза”, объявившего своей целью не распространение баптизма, как нового учения, а, якобы, только проповедь, среди американских негров, движение баптистов, свободное от догматов, обрядов и общеобязательных символических знаков, встретило сочувствие и материальную поддержку среди многих богатых американцев, и тогда потекли в кассу “Проповеднического Союза” щедрые дары и пожертвования. Появились дома для призрения сирот, стариков, появились школы и баптистские миссионерские курсы, больницы. С этого времени баптизм находит новых последователей в Англии, широко распространяется в Германии, проникает в Китай, в Японию и Индию и на территорию Польши и России. К концу XIX века секта насчитывала 35 тысяч миссионеров. В Россию впервые занесена была эта секта из Германии. Эта секта распадается на множество толков. Деление секты на толки началось с конца XVII века, когда баптисты разделились на “частных”, усвоивших учение Кальвина о безусловном предопределении, и “общих” или “баптистов свободной воли”, признающих всеобщность спасающей благодати Божией, привлекаемой свободной волей человека. “Евангельские христиане”, “Штундисты”, “Евангелисты” — все это названия одной и той же секты. Подразделения секты баптистов не нарушают общей всему движению баптистов основы, баптизм внутренне однороден, и в его основе лежит учение Лютера и учение Кальвина о предопределении. От чистого лютеранства баптизм отличается, во-первых, последовательным и безоговорочным воплощением в жизнь основных положений лютеранства в учении о Церкви, о Священном Писании и о спасении, во-вторых, враждебностью по отношению к Православию и к Церкви Православной, и в-третьих, большей, чем это замечается в лютеранстве, склонностью к иудаизму и анархии. Все существующие ветви баптизма объединяет еще и общее для всех них отрицание крещения младенцев. Как и у протестантов, у баптистов нет ясного и евангельски четкого учения о Церкви, более того, они просто отрицают Апостольское учение о Церкви. “Я не в состоянии сформулировать наше учение о Церкви… Я говорю не от лица всех баптистов. Человек, который бы рискнул это сделать, еще не родился, и я предполагаю, что родители его уже давно умерли”, — сказал X. Филипс, один из руководителей баптистов в США на конференции в Эдинбурге в 1937 году. Отличительной чертой сектантских проповедников, главным образом баптистов в их многоликом разветвлении, является уверенность в своем спасении. Эта черта их учения вытекает из присущего всему протестантству учения о спасении только верою во Христа.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |