|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раннехристианское искусство
Этот период является связующим звеном между античностью и средневековьем. Раннехристианское искусство возникло и нелегально существовало в языческой Римской империи. В XVI в. обнаружили подземные христианские кладбища. Они являлись также местом сбора христианских общин и находились в местности Катакумб, отсюда их названия – катакомбы (II-IV вв). Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения – кубикулы. В них сохранились фрески и мраморные саркофаги. Нелегальное существование религии породило условность изображений. Рассматривая такие изображения, язычник едва ли отличил их от персонажей античной мифологии. Христос изображен в них в виде юноши, играющего на флейте, около которого собрались звери, внимающие звукам мелодии. Апостолы изображались рыбаками, извлекающими рыб из морских глубин, или же пастухами, ведущими стада. Такие картины, прославляющие сельскую жизнь, украшали стены дворцов и вилл сельских аристократов. Христос изображался ратоборцем, поражающим огромного змея – эту картину язычник мог принять за один из подвигов Геракла. Иногда Христос изображался в образе Агнца. Эти изображения отличались от языческого искусства, они дышали миром и надеждой. Видя на стене катакомбы рисунок корабля, плывущего по бурному морю, христиане понимали, что это не странствия Одиссея, а Христианская Церковь во время гонений, что за испытаниями их ожидает покой и венец победы. Душа усопшего изображалась в виде Оранты – женщины в молитвенной позе с поднятыми руками. Главное внимание уделяется глазам, в фигуре теряется ощущение весомости. Таким образом, катакомбная иконография имела аллейгорический и отчасти конспиративный характер, и была выражением не внутренних созерцаний, а вынужденной тайнописью и шифром. Епископы Церкви изображались в плащах философов, ангелы в виде юношей, одетых в туники и т.д. В 315 г. при императоре Константине происходит признание христианства (Эдикт Константина). VI Вселенский Собор указал в одном из своих канонов, что аллейгорические изображения, уместные во времена гонений больше не должны употребляться в Церкви, и в частности запретил изображать Христа на иконах в виде Агнца. Первые христианские храмы – базилики 3-х, 5-тинефные. Перед западной частью храма иногда размещался атриум – двор с водоемом. Перед основным помещением храма выделялось помещение для «оглашенных» (Церковь Санта Мария Маджоре в Риме, IV в.). Позднее возникает необходимость строительства баптистерия – здания для крещения. Помимо базилик существовали храмы центрического типа: круглые (ротонды) (церковь Сан Стефана в Риме, конец V в.), многоугольные, крестообразные. В раннехристианский период развивается книжная миниатюра.
Дополнительные сведения. Архимадрид Рафаил. О языке православной иконы. С.-Пб.: «Сатисъ», 1997. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |