АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Романское искусство XI-XII вв

Читайте также:
  1. Актерское искусство в России в середине XIX века.
  2. Актерское искусство второй половины XIX века
  3. Английское искусство XVIII века.
  4. Архитектура и искусство.
  5. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  6. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  7. Владение искусством устной и письменной деловой речи
  8. Германское искусство 17-18 веков.
  9. Глава 1. Свет Горнего мира против «розни мира сего»: русская икона и национальное искусство Нового времени
  10. Голландское искусство
  11. Готическое искусство XIII-XIV вв.
  12. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Ярче всего романское искусство проявилось в Германии и Франции. Германию считают родиной романского стиля. Сильнейшими феодальными владениями были монастыри. Дух воинственности и самозащиты пронизывал все искусства. Так замок являлся крепостью феодала, храм – крепостью Бога (городские соборы в Вормсе, Шпейере, Майне).

Храм уподобляется кораблю. Это базилика с поперечным нефом – трансептом. Базилика (гр) – “корабль”. Неф (гр.) – корабль. На пересечении среднего нефа и трансепта располагалась башня над средокрестьем. С востока храм замыкают выступающие апсиды. Две башни восточного и две башни западного хора имеют шатровое завершение. Архитектурный декор сдержан, используются аркатуры, полуциркульные завершения окон.

Но внутри храма – обилие рельефа на стенах, дверях, на капителях колонн, на окнах. Искусство в средневековье являлось Евангелием для неграмотных. В росписях преобладают сцены страданий и мученичеств. Здесь можно увидеть кентавров, львов, фантастических существ сил тьмы – аспидов, полуящеров-полуптиц рядом со святыми. Образы животных пришли из языческих народных культов. Такой тип декорирования получил название “звериного стиля”. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и скульптуры, предельная условность, разномасштабность, бесплотность фигур, отсутствие перспективы – удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора (Собор Нотер-Дам в Пуатье во Франции XI-XII вв.; Собор в Вормсе во Франции XII- первая половина XIII в.; замок в Витре в Бретани во Франции XI-XV вв.; замок Фужере в Бретани во Франции XII-XV вв.)

Технические приемы «мастеров-рисовальщиков», как называли средневековых художников, в каждой мастерской были разными. Все имели свои рецепты и держали их в секрете. Это прежде всего относится к темперным краскам. Основой для картины служили сборные деревянные доски разных сортов дерева: дубовые – на севере Европы, во Франции, Фландрии и Голландии, ореховое – южнее Луары, липовое - в Германии и тополевое – в Италии. Художники романской и ранней готических эпох использовали в своих настенных и станковых картинах цвета в качестве символического языка. С этой целью они стремились создать ясные, ничем не затемненные тона. Они скорее искали простых и ясных символических впечатлений, чем многочисленных оттенков и цветовых вариаций. Формы получали подобную же обработку.

В первой половине XII века аббат Бугар впервые поставил в соборе в Сен-Дени (близь Парижа) цветные витражи. Он обосновал это следующими словами: «Я сделал это для того, чтобы материальные чувства людей были направлены на то, что находится вне материи». Цветные витражи являлись понятными для народа «сверкающими иероглифами». Чувственно-зрительное переживание являлось непосредственной подготовкой к высокому духовному переживанию.

В эпоху романского искусства окончательно складывается тип феодального замка. Основное жилище синьора – стоящая в центре двора главная башня – донжон. В ее нижних этажах располагались кладовые и тюремные помещения, на втором этаже – жилье владельца, на третьем этаже – помещения для слуг и охраны, крыша использовалась для дозора. В комплекс замка входила капелла (часовня), множество других более низких хозяйственных построек. Стены внутри расписывались, покрывались декоративными тканями.

С развитием торговли и ремесла в XI-XII вв. все большую роль начинают играть города. Они обносятся мощными крепостными стенами, иногда в несколько поясов, укреплялись рвом, у городских ворот стояла охрана. Улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Внутри крепостных стен город рос в высоту, верхние этажи зданий нависали над нижними.

С XII в. появляется регулярная планировка. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей располагается рыночная площадь с собором., позднее – ратуша. Ратуша – здание городского самоуправления. Как правило, город заселялся по профессиям, отсюда и названия районов и улиц – плотницкая, кожевенная, сапожников и т. д.

В произведениях прикладного искусства романского времени на мебели, тканях, бытовой утвари широко применяется орнамент, сложившийся в результате воздействия византийского искусства и местных традиций. Основными элементами орнамента являлись: геометрические мотивы (плетенки, розетки), стилизованные цветы, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, птицы, животные.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)