|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Искусство КитаяПервые неолитические сооружения на территории Китая относятся к IV-III тыс. до н. э. Живя в суровых климатических условиях, китайцы с почтением относились к природе. Природа как отражение Божественного, по мнению китайцев, священна, в ней нет ничего безобразного. В мире все управляется Высшим Порядком. Человек должен стремиться творить совершенство. Отсюда – навыки живописи тонкой кистью, удивительно изящная роспись и форма китайской керамики и т.д. Во II тыс. до н. э. в Китае возникли первые города и иерографическая письменность. События фиксировались на черепаховых табличках и на бронзовых сосудах. Древнекитайская бронза отличалась четкостью и совершенством линий. Образы зверей, драконов, чудовищ повествовали о силах природы. Сосуды отражали принципы строения мира. Выпуклые ребра разделяли его на части, соответствующие сторонам света и стихиям неба, огня, воды и земли. В середине I тыс. до н.э. в Китае складываются два основных философских течения – даосизм и конфуцианство. Основатель даосизма Лао Цзы сформулировал философскую концепцию о вечно меняющемся мире, о Единстве двух противоположенных принципов Вселенной Инь и Ян. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) изложил основополагающие нравственные принципы гуманного общества. Акцент в своем учении он делал на необходимости подчинения Учителю. В результате распространения данного мировоззрения в стране была создана система иерархического дисциплинарного устройства общества. Возникло кастовое разделение, но оно не было столь незыблемым, как в Индии. В течении жизни посредствам труда и дисциплины человек мог переходить из одной касты в другую, поднимаясь по иерархической лестнице. В III-IV вв. до н. э. была построена Великая китайская стена с системой диафрагм, благодаря которым она выдерживала частые землетрясения. Стена имеет длину около 3 тыс. км. Башни стены символизируют мужское начало, зубцы – женское. Высота стены 10м, ширина – 5-8м. Во II в. до н. э. наладилась караванная торговля между Китаем и Средней Азией – Великий Шелковый Путь. В IV-VI вв. в Китае распространяется буддизм, который пришел сюда из Кореи. Основное течение здесь – махаяна. Преобретает значимость внутренняя жизнь человека, милосердие и сострадание.Появляются буддийские постройки – пагоды (пагода Суньюэсы в Хэнани, VI в.; пагода Даяньта в Сияни VII в.). Они, как и дворцы, были деревянными и располагались в уединенных местах. К ним вели крутые тропинки, поднимаясь по которым, люди слышали звон колокольчиков, подвешенных к углам крыши храма (пагода Тигровой горы в Сучжоу, X-XI вв.; пагоды Баочу и Люхэта в Ханчжоу, X-XII вв). Строятся пещерные монастыри квадратные, прямоугольные, подковообразные в плане. Стены пещер делятся нишами, в которых располагалась скульптура, высокий или низкий рельеф, расписанный красками. (Юньган в провинции Шаньси; Луньмэн в провинции Хэнань; монастыри в провинции Ганьсу). Самый знаменитый буддийский пещерный храм Цяньфодун («Пещеры 1000 Будд») создавался в течении нескольких веков (с IVпо XIVвв.). В настенных росписях отражены представления художников о райских дворцах и благоухающих садах, о прекрасных танцовщицах, разбрасывающих цветы. Развивается живопись тушью или минеральными красками на шелке в горизонтальных и вертикальных свитках. На одной из ранних картин по шелку (IV в. до н. э.) изображена женщина, наблюдающая битву дракона и феникса (жизни и смерти). Черепаха, тигр, дракон и феникс символизируют в Китае четыре стороны света – север, запад, восток и юг. Китайцы не знали перспективы. Глубина пространства создается за счет высокой линии горизонта. Распространена живопись деревянными палочками (известный архитектор XX в. Франк Ллойд Райт увлекался такой техникой). Период расцвета живописи, архитектуры и художественных промыслов соотносится с правлением императоров династий Тан и Сун (VII-XIII в.). В городах существовали великолепные библиотеки, дворцы и храмы. Сами города строились по простому плану, обносились крепостными стенами и имели сторожевые башни. В центре города на главной оси находился дворец императора, окруженный стенами – «город в городе». Дворцы Китая включали в себя множество зданий и беседок, водоемов, площадей, парков. По такому принципу построен позднее Пекин, ставший с XV в. столицей государства. Легкие деревянные сооружения возводились на каменном основании. Жилые дома в Китае одноэтажные, но иногда достигали 5 этажей. Китайцы в захоронения нередко клали макеты домов, изготовленные из керамики. Макеты разбирались на части, в них имитировалось и внутреннее убранство помещений. Кан – невысокая теплая лежанка – основная мебель в доме простого китайца. Дворцы имели беломраморные цоколи. Широкие черепичные крыши с изогнутыми краями опирались на покрытые лаком столбы обычно красного цвета. Яркие крыши как бы парили над городом. Стены были частично разборными и превращались летом в ажурные решетки, а на зиму – утеплялись. Стекла заменяла тонкая бумага, пропускающая в помещение рассеянный свет. В период династий Тан и Сун (VII-XIII в.) основной темой живописи является пейзаж. Горы и водопады, тихие долины, речные просторы. Это направление получило название шань-шуй «горы-воды». Наиболее известные художники - Ли Сы-Сюнь и Ли Чжао-Дао. Картины вывешивались в доме на определенный временной период, затем хранились. Живописцы последующих веков (XII-XIV вв.) стали писать картины иногда одной черной тушью. Лян Кай и Ни Цзаня тонко передают лирическое состояние человека через природу. Мастера работали по памяти, добиваясь точного удара кисти. Развивалась живопись в жанре «цветы-птицы». Знаменитые мастера этого жанра Хуан Цюань (X в.), Цуй Бо (XI в.) и др. Венджинхуа – живопись, связанная со стихами, живопись для посвященных. Получила особое развитие во времена династии Юнь при монгольской экспансии в XIII-XV вв. Поклонение перед природой и стремление сохранить или создать гармоничные взаимодействия с ней обусловили появление системы Фен-шуй, правила которой определяли оптимальную структуру создаваемого пространства и ее наполнение. При невозможности изменить определенные характеристики, использовались зеркала, которые корректировали поток движения Единой созидающей энергии Ци. По принципам Фен-шуй оформлялись интерьеры домов, формировались садово-парковые ансамбли (Юхеюань близ Пекина). Китай славен изделиями из керамики и фарфора. Расцвет этого искусства наблюдается в XI-XIII вв. Таким образом, особенностями китайского искусства являются тонкость в проработке деталей, декоративность, красочность, уважение к природе.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |