|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Искусство Японии
Япония – страна Восходящего Солнца, расположенная на 4 больших и множестве маленьких островов. Суровый климат, вулканы, цунами, ливневые дожди привели к возникновению своеобразного способа жизни, который нашел отражение в архитектуре и искусстве. Саккура – цветущая вишня – является своеобразным символом Японии. Широкие свесы крыш, дома на столбах спасают от дождей, при землетрясении лишь колеблются. Перегородки между комнатами (сёдзи), как и стены, могут раздвигаться. Неподвижной, стабильной мебели в традиционном понимании нет. Издревле сложился культ чистоты, используется минимальное количество вещей. Пол застилается мягкими циновками, в стенные шкафы убираются постели. Днем их заменяют низкий стол и подушечки для сидения. В комнате висит одна картина или стоит уникальная, красивая вещь (ваза, например). Ее, как и искусно составленный букет цветов, меняют в зависимости от сезона и настроения хозяина.
III-II тыс. до н. э. – время изготовления великолепных и тяжеловесных сосудов, вылепленных из серой, голубой и розовой глины, украшенных рельефными узорами. Первоначально сосуды перед обжигом обвивали соломенными жгутами, которые оставляли на сосуде отпечатки. Эти сосуды называли дзёмон («веревка»). Дзёмон называют и весь древний период в искусстве Японии. К началу нашей эры относится образование первого японского государства Ямато и создание первых грандиозных гробниц правителей. Погребения – кофуны – в виде больших холмов, окруженных водой, отличаются от китайских формой, напоминающей замочную скважину. Около них обнаружены многочисленные скульптуры людей, животных, модели домов и амбаров высотой более 1 м. Самыми древними в Японии являлись синтоические верования, верования в силы природы и культ предков. Почитались Син и Ками - стихии и стихиалии. В настоящее время эти верования не утратили своего значения. Сами японцы говорят: «Буддизм – религия, синтоизм – обычай». На засыпанной галькой площади строились святилища из хиноки (кипариса) с высокими двухскатными кровлями. Внутри храма царил полумрак. Здесь размещались только реликвии. Путь к храму начинался издалека. Он шел к строгим деревянным воротам – тории. Причем, согласно закону, каждые 20 лет возле святилища на расчищенной площади возводили такое же новое, а старое сжигали. Ансамбль святилища в Исе сохранил благодаря этому ритуалу облик III в. На протяжении всей истории средневекового японского искусства то мир природы выражался через образ человека (антропоморфный образ божества VIII в. выражал идеи мироустройства и порядка), то, наоборот, мир человека находил отражение в образах природы (пейзажная живопись и сады XV-XVI вв.). Но в том и другом случае присутствовал символизм. В VI-VIII вв расцвет японского театра масок. Японское феодальное государство сложилось в VII в. и просуществовало до XIX в. В начале VII в. вблизи первой японской столицы Нара был построен храмовый ансамбль Хорюдзи. Главное здание этого ансамбля – Золотой храм (Кондо) и пагода хорошо сохранились. Ансамбль окружен оградой с обходной галереей и с массивными входными воротами. Внутри пагоды поставлен мощный ствол кипариса, который, балансируя, спасает здание от разрушения во время землетрясения. Живопись на стенах кондо изображает духовные миры. В центре храма сосредоточены бронзоовые и деревянные статуи буддийских божеств. Храм Тотайдзи (VIII в.) – самое большое деревянное здание в мире. В Японии почиталась богиня милосердия Каннон, Якуси Нерай – Будда-целитель, Вайрочан – Космический Будда. В IX-XII вв. в Японии развивается светская живопись ямато-э. Художники на ширмах, шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота рисовали пейзажи, придворные сцены. Японская живопись более яркая, чем китайская. Картины в форме горизонтальных свитков рассматривались на столе – эмакмоно, а вертикальные свитки – какэмоно – украшали стены парадных комнат. Часто живописцы иллюстрировали и знаменитые романы современников, передавая не столько содержание, сколько аромат поэтической нежности, заключенный в них. Свои композиции они строили так, как будто зритель является случайным свидетелем жизни дворца. В XII-XIV вв. в буддийских монастырях монахи-художники начали писать на бумаге картины одной черной тушью, используя богатство серых оттенков. В этой технике в XV в. работал Тое Ода или Сессю (1420-1506) (картина!Четыре времени года»). В XII-XIV вв. наряду со статуями буддийских божеств, иногда и вместо них появляются статуи монахов, воинов, знатных сановников. К этому времени относится появление парадных портретов. Портрет Фундзивара Таканобу (1142-1205) изображает военоначальника Минамото Еритомо в темной одежде сидящим на полу. В XV в. в столице Киото возводятся многочисленные храмы и загородные дворцы, окруженные садами. Сад – неотъемлемая часть японской архитектуры. Появляется миниатюрный сад. Сады рассчитаны на длительное созерцание, каждая деталь в нем продумывается, подбирается согласно общей композиции. Японцы ближе всего подошли к пониманию абстрактного искусства. С помощью камней и песка они создавали композиции, символизирующие устройство мироздания (сад Рёандзи, где с любой точки по пути созерцания видны только 14 из 15 камней). В некоторых садах помещались уединенные скромные хижины, в которых происходили особые, связанные с буддийскими обычаями, чайные церемонии – тяною, сопровождаемые беседами об искусстве и поэзии. Особо известен Золотой павильон (Кинкаку) в Киото, построенный в XIV в. Позднее складывается тип японской храмовой и жилой архитектуры сёин, связанный с чайной церемонией и концепцией дзен, в основе которого лежит каркасная система, брутальные, целостные формы. К XVI в. относится знакомство Японии с европейцами. Под их влиянием и часто с их помощью японские мастера в XVI-XVII вв. сооружали замки-крепости с высокими деревянными башнями. В XVII-XIX вв.в городах развивается торговля и ремесло. Гравюры печатаются с деревянных досок на тонкой бумаге. Каждый человек вместо дорогой и недоступной картины-свитка мог купить нарядную и понятную ему по смыслу картину. Герои гравюр – влюбленные пары, гейши, ремесленники за работой. Праздничные картины суримоно содержали стихи с пожеланием счастья. Японская гравюра имеет давние традиции. Литературные памятники свидетельствуют о том, что техника гравюры применялась еще в VIII в. для изготовления иллюстраций буддийских сутр, для размножения храмовых текстов. Мастер гравюр по дереву (ксилографии) Китагава Утамаро (1753-1806) славился изображением молодых женщин. Он начал заниматься творчеством в 38 лет. В его картинах проявляется зоркость глаза, проницательное цветовое видение («Семь женщин за туалетом»). Цвет в картинах Утомаро несет настроение поэтической мечтательности, интимности, но главное – изысканность и простоа линий, предельная композиционная законченность. Художники Кацусика Хокусай (1760-1849)и Андо Хиросиге (1797-1858) – славятся своими пейзажами. Хокусай говорил: «Все, что я сделал до 70 лет, не стоит принимать в расчет. Только в возрасте 73 лет я стал приблизительно понимать истинное строение природы: животных, трав, деревьев, птиц, рыб и насекомых. К 80 годам я достигну еще больших успехов. К 90 лет я проникну в тайны вещей. К 100 годам я сделаюсь чудом, а когда мне будет 110 лет, каждая моя линия, каждая моя точка – все будет совершенным. Я прошу тех, кто увидит меня в этом возрасте, посмотреть, сдержу ли я свое слово». Хокусай умер в возрасте 89 лет. В пейзажных гравюрах художника – мудрость великой простоты(серия»36 видов Фудзи»). Изображению актеров посвятил свое творчество Дзюробей Сярку (XVIII в.). В керамике нашла отражение эстетическая концепция очарования изъяном. Потек краски, трещина, нарушение технологии пигментации может привести к возникновению более ценного предмета искусства. Элементом гармонии в Японии является «цвет давности». Однако, японец мог фальсифицировать действия природы. С давних времен существовало искусство создания «старых» камней. Сосна с ее неизменным вечнозеленым убранством являлась олицетворением постоянства, жизненности, долголетия. Иероглифы «долголетие» и «счастье» являются парными или сопутствующими друг другу. Развивалось искусство стрижки и выращивания миниатюрных растений – бонсай. В одежде японцев нет карманов. На пояс подвешивались вещи, в том числе и нецки (изделия художественной резьбы по кости). Моно-но-аварэ (яп. – грустное очарование вещей) – эстетическая концепция IX-XII вв., которая предполагала наслаждение естественным очарованием цветов, деревьев, текущей воды, тумана, сплавленным с чувством быстротечности времени. Саби (яп. – скрытая красота, патина времени) – эстетика изысканности и простоты. Возникла в VIII в., особое значение приобретает в XV-XVII вв. В XVII-XIX вв. получили всемирную известность художественные изделия из Японии – керамика, вышивка, резьба по слоновой кости, бронзовые фигуры и вазы, эмали. Славились изделия из черного и золотого лака, который добывался из смолы лакового дерева и окрашивался. Знаменитым мастером лаков был Огата Корин (1658-1716), создавший ряд знаменитых шкатулок и картин на ширмах. Таким образом, на протяжении веков формировались отличительные черты японской культуры, главными из которых являются символизм, миниатюризм.
Лекция. Искусство эпохи Возрождения. Возрождение в Италии. Бицилли П. ММ. Место Ренессанса в истории культуры./ Сост. Б. С. Каганович, СПб.: Мифрил, 1996. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3-х томах, М., 1956. Арган Д. К. История итальянского искусства в 2-х томах. Пер. с ит., М.: «Радуга», 1990. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения, М.: «Искусство», 1978. Шрамкова Г. И. Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция: Альбом, М., 1990. Виппер Б. Р. Итальянское Возрождение. Курс лекций. М., 1977. Данилова И. Е. Джотто. М.: «Искусство», 1970. Смирнова И. А. Боттичелли. М., 1967. Швинглхурст Э. Боттичелли. М.: «Спика», 1995. Либман М. Я. Донателло. М., 1962. Дживелегов А. Н. Леонардо да Винчи. М.,1987. Рафаэль и его время: Сб. АНСССР. М.: «Наука», 1986. Ротенберг Е. И. Микеланджело. М., 1967. Байрамова Л. Микеланджело. Журнал «Смена», №5, 2001. С. 98-119. Колпинский Ю. Искусство Венеции XVI в. Серия: очерки истории и теории изобразительного искусства. М. 1970. Смирнова И. А. Джорджоне. М. 1955. Ниссельштраус Ц. Г. Тинторетто. М.-Л., 1964. Смирнова И. А. Тициан. М., 1970. Грубе Г., Кучмар А.. Путеводитель по архитектурным формам. М., 1987. Термин «Возрождение»(по французски Ренессанс) был введен в XVI в. архитектором и теоретиком искусства Дж. Варари. Во второй половине XIII в. возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек, его способность к творчеству и самосовершенствованию становятся основной темой искусства, поэзии, философских размышлений. Хронологические рамки итальянского Возрождения: · Проторенессанс (предвозрождение) - вторая половина XIII – XIV вв. Ведущие художественные школы сиенская и флорентийская. · Раннее Возрождение – XV в. Ведущие художественные школы флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская. · Высокое Возрождение – XV - XVI вв. Ведущие художественные школы римская и венецианская.
Проторенессанс. Начало новой эпохи связано с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266?-1337) (фрески капеллы дель Арена в городе Падуя, росписи церкви Санта Кроче во Флоренции). Отличительные черты его живописи: связанность сюжета, введение пейзажа вместо условного золотистого фона средневековой живописи, фигуры, хотя малоподвижны и массивны, обретают объем и естественность, появляется трехмерное пространство, которое решается не перспективным сокращением, а определенным расположением фигур в отдалении друг от друга. Джотто и художники Сиенской школы были первыми, пытавшимися индивидуализировать человеческую фигуру по форме и цвету. В первой половине XV века братья Губерт и Яян ван Эйки начали создавать картины, в которой в качестве композиционной оси устанавливались локальные цвета персонажей и предметов. Гентский алтарь был закончен в 2432 году, а в 1434 году Ян ван Эйк написал первый в эпоху Готики портрет – двойной портрет четы Арнольфини. Во Флоренции работали мастера Дуччо ди Буонисенья, Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти и др.
Раннее Возрождение. С конца XIV в. власть во Флоренции переходи к дому банкиров Медичи. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |