|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Творчество Н.А.НекрасоваТВОРЧЕСТВО Н.А.НЕКРАСОВА, А.А.ФЕТА, Ф.И.ТЮТЧЕВА.. Творчество Н.А.Некрасова /1821 – 1877/ Признанным вождем демократической поэзии второй половины XIX века, как по таланту, так и по масштабу творчества был, без сомнения, великий русский поэт-демократ Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877). Он выступил наследником лучших традиций дворян-революционеров и радикалов и связал свою творческую жизнь с интересом широких народных масс России. Некрасов слил воедино две мощные струи русской поэзии. Одна из них с культурой образованных слоев русского общества, с европейскими философскими, социальными и эстетическими идеями, другая – с простонародной русской культурой. Постепенное и последовательное их сближение стало решающей тенденцией развития художественного сознания Некрасова. И вместе с тем ни один русский поэт до Некрасова не вставал сознательно и открыто на сторону крестьянства, не воплощал в своем творчестве столь полно идеалы крестьянской демократии. Вот почему основной пафос поэзии Некрасова - воспевание такого человека, который нес в себе истинно демократические черты, уходящие своими корнями в русскую народную культуру, и вместе с тем с жадностью усваивал достижения европейской мысли, не оставаясь национальнозамкнутым или ограниченным. Некрасов сосредоточивает внимание на специфически национальных и народных сторонах характера, вытекающих из всей совокупности исторических условий, сформировавших и продолжающих формировать тип русского человека. Если для Пушкина важно подключить русский опыт к мировому, то для Некрасова становится существенным выявить особенное содержание этого опыта. Не порывая с общегуманистическими интересами, он пробивается к ним через выявление таких сторон и граней характера, которые обусловлены крестьянским трудом и вытекают из трудовых, общественных и семейно-бытовых отношений. Понятно, что причины, мешающие торжеству лучших черт народа и его заветных чаяний, подвергаются критике, осуждению, обличению или осмеянию. Поскольку в современных Некрасову обстоятельствах его демократический идеал не мог воплотиться полностью, то надежды поэта связываются с будущим. Образным эквивалентом народных желаний и устремлений самого поэта становится сквозной образ дороги, пути, сплетающейся с мечтами о счастливой доле. Наконец, характер русского человека в поэзии Некрасова раскрывается как в общественных декларациях, так и в душевном строе в его самых интимных чувствах – в переживании творчества, в любви, в дружбе, т.е. во всем том, что составляет непосредственно проявляемую натуру демократа. Некрасов вошел в русскую поэзию как «печальник горя народного», заступник мужика от всякого рода притеснителей. И таких стихотворений и поэм, в которых Некрасов откликается на народную нужду, действительно много. Картины разгула барского произвола, беспощадного обирания крестьян купцами, бесправия перед чиновниками часты в поэзии Некрасова. Но вместе с тем у поэта немало и произведений, где утверждается сильная, волевая и могучая душа русского человека, не поддающаяся мраку, притеснениям и унижениям. Плач и скорбь, жалость и гнев, отчаяние и надежда совмещены в лирике Некрасова, как спаяны в ней народные интонации, фольклорные мотивы, песенные ритмы со звуками печальных элегий, иронических од, обличительных инвектив, высокой риторики и неподдельного пафоса. Некрасов бесконечно раздвинул границы поэзии тем, что разговорно-песенный (шире – фольклорный) строй его речи вобрал в себя новую образность, рожденную оживлением устойчивых стилистических сочетаний, метафор и перифраз предшествующих литературных эпох. Эта новая образность возникла как следствие мироощущения демократа, закрепляя в стилистике и интонациях духовный облик революционера, осознающего судьбу крестьян родственной и близкой себе. Именно благодаря этому традиционные и «вечные» темы зазвучали у Некрасова по-новому, свежо и глубоко. Необычные черты героя в лирике Некрасова с особой наглядностью предстают как раз в стихотворениях, посвященных, казалось бы, вполне традиционным и освоенным поэзией темам. Редко, например, кто из поэтов не обращался к своей музе, представавшей то резвой, веселой «вакханочкой», то задумчивой, то вольной и шаловливой, то суровой и гневной. Лики муз в русской поэзии бесконечно разнообразны. Но вот читаем у Некрасова:
Вчерашний день часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Прежде всего, сразу же возникает необычная конкретность: поэт точно называет время (день, час), место (рыночную площадь в Петербурге), где совершилось событие, врезавшееся в его память и взволновавшее его гражданское чувство. Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, краткой информации, не содержащей ничего поэтического, а, напротив, намеренно сниженной. Сама интонация нейтральна – нет ни гнева, ни жалобы. Все прозаично и обычно. Слова выбраны обыденные – «вчерашний день», «часу в шестом», «зашел» – с ним сопрягаются ассоциативно такие выражения, как «зашел по дороге», «зашел по пути», «зашел случайно», «зашел на рынок, в магазин» и т. д. Оттого и последующие стихи («Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую») тоже рисуют как бы привычную, а совсем не исключительную ситуацию. Но второе четверостишие резко переключает всю тему в новый, «высокий» план. И это подчеркнуто лексикой и интонацией. На первое место выдвигаются слова, обладающие устойчивыми поэтическими ассоциациями («звуки», «грудь»). Примечательна тут и замена слова «кнут» на «бич». Еще более неожиданно, что тут же оказывается и Муза как некое лицо, к которому поэт обращается с очень важными и тоже неожиданными словами: «Гляди! Сестра твоя родная!» Так устанавливается кровное родство Музы поэта с крестьянкой. Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту. Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» – «сестра твоя родная»). Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций: Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию, что она также бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ. Так возникает в русской поэзии образ Музы, столь же терпеливой, непреклонной и волевой, как и молодая крестьянка с занесенным над ней бичом. Для полноты картины важно отметить и то, что реальный план совместился в стихотворении с метафорическим, и происшедшее с крестьянкой переносится на ее «родную сестру». Так уже в первые годы творчества (а стихотворение написано в 1848 году) Некрасов образно сказал о своих общественных симпатиях. Но этим содержание стихотворения не исчерпывается: в нем есть еще один план, скрытый, но живо представленный в более позднем стихотворении 1851 года и названном «Муза». Оно посвящено традиционной теме отношений поэта с музой, которая оказывает ему покровительство, либо отказывает в нем. В первой строфе возникает привычный до Некрасова образ Музы, которого он, однако, не знал: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |