|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Печальной спутницы печальных бедняков,Рожденных для труда, страданья и оков, - Той Музы плачущей, скорбящей и болящей…
И отношения между Музой и поэтом складывались драматично: ее напев был полон тоски и «вечной жалобы». Порою же она плакала или исторгала звуки разгульной песни, иногда побуждала мстить. Подчас же смиряясь, «шептала надо мной»: «Прощай врагам своим!» Вот эта-та, по откровенному слову поэта, «нелюбимая» Муза – потому что такую вечно тревожащую, надрывающую сердце стоном, неласковую и не услаждающую слух гармоничными звуками Музу трудно любить – все-таки овладела душой поэта, который, не поддаваясь ее «суровым напевам» и плачу, вступил с ней «в ожесточенный бой». Но поединок поэта с Музой не привел к разрыву – в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз». Поэт учил Музу не смиряться, не стихать в гневе, изживать всепрощенческие настроения. Этот оттенок есть в стихотворении "«вчерашний день, часу в шестом... " Он выражен в том повелительном тоне, в каком поэт обратился к ней: «Гляди!» Здесь заключено предупреждение: не увлекай меня на ложный путь, не делай меня слабым, ибо того, что ты видишь, нельзя простить. Но и скорбная Муза учила поэта песнопенью:
Чрез бездны темные насилия и зла, Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила … Драматическое, сложное общение поэта с Музой мыслится Некрасовым постоянным противоборством двух равных сил, прочный и кровный союз которых держится на неизбывности народных страданий и необходимости сказать о них. Некрасов остро осознавал необычность своей Музы, ее новый по сравнению с Музами других поэтов облик. В целом ряде стихотворений он подчеркнул противоречие между побуждением рассудка к свободному искусству и невозможностью предаться ему при виде народного горя. По традиционным представлениям, подлинная поэзия лишена злобы и мести. Однако эти свойства, по мнению Некрасова, заложены в его лирике как бы помимо воли самого поэта, и он не в силах изменить настоятельным требованиям своей натуры. Так, в стихотворении «В день смерти Гоголя» автор рисует «незлобивого поэта». Он приводит разумные доводы в его пользу. Это не бездарный виршеплет, а настоящий поэт: в его поэзии «много чувства», он обладает «великим умом». Стихотворение вовсе не сатирично по тону. В какой-то мере Некрасова привлекает его судьба: такой поэт быстро находит отзвук у «толпы». Однако сам Некрасов избирает иную дорогу – «тернистый путь» обличения, сатиры, ненависти. В стихотворении явно противопоставлены «миролюбивая лира» и «лира карающая». Образ «незлобивого поэта» контрастен «благородному гению», к которому судьба оказывается беспощадной. Ненависть и хулу толпы он сам вызывает на себя, потому что его призвание – тревожить сердца, наполнять их злобой к угнетателям. Но иначе он не может поступить. Высокая тема поэтического служения и призвания предстает новой гранью – взывая к мести, обличая страсти и заблуждения, поэт неминуемо вступает в конфликт с толпой, отвергающей его право говорить ей суровые и горькие слова. В стихотворении явно чувствуется продолжение традиции, с одной стороны, декабристов с их отказом от интимной лирики в пользу гражданской поэзии, а с другой – Пушкина и Лермонтова.
"Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь!" Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |