АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АПОЛЛОН

Читайте также:
  1. Аполлон с кифарой.
  2. Аполлоновская и фаустовская душа
  3. Борьба Аполлона и Диониса
  4. ГЕРМЕС ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНА
  5. Леохар. Аполлон Бельведерский
  6. Пракситель. Аполлон с ящерицей
  7. РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА
  8. Скульптуры Куросов («Аполлоны»)

Рождение Аполлона. Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гони­мая богиней Герой, нигде не могла найти приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифо­ном, она скиталась по всему свету и, наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только вступила Лато­на на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том самом месте, где стоит и до сих пор. Вокруг Делоса шумело море. Угрюмо вздымались скалы острова, обнаженные, без малейшей растительности. Лишь чайки мор­ские находили здесь приют. Но вот родился бог света Аполлон, и все засияло и зацвело. Засверкали и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа ликовала вместе с богинями.

Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского оракула. Светозарный Аполлон понесся по лазур­ному небу с кифаройв руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, летел Аполлон высо­ко над землей, грозя всему злому, всему порожден­ному мраком. Он стремился туда, где жил Пифон, преследовавший его мать Латону; он хотел отом­стить ему за все зло, которое тот причинил ей. Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жи­лища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся седой от пены горный поток, а над потоком клубился туман. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчислен­ными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся разъяренный Пифон, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был проглотить Аполло­на. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он, бездыханный, упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь доблестного Аполлона, по­бедителя Пифона, и вторили ей золотые стру­ны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пи­фона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса. С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Превратившись в дель­фина, бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на его корму. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы и через плодородную долину повел критских моряков в Дельфы. Он сделал их первы­ми жрецами своего святилища.

Дафна. Светлый бог Аполлон знает и печаль. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

— На что тебе, дитя, такое грозное оружие?
Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золо-

тые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе
ль равняться славой со мной, стреловержцем?

Обиженный Эрот ответил Аполлону:

— Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают прома-­
ха, всех разят они, но моя стрела поразит и тебя.

Эрот взмахнул золотыми крыльями и в мгнове­ние ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы. Одной, ранящей сердце и вызывающей любовь, пронзил он сердце Аполлона; другую, убивающую любовь, Эрот пустил в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела злато­кудрого Аполлона, как с быстротою ветра пусти­лась бежать: ведь стрела Эрота, убивающая лю­бовь, пронзила ее сердце. Поспешил за нею вслед сребролукий бог.

— Стой, прекрасная нимфа,—взывал Апол­лон,—зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком? Ведь я же не враг твой!
Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я— Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух. Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях мчался за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыха­ние. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

— Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее,
земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот
облик, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только произнесла она эти слова, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу,— в ветви лавра. Долго стоял Аполлон перед лавром и наконец, промолвил печально:

— Пусть же венок из твоей зелени украшает
мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими
листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть
никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же
вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону густы­ми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

Аполлон у Адмета. Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он уда­лился по решению Зевса в Фессалию к прекрасно­му и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл среди пастбища на тростниковой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выхо­дили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно бродили среди стад. Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие все­лилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог. Апол­лон помог Адмету получить руку Алкесты, дочери царя Иолка Пелия. Отец ее обещал отдать Алкесту в жены лишь тому, кто сумеет запрячь в свою колесницу льва и медведя. Аполлон наделил своего любимого Адмета необоримой силой, и тот смог выполнить задачу Пелия. Аполлон служил у Адме­та восемь лет и затем вернулся в Дельфы.

Весну и лето живет Аполлон в Дельфах. Когда же наступает осень, вянут цветы, и листья на деревьях желтеют, когда близка уже холодная зима, покрывающая снегом вершину Парнаса, Аполлон на своей колеснице, запряженной белос­нежными лебедями, уносится в не знающую зимы страну гипербореев'. Там живет он всю зиму. Когда же вновь зазеленеет все в Дельфах, распустятся цветы и пестрым ковром покроют долину Крисы, возвращается на лебедях своих златокудрый Апол­лон в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса. Тогда в Дельфах празднуют возвращение Аполлона из страны гипербореев. Всю весну и лето живет он в Дельфах, посещает и родину свою Делос, где в его честь также воздвигнуто великолепное святилище. Аполлон и музы. Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парна­се, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные прекрас­ные музы, дочери Зевса и Мнемосины (или Мнемозины),— постоян­ные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следует Каллиопа —муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия —муза коме­дии, Терпсихора —муза танцев, Клио — муза исто­рии, Урания —муза астрономии и Полигим­ния —муза священных гимнов. Торжественно зву­чит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда лее Аполлон в сопровождении муз появля­ется на Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает все. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучего­нителя Зевса, боги забывают раздоры — мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сия­ющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в веселом хороводе, а впереди идет величественная дева, сестра Аполло­на прекрасная Артемида. Залитые потоками золото­го света, пляшут боги под звуки кифары Аполлона.

Сыновья Алоэя. Грозен далеко разящий Аполлон в гне­ве, и не знают тогда пощады его золотые стрелы. Многих поразили они. От них погибли гордые своей силой, не желавшие никому подчиняться сыновья Алоэя, От и Эфиальт. Уже в раннем детстве славились они громадным ростом, силой и не знающей преград храбростью. Стали грозить бо­гам-олимпийцам От и Эфиальт:

— Дайте нам только возмужать, достигнуть пол­ной меры нашей сверхъестественной силы. Мы нагромоздим тогда одну на другую горы Олимп, Пелион и Оссу и взойдем по ним на небо. Мы похитим у вас, олимпийцы, Геру и Артемиду. Так грозили олимпийцам непокорные сыновья Алоэя. Они исполнили бы свою угрозу. Ведь сковали ее От и Эфиальт цепями грозного бога войны Ареса и заключили его в медную темницу. Тридцать месяцев томился Арес в темнице, пока не похитил его, лишенного сил, быстрый Гермес. Могучи были От и Эфиальт. Аполлон не снес их угроз. Натянул он свой серебряный лук; словно искры пламени, сверкнули в воздухе его золотые стрелы, и пали, пронзенные стрелами, От и Эфиальт.

Марсий. Жестоко наказал Аполлон и фригийского сати­ра Марсия за то, что Марсий осмелился состязать­ся с ним в музыке. Кифаред Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте

 

обезображивает ее прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала: — Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту.

Ничего не зная о словах Афины, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.

Аполлон явился на вызов в длинной пышной и, хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках. Разве мог Марсий, житель лесов и полей, извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так жестоко попла­тился Марсий за свою дерзость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказы­вали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

Асклепий (Эскулап). Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золо­тыми стрелами — он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий—бог врачей и врачебного ис­кусства. Мудрый кентаврХирон воспитал Аскле­пия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзо­шел своего учителя. Асклепий не только исцелял болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневил он властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгне­ванный Зевс метнул молнию и поразил Асклепия. Но люди почитали сына Аполлона как бога-целите­ля. Они воздвигли ему много святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

По всей Греции чтили бога Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, бога, прори­цающего волю Зевса, бога карающего, насылающе­го болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши как своего покровителя. Аполлон — покровитель мореходства, он помогает основанию новых коло­ний и городов. Особо покровительствует Аполлон художникам, поэтам, певцам и музыкантам.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)