АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ведь демагогом быть — не дело грамотных. Не дело граждан честных и порядочных. Но неучей негодных

Читайте также:
  1. Cоциальная поддержка лиц, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми гражданами
  2. II.2. Гражданство
  3. Автор - это гражданин, творческим трудом которого создано произведение.
  4. Административная ответственность за информационные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.
  5. Административно-правовой статус граждан
  6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  7. Аттестация гражданских служащих и квалификационный экзамен
  8. Без гражданства в Республике Беларусь
  9. Быть избран гражданин КНР, достигший 45 лет и обладающий
  10. В гражданском обществе и государстве
  11. В гражданском обществе личность выделена из массы, возможности ее самореализации ничем не ограничены.
  12. В пламени гражданской войны

Демосфен призывает Колбасника бесстрашно браться за дело. Ведь он «рожден быть демагогом», поскольку обладает «пропойным басом проходимец рыночный». А это как раз каче­ство первостепенной важности для правителя. Демосфен обе­щает Колбаснику успех: ему помогут тысяча всадников, то есть аристократическая группировка, враждебная Клеону, равно как и все честные граждане. Хор, образующий два полухория, одет в костюмы всадников.

АГОН КОЛБАСНИКА И КЛЕОНА. Когда при виде Пафлагонца, обрушивающего на Колбасника страшные угрозы, тот обраща­ется в бегство, всадники приходят к нему на помощь. Начина­ется словесный поединок двух нахалов, Пафлагонца и Колбас­ника. Шутка, юмор, комизм — стихия Аристофана.

Клеон. Сдохнешь вмиг один от воя.

Колбасник. Зареву я громче втрое.

Клеон (еще громче). Лопнешь ты, как только крикну!

Колбасник (еще громче). Треснешь ты, как только пикну!

Клеон. Уличу тебя в измене.

Колбасник. Подведу тебя под пеню.

Клеон. Оглушутебя бахвальством.

Колбасник. Обойду тебя нахальством.

Клеон Посмотри в глаза мне, двинь-ка.

Колбасник. Что же, вскормлен я на рынке.

Клеон. Задавлю,коль залопочешь.

Колбасник. Заплюю, чуть загогочешь!

Клеон. Я краду, признаюсь смело.

Не посмеешь ты признаться.

Колбасник. Видит бог, могу умело

Воровать и отпираться...

Колбасник, соискатель титула первейшего слуги, в бесстыд­стве способен затмить Пафлагонца.Оба устремляются в Совет Пятисот, изрыгая «лавиныслов», обвиняя друг друга в государ­ственных преступлениях. Сонет Пятисот признает победителем Колбасника, но Пафлагонец не складывает оружия. Он требует соперника в суд самого Демоса.

Начинается новый «агон». Оба, нагруженные корзинами еды, соревнуются в усилиях склонить Демоса на свою сторону. В их споре, насыщенном взаимными обвинениями, проскаль­зывают важные детали, касающиеся действий афинян в период войны со Спартой. Оба раба наперебой угощают хозяина раз­ными яствами. Но Демосу захотелось зайца, и его ворует и за­жаривает для него Колбасник. После этого Демос велит Пафлагонцу снять венок и передать Колбаснику в знак победы и того, что он становится управителем имущества Демос. Пафлагонец же оплакивает свое поражение.

ФИНАЛ КОМЕДИИ. В заключительной сцене, эксоде, Кол­басник, празднично одетый, рассказывает о том, как он сварил Демоса и сделал безобразного старика прекрасным, омолодив его на 60—70 лет, то есть вернул ко временам победы при Ма­рафоне. Демос — в праздничном уборе, «с золотой цикадой в кудрях, в облачении предков древнем». Он должен восстано­вить нарушенный мир со Спартой. На долю же Пафлагонца выпадает наследовать ремесло своего счастливого соперника — торговать колбасами.

«Облака»

Заслуженно популярна и комедия «Облака», произведение, живое, остроумное, искрометное. И хотя «Облака» заняли на состязании комедиографов лишь третье место, Аристофан считал ее одним из своих главных достижений. Темой комедии была остро критическая оценка модной софистической системы воспитания, как вредной. Ей противопоставлялась старая систе­ма, позволяющая молодежи быть здоровой и душой, и телом.

СОФИСТЫ И СОФИСТИКА. Софистами, т.е. мудрецами назы­вали представителей весьма влиятельного направления в древ­негреческой философии, ставшего популярным в V—IV вв. до н.э. Одним из основоположников софистики считался Протагор, ученик Демокрита, кстати, близкий к Периклу. Протагор и другие софисты придерживались принципа релятивизма, т.е. считали, что окружающий нас чувственно-материальный мир непознаваем. Они, в частности, утверждали, что каждый предмет можно характеризовать двояким образом, дать ему две, абсолютно противоположные оценки. Все зависит от способа аргументации. Поэтому главенствующим методом обнаружения истины стало искусство словесного убеждения. Это обстоятель­ство стимулировало развитие риторики, т.е. науки о законах красноречия.

Софисты значительное внимание уделяли преподаватель­ской деятельности, в частности, риторике. Это было актуально, поскольку в условиях демократической системы возросла роль судов в решении уголовных и гражданских дел, имущественных споров. Участию в судебных дискуссиях и учили софисты, обычно за немалые деньги. Наряду с серьезными людьми среди софистов имелись и шарлатаны, и крючкотворы; именно они стали объектом сатиры Аристофана.

Отношение к софистам в Афинах не было однозначным: их и поддерживали, и подвергали нападкам. Софистам вменяли в вину «безнравственность», но особенно не нравилось то, что они берут плату за обучение. Это, однако, не помешало софис­там внести вклад в развитие таких наук, как грамматика, рито­рика и логика. Они прививали навыки правильного построения речи, умелого спора.

СОКРАТ. В «Облаках» объектом критики была выбрана ши­роко известная в Афинах школа Сократа. В комедии осмеива­ется и сам ее глава, близкий к софистам, Сократ (470—399 гг. до н.э.), философ, мыслитель, ученик знаменитого философа Анаксагора, друга Перикла, одна из самых загадочных и траги­ческих фигур своего времени. Сын камнереза и повивальной бабки, он славился своей образованностью, был человек нелег­кой личной судьбы. Основное внимание онуделял вопросам нравственности, определял смысл таких категорий и понятий, как справедливость, мудрость, мужество. Сократ не оставил по­сле себя сочинений; его взгляды известны нам в изложении од­ного из его учеников, великого философа Платона.

Сократ считал, что знание может быть добыто в процессе беседы и особенно спора, диалога. Именно он явился осново­положником диалога как жанра философской прозы. Сократ призывал к самопознанию, самоуглублению, постижению соб­ственной внутренней сущности. Один из его прославленных афоризмов гласил: «Познай самого себя».

Сократ был человеком трагической судьбы. Известно, что женился он в более чем зрелом возрасте на некой Ксантиппе, от которой у него было трое сыновей. Ксантиппа же, как свидете­льствуют очевидцы, отличалась невыносимо сварливым и вздорным характером и изводила философа нескончаемыми упреками и выражением недовольства. Имя Ксантиппы стало нарицательным как синоним злобной жены, никогда не даю­щей покоя мужу.

Спасаясь от невзгод семейной жизни, Сократ находил отду­шину в основанной им научной школе, где пользовался исклю­чительной любовью и авторитетом у своих учеников. Один из них, Платон, свидетельствует о Сократе как о человеке велико­душном, бесстрашном и справедливом. Главным в сократовском учении было воспитание нравственного гражданина, методика со­вершенствования личности. Сократ был убежден, что правильные поступки — плод знания, а добродетель — воспитания. Личность оригинальная, Сократ всем своим обликом и поведением словно бы бросал вызов общепринятому. И это не всеми одобрялось. Иногда босой, в незаштопанном плаще он мог появляться на улицах Афин, вступать в беседу со случайными людьми, собирая вокруг себя любопытных. Он полагал, что с помощью умело сформулированных вопросов человека можно подвести к позна­нию истины, сокрытой в душе каждого. Ученики Сократа были из разных слоев общества; немало было молодых аристократов представителей «золотой молодежи».

Будучи человеком проницательного, критического ума, Со­крат не одобрял многих сторон жизни в Афинах, осуждал ора­кулов и гадателей, за что позднее ему приписали «безбожие». Фигуру Сократа осветила его героическая смерть. Был 399 г. до н э., положение Афин после проигрыша Пелопоннесской вой­ны оставалось тяжелым. Козлом отпущения избрали Сократа, которого обвинили в том, что своими нападками на богов он якобы спровоцировал их гнев, обрушенный на Афины. Против Сократа был затеян судебный процесс, на котором он держал­ся с завидным достоинством, произнес защитительную речь, поистине блистательную. В ответ на обвинение в том, что он из себя сотворил «божество», слушал глас «демона» и «совра­щал» молодежь, Сократ убедительно доказал, что им двигало исключительно благо Афин. После речей обвиняемого и обви­нителей суд приступил к голосованию. Сократ был объявлен виновным двумястами восемьюдесятью одним голосом против двухсот двадцати. Это был проигрыш народа. Суд над Сокра­том показал: далеко не всегда большинство, даже полученное в результате демократического голосования, бывает правым. С редким мужеством встретил Сократ смерть, выпив чашу с ядом.

Сократ, как и другие великие эллины и римляне: Александр Македонский, Перикл, Юлий Цезарь — стал «знаковой» фигу­рой античной истории. Он воспринимается как бескомпромис­сный борец за истину, отдавший за нее жизнь. К его образу, к урокам его жизни обращались писатели новейшего времени. Ему посвящены пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта «Раненый Сократ» и американского драматурга Максуэлла Ан­дерсона «Босоногий в Афинах», «Беседы с Сократом» Эдварда Радзинского.

Совсем по-иному, сатирически, описывал Сократа Аристо­фан. Однако надо заметить, что эта комедия появилась задолго до трагической смерти мыслителя.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ В «ОБЛАКАХ». Названа комедия так потому, что хор облачен в белые развевающиеся одежды, напо­минающие бегущие по небу облака. Одновременно это была также и художественная метафора: облака символизировали для комедиографа гуманную, трудноуловимую науку, которую пре­подавали софисты. Действие развертывается перед двумя домами, стоящими ря-1 дом, — домом Стрепсиада и «мыслильней» Сократа. Главный герой, старик Стрепсиад, человек традиционного склада ума, бывший крестьянин, переехавший в Афины, страдает бессонницей. Его одолевают проблемы, связанные с его сыном, моло­дым человеком Фидиппидом, подражающим «золотой молодежи».

Беда мне, не могу уснуть! Грызут меня


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)