АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Богам во славу спляшем мы, а в будущем

Читайте также:
  1. Во славу Пруссии
  2. ГЕРАКЛ СРАЖАЕТСЯ С БОГАМИ ПРОТИВ ГИГАНТОВ
  3. живи настоящим, помни о прошлом, думай о будущем.
  4. КОРОТКО О БУДУЩЕМ
  5. РАЛЬФ ДАРЕНДОРФ О будущем партий
  6. Семь «советов» инков будущему президенту России

Остерегайтесь, не грешите более!

«Лисистрата» — одна из наиболее стройных по композиции

аристофановских комедий. Все ее элементы подчинены реше­нию главной задачи.

«Всадники»

Антивоенная тема присутствует и в другой знаменитой ко­медии Аристофана «Всадники». Она соединяется с темой осуж­дения бессовестных демагогов, политиканов, дурачащих народ лживыми посулами.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОЗДАНИЯ КОМЕДИИ. «Всадники», пос­тавленные в 424 г., удостоились на соревновании комедиогра­фов первого приза. Поводом к ее написанию послужили следу­ющие обстоятельства. В Пелопоннесской войне произошел благоприятный поворот для афинян: стратег Демосфен (он выве­ден в виде раба) осуществил захват гавани Пилос; был завоеван также остров Сфактерия. При этом почести победителя доста­лись лидеру агрессивной фракции демократической партии полководцу Клеону, хотя в подготовку этой операции внесли основной вклад Демосфен и другой стратег — Никий (также выведенный в качестве раба). Клеон же торжественно вернулся в Афины, где удостоился высших почестей: пожизненного обе­да в пританее, т.е. в афинском городском совете, и первого ме­ста в театре. На следующий год его избрали стратегом. Вскоре под начальством Никия афиняне предприняли удачный поход в Коринф. Эти события дали повод к созданию комедии, иноска­зательный смысл которой был понятен афинским зрителям.

КЛЕОН КАК ПРОТОТИП ПАФЛАГОНЦА. В комедии Клеон — прототип одного из главных персонажей: он действует под име­нем раба, названного Пафлагонцем, или Кожевником. Это было очевидно современникам. Клеон, лидер партии радикальных демократов, нападавший на самого Перикла, был в ту пору в Афинах личностью влиятельной. Клеон выступал за интенси­фикацию военных действий, в то время как Никий, представ­лявший интересы крупных и средних землевладельцев, — за их прекращение. И требовалось гражданское мужество, чтобы сде­лать его на сцене предметом насмешек и комических трюков. Говорят, что Клеон внушал такой страх, что ни один актер не брался за эту роль. Тогда ее сыграл, причем без маски, сам Аристофан.

В какой же мере у Аристофана литературный образ верен прототипу?

Известно, что Клеон запугивал людей ложными доносами, за что его ненавидели как бедные, так и богатые. Он обманывал народ, льстил ему, вымогал взятки у сограждан и афинских со­юзников, был замешан в казнокрадстве; короче, был «осчаст­ливлен» целым букетом пороков, что, однако, не мешало ему преуспевать. В комедии он представлен, как и водится в произ­ведениях такого жанра, в смешном, даже карикатурном свете.

Между тем, авторитетные историки подтверждают справед­ливость аристофановской характеристики Клеона как личности неприглядной. По словам Фукидида, Клеон — «самый буйный извсех граждан, пользовавшихся тогда больше всех доверием у народа». Знаменитый биограф Плутарх сообщает о «скверности наглости» Клеона. Великий философ Аристотель напоминает о некоторых ораторских «приемах» Клеона, который «более всех развратил народ своими порывистыми движениями, первый стал кричать на трибуне и ругаться». «Всадники» Аристофана подчеркивают общую особенность лревнеаттической комедии — свободу личной шлевки.

Еще один вывод: законы политики таковы, что и в стародав­ние времена в цивилизованных демократических Афинах могли преуспевать демагоги и авантюристы. Ныне политиков такого рода, ориентирующихся обычно на отсталые слои населения, называют популистами.

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. В комедии «Всадники» действие происходит в Афинах перед домом Демо­са (Народа афинского), дряхлого старика, у которого забрал власть ловкий раб по имени Пафлагонец. По словам раба Ни-кия, «с тех пор, как в дом ворвался он, прохода нет нам, домо­чадцам, от битья и ругани». В имени Пафлагонца намек на то, что отец Клеона был владельцем кожевенной мастерской. Сло­во же «пафладзо» означает: «брызгать». Буквально его имя означает: «кожебрызгающий». Клеон имел обыкновение, произ­нося речи, входить в раж и брызгать слюной. Один из рабов Народа (в некоторых переводах Демоса) так характеризует и хо­зяина, и ловкого, нахального Пафлагонца:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)