|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МИРАКЛЬ
Само название миракль происходит от латинского слова «чудо». И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил — святого Николая, девы Марии и т. д. С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную морализацию, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми. Если в первом из известных нам мираклей «Игра о святом Николае» (1200) в центре внимания стояло чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и история входила в него лишь отзвуком крестовых походов, ю «Миракль о Роберте Дьяволе» давал уже общую картину кровавого века Столетней войны (1337—1453 гг.) и жуткий портрет бессердечного феодала. Миракль начинается с того, что герцог Нормандский упрекает своего сына Роберта за беспутство и жестокость. Сын заносчиво отвечает, что и впредь будет грабить, убивать и развратничать. После этого диалога Роберт с товарищами разоряет дом крестьянина; на жалобы последнего он отвечает: «Скажи спасибо, что мы еще не убили гебя». Затем Роберт грабит монастырь. Бароны жалуются герцогу на то, что его сын разрушает их замки, насилует дочерей и жен. Герцог посылает к сыну двух своих приближенных. Роберт выкалывает каждому из них правый глаз и отсылает обратно. Во всех этих эпизодах ощущаются реальные картины времени: повсеместный произвол, анархия, грабежи и насилия. Зато последующие чудеса не имеют отношения к реальности и порождены наивной морализацией. Роберт узнает от своей матери, что после долгих лет бесплодия она обратилась с мольбой к дьяволу и родила сына. Этим порождением дьявола и является он, Роберт. Теперь начинаются длительные хождения Роберта по стезе раскаяния: он посещает римского папу, святого отшельника, мо-лиг деву Марию. Дева велит ему притвориться умалишенным и жить у короля в собачьей конуре, питаясь объедками. Роберт Дьявол показывает образцы смирения и стойкости, и в награду за это ему даегся возможность отличиться на поле брани. Миракль завершается счастливой развязкой — в умалишенном бедняке, вырывающем у собаки кости, узнан славный рыцарь, победитель в двух сражениях. Роберт женится на принцессе и получает от бога прощение. Само время — XIV век, полный войн, бесчеловечных расправ и народных волнений, — объясняет развитие такого противоречивого жанра, как миракль. С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры, восставали, с другой — впадали в набожность. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях. Другим противоречием, изнутри разлагавшим миракль, были реалистические мотивы, показ быта (например, комические эпизоды в «Игре о святом Николае» заняли более половины текста). Ведь большинство мираклей строилось на бытовом материале («Миракль о Гибуп»), из жизни монастыря («Спасенная аббатиса»), замка («Миракль о Bepie с большими ногами»). В последнем миракле интересно то, как любовно показана трудолюбивая, добрая, простая героиня, близкая народу по духу. Внутренняя противоречивость миракля выявлялась и в его художественном строении, где бытовые черты соседствовали с мертвенной схемой христианской этики, по догмам которой строилась психология героев. Двойственность миракля связана с идеологической незрелостью городского творчества того времени. Чувство протеста выявлялось с позиций абстрактного христианского идеала. Это устраивало и бюргерское сознание, и церковь. Дальнейшее развитие средневекового театра приводит его к наиболее универсальному жанру — мистерии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |