АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мифология

Читайте также:
  1. Верования народов Беларуси. Белорусская мифология.(добавить про богов из цубы)
  2. Возникновение философии. Философия и мифология.
  3. Греческая мифология: основные сюжеты.
  4. Греческая мифология: основные сюжеты.
  5. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
  6. Майя индеец америка мифология
  7. Мифология железного века
  8. Мифология и врачевание
  9. Мифология и древние верования
  10. Мифология и ее роль в формировании представлений об обществе.
  11. Мифология и культура инков

 

Но, наверно, в не меньшей степени не перестают удивлять нас плоды эллинской художественной фан­тазии. Это — богатейшая, уникальная для истории мировых ци­вилизаций сокровищница дошедших до нас мифов.

Миф по-гречески означает «повествование, предание». Поня­тие «миф» могло обнимать всю поэтическую деятельность, все художественные творения, рожденные на ранней архаической стадии народной фантазии. «Античная мифология, — пишет А.Ф. Лосев, — является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений, ее отношения к настоящему, про­шедшему и будущему, ее идеалов и вообще всех ее материаль­ных и духовных сил». Мифы вобрали широчайший круг проб­лем, касающихся бытия: происхождение мира и человека, благ цивилизации, культурных ценностей, рождения и смерти. В мифах раскрывалась и сама человеческая природа.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Мифологии посвящены библиотеки научных трудов. Маститые ученые бьются над многими загад­ками происхождения мифов и их бытования. Сегодня очевид­но: мифология отражает определенный длительный, уходящий в далекое прошлое исторический этап, первобытно-общинную формацию. Мифотворчество было одним из важнейших этапов человеческой цивилизации.

Древний эллин не выделял себя из окружающей природы Сначала он фетишизировал физические предметы и силы, не проникая за их пределы. Затем наступила стадия анимизма: он их одушевлял, наделял чертами и способностями, присущими человеку.

Само состояние мира, рельеф местности, очертания гор и прибрежной полосы, небесные светила, породы животных и виды растений — все это воспринималось как результат неких событий, случившихся в отдаленном прошлом. Событий, вос­произведенных в мифе. Между мифом и современной жизнью существовал огромный временной промежуток.

Миф был для архаичного человека совершенно реальным. В нем аккумулировался практический опыт многих поколений, мудрость предков, воплощавших непререкаемый авторитет. Древние эллины не проводили разграничения между естествен­ным и сверхъестественным. У них были слабо выделены абстракт­ные понятия. Мир воспринимался в чувственно-конкретном эмо­циональном воплощении. Окружающие предметы виделись не то­лько сами по себе, но как своеобразные метафоры и символы.

МИФОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА. Мифология — это особая сим­волическая система, с помощью которой познавался и осваи­вался мир. Она послужила исходным фундаментом для после­дующего развития науки и культуры. Стала арсеналом поэтической образности, подлинным кладезем сюжетов, своеоб­разным языком поэзии. Образы и сюжеты мифологии, как нам придется многократно убеждаться в процессе изучения миро­вой литературы, животворили творчество гениев поэзии от Данте и Ронсара до Гете, Шиллера, Байрона, Пушкина, Лер­монтова и многих других.

Мифы создавались в дописьменную эпоху, а потому эти сказания, легенды в течение длительного времени бытовали в устном исполнении, нередко трансформируясь и меняясь.

Они никогда не были записаны как единая книга, а воспро­изводились, пересказывались уже позднее разными поэтами, драматургами, историками; это греки Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, римляне Вергилий и Овидий, представив­ший поистине сокровищницу мифов в своей книге «Метамор­фозы».

Мифы бытовали в самых разных частях европейской конти­нентальной Греции, в Аттике, Беотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на по­бережье Малой Азии. В этих регионах складывались отдельные циклы мифов, которые позднее стали сливаться в единую обще-греческую систему.

МИФ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА. В мифах ярко выразилась неиссякаемая потребность человека в творчестве, его жаж­да познания окружающего мира и самого себя. Рождение и смерть, смена времен года, приливы и отливы моря, грозы и дожди, цветение и увядание растений, появление плодов, на­ступление ночи и рождение нового дня, перепады погоды — все эти явления наивно приписывались действию неких вы­сших, сверхъестественных сил. Они представали в виде конк­ретных, зримых и чувственных образов, персонифицировались, т.е. имели облик живых существ, которые воспринимались как вполне реальные.

Если человек не всегда мог объяснить природное явление, а тем более на него повлиять, скажем, на поразившую крестьян­ское поле засуху или затопивший его ливень, неожиданную эпидемию или землетрясение, — он стремился преодолеть враждебные ему силы в своем воображении, фантазии. «Перво­бытное человечество в лице грека, — справедливо заметил Бе­линский, — во всей полноте кипящих сил, во всем разгаре све­жего живого, юного чувства... объясняло явление физического мира влиянием высших таинственных сил». В мифах, как пра­вило, действуют боги, титаны, герои, наделенные сверхчеловече­ской мощью, разумом, проницательностью.

Кажется, сама греческая природа предопределила особую красочность мифологии; долины и горные хребты, причудли­вые бухты, искрящееся голубое море со множеством мелких островов, слепящее южное солнце, вечнозеленая раститель­ность, теплый климат. Земля была населена сказочными суще­ствами: в горах таились горные нимфы — ореады, в лесах - дриады, в реках — наяды. Каждая пещера, гора, остров, море имели свое божество. Греки верили, что живые силы управляют ростом растений, деревьев, злаков, что они таятся в каждом камне, воде и металле. Природа и общество не противостояли друг другу, а были, как бы слиты, окружающие предметы обре­тали человеческие чувства и желания.

УНИКАЛЬНОСТЬ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ. Греческая мифо­логия была по-своему уникальна, что выделяло ее на фоне ска­зочно-мифологических систем других народов. В отличие от многих сказок, в которых значительную роль играют чудесные предметы, колдовство, добрые или злые волшебники, в древне­греческих мифах герои, пусть легендарные, сталкивались в основном с себе подобными существами. Действие происходило в определенных местностях, что позволяло воссоздавать реаль­ные пейзажи. Сама религиозность греков не была жесткой и догматичной: это предполагало вольную трактовку сюжетов, свободную интерпретацию взаимоотношений героев и богов. В разных частях Греции, в разных местностях существовали свои культы и свои наиболее почитаемые божества.

АНТРОПОМОРФИЗМ БОГОВ. В отличие от восточных рели­гий, боги в греческой мифологии — антропоморфны. Они об­ладали не только человеческой внешностью, но и психологиче­ской характеристикой. А поскольку и боги, и герои были вылеплены по человеческому подобию, ситуации, коллизии, сюжеты мифов насыщались глубоко жизненным содержанием.

Обожествлялись как предметы, так и понятия, чувства. В «Илиаде» и «Одиссее» поступки героев и их психическое со­стояние объясняются вмешательством богов. А.Ф. Лосев заме­тил по этому поводу: «Если все личное у Гомера всерьез под­чинено надличному, то, конечно, и мотивировка всех личных поступков должна идти "извне"». Под «надличным», под тем, что «извне», имеются в виду действия божественных сил.

Бог для первобытного человека воплощал грозную силу. Он мог покарать, поразить. Он вызывал к себе особое чувство, сочетание страха и уважения. Эллин постоянно ощущал незри­мое присутствие бога. Это была непременная черта архаичного мироощущения.

МИФОЛОГИЯ КАК ЧАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Народ­ная фантазия древних греков, творившая мифы, питалась реа­льной жизнью. В мифах нередко заключались наблюдения над окружающим миром, над человеком и его поведением. Эго и сделало греческую мифологию частью человеческой культуры. И проявляется это в нашей повседневной речи, в выражениях, ставших крылатыми. Мы употребляем словосочетания: «сизи­фов труд», имея в виду тяжелую, лишенную смысла работу, которую осуществлял в загробном мире Сизиф, втаскивая на гору огромные камни, которые затем с грохотом устремля­лись вниз. Мы охотно говорим о титанических усилиях, гигант­ских размерах. Гиганты и титаны — огромные великаны, дети земли, которые сражались с богами. Мы пользуемся выра­жением «гомерический смех», означающим высшую степень ве­селья.

Мифы связаны с разнообразными культами, верованиями. И вместе с тем. в них отражаются народная мудрость и здравый смысл. Так, у древних греков существовал обычай жертвопри­ношения богам, при этом пропадало немало столь нужного людям мяса. Тогда титан Прометей изыскал способ помочь лю­дям. Заколов жертвенного быка, он разделил его таким обра­зом, что образовались две неравные груды. В одной находи­лись кости, требуха, r другой — куски свежего мяса. Обе груды Прометей предварительно накрыл шкурами и предложил их Зевсу на выбор. Верховный олимпиец польстился на ту, что была побольше. Этот «прецедент», описанный в мифе, закре­пил столь удобное правило: после ритуала жертвоприношения греки стали оставлять богам несъедобные части, а себе то, что могло пойти в пищу. Вообще миф в сказочно-фантастической форме отразил некоторые этапы в жизни древнейшего обще­ства, семьи: черты патриархата и матриархата, процесс овладе­ния огнем, жертвоприношение и т.д. Воспоминания о первобыт­ном людоедстве находим и в мифе о циклопе Полифеме, сыне Посейдону, который убил нескольких спутников Одиссея и пожрал их. Первоначально сведения о древнейших греческих государст­вах, о Крите и Микенах люди черпали в мифах и сказаниях. Когда были произведены археологические раскопки, то выяс­нилось, что многие полученные из мифов сведения достовер­ны. Вполне возможно, что такие персонажи гомеровского эпо­са, как Приам, Гектор, Этеокл, действующие также в мифах, были реальными историческими лицами.

Боги

Греческая мифология была населена сонмом разнообразных существ. Среди них — сатиры, горные и лесные демоны, необуз­данные, резвые спутники бога Диониса, интересовавшиеся толь­ко вином и женщинами. Были и те, кого именовали кентаврами: полулюди — полукони. В прудах и озерах обитали наяды, боже­ства, олицетворяющие силы природы. Существовали сирены, су­щества с женской головой и птичьим телом, отличавшиеся чару­ющими голосами. Известны женщины-воительницы амазонки, терпевшие мужчин исключительно для продолжения рода. Были и горгоны, мифические женоподобные чудовища. От одного их взгляда любые предметы могли превратиться в камень.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)