АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Мифология и ее роль в формировании представлений об обществе
Итоги и последствия августовского кризиса 1991г. имели решающее значение для развития российской многопартийности.
Деятельность КПСС была запрещена. Левый фланг политических партий страны заметно ослаб. Возникло несколько политических организаций коммунистического толка. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации, которая стала самой массовой политической партией страны. Ее численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек. Фракция КПРФ в Государственной думе в 90-е гг. была одной из самых многочисленных. После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.
Значительным авторитетом и влиянием в начале 90-х г. пользовались либеральные партии. Одной из самых крупных либеральных партий была Демократическая партия России. Радикальные либералы были последовательно объединены в партии и движения «Выбор России», «Демократический выбор России», Союз правых сил, «Яблоко». Однако под влиянием экономических трудностей общественные настроения изменились. Численность либеральных партий к концу 90-х гг. заметно снизилась, а их программные установки были скорректированы.
ЛДПР сумела найти свой устойчивый круг избирателей, поддерживающих ее на всех выборах. Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В 1995 — 2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом — Россия», которое называли «партией власти».
Мифология и ее роль в формировании представлений об обществе.
МИФ Þ 1) все события реалистичны, как бы фантастически они не были;
2) это элемент жизни;
3) единство духовного и материального держались на жизненной вере
человека.
субъектÜединыÞобъект
Черты мифологии:
А) олицетворение или персонификация Солнце – Гелиос; луна – Селена; заря – Эос;
Торговля – Гермес; Врачебное искусство – Асклепий;
Ужас – Деймос; страх – Фобос.
Б) генетически повествовательны во всех объяснениях и обоснованиях
Пр оисхождение мира Хаос®Земля (Гея) породила Небо (Уран), женился на ГеиÞ дочери и сыновья ( главный вопрос «Откуда?», а точнее «от кого?»)
В)Причинно-следственная связь в мифологии принимает форму материальной метаморфозы (превращения) Бог создал человека из «праха земного», а жену из «ребра»; Капли крови Медузы Горгоны Þ ядовитые змеи.
Причинный ключ находится у богов и других близких им по силе существ. Боги могут произвольно менять ход событий, их желания и воля – последние и потому самые истинные причины всего происходящего.
Г) Принцип «возможности невозможного»
Миф о Мидасе – нищета богатства; «Одиссея» – Одиссей встречает тело Геракла в подземном царстве и тут же говорится, что сам Геракл с богами на светлом Олимпе.
Д) Мифология традиционна и авторитетна. Все новое, если оно там вообще появляется, подается и воспринимается как переоткрытие старого. Прошлое берется и переживается как настоящее. Все образцы знаний хранятся у богов, отказ от традиций, ее образца подлежит наказанию.
Мифы творили весь первобытный коллектив – это работа «коллективного бессознательного», стихийной совокупной фантазии масс. Корни мифа в тотемизме.
Время в мифе циклическое, но есть первоначало Þ «золотой век». С развитием общества мифы носят все более социальный характер. Установление порядка в жизни людей рассматривается в них как естественное установленного порядка в движении неба. Движение же неба переменчиво; определяется оно действием двух противоположных сил (любовь и ненависть, дружба и вражда) Возможно и влияние людей на небо – достойное поведение правителя обернется благотворным дождем. (китайские мифы)
Между VIII и II в. до н.э. человек вступил в спор с мифом. Философия выродилась из мифологии.
Мифологическая картина мираÛпервоначальное объективное знание
Философы пытались объяснить мир из него самого, из его собственных внутренних начал и оснований. В мифе за солнцем искали Гелиоса, за страхом Фобоса, в философии наоборот.
Философия не терпит противоречий, она ищет причины, пытаясь логическим путем объяснить сущность мира.
Миф выражал собой стремление понять природные явления. Отечественный философ XX в. А.Ф. Лосев так охарактеризовал его сущность: "миф есть в словах данная чудесная личностная история". Немецкий ученый К. Хюбнер рассматривает миф как изначальное единство, от которого по мере исторического развития "отпочковывались" магия и религия. Миф является более развитой формой мировоззрения, обеспечивающей социальную и культурную жизнедеятельность человека и общества, чем более примитивные формы фетишизма, тотемизма и магии. Как известно, первобытно-общинная формация имеет своей идеологией миф. Древние люди рассказывали мифы, вместо того чтобы производить анализ событий и делать выводы. Например, мы сказали бы, говорит Г. Франкфорт, что определенные атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Вавилоняне наблюдали те же события, но внутренне переживали их как появление гигантской птицы Имдугун, явившейся им на помощь. Она покрывала небо черными грозовыми тучами... Мифы утверждали принятую в древнем обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Миф можно считать своеобразной "матрицей культуры", так как из него вырастают затем и религия, и философия, и искусство, что дало право Шеллингу говорить даже о своеобразной "прамифологии", "первобытной поэзии", из которой могла произойти вся человеческая культура. Mythos означал "слово", "рассказ" и на первых порах не противопоставлялся logos`y, первоначальным смыслом которого также является "слово", "речь". И только в дальнейшем logos стал означать способность мышления, разум благодаря творчеству древних философов Гераклита, Платона. Начиная с V в. до н.э. в философии и истории mythos, противопоставленный logos`y, приобрел уничижительный оттенок, обозначая бесплодное, необоснованное утверждение, которое не опирается на строгое доказательство или надежное свидетельство. В Древней Греции в III в. до н.э. возникло особое учение евгемеризм, по имени философа основателя данного учения Евгемера. Согласно ему божества это не более как люди, обожествленные за свои военные или культурные подвиги последующими поколениями. Интересно то, что обожествление предков происходило в самых различных культурах, не связанных между собой ни пространственно (географически), ни во времени (исторически). Так можно говорить о целой "системе родовых первопредков" в Древнем Китае, которая обслуживала генетические связи родовых групп. Нет основания сомневаться также в том, что в мифах заключена целая педагогическая система. Историческое понимание мифа и отношение к нему было различным. Выделим принципиальные стадии: 1) миф рассматривался как абсолют, вера в него была безусловной (первобытный человек) 2) миф виделся как суеверие (с момента возникновения философии, апогея достигает в эпоху Просвещения) 3) миф осознается как элемент социальной структуры, способ функционирования сознания (это понимание возникает в начале XX в. в структурализме, неокантианстве и психоанализе). Необходимо проводить различие между мифом и выдумкой, метафизикой, поэзией, религией, наукой и т.д. Мифы являлись не результатом развлечения, а толковали события, от которых зависела жизнь человека. Поэтому образы мифа ни в коем случае не аллегория. Миф открывает существенную, хотя и не верифицируемую истину. Уже Дж.Вико называл ее "умственным словарем человечества, а Ж.-П. Вернан говорил о "разуме мифа" где отыскиваются общечеловеческие схемы мышления и жизни, обнаруживаются непреходящие ценностные образы. М. Лифшиц ввел даже особый термин "логомифия", который призван указывать на рациональную и внутренне организованную структуру образотворческого мышления. Уже в рамках мифо-поэтического воображения древний человек пытался ставить вопрос о телосе - цели и смысле бытия. Миф представляет собой своеобразную "доисторическую метафизику". Мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличие к противоречию и т.д. (Е. М. Мелетинский). Главную роль в мифах играет воображение, через которое строятся отношения между реальностью и человеком, субъективным и объективным. Мифологическое восприятие имеет свой метод, своеобразную мифологическую "логику", первобытное мышление, дологическое, а не алогическое (Леви Брюль). Его объект предмет веры, а не рассуждения. С точки же зрения духовно-социальной особая значимость мифа заключается в том, что он (в отличие от науки и ее формализованной логики) содержит в себе аксиологический, ценностный смысл, передаваемый из поколения в поколение. Вместе с развитием древнего общества, установлением социальной иерархии и дифференциации (классов) происходило усложнение мифологического описания действительности, в нем возрастает степень символизма и отрешенности, происходит выделение главного божества, развиваются теогонии. Многие черты первобытного сознания наследуют и современные религиозно-мифологические и околонаучные концепции. Мифы бывают различных видов, среди них: мифы о животных или зооантропоморфных предках, развившиеся непосредственно на основе тотемизма; солярные и астральные (о происхождении планет и звезд); так называемые календарные мифы, или аграрные. Однако наиболее значимыми являются сложные и глубокие мифы, из которых, или с помощью которых затем будут развиваться монотеистические религии и которые послужат катализатором возникновения принципиально нового мировоззрения - философии. К такого рода мифам можно отнести теогонические и космогонические мифы, свидетельствующие о происхождении мира и вселенной, среди которых можно выделить креационные, где преобладает идея творения (Библия) и эволюционные, в которых преобладает идея развития (Гомер). В космологических мифах прослеживаются общие черты вне зависимости от того, где они родились в начале мир представляет хаос, состоящий из темноты и воды. Кроме того, существуют мифы антропогонические (о происхождении человека) и эсхатологические (о его и мира конечной судьбе). Однако последний тип мифов, которые можно назвать религиозно-философским, встречается лишь в развитых культурах. В мифах о создании человека и об утрате им бессмертия говорится, например, что люди были созданы бессмертными, но по собственной небрежности или, совершив преступление-грехопадение, лишились бессмертия. Смерть рассматривалась как результат враждебной, колдовской деятельности, а не как естественный итог жизни человека. Глубже понять смысл древней мифологии помогают работы К. Г. Юнга. Он попытался создать язык прочтения древней символики, ключ к которому лежит не только в памятниках культуры, но и в душе каждого человека. Фактически Юнг выявил такую черту функционирования сознания человека, как способность его к творению символов и мифотворчеству. "Разве люди когда-либо могли отрешиться от мифа?" вопрошает он, и приходит к выводу, что все формы человеческого отношения к миру и формы его самопознания по своей сути символичны. Может быть главнейшие мифологические мотивы всех рас и эпох являются общими? Юнг продолжает в данной связи: что он "Мог бы указать ряд мотивов греческой мифологии в сновидениях и в фантазиях душевно больных чистокровных негров". К. Г. Юнг, таким образом, отказался от фрейдовского видения в мифе сублимации либидо. Помимо личного бессознательного он вводит понятие "коллективного" бессознательного, которое выражается как через определенные архетипы культур, так и через образы сновидений. Исходя из этого можно сделать вывод, что такое коллективное бессознательное, выражаемое в мифе, является априорным по отношению к индивидуальному сознанию, об этом говорил еще Шеллинг, а затем Э. Кассирер. Проявление этого коллективного и априорного сознания, единого архетипа, можно проследить на мифологических представлениях различных народов. Так темнота и вода являются архетипами, на основе которых конструируется космогенез в Библии (Книга Бытия) и космогоническом гимне в Ригведе. Древнегреческий Хаос также есть зияющая бездна, из которой произошли мифологические персонажи. Дальнейший же процесс развития мироздания имеет свои детали и специфику в разных культурах и у разных народов, что не отрицает изначальное архетипическое единство. Мифы существую и сейчас: или в качестве осколков древних суеверий, или в виде продуктов массовой культуры и идеологий (социальная мифология). 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Поиск по сайту:
|