АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическое учение Макиавелли (1469-1527)

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница

Основной труд: «Государь». Сторонник политики ради политики.

В период Средневековья человеческая мысль была нацелена на создании учений о Боге, поэтому реальная жизнь людей во всех ее проявлениях была лишена самостоятельной ценности, а значит и познавательного интереса. Поэтому средневековье не оставило оригинальных естественнонаучных и социально-политических учений.

Будучи итальянцем – имел богатый жизненный материал. Нескончаемые феодальные войны, борьба папства за усиление своего влияния в Европе. В течении 10 лет был личным секретарем Ч. Борджия одним из самых коварных и хитрых людей.

«Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности». Государство создается, чтобы насильственным образом обуздать этот природный эгоизм человека, обеспечить порядок в обществе. Государство – дело рук человеческих, главным образом мудрого (хитрого, как лис и сильного как лев) государя, государство высшее проявление человеческого духа. В служении ему – цель и счастье человеческой жизни.

Церкви в данной связи отводится лишь роль духовного утешителя народа (разрыв с средневековой установкой).

Сила – основа правления и права. Она призвана наказывать, где нужно, но и исправлять, воспитывать, поднимать. Государя лучше всего бояться, т.к. любить и бояться практически невозможно. Государь должен следить за временем и теми изменениями, которые оно вносит в жизнь общества, хорошо ориентироваться в реальной политической ситуации, вовремя и умело приспосабливаться к новым тенденциям, в ней наметившимся. Главное – действовать.

Идеал Макиавелли – государство,в котором перемешаны «все три правительственных начала»: монархическое, аристократическое, демократическое. Власть императора – монархический элемент, сенат – аристократическому, трибуны же олицетворяли – демократические начала. Именно в противоборстве этих трех сил, их равновесное противостояние, не позволяющее ни одному из этих элементов полностью подавлять, а значит подавлять и ослаблять два остальных – сделало Рим могущественной державой в мире.Принцип на вооружение «Цель оправдывает средства». Возведение насилия в закон политической жизни.

Понятие добродетели для человека Возрождения существенным образом переосмысливается. Это уже не бессильное моральное чувство, черпающее содержание в мистическом и божественном, а особый талант, энергия, твердость духа, умение и желание противостоять судьбе.

Критерием нравственности для правителя является благородная цель. Исторические деятели, так же и исторические события, считает Макиавелли, не подлежат этической оценке. Они должны быть логически осмыслены и бесстрастно объяснены. История для Макиавелли – вечная борьба имущих и неимущих классов, все политические системы различными способами стремятся достигнуть определенного равновесия между ними. Основой исторического прогресса является тщеславие и ненасытный «аппетит» человека, заставляющий его постоянно стремиться к новым достижениям. Причина исторических беспорядков и потрясений заключается в трагическом несоответствии между целями, «аппетитами» людей и отсутствием у них главной гуманистической добродетели: virtu, решительности, отваги и ума в достижении этих целей. Управление людьми должно опираться на точность в формулировке целей и действенность средств их достижения.

Макиавелли зафиксировал в своих произведениях появление профессиональной политики и сформулировал политические принципы, которые уже стихийно сложились в политической практике. Главным принципом и инструментом профессиональной политики является преступление, посредством которого власть достигается и удерживается.

Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд - канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет - слово, придуманное Т. Мором)).Идеи:Уничтожение всех видов частной собственности;Обязательный труд всех граждан;Выборность государственных органов;Семья - ячейка коммунистического быта.* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город Солнца» - коммунистическая утопия.Идеи:Упразднение частной собственности и семьи;Дети воспитываются государством;Обязательный 4х часовой труд;Распределение продуктов по потребностям;Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов,что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.Выводы: 1 Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец. 2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она:- обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;- заложила основу философии, свободной от религии.Условно философию Нового времени можно разделить на три периода: 1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века. 2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века. 3-й период: Немецкая классическая философия. Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический этап. А) Эмпиризм и рационализм 17 века: Исторические условия: 1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах, Англии). 2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма). 3) Соединение науки с практикой материального производства. -Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос; -Ньютон - сформулировал основные законы механики; -Бойль - применил механику в химии.Исторические условия привели к изменению общественного сознания: 1. Западная Европа из двух путей исторического развития цивилизации (духовный или научно-технический прогресс)выбирает путь НТП. 2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над природой. 3. Активизированы поиски новых методов познания для:-систематизации огромного количества фактов;-создания целостной картины мира;-установление причинно-следственных связей между явлениями природы. Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории познания (гносеологии):-что значит знать?-что пролагает дорогу к истине:ощущение или разум;интуиция или логика.-аналитическим или синтетическим должно быть познание. Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений. Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основу нового метода ищут: 1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк). 2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза,Лейбниц).Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т. Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.1 .Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:*единственный источник знания - это опыт. Опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями,представлениями;содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту. *в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей.Душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». *поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. *знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

 

Ф. Бэкон (1561-1626)

Основные социальные иллюзии новой буржуазной эпохи связаны с развитием научного экспериментального знания. Именно в этих условиях закладываются основы сциентического мировоззрения. (Сциентизм – концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и точные науки)

В социально-политических произведениях Ф.Бэкона «Опыты, или Наставления нравственные и политические» и «Новая Атлантида» представлена программа буржуазных социальных реформ, с позиции просвещенной монархии защищающей интересы обуржуазившейся аристократии. Развитая наука, техника и торговля, научно разработанная технология управления – фундамент процветающего государства. «Знание – сила» - лозунг Бэкона выразил дух новой европейской рациональности, мировоззрение нового европейского человека.

С помощью разума человек способен построить общественные отношения, гарантирующие естественные права индивида, поставить под государственный контроль стихийность «естественного состояния».

Обосновал преимущества эмпирического, индуктивного метода познания.

Философы делятся на три группы

 

 

Пауки – ткут паутину своей муравьи – они собирают Пчелы (истинные философы)

системы лишь из индивиду- в свой фил-кий муравей- как пчела перерабатывает

ального сознания; их представ- ник все, что встречается соки цветов в мед; иначе гово

ления и утверждения не под- им на пути; это грубые ря, подлинный философ дол-

тверждаются опытом. эмпирики. жен перерабатывать в своем

мышлении данные опыта и

восходить к предельным

обобщениям


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)