|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Комедия дель арте
Комедия дель арте (Commedia dell'arte) Жанр театрального представления, основанный на сценической импровизации и постоянстве основных персонажей (масок). Сложился в Италии XVI—XVIII вв. Арлехин (Arlechino) — второй дзанни, глупый в отличие от первого (см: Бригелла). У истоков происхождения его имени — дьявол Эл-лекен, который во французских средневековых легендах предводительствовал «дикой охотой» (его посланец принимал участие в действии одной из первых франкоязычных пьес — «Игры в беседке» Адама де ла Алля, ок. 1276—1277). В качестве имени театральной маски впервые упомянут в 1584 г. Первым исполнителем, выступавшим под этимименем, считается актер придворной труппы герцога Мантуанского Тристано Мартинелли, игравший во Франции в течение двух первых десятилетий XVII в. Второй дзанни мог зваться также Буратти-но, Граделлино, Меццетино (известен по картинам Ватто), Табарино, Траканьино, Труффальдино, Фрителлино и др. Костюм белый, обшитый разноцветными лоскутами, маска черная, волосатая, на голове шапка, украшенная заячьим хвостом, за поясом деревянный нож. Туп, груб, неотесан, постоянно попадает впросак и своей неловкостью ставит в глупое положение хозяев, страшный обжора и законченный эгоист. Но вместе с тем весел, наивен и простодушен, склонен витать в облаках — акцентировка той или другой стороны его характера зависела от исполнителя. Двойственность, в нем заложенную, наглядно демонстрируют комедии Гольдони последнего, парижскою периода его творчества: в «Отцовской любви» (1763) А. груб, жаден и всячески притесняет своего бывшего хозяина, впавшего в нищету; в «Робких любовниках» (1764—1765) он одновременно смешон и трогателен в своей застенчивости и нерешительности. (Вообще же у Гольдони А, сохраняя, как правило, традиционные характеристики, заметного участия в действии не принимает, иногда он к тому же уступает роль слуги Труффальдино или Траканьино и лишь в «Феодале» обращает на себя внимание неожиданным возвращением к истокам — к крестьянскому труду). Основную эволюцию маска А. прошла во Франции, и решающий вклад в нее внес Доменико Бьянколелли, игравший в Париже в 1661—1667 гг: его А. превратился в остроумного и циничного шута и сменил даже костюм (прежнюю крестьянскую робу на нечто вроде трико из ромбов и треугольников) и маску (которая лишилась волосяного покрова). Место, которое освободил А, было занято маской Пьеро, а новый А^ соединивший в себе отныне черты первого и второго дзанни, оказался желанным гостем в драматургии Ш. Дюфрени, Ж. Реньяра, П. Мариво. Здесь началась его литературная судьба, которая привела его в том числе и в Россию, к «Балаганчику» Блока, к «арлекинадам» Евреинова, и которая продолжается до сих пор.
Бригелла (Brighella) — первый дзанни, умный и хитрый в отличие от второго, Арлекина или Труффальдино. В качестве персонажа литературной комедии впервые встречается в 1602 г., маска с этим именем — в 1638 г. (труппа «Конфиденти»), но амплуа первого дзанни восходит к начальным шагам комедии дель арте маска такого рода имелась уже в труппе Дзан Ганассы, игравшей во Франции в 1571 г. и затем в Испании. Первые дзанни носили также имена Бельтраме (актер Никколо Барбьери), Буффетто (актер Карло Канту), Педролино (актер Джованни Пеллезини), Скапино (актер Франческо Габриэлли, образ которого сохранился в рисунках Калло; ср.:мольеровский Скапен). Костюм (блуза, панталоны и плащ) — белый, за поясом кинжал, маска темного цвета с черными усами и черной лохматой бородой. На сцене ведет интригу и в этом плане подобен рабу и слуге классической комедии; отличается от них значительной независимостью и агрессивностью, в том числе в отношении хозяев, которых с удовольствием унижает и высмеивает. С течением времени его агрессия понижается и исчезает, но память о ней сохраняется в той роли, которую он играет в драматических «сказках» Карло Гоцци: в «Любви к трем апельсинам» и в «Зеленой птичке» он держит сторону отрицательных героев и карается вместе с ними (в «Принцессе Бландине» Гофмана он, напротив, самый верный из слуг заглавной героини; его верность специально отмечается и в «Благоразумном» Гольдони, 1748). Вообще же в комедиях Гольдони, где интриги в традиционном смысле нет, Б. либо остается слугой без заметного участия в действии, либо превращается в солидного хозяина постоялого двора или респектабельного домоправителя. Своеобразная роль у него в «Покорной дочери» (1752) — антрепренера, эконома и сводника своей дочери, преуспевающей балерины.
Дзанни (Zanni) — общее название для масок слуг из квартета «северных масок» (см. Арлекин, Бригелла, Труффахьдино). Этимология: диалектная форма имени Джанни, Джованни. В 1554 г. упомянута Дю Белле среди масок римского карнавала, Первосоздателем считается Симоне Базилеа из Болоньи, актер труппы «Джелози». Язык — берга-масский диалект. По происхождению — крестьянин из окрестностей Бергамо, прежде чем стать слугой, был носильщиком (отражение реальных миграционных процессов на венецианской терраферме). В труппе и на сцене Д, как правило, двое — умный (Бригелла) и глупый (Арлекин). Д — основные исполнители специфического для комедии дель арте сценического приема —«лацци» (т. е. буффонного трюка, не имеющего отношения к действию). Доктор (Dottore) — маска старика в комедии дель арте, входит в группу «северных масок». Традиционная фамилия (Грациано) впервые встречается в 1567 г. в дневнике секретаря герцога Мантуанского (другие фамилии: Баланцоне, Ломбарди и др.). Канонический образ был создан актерами Луцио Буркьелла и сменившим его в 1578 г. в составе труппы «Джелози» Лодовико де Бьянки. Костюм и маска черные, белый воротник, белые манжеты, щеки нарумянены (что указывает на склонность к возлияниям). Язык — болонский диалект с большим числом латинских вкраплений (часто сознательно искажаемых). По профессии он либо юрист, либо лекарь (в последнем случае его костюм дополнялся гротескно преувеличенными атрибутами врачебного ремесла). Сюжетная функция объединяет его с Панталоне: в комедии он — «второй» отец (т. е. отец героини, если Панталоне — отец героя) и часто безуспешно соперничает с героем-любовником. Но словесный комизм этой маски больший, чем у Панталоне: Д чрезвычайно словоохотлив и речь его изобилует предметными, логическими и грамматическими нелепостями (в этом плане его ближайшим литературным прообразом является педант, популярная фигура в итальянской комедии XVI в.). В комедиях Гольдони, где Д — частый гость в списке действующих лиц, гротескный его образ сглаживается и нивелируется и даже комическая ученость акцентируется лишь в виде исключения; он полностью исчерпан своей ролью комедийного отца. В «Мошеннике» (1754) ему даже приданы некоторые автобиографические черты. Капитан (Capitano) — маска комедии дель арте. Аналогична персонажу, пользовавшемуся значительной популярностью в литературной комедии второй половины XVI—XVII в. (мы встречаем его у Сфорцы Одди и Джамбаттисты Делла Порта, в «Иллюзии» Корнеля). Ее классический прообраз — хвастливый воин Плав-та. Самым знаменитым К. был актер труппы «Джелози» Франческо Андреини, издавший в 1607 г. (и затем в расширенном виде в 1624 г.) сборник «Бахвальства Капитана Спавенто». Язык, как правило, испанский (что в условиях, когда значительная часть Италии находилась под властью Испании, имело очевидные сатирические импликации), но это не строго обязательно. Имена менялись вместе с исполнителями: Спавенто (Ужас), Матаморос (Убийца мавров), Риночеронте (Носорог), Кокодрилло (Крокодил), Спеццаферро (Сталедро-битель) и т. п. Самый яркий отличительный признак — переходящее все границы вероятности хвастовство своей храбростью и подвигами в сочетании с трусостью (от хвастовства К. идет прямая линия к фантазиям барона Мюнхгаузена). Иногда выступает соперником героя-любовника, но вообще сюжетная функция этой маски предстает ослабленной: основная ее задача — в самодемонстрации. Вариантом К. является Скарамучча (или Скарамуш), маска, созданная актером Тиберио Фьорилли, много лет игравшим в Париже и оказавшим большое влияние на актерскую технику Мольера. К концу XVII в. теряет популярность (последним К был Никола Бонити, умерший в се-редине XVIII в.); о времени, когда без маски К. не обходилась ни одна труппа комедии дель арте, напоминает исторический роман Теофила Готье «Капитан Фракасс». Ковьелло (Coviello) — маска слуги в комедии дель арте (хотя известны случаи, когда это имя носили старики), неаполитанский вариант первого дзанни, соединяющий, однако, в отличие от Бригеллы, черты первого и второго дзанни (т. е. хитрость и глупость). Коломбина (Colombina) — маска служанки в комедии дель арте. Имя К. — лишь одно из множества возможных (Арджентина, Кораллина, Смеральдина и др.) и не первое в истории маски. Первой служанкой в комедии дель арте считается Франческина (актриса Сильвия Ронкальи из труппы «Джелози»), созданный ею типаж представлял собой женский вариант Арлекина (неловкость, наивность, глуповатость). Постепенно маска освобождается от прямой буффонады; решающий вклад в превращение ее в изящную и остроумную субретку внесло несколько поколений К. из семейства Бьянколелли, игравших на французской сцене во второй половине XVII — начале XVIII а, в том числе жена, дочь и внучка Доменико Бьянколелли (знаменитого Арлекина). Первая из К. Тереза Бьянколелли, была изображена на портрете с голубками в руках: голубки — это нечто вроде ее герба, и отсюда идет имя ее маски (colomba — «голубь» по-итальянски). Язык служанки мог быть любым из северных или южных диалектов, мог быть и литературным языком; сюжетные функции также отличались значительным разнообразием. В драматических «сказках» Карло Гоцци Смеральдина верно служит силам зла (в «Любви к трем апельсинам» и в «Дзеиме, царе джиннов») и сама при этом преображается в «арапку», но она же может выступить в образе самоотверженной приемной матери (в «Зеленой птичке»). В комедиях Гольдони под именем К. не принимает заметного участия в действии, но под именами Кораллины («Домоправительница», 1751; «Мстительница», 1753 ), Арджентины («Ловкая служанка», 1754) и Валентины («Экономка», 1758) разыгрывает в разных вариантах (разных в том числе и в плане моральной оценки ее действий) весьма популярную в театре этого времени роль «служанки-госпожи». Образцовую добродетель воплощает Кораллина из «Любящей служанки» (1752). Образ Мирандолины («Трактирщица», 1753), самый знаменитый из женских образов, созданных Гольдони, также в конечном счете восходит к маске служанки. Панталоне (Pantalone) — маска старика в комедии дель арте, входит в группу «северных масок». Этимология неясна: имя ведет происхождение либо от популярного в Венеции святого (св. Панталеон), либо от выражения «piantar leone» — «водружать льва» (устанавливать на завоеванной территории штандарт с львом св. Марка, гербом Венеции). Впервые встречается в 1565 г. в римском судебном документе, но десятилетием раньше в стихотворении Дю Белле упоминалось его прозвище (Magnifico — Великолепный); фамилия, ставшая традиционной (Бизоньози), впервые встречается в 1568 г. Канон образа создал Джулио Пасквати, актер труппы «Джелози» (конец XVI в.). Костюм— красный за исключением черного плаща, на поясе — кинжал и кошелек. Маска землистого цвета, крючковатый нос, седые усы и борода. Социальное положение — купец, говорит на венецианском диалекте; если в труппе не было актера, владеющего диалектом, — соответствующий персонаж менял имя (то же будет происходить и в комедиях Гольдони: П. первоначальных, диалектальных редакций таких комедий, как «Отец семейства», 1750, или «Купцы», 1753, становится Панкрацио, когда они переписываются на общелитературном языке). Унаследовал характер и сюжетные функции старика греко-римского фарса и классической комедии. Богат и скуп, дряхл, но любвеобилен, придирчив и брюзглив. В роли отца пытается устроить судьбу сына или дочери вопреки их сердечным склонностям. В роли любовника соперничает с молодым героем — в обоих случаях остается одураченным. В трагикомедиях исполняет роль советника. У Карло Гоцци он — близкое к государю лицо (воспитатель, секретарь, советник, министр, в «Вороне» — адмирал), персонаж комический, но отличающийся добродушием, преданностью и здравомыслием («чудесный старец, золотое сердце» — «Ворон»). У Гольдони П., сохраняя в ряде комедий («Банкрот», 1741; «Ревнивый скупец», 1753) традиционные характеристики, постепенно приобретает черты идеального представителя третьего сословия и сосредоточивает в своем лице все его образцовые ценности: таков он в «Семействе антиквара» (1750), где пытается унять спесь своих вновь приобретенных аристократических родственников, в «Благоразумном» (1748), где мудро правит домом и удерживает от распада семью, в «Опекуне» (1752), где благоразумно и ревностно пестует доверенную его попечению девицу, в «Любопытных женщинах» (1753), где основывает мужской союз, построенный на началах здоровой социальности. В «Любезном старце» (1754) полностью переосмысляется такая устойчивая характеристика его маски, как любострастие: здесь П. — желанный жених, во всем превосходящий молодого героя. В комедии Гольдони парижского периода «Отцовская любовь, или Благодарная служанка» (1763) П. одновременно смешон и трогательно-патетичен в роли заботливого отца. Пульчинелла (Pulcinella) — неаполитанский вариант маски второго дзанни (см; Арлекин). Согласно популярной одно время, но не нашедшей подтверждения гипотезе восходит к Маккусу, маске древнеримской ателланы. Предположительная этимология — от pulcino (цыпленок). В составе масок комедии дель арте появляется не раньше начала XVII в. (в качестве персонажа комедии впервые упомянут в 1621 г, рисунок Калло 1622 г.). Канонический образ создал актер Сильвио Фьорилли. Костюм белый, черная полумаска, на голове остроконечный колпак, нос крючком, брюхо, горб спереди и сзади, высокий писклявый голос Преобладающие черты — глупость, лень, обжорство. Он может быть не только слугой, но торговцем, солдатом, сторожем, живописцем, вором. В отличие от северных дзанни, как правило, женат и в этом случае ревнив и носит рога (тем самым восполняя недостаток масок стариков в южных сценариях). Превратился в персонажа кукольного театра и в этом образе известен всей Европе: во Франции — Полишинель, в Англии — Панч, в России — Петрушка. Тарталья (Tartaglia) — маска старика в Комедии дель арте, входит в группу «южных масок». Имя происходит от tartagliare, «заикаться»; заикание —ее постоянный атрибут. Первое упоминание — 1613 г. Костюм зеленый, остроконечная шляпа, белый парик или лысина, туфли с огромными пряжками, вместо маски — очки. В комедии Т. мог быть судьей, нотариусом, полицейским чиновником, иногда — слугой. Раз и навсегда определенной сюжетной функции маска не имела, и эта неопределенность дает о себе знать в драматических «сказках» Карло Гоцци, где Т. выступает в образах министра, канцлера, принца, короля, где он может играть даже роль героя-любовника («Любовь к трем апельсинам») и где он всегда остается комическим персонажем, но характеристики его меняются от нейтральных и даже положительных («Турандот») на резко отрицательные («Король Олень»). Предателем он является и в «Принцессе Бландине» Гофмана, а о злодействе, выказанном им в качестве персонажа Гоцци, хорошо помнит Бригелла из той же пьесы. Труффальдино (Truffaldino) — маска второго дзанни, аналогичная Арлекину. Имя образовано от truffa (мошенничество). Первое упоминание о Т. как о театральной маске относится к 1620 г., но литературный, причем не обязательно комедийный, персонаж много старше (в частности, так зовется персонаж «Влюбленного Орландо» Боярдо, вавилонский царь, изменник и злодей). В драматических «сказках» Карло Гоцци Т. — тунеядец и обжора, изгоняет из дома своих приемных детей (в «Зеленой птичке»), но в отличие от Бригеллы держит сторону положительных героев (делает это, однако, по соображениям чистой выгоды). В комедиях Гольдони персонаж второго плана за исключением «Слуги двух господ», где Т. порождает все комические недоразумения, двигающие сюжет, и ловко выходит из запутанных ситуаций. В ранней комедии Мольера («Шалый, или Все невпопад») появляется в несвойственной ему роли старика.
АНДЖЕЛО ПОЛИЦИАНО * Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |