|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»I. История создания и публикации романа. «Глуповский» цикл начала 1860-х гг. начала 1860-х гг. (очерки «Литераторы-обыватели», «Клевета», «Наши глуповские дела», «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Наш губернский день»). Город Глупов как топонимическое обобщение. II. Тысячелетняя история России как объект сатирического осмысления в «Истории одного города». 1. Жанрово-композиционное своеобразие книги: а) Проанализируйте особенности построения «Истории одного города». Обратите внимание на нарративную (повествовательную) специфику произведения. Объясните, для чего писатель вводит два повествовательных плана – летописца-архивариуса и издателя (приведите примеры). Звучит ли в книге голос автора? б) Какое жанровое определение «Истории одного города» представляется вам наиболее точным: роман, хроника, сатира? (предложите свои варианты). 2. Пародирование в тексте летописной легенды о призвании варягов и исторических концепций о происхождении русской государственности (С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, М.П. Погодина). Приведите соответствующие фрагменты. 3. История России как реальная основа щедринского гротеска: а) Почему Салтыков утверждал, что писал «не историческую», а «совершенно обыкновенную» сатиру? (см.: «Письмо в редакцию») б) «Гротескный» хронотоп как способ сатирического изображения современности: – деформация времени в романе: принцип «исторических совмещений и проекций» (С.А. Макашин) в использовании реалий и имен (приведите примеры); – деформация пространства в романе: локальная размытость границ города Глупова (подтвердите текстом). III. Гротескная трактовка в «Истории одного города» проблемы «народ и власть» («Жизнь, находящаяся под игом безумия»). 1. Исследование в книге механизмов власти, художественная реализация идеи «безумия». «Не потерплю!» и «Разорю!» как лейтмотивные формулы власти: а) Косвенное выражение идеи «безумия» в образах градоначальников, предающихся «телесным упражнениям» (Микаладзе … – продолжите список). Чем замечательно правление каждого из них? б) Реализация метафоры «безголовый» в образах таких градоначальников, как Органчик … (продолжите ряд). Бородавкин как предвестие Угрюм-Бурчеева (аргументируйте). «Идиот» Угрюм-Бурчеев – предельное воплощение идеи «безумия» власти (подтвердите текстом). 2. Исследование в книге механизмов подчинения: «народ исторический» в романе Салтыкова: а) Коллективный портрет глуповцев. Каков социальный состав глуповского населения. Назовите характерные черты их психологии и поведения (начальстволюбие… – продолжите). Докажите, что поведение глуповцев показано как проявление народного «безумия». Что такое «бунт на коленях»? (приведите примеры). б) Как изменяется тональность повествования в главах «Голодный город» и «Соломенный город»? (процитируйте соответствующие фрагменты). Справедливы ли были упреки Салтыкову в «глумлении над народом»? (см. статью А.С. Суворина и ответ на нее Салтыкова). 3. Логика развития конфликта «народ и власть». Кольцевой принцип композиции: от мечтаний головотяпов о «сильной руке» (приведите примеры) – до «бреда» Угрюм-Бурчеева. Применим ли к идейной концепции романа тезис о том, что всякий народ достоин своих властителей? IV. Художественное воплощение в романе философско-исторических взглядов Салтыкова-Щедрина. 1. Представление писателя о народе как «воплотителе идеи демократизма» («Письмо в редакцию»). Периоды глуповского благоденствия и его причины (глава «Эпоха увольнения от войн»). Почему Глупов назван «злосчастной муниципией»? (глава «Подтверждение покаяния. Заключение»). Каков, с вашей точки зрения, авторский идеал государственного устройства? 2. Эволюционная концепция исторического процесса. Движения декабристов и петрашевцев как реальный материал для художественных обобщений («мартиролог глуповского либерализма»). Антиутопический пафос книги: разоблачение тоталитарной основы «коммунистического нивеляторства» (главы «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния. Заключение»). 3. Библейские реминисценции в романе и их функция. Эсхатологический смысл финала, его предвосхищение на разных этапах развития конфликта. Найдите в тексте фрагменты, в которых выражена мысль о циклическом развитии истории. Какое значение в романе имеет образ реки? Литература Обязательная 1. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1969. Т.8. Рекомендуем также обратиться к комментариям Б.М. Эйхенбаума в издании: Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. М.: Детская литература, 1970. 2. Салтыков-Щедрин М.Е. Письмо в редакцию «Вестника Европы» // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1969. Т.8. 3. «Историческая сатира?» (Статья А.С. Суворина и ответ на нее М.Е. Салтыкова-Щедрина) // Русская словесность. 1995. № 4. 4. Николаев Д. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971. Дополнительная 1. Елизарова Л.В. Повествование в «Истории одного города» // Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1826–1976. Калинин, 1977. 2. Строганов М.В. О финале «Истории». К проблеме «Щедрин и декабристы» // «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин, 1985. 3. Головина Т.Н. «История одного города»: продолжение следует // Щедринский сборник. Вып. 2. Тверь, 2003. № 6. Эсхатологический смысл романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» I. История создания романа: от очерка «Семейный суд» (цикл «Благонамеренные речи») к головлевской хронике. Салтыков-Щедрин об идее романа в письме к Е.И. Утину от 2 января 1881 г. Проблема прототипичности щедринских персонажей. II. Роман «Господа Головлевы» как «история умертвий». 1. «Дворянское гнездо» Головлевых–«другой» взгляд на дворянскую культуру (ср. «дворянские гнезда» в произведениях Тургенева и Толстого). Семья как «призрак»: искажение основных жизненных ценностей в головлевском жизнеустройстве. Существование, погруженное в «тину мелочей». 2. Герои и обстоятельства: социально-психологический анализ как способ изображения «выморочного» семейства. Можно ли сказать, что Салтыков показывает извращающее влияние крепостного права на человеческую натуру? Приведите наиболее яркие примеры, подтверждающие, что матери принадлежит определяющая роль в формировании характеров детей. Плоды головлевского воспитания: шут и приживальщик Степан; человек без поступков Павел; «комедиант» и пакостник Иудушка. Судьба Арины Петровны как естественное следствие выбранного ею пути. 3. «Подведение итогов» как основной композиционный прием. Сходство жизненного финала членов головлевского семейства: одиночество, погружение в «фантастическую действительность», нравственная деградация (запой), предшествующая физической смерти. 4. Слово автора и слово героя в романе: а) Характер персонажей и их речь (обратите особенное внимание на речь Арины Петровны и Иудушки). Разнообразие словоформ и лексических оборотов, создающих представление о речи Иудушки: «растабарывает», «притесняет своей безнадежной канителью» (продолжите этот ряд). б) Выражение «двойной» морали в слове героев: «высокое» и «низкое» именование одного и того же явления. «Афоризмы» Иудушки (приведите примеры). в) Несобственно-прямая речь как средство выражения авторской иронии. Авторские комментарии к слову персонажей. г) Особенности диалогов в романе: разъединяющее общение (проанализируйте одну из семейных сцен). III. Библейское слово в структуре романа. 1. Притча о блудном сыне–сюжетообразующий и смысловой стержень романа. Приведите подтверждения того, что эта притча существует в сознании персонажей романа. Покажите, как она реализуется в сюжете (возвращение Степки… – продолжите). 2. Мотив предательства в романе. Предательство как основа жизненного поведения персонажей. Проанализируйте отношение Арины Петровны к детям. Можно ли сказать, что жизненный путь Иудушки – это цепь предательств? 3. Религия как обрядовая форма существования щедринских персонажей. «Идолопоклонничество» Арины Петровны и Иудушки. Слово «Бог» в устах персонажей как способ ухода от ответственности. «Богословские» собеседования в романе (проанализируйте соответствующие эпизоды). 4. Пробуждение «одичалой совести». Убедительно ли выглядит, по вашему мнению, запоздалое прозрение Иудушки? Можно ли рассматривать кончину Порфирия Головлева как вариант притчи о блудном сыне?
Литература Обязательная 1. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. 2. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1976. Т. 19-1 (письмо к Е.И. Утину от 2 января 1881 г.). 3. Покусаев Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975. 4. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988. 5. Кривонос В. Ш. Архетипические образы и мотивы в романе Салтыкова «Господа Головлевы» // Щедринский сборник: Статьи. Публикации. Библиография. Тверь, 2001. Дополнительная 1. Бушмин А.С. Эволюции сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984. 2. Кузнецова Р.Д. Особенности синтаксиса романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. Калинин, 1989.
«Господа Головлевы» представляют собой один из образцов «общественного романа», за который ратовал в 1870-е гг. Салтыков, обеспокоенный чрезмерным интересом современной литературы к любовным перипетиям («разрабатывали любовные способности человека, насколько хватало у них сил». – Т. 6. С. 182). Озабоченность писателя становится понятна, если вспомнить, что на эти годы приходится развитие «экспериментального» романа Э. Золя и его последователей. В поэтике натурализма важную роль играл принцип биологического детерминизма, и это увлечение телом не могло вызывать сочувствия Салтыкова, видевшего сходные процессы в русской литературе. Справедлива мысль В.В. Гиппиуса о том, что «общественный» роман можно рассматривать как своего рода альтернативу «экспериментальному» роману, которому он противоположен по своему стремлению к «свободному исследованию» того, как соотносится человек с современным социальным пространством. Называвший себя «летописцем минуты», писатель утверждал, что на первом месте в романе должны стоять вопросы общественные, причем необходимо разрабатывать материал сегодняшний, текущий, не имеющий еще примеров и образцов его художественного осмысления (рецензия 1871 г. на книгу С. Максимова «Лесная глушь». – Т. 9. С. 439–440). Одним из таких общественных вопросов в России после отмены крепостного права был вопрос о социальных последствиях реформы. Но Салтыков в «Господах Головлевых», в социальном смысле оставаясь на почве до- и пореформенной российской действительности, пишет, как это и свойственно большому художнику, о самих основах человеческого бытия, показывая, как их искажение ведет к разрушению и уничтожению человеческой личности. Поэтому следует говорить о том, что в собственной художественной практике писатель оказывался гораздо масштабнее и крупнее, чем о том могли бы свидетельствовать его эстетические декларации, и его произведения значительно превосходили те злободневные требования, которые он предъявлял к современной литературе.
№ 7. Социальное и философско-этическое содержание «Сказок» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |