|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
в изображении А.П. ЧеховаI. Литературный генезис понятия «футляр». Различные варианты «футлярности» в «маленькой трилогии». 1. «Маленькая трилогия» как цикл: а) Хронотопическое единство «рамочного» действия. «Обрамляющий» материал в цикле: беседа равных как основа обсуждения историй (традиция книги новелл). б) Общность «рамочных» героев. Каков социальный и профессиональный статус персонажей Чехова? Можно ли сказать, что в каждом последующем рассказе цикла происходит все большее сокращение дистанции между рассказчиком и героем? Каковы функции подобного приближения рассказчика к герою? 2. Основные структурные признаки «футляра» («футляр» в его внешнем выражении и внутреннем содержании): а) Отъединенность от людей, отгороженность от жизни; невозможность и нежелание понять другого. Кто из героев трилогии воплощает эти качества в наиболее явной форме? Кто является менее очевидным их носителем? Обратите внимание на повторяемость слов и поступков персонажей как внешнее выражение «футлярности» (приведите примеры). б) Житейское благополучие и сытость; духовная успокоенность. Какие персонажи могли бы служить примером? в) Погружение в обыденность, боязнь жизни и той меры ответственности, которой располагает человек. Кто из героев представлен подобным образом? д) Возможно ли разрушение «футляра»? Есть ли в трилогии такие примеры? Существует ли оппозиция «футляру» и как она выражена в цикле? II. Герои и проблемы «маленькой трилогии» в литературном контексте. 1. Чеховский Беликов в ряду персонажей Достоевского («Записки из подполья») и Салтыкова-Щедрина («Премудрый пискарь», «Вяленая вобла»). 2. «Много ли человеку земли нужно?»: сопоставьте рассказ «Крыжовник» с рассказом Толстого «Много ли человеку земли нужно». 3. Как соотносится образ Алехина с типом «лишнего человека»? III. Можно ли назвать «футлярными» героев таких произведений, как «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Черный монах», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Дама с собачкой»? Объясните свою позицию.
Литература Обязательная 1. Чехов А.П. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Скучная история. Дуэль. Палата № 6. Черный монах. Учитель словесности. Дом с мезонином. Ионыч. Дама с собачкой. Примечания к текстам см. по изданию: Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. М., 1977. Тт. 7–10. 2. Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979. 3. Громов Михаил. Книга о Чехове. М., 1989. 4. Овчарова П.И. Пушкин в литературной памяти Чехова // А.С. Пушкин и русская литература. Калинин, 1983. Дополнительная 1. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. 2. Авилова Л.А. Рассказы. Воспоминания. М., 1984 («Из повести “О любви”»).
1 Эту толстовскую метафору (относящуюся к периоду работы над романом «Воскресение») следует понимать и как авторское намерение и как программу читательского воздействия. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |