АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Романтический культурный герой

Читайте также:
  1. Вопрос 10. Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  2. Герой и конфликт в «Милом друге».
  3. Герой и конфликт в «янки из коннектикута»
  4. Герой нашего времени” М Ю, Лермонтова — социально-психологический роман. Приемы раскрытия образа Печорина.
  5. Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова / Э.Герштейн. – М.: Просвещение , 1976. – 124 с.
  6. Глава 1. Мальчишество как социокультурный проект
  7. Глава 3. Наука как социокультурный феномен
  8. Главный герой должен реагировать на побуждающее происшествие.
  9. Духовность как индивидуально-личностный и социокультурный феномен. Виды духовности.
  10. Етноцентризм и культурный релятивизм.
  11. Етноцентризм и культурный релятивизм.
  12. Информатизация как сложный технический, технологический и социально-культурный процесс перехода к информационному обществу.

Если Просвещение создало образ положительного культурного героя, то идеал романтиков, как и культурный герой Ренессанса, необязательно должен быть положительным, но непременно должен являть образец величия и неукротимости духа; это герой, который прежде всего отражает тоску по идеалу, постоянно пребывает в духовном поиске. Широта, необозримость, вечность бытия имеют свое продолжение в бесконечности человеческих устремлений. И лермонтовский Демон, и байроновский Корсар – это примеры беспокойного, мятущегося человеческого духа, примеры личности незаурядной, масштабной, «опершейся на самое себя» (В.Г. Белинский).

Культурный герой романтиков – это прежде всего самоценная и самодостаточная личность. Диалектическое мировосприятие побуждало представителей романтизма выделять из человеческой общности отдельных индивидуумов, каждый из которых несет в себе модель универсума. Всякий человек – Вселенная. Поэтому именно личность занимает центральное положение в романтической картине мира. Разработка любых философских вопросов – будь то природа, любовь, творчество – сосредоточена на глубоком и всестороннем познании человеческой личности, ибо индивид отражает в себе все закономерности объективного бытия. Познание мира есть самопознание.

Эволюция романтизма выявляет постепенное изменение романтического характера. Если на раннем этапе он еще слабо детерминирован окружающей реальностью, зачастую изолируется от нее, предстает в мифологизированном и аллегорическом ключе (образы Прометея, Каина, Моисея, Демона, Манфреда и др.), то постепенно социальная действительность все глубже проникает в субъективный мир героя. В английской и французской модификациях романтизма конкретно-историческая типизация личности достигает заметной высоты, что предварило появление реалистического метода. В своем предисловии к «Лирическим балладам» В. Вордсворт писал: «Итак, главная задача этих Стихотворений состояла в том, чтобы отобрать случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать или описать их, постоянно пользуясь, насколько это возможно, обыденным языком, и в то же время расцветить их красками воображения, благодаря чему обычные вещи предстали бы в непривычном виде»[5].

Романтический антропоцентризм повлек за собой изменение представлений об общественном идеале, выдвинутых классицистами и просветителями. В диаде «личность – общество» романтическое сознание, в отличие от просветительского, впервые в истории культуры переносит акцент на первый компонент, поскольку, согласно его логике, всемерное развитие и совершенствование отдельно взятой личности с неизбежностью должно привести к утверждению высоких идеалов в обществе. Данная трактовка персональности со временем утверждается в западном культурном менталитете как одна из наиболее ярких его характеристик. И хотя абсолютизация личности сопряжена с некоторыми негативными характеристиками (о чем говорится чуть ниже), следует признать, что по проникновению во внутренний мир человека, глубине его психологической характеристики, степени раскрытия богатства этого мира романтики сделали огромный шаг вперед по сравнению с их ближайшими предшественниками.

Вера в безграничные (идея бесконечности) возможности человека, в его суверенные права на самоопределение в быстротекущем мире была трансформацией политической идеи свободы, провозглашенной в ходе Французской революции. Индивидуальная свобода, в трактовке романтиков, является не только неотчуждаемым абсолютным правом личности, но и важнейшей ценностью романтической культуры.

В связи с указанным пониманием свободы в системе романтических представлений о мире и человеке встает вопрос об индивидуализме культурного героя. Учитывая неоднородность романтизма, надо сказать, что степень индивидуализма оказывается неодинаковой у различных представителей этого движения. Черты агрессивного индивидуализма безусловно присущи лишь некоторым героям романтических произведений (Адольф Б. Констана). «У тех романтиков, которые, отрицая окружающую их действительность, стремились к уходу от нее в мир иллюзорный, мир искусства и фантазии, в мир собственных рефлексий, герой-индивидуалист в лучшем случае оставался чудаком, мечтателем, трагически одиноким в окружающем мире (герой Гофмана). В других случаях индивидуализм романтического героя приобретает эгоистическую окраску (Байрон, Б. Констан, Ф. Шлегель, Л. Тик). Но немало у романтиков и таких героев, индивидуализм которых таит активную бунтарскую устремленность с некоторыми гуманистическими интонациями (герои Байрона, отчасти Виньи)»[6].

Индивидуализм, одиночество и исключительность все же не были безусловными ценностями культуры романтиков. Право «избранной» личности творить собственный суд над остальным человечеством нередко подвергалось у них сомнению, а то и встречало прямое осуждение. Судьба такой личности, как правило, оказывалась трагичной, вела к одиночеству и страданию.

Наряду с индивидуалистической отчетливо представлена в романтической картине мира иная концепция личности – универсалистская. Ее воплощает главным образом фигура художника – поэта, музыканта, живописца, - вознесенного над толпой обывателей силой неординарности, творческого дара, дающей ему особое зрение. Универсальная личность не стремится противопоставить себя обычным людям, а воплощает извечную тягу к гармонии, постижению всего многообразия мира, идеалу всесторонне развитого человека. Конфликт романтического художника с реальностью выглядит как протест одаренного, тонко чувствующего, духовно богатого человека против антиэстетизма бюргерского мирка.

По указанным причинам трудно однозначно приписать романтическому герою такую характеристику, как элитарность. Можно говорить лишь об определенных элитарных тенденциях, наряду с которыми отчетливо проявляются и прямо противоположные устремления – к демократизму, служению высоким гражданским идеалам во благо народа. В этом отношении романтическая культура продолжает просветительскую линию XVIII века. Красноречивые свидетельства тому обнаруживаются в творчестве поэтов Г. Гейне, В. Мюллера, В. Вордсворта, П.Б. Шелли, А. Мицкевича; во Франции появляется социальный роман В. Гюго, Ж. Санд.

Вместе с тем, осознавая всю бесперспективность противоборства романтической личности с грубой реальностью, иллюзорность своих устремлений, романтический культурный герой исполнен чувства самоиронии. Концепцию романтической иронии создали иенские романтики, опираясь на философскую идею И.Г. Фихте, согласно которой абсолютное «Я», стремящееся к бесконечной самореализации в идеале свободы, никогда не достигает конечной цели. Таким образом, романтическая культура достигает высокого уровня рефлексии не только по отношению к внешним объектам, но и по отношению к себе самой.

Романтическая картина мира воплотилась в заметном многообразии культурных практик, главное место среди которых занимают художественная культура (преимущественно литература, театр, живопись, музыка, отчасти архитектура), философия (в том числе социальная) Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Ф.Р. де Шатобриана, А. Шопенгауэра, гуманитарные науки (филология, история).

Достигнув максимального проявления в первой трети XIX в., романтическая парадигма культуры имела свое продолжение в течение всего столетия и отчасти за его пределами в виде неоромантической линии. Однако на передний план выдвигаются теперь новые типы культурного сознания, наиболее значительными среди которых стали либерализм и эгалитаризм.

Либеральный тип явился порождением складывающейся индустриально-буржуазной культуры и продолжением ренессансной, протестантской и рационалистической парадигмы в новых исторических условиях. Либерализм исходит из атомизированной картины мира, ядро которой составляет сообщество индивидуально свободных, независимых, разноустремленных личностей, отношения между которыми строятся на принципах личной неприкосновенности, конкуренции, взаимных обязательств, прагматизма. Либеральное мировосприятие персоноцентрично, т.к. ставит во главу угла интересы отдельно взятой личности (vs романтизм).

Ценностными приоритетами либерализма являются свобода личности, частная собственность, профессионализм, стремление к росту частного благосостояния, труд в социально недифференцированной форме, предприимчивость, рационализм, социальное партнерство, вера в исторический прогресс, сциентизм, поддержание эффективных новаций.

Своего наивысшего расцвета либерализм достиг в Великобритании, странах «протестантской ориентации» (за исключением Германии), главным образом в политической и идеологической практике (идеи Милля, Спенсера, создание буржуазных партий). Он следует задаче создания «правового государства» и «гражданского общества», основанного на разделении властей, обеспечении политических прав всех без исключения граждан, экономическом саморегулировании (через механизмы конкуренции и рынка), свободном частном предпринимательстве, невмешательстве государства в частную жизнь.

Культурной парадигмой, составившей и альтернативу и антитезу либерализму, явился эгалитаризм. Будучи порождением модернизирующейся культуры, эгалитарный тип сознания представляет собой, как и романтизм, критическую рефлексию на нее.

Для эгалитарного мироощущения характерно стремление преодолеть чрезмерную атомизацию, крайний индивидуализм и разобщенность людей в обществе. В противоположность либерализму, эгалитарная картина мира социоцентрична, поскольку идеалом здесь является общество, способное обеспечить равное и свободное развитие каждого своего члена.

Ведущие ценности эгалитаризма – равенство, справедливое распределение общественного богатства, коллективизм, труд во имя всеобщего блага, этика братства. Вместе с тем в аксиологической структуре актуализированы многие модернистские ценности, такие как вера в прогресс и науку, приверженность новациям, забота об эффективности жизнеустройства.

Как и либерализм, эгалитаризм нашел выражение прежде всего в социально-политической и идеологической практике. Так, уже в начале XIX в. в Европе получили широкое распространение идеи некоторых просветителей (Мелье, Мабли), возникли социалистические утопические учения (Сен-Симона, Фурье, Оуэна), имевшие своей целью преобразование общества на принципах всеобщего равенства. Примерно в середине XIX в. многие из этих идей были использованы в научно обоснованной материалистической концепции истории К. Маркса и Ф. Энгельса, впоследствии получившей наименование марксизма. В отличие от идейных предшественников, учение Маркса, опиравшееся на закономерности исторического процесса, показывало объективную необходимость перехода общества (в первую очередь западного) в коммунистическую фазу. Благодаря марксизму в Европе стало шириться социалистическое движение, постепенно превратившись из кружкового в массовое; создавались политические партии демократической ориентации. Эгалитаристские умонастроения также нашли отражение в литературе и живописи критического реализма.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)