АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мир семи цивилизаций

Читайте также:
  1. Возникновение цивилизаций
  2. Глава I. Роль идей в развитии цивилизаций
  3. Глава III. Роль великих людей в развитии цивилизаций
  4. Глобальные проблемы современных цивилизаций
  5. Дискуссии о месте России в мировом сообществе цивилизаций.
  6. Древневосточных цивилизаций
  7. Искусство древних цивилизаций Востока
  8. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби.
  9. Многообразие цивилизаций
  10. Общая характеристика цивилизаций Античного мира.
  11. Основные футурологические концепции. Модель устойчивого развития. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Окончание битвы идеологий обнаружило базовые разногласия, производные от различных традиций, от культуры, языка, религии, этических норм. Вновь возросла роль исходных цивилизационных ценностей, родовых обычаев, религиозных устоев.

Люди возвращаются к патетике прежних ценностей, поколебленных могучим ростом Запада в XVI—XX вв. Впервые в новое время мир стал отчетливо многоцивилизационным, западные идеи перестали казаться универсальными, а модернизация перестала быть синонимом вестернизации.

Если на ранней стадии перемен вестернизация способствует модернизации, то на последующих этапах модернизация вызывает девестернизацию и подъем автохтонной культуры, увеличивает общую экономическую, военную и политическую мощь, способствует усилению веры народа в свою культуру, укрепляет его культурное самоутверждение.

«Отлив истории» обнажил фундаментальное несовпадение основных цивилизационных парадигм — западной, латиноамериканской, восточноевропейской, исламской, индуистской, китайской и японской. Упорно сохраняется межцивилизационная дистанция, образовывая непроходимые рубежи между столь сблизившимися благодаря телефону и самолету пространствами. На этих-то рубежах и будут протекать основные конфликты ХХI столетия.

Пик прямого контроля западной цивилизации над миром был достигнут в 1920 г. — 25,5 млн. кв миль из 52,5 млн. общей земной поверхности были политически подчинены Западу. К новому тысячелетию зона контроля уменьшилась до 12,7 млн. кв. миль (Западная Европа, Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия) с населением 11 % мирового в 2000 и 10 % в 2025 г. (меньше численности представителей китайской, индуистской и исламской цивилизаций).

Пик западного промышленного производства пришелся на 1928 г. — 84,2 % мирового (в 1950 г. — 64,1 %, на рубеже тысячелетий — 48,8 %). К 2015 г. доля Запада в мировом валовом продукте составит примерно 30 %.

В 1900 г. в западных армиях числились 44 % военнослужащих мира, а в конце века — 21 %. Обозначились низкие показатели роста населения, постоянное увеличение расходов на индивидуальное потребление, гедонистические тенденции — в ущерб первоначальной трудовой этике.

Основанная на корпоративной мистической культуре с католицизмом без признаков Реформации, своеобразной ибероязычной литературой, с хрупкими демократическими традициями, латиноамериканская цивилизация смирилась с некой второсортностью, продемонстрированной и на Фолклендах, и на мировых рынках. Эта цивилизация питает надежды на вхождение в НАФТА, маневрирует, привлекая японские и западные капиталы, по существу соглашаясь на роль младшего партнера Запада.

В начале ХХ в. она охватывала 3,2 % земного населения, в 2025 г. в Латинской Америке будут проживать 9,2 % людей. Промышленное производство — 8,3 % мирового в 2000 г. — не обещает быстрого взлета.

Восточноевропейская цивилизация с выходом в новое тысячелетие ощутит значимость православия, коллективизма, трудовой этики. Для стран этой общности характерны отсутствие организации, особый исторический опыт, отличный от западного менталитет, различие взглядов элиты и народных масс; всё это затрудняет построение рационального капитализма в нерациональном обществе, свободного рынка. Полтора десятка государств восточноевропейского цивилизационного кода будут в следующем веке искать свое место в мире.

В 1900 г. к православной цивилизации относились 8,5 % населения Земли, в 2025 г. их доля составит 4,9 %. В 1980 г. страны православного ареала производили 16,4 % мирового валового продукта — и 6,2 % в его конце. При этом Россия является второй ядерной державой мира.

Внутри мусульманской цивилизации достаточно легко обнаружить турецкую, арабскую, персидскую, малайскую культуры, но и объединяющий стержень ощутим. Мусульмане проявят солидарность, превращая внешние границы своего мира на Ближнем Востоке (Палестина, Голаны), в Европе (Босния, Чечня), в Азии (Пенджаб и Халистан), в Африке (Юг Судана и Нигерии) в подлинные фронты ХХI в.

В 1900 г. численность мусульман в мире составляла 4, 2 %, в 2025 г. (прогноз) — 19,2 %. Доля промышленного производства поднимется с 2,9 % мирового валового продукта в 1950 г. до 15 % в 2025 г.

Индуистская цивилизация отошла от идей космополитического Индийского национального конгресса к гораздо более воинственному индуизму, готовому противостоять буддизму и исламу. Индуизм — более чем религия или социальная система, он стал подлинной основой индийской цивилизации. Индия через 15—20 лет будет самой населенной державой планеты — 17 % мирового населения. Валовой продукт страны составит в 2000 г. 3,5 % мирового, а в 2025 г. Индия будет четвертой по ВНП державой мира.

Китайская цивилизация, основанная на конфуцианском трудолюбии, на почитании властей и старших, на фаталистическом восприятии жизни, осуществит фантастический сплав новейшей технологии и традиционного стоицизма, демонстрируя исключительный рост самосознания. Китай отрешится от прежнего комплекса неполноценности.

В 1950 г. на Китай приходилось 3,3 % мирового ВНП, к концу века — более 10 %, а затем ВНП Китая станет самым большим в мире. Здесь будет жить не менее 21 % мирового населения.

На японскую цивилизацию придется в 2025 г. — 1,5 % мирового населения и 8 % мирового валового продукта.

Основным элементом системы международных отношений станет взаимодействие или жесткое определение взаимоотношений между цивилизациями, группирующимися вокруг центральных стран.

Странам, содержащим несколько культурных кодов, грозит дезинтеграция. При этом западная цивилизация в ХХI в. еще долго будет сохранять первенство, но утратит всемогущество.

Претензии на всеобщность своих ценностей сталкивают Запад прежде всего с исламской и китайской цивилизациями. Выживание Запада во многом будет зависеть от понимания им уникального (а не универсального) характера своей цивилизации, от готовности к жертвам и от выработки эффективной стратегии.

Итак, мир, еще недавно делившийся на первый, второй и третий, принял новую внутреннюю конфигурацию — не Север—Юг, как ожидалось, а семь цивилизационных комплексов, сложившихся за многие столетия до социальных идеологий и переживших их.

Самые опасные конфликты ХХI в., по мнению многих аналитиков, следует ожидать в России (между православием и исламом), в Северной Индии (между индуизмом и исламом), на границе Китая и Индии (между китайской цивилизацией и индуизмом), на Юге Нигерии и Судана (между трайбализмом и исламом).

Латиноамериканская цивилизация, как и африканская протоцивилизация, сблизится с Западом, а китайская цивилизация может вступить в союзнические отношения с миром ислама. Предсказывается тяготение японской цивилизации к китайской, сближение России и Индии на антикитайской платформе.

Но наибольшее значение приобретет противостояние ислама и Запада. Если Китай своим бурным ростом и самоутверждением вызовет обеспокоенность Америки, Европы, России и Индии, то можно представить себе их сближение против коалиции Китая, Японии и исламского мира.

Особо опасной с точки зрения межцивилизационного противостояния фазой будет период между 2026 и 2050 гг., когда ожидается усиление противодействия фундаментализма легитимности современного мирового порядка.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)