АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Читайте также:
  1. VIII. Социально-политические течения Ренессанса.
  2. Авторитарная политическая система.
  3. АКУШЕРСКИЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ.
  4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ.
  5. Альтернативы развития России и социально-политическая практика весной-летом 1917 г.
  6. Ановуляторные (однофазные) маточные кровотечения.
  7. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  8. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  9. Билет 23. Политическая раздробленность Древней Руси: причины и последствия.
  10. Билет № 49 Глобальные проблемы современности.
  11. Важнейшие течения в русской философии XIX века (период классики)
  12. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в.

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра философии и политологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

подполковник милиции

__________ Денисова Л.В.

«_ 22 _»___мая___ 2007 г.

 

Андреев С.М.

 

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Фондовая лекция по дисциплине «Политология»

 

Время – 4 часа

 

Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;

030505. 65 Правоохранительная деятельность

 

 

 

Омск 2007

 

 

Рецензенты:

Гончаров С.З. – доктор философских наук, профессор зав. кафедрой философии Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Гученков А.И. – кандидат философских наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии ОмА МВД России

 

Лекция по дисциплине «Политология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 14 мая 2007 г., протокол № 14.

 

 

 

 

ПЛАН

Целью лекции является рассмотрение истоков, теоретико-мировоззренческих принципов, социально-политических идей основных политических идеологий, процесса их становления и развития.

 

Задачи:

1. Рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеологии.

2. Дать характеристику основным идейно-политическим течениям.

3. Показать трансформацию основных политических идеологий в ХХ веке.

 

Вопросы:

1. Политическая идеология.

2. Либерализм и неолиберализм.

3. Консерватизм и неоконсерватизм.

4. Социал-демократизм.

1. Политическая идеология. Выделяют три уровня понимания политики: познавательный, эмоциональный и оценочный. На познавательном уровне формируются знания о политике, и возникает политическая наука. Эмоциональный уровень отражает эмоции, чувства, настроения людей, связанные с политикой. Это уровень политической психологии. Наконец, на оценочном уровне возникают суждения относительно политических целей, формируются принципы политической деятельности. Оценочный уровень - это сфера политической идеологии.

Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному и выполняют при этом различную социальную роль.

Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. В ХIХ в. преобладало негативное отношение к идеологиям. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией социальных слоев о самих себе. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная «призма», через которую социальные слои смотрят на мир.

Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия. Система ценностей, которая закрепляется в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил.

Особую роль идеологии приобретают в период потрясений, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения (Реформация, Английская, Французская революции). Именно современная политическая история показала, как идеологические принципы мобилизуют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы способствуют превращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных субъектов исторического действия. Поэтому политические силы своей важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.

Идеология транслируется, распространяется в обществе, вносится в сознание людей идеологическими аппаратами. Понятие «идеологический аппарат» охватывает всю совокупность средств и организаций, с помощью которых внедряются в головы людей взгляды, идеи и нормы, отражающие интересы определенных социальных групп или общностей, но которым придается всеобщий характер. В структуре идеологических аппаратов: семья, школа, церковь, политические партии, государственные институты, средства массовой информации. В отдельные эпохи идеологические аппараты приобретают роль гегемона в политической системе. Такую функцию в средние века выполняла церковь. В современную эпоху центральное место в системе идеологических аппаратов занимают средства массовой информации. На них возложено управление и манипулирование информацией.

Многие исследователи видят в идеологии не только значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк и социолог А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм - это особый тип верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как эрзац-религии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры.

Положение, что идеология - это «внутренняя религия» современного государства, не следует абсолютизировать. Но важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символ веры. Разница между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирически очевидных проблем, другие - на осуществление проектов переделки мира, насаждающих новые формы жизни.

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил. Кроме того, идеологии выполняют также следующие функции:

- мобилизующую и интеграционную. Они объединяют людей в социальное целое, поднимают, направляют социальные слои на определенные действия, на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество;

- критическую. Идеологии обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров;

- нормативную. В идеологии фиксируются определенные политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку;

- компенсаторную. Политические идеологии вселяют надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои «смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли».

Таким образом, пока существует глубоко социально-стратификационное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности.

Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии.

В ходе развития мирового сообщества сформировались три основные социально-политические доктрины: либерализм, консерватизм и социал-демократизм. Эти учения представляют собой сложные мировоззренческие конструкции, выражающие интересы определенных социальных слоев и групп.

 

2. Либерализм и неолиберализм. Термин либерализм (от лат. liberalis - касающийся свободы, присущий свободному человеку) употребляется в двух значениях. Во-первых, как образ мышления и деятельности, умонастроение, для которого характерна независимость по отношению к традициям, привычкам, стремление и способность к активному самоопределению в мире. Во-вторых, как совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Как определенное понятие либерализм вошел в политический словарь Европы в 30-40-е гг. XIX в. Но идейно-теоретические корни и первые опыты практического воплощения (в Англии и США) уходят в конец XVII-XVIII вв. Творцами «классического» либерализма, первого этапа его исторического развития, являются Дж. Локк и Иеремия Бентам, Шарль Луи Монтескье и Иммануил Кант, Томас Джефферсон и Адам Смит.

В целом либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Основой либерального мировоззрения является вычленение человеческой индивидуальности, осознание ответственности отдельного человека за свои действия, как перед самим собой, так и перед обществом, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. По словам одного из столпов либерализма Дж. Локка, отдельный индивид, противопоставляемый обществу и государству, - «хозяин своей собственной персоны». Дж. С.Милль сформировал эту мысль в форме следующей аксиомы: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Такой идеал давал возможности для быстрого продвижения вверх по социальной лестнице, он стимулировал предприимчивость, трудолюбие, другие ценности и ориентации, которые в совокупности сделали капитализм столь динамичной системой.

Свобода понималась приверженцами либерализма как свобода от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека: «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие».

С формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все более отчетливо вычленялись проблема отношений государства и отдельного человека и, соответственно, проблема пределов вмешательства государства в дела индивида. Это нашло отражение в идеях государства - «ночного сторожа» и правового государства, демократии и парламентаризма.

Суть идеи государства «ночного сторожа» состояла в оправдании так называемого минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. Здесь приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством, которое рассматривалось как необходимое зло. Из воззрений Дж. Локка, например, можно сделать следующий вывод: верховный государственный орган можно сравнивать не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить.

Основываясь на принципе свободы человека, либерализм сыграл огромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии. Речь идет о равенстве всех граждан перед лицом закона, об обладании каждым человеком основными политическими правами и свободами, а также о принципе терпимости к инакомыслию и защите прав меньшинства. Речь идет далее об идеях разделения властей, свободных выборов всех основных институтов власти, о создании системы «сдержек и противовесов» в отношениях между ними. Наконец, речь идет об идеале правового государства, органы которого обладали бы всей полнотой предоставляемой им власти и одновременно находились бы под действенным контролем общественности.

Значительную роль сыграл либерализм и в выработке современных принципов организации экономической жизни. Прежде всего, подчеркивалось право каждого человека на частную собственность, которая должна была стать гарантом его самостоятельности, достоинства и свободы. Далее либерализм обосновал положение о том, что свободное индивидуальное и групповое предпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренция есть универсально значимые механизмы общественного прогресса.

Решая проблему индивидуальной свободы, либерализм усматривает ее, прежде всего в свободе частного предпринимательства. Его идеал - общество равных прав и возможностей, где каждый, если он достаточно трудолюбив и умен, может добиться жизненного успеха и общественного признания. Основатели либерализма активно поддерживали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг - «не мешайте действовать», требовавший ликвидации регламентации экономической жизни. При этом они полагали, что максимальное ограничение сферы деятельности государства, свободное распоряжение людьми своей частной собственностью и преследование каждым своих разумных интересов будут сопровождаться всеобщим благосостоянием и расцветом индивидуальной свободы всех членов общества.

Конец XIX -начало XX вв. стали новым рубежом в судьбах либерализма. В тот период более выпукло обнаружились как сильные, так и слабые его стороны, особенно в политической сфере. Так, реализация принципов свободной конкуренции, по сути дела служивших оправданию подавления и поглощения слабых более сильными конкурентами, привела к концентрации и централизации производства, резкому возрастанию веса и влияния промышленных и финансовых магнатов. Великий экономический кризис 1930-х гг. по сути, перечеркнул ряд важнейших постулатов классического либерализма. Обнаружилось, что свободная, ничем не ограниченная игра рыночных сил отнюдь не обеспечивает, как предполагалось, социальную гармонию и справедливость.

Поэтому неудивительно, что выдвинулась целая плеяда политэкономистов, социологов, политологов и политических деятелей, выступивших с предложениями о пересмотре важнейших положений классического либерализма и осуществлении реформ, призванных ограничить произвол корпораций и облегчить положение наиболее обездоленных слоев населения. Был сформулирован ряд новых важнейших принципов либерализма, который получил название «новый либерализм», или «социальный либерализм».

Неолиберализм по-новому рассматривает социальную и экономическую роли государства. В число его функций неолибералы стали включать активную защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от возрастающей угрозы монополизма в любых его формах. Эту роль государство призвано выполнять через принятие антимонопольного законодательства, оказание поддержки мелким и средним предпринимателям. Одной из самых важных целей при этом становится неуклонное расширение числа собственников.

Неолибералы стали вменять в обязанность государству разработку общей стратегии экономического развития и осуществление мер по ее реализации. С признанием государства равноправным собственником оформилась идея плюрализма форм собственности. Наконец, важнейшей функцией государства неолибералами признается социальная защита граждан.

Таким образом, основное расхождение неолиберализма с классическим либерализмом состоит в разном понимании ими общественной роли государства. В отличие от своих предшественников, которые выступали против вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении общественных проблем. В подходе же к другим сторонам социально-политической жизни сколько-нибудь существенных, имеющих принципиальный характер расхождений между прежним и новым либерализмом нет.

Рассмотренные принципы либерализма в значительной мере реализованы в социально-политической жизни западных стран. Либеральная идеология сегодня доминирует среди идейно-политических течений Запада.

Идейно-политические установки современного либерализма лежат в основе программных документов и практической политики партий либерально-демократической ориентации. Большинство таких партий объединены в Либеральный Интернационал, учредительный конгресс которого состоялся в 1947 г. в Оксфорде. Начиная с этого времени, съезды Либерального Интернационала проводятся ежегодно. Программным документом этого политического объединения является «Манифест либералов», принятый на учредительном конгрессе. В ряде стран партии либералов являются правящими или входят в правительственные коалиции.

 

3. Консерватизм и неоконсерватизм. Определение политического консерватизма можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, недоверие к народным движениям, критически-негативное отношение к реформистским проектам.

Все исследователи консерватизма сходятся во мнении, что это течение социально-политической мысли сформировалось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов. Ее фундаментальные постулаты рождались как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э.Берком, французами Ж.де Местром, Л.де Бональдом. Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII в., буржуазной демократии и индивидуальной свободы. Наступательному лозунгу революции «Свобода, равенство, братство» де Местр в конце XVIII в. противопоставил свой девиз - триаду: «папа - король - палач». Э.Берк в своем труде «Размышления о революции во Франции» уподобил человеческое общество «вечнозеленому дереву», забота о котором должна состоять лишь в осторожном удалении отмерших ветвей и бережной опеке над новыми молодыми побегами. «Отцы-основатели» политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий. Но нередко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, просто жителей сельской местности, которые испытывают страх перед будущим, несущим с собой неопределенность и зачастую реальное ухудшение социального статуса. Бывает и так, что консервативные ценности и нормы поддерживают и отдельные группы населения, интересам которых они объективно противоречат. Такое явление особенно отчетливо наблюдается в периоды крупных социальных сдвигов, сопряженных с существенными изменениями в привычном образе жизни, с отказом от устоявшихся ценностей, морально-этических норм и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что консерватизм отличается от реакции и стремления к реставрации. Реакционер борется с настоящим с целью возврата к предыдущему этапу, в то время как консерватор стремится сохранить настоящее. Консерватизм традиционно противостоит либерализму. Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизоваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредоточиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. В то же время необходимо подчеркнуть: на практике консерватизм отнюдь не оказывается антиподом либерализму. Продолжая оппонировать ему в конкретных политических ситуациях, он все же разделяет с ним многие психологические и нравственные ценности.

Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Человеческий разум ограничен в своих возможностях осознания смысла и цели социального процесса. Видные представители этой традиции считали, что общественными делами, наряду с разумом, правит Провидение, под которым понимается божественная сила, направляющая судьбы людей и всего мира к благу.

Другим важнейшим принципом консервативной идеологии является традиционализм и как следствие этого - признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Традиционные начала, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями местные, региональные, национальные духовные традиции и ценности. Общество не рассыпано на отдельные песчинки индивидуумов, а ориентировано на общее, целое, на «мы». Оно сосредоточено, прежде всего, на локальном уровне: в семье, общине, приходе, местных институтах власти. Социальное «мы» на местном уровне есть естественный источник стабильности, воспитания, формирования патриотизма. Именно в традиции аккумулируется коллективный разум, в том числе и политический.

Консерватизм позитивно относится к идее равенства, прежде всего - в области морали и добродетели. Возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, на котором базируется социальная стабильность. В то же время это не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце 18 в. Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Политика - это сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.

Одним из центральных для идеологии и практики консерватизма положений, которое как бы концентрирует в себе все рассмотренные постулаты, является понятие порядка. В его поддержании определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и становится над ним. Лишь сильное государство, по убеждению консерваторов, способно обеспечить здоровый социальный порядок, сдержать эгоизм различных социальных групп и подчинить их единой цели, общему благу. Свобода для консерваторов не имеет абсолютного характера, она относительна и допускается лишь в рамках необходимых ограничений. Для них интересы государства, нации неизмеримо выше, чем интересы индивида или какой-либо социальной группы.

Консерватизм в XIX в. постепенно превращается в модификацию идеологии, которая принимает некоторые ценности либерализма, в первую очередь политические. Буржуазия, переболев революциями и завоевав политическую власть, также искала опору в новых социально-политических идеях. Особое внимание в консерватизме привлекали стремление к единству общества, к средствам укрепления авторитета власти, к иерархии, подчеркивание связующей роли духовных ценностей.

В XX в. консервативные теории развивались под значительным влиянием классического либерализма. В США возник так называемый рыночный консерватизм, или неоконсерватизм, который рассматривал тенденции к государственному регулированию экономики как опасный разрыв с либеральными традициями западной цивилизации, как дорогу к тоталитаризму.

До 70-х гг. XX в. консерватизм занимал периферийные позиции, находился в обороне по отношению к либеральному реформизму и социал-демократическим теориям. Подъем консерватизма начинается со второй половины 70-х гг. и особенно с начала 80-х, когда во многих странах Запада к власти пришли политические силы, принявшие на вооружение идеологию консерватизма. Самое, казалось бы, парадоксальное в нынешнем консервативном ренессансе состоит в том, что консерваторы выступают инициаторами перемен. Они четко уловили настроения широких масс населения, требующих принятия мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни и т.д. В значительной степени разгадка успеха представителей консервативных сил сначала в Англии и США, а затем в ФРГ, Франции и других странах кроется в том, что они предложили перемены в момент, когда большинство избирателей желали перемен. На выборах 1979 г. М.Тэтчер, например, претендовала на полное изменение политики господства государства во всех сферах жизни людей, на свертывание такого господства. В программе, предложенной на выборах 1980 г., Р.Рейган подчеркивал необходимость положить «новое начало Америки». Словарь германских консерваторов изобилует такими понятиями, как «поворот», «перемена», «обновление» и т.д.

Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс разрешит социальные проблемы. Неоконсерватизм был ответом на «вызов» кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Консервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется, прежде всего, через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем (естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; необходимость общественных классов и групп).

В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно действующей экономики.

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. «справедливое распределение доходов и собственности», «справедливая заработная плата», «справедливая налоговая политика» и др.; принцип субсидарности - помощь для содействия частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должны сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. По мнению неоконсерваторов, чрезмерно разросшиеся программы социальной помощи государства разрушают сам принцип опоры каждого человека на самого себя, на собственные силы и воспитывают в людях иждивенческие настроения. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного «социального попечительства».

Предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком должен только профессионал, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

Значительное место в политической философии неоконсерватизма занимает международная проблематика. Увеличение власти своей страны, превращение ее в мировую державу считаются высшей и абсолютной целью, которой должны быть подчинены частные и групповые интересы.

Новые консерваторы отличаются готовностью к применению более действенных средств для утверждения авторитета своего государства. Подлинная политика предполагает постоянную готовность к «чрезвычайной ситуации». Лишь в чрезвычайной ситуации выявляется «сущность государственного авторитета». Тема «вражеского заговора» для неоконсервативного сознания - одна из ведущих в аспекте политической психологии.

Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязать их с традиционными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок и др.

Рассмотренные идейные установки консерватизма лежат в основе программных положений политических партий консервативного направления. Они действуют во многих странах под различными названиями. Наиболее заметными из них являются Консервативная партия Великобритании и Республиканская партия США. Консервативными являются христианско-демократические партии. В 1983 г. они образовали Международный демократический союз, т.е. своего рода «консервативный интернационал».

4. Социал-демократизм. Социал-демократизм сыграл очень большую роль в формировании современной мировой общественно-политической системы. Известные исследователи и политические деятели, не принадлежащие к самой социал-демократии, не без основания называли ХХ в. социал-демократическим веком. Рассмотрим, что представляет собой социал-демократия и какое место она занимает в общем спектре социально-политических течений современного мира.

Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI в. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Т.Мор, автор книги «Утопия» и итальянец Т.Кампанелла, написавший «Город Солнца». Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства и социального мира. Социальное равенство рассматривалось ими как высшее благо и для личности и для общества.

Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон, Ш.Фурье и англичанин Р.Оуэн. Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам; всестороннее и гармоническое развитие личности; ликвидация различий между городом и деревни: разнообразие и смена физического и духовного труда; свободное развитие каждого как условие свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто.

Дальнейшее развитие социалистической мысли было связано с возникновением в 40-х гг. XIX в. марксизма, который стал теоретическим выражением зарождающегося в индустриальных странах Запада пролетарского движения. К.Маркс и Ф.Энгельс создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и XX вв.

Со временем в рамках социалистического движения, опиравшегося на марксизм, оформились два основных направления: революционное и реформистское, которые в XX в. стали называться коммунистическим и социал-демократическим.

Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т.д. Некоторые члены этих партий поддерживали идею марксистов о революционном пути ликвидации капитализма и переходе к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в целом признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила политической игры. Партии социал-демократической ориентации институализировались, стали парламентскими партиями. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать также и как историю постепенного отхода от марксизма.

В первые два десятилетия XX в. в социалистической мысли и в рабочем движении обозначился раскол по основополагающим идеям марксизма о революции, непримиримой классовой борьбе, диктатуре пролетариата. Октябрьская революция и созданный вслед за ней 3-й Коммунистический интернационал институализировали этот раскол. Социал-демократия и коммунизм, выросшие практически на одной и той же социальной основе и из одних и тех же идейных истоков, по важнейшим вопросам мироустройства оказались на противоположных сторонах баррикад.

Первым, кто открыто выступил с теоретическим обоснованием курса на постепенное реформирование буржуазного общества, был Э.Бернштейн. Новым в подходе Бернштейна к социалистической теории и практике явилась постановка вопроса о возможности мирной трансформации капитализма в социализм, чего не предполагали в условиях своего времени Маркс и Энгельс. Далее он поставил под сомнение марксистский тезис о необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Он исходил из того, что развитие демократии, распространение всеобщего избирательного права, рост социал-демократических партий и их влияния создают условия для мирного преобразования общества в социалистическом направлении. Особо следует отметить, что социализм не сводился Бернштейном к замене частной собственности общественной. Путь к социализму - это поиск новых «товарищеских форм производства» в условиях мирного развития капиталистической экономики и политической демократии.

Нужно заметить, что эти идеи Бернштейна и его идейно-политических последователей К.Каутского, Ф.Адлера и др., не сразу были восприняты социал-демократами полностью и безоговорочно. Некоторые социал-демократы с симпатией относились к революции в России. Между двумя мировыми войнами социал-демократы сохраняли верность революционным методам преобразования общества на уровне программных документов. И только после второй мировой войны окончательно закрепились качественные изменения в идейно-политической платформе социал-демократов.

Своеобразным рубежом в идейной эволюции социал-демократического движения стал учредительный конгресс Социалистического интернационала во Франкфурте-на-Майне в 1951 г. На нем была принята Декларация Социнтерна, идейной основой которой стала концепция демократического социализма.

«Демократический социализм», согласно программным документам социал-демократии, - это путь, который отличается и от капитализма, и от «реального социализма». Капитализм, по мнению социал-демократов, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к власти, уничтожили свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику, основанную на принудительном труде.

Для социал-демократов критерий различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства.

Составными частями концепции «демократического социализма» являются политическая, экономическая, социальная и международная демократия.

Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства. Основополагающими требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; возможность смены правительства мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия представляется социал-демократам в качестве абсолютной ценности, имеющей надклассовый характер. Государство понимается ими как верховный социальный институт, в рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные интересы. Государство выступает в качестве главного органа общественных изменений и прогрессивного развития.

Обосновывая принцип экономической демократии, социал-демократы выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики. Многообразие форм собственности должно работать на эффективность производства. Главное внимание социал-демократы уделяют демократичному контролю над экономикой. Прежде всего - это реальное участие трудящихся и их объединений в управлении экономикой, как на уровне производственных компаний, так и в национальном масштабе. Государство, в свою очередь, должно регулировать рынок. Международная социал-демократия признала принцип: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо».

В целом экономическая сфера должна отличаться четко выраженной социальной направленностью и быть подконтрольна обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной экономике.

Социальная демократия означает торжество принципов свободы, справедливости и солидарности во всех сферах общественной жизни, в обеспечении всех социальных прав трудящихся (право на труд, образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), в ликвидации всех форм дискриминации, эксплуатации человека человеком и т.д.

Международная демократия предполагает достижение такого миропорядка, при котором все народы Земли будут жить в мире и безопасности. Предпосылками такого миропорядка являются устранение всякого неравенства между народами, соблюдение национального суверенитета, разрешение конфликтов путем переговоров, создание системы коллективной безопасности. Ни один народ, по убеждению социал-демократов, отдельно не может для себя самого найти долговременные решения всех экономических и социальных проблем. Поэтому только политика партнерства может привести к решению стоящих перед мировым сообществом глобальных проблем.

О том, насколько велика позитивная роль социал-демократии в определении приоритетов внутриполитического развития на уровне страны, наглядно можно представить на примере Швеции. В данном случае следует говорить, прежде всего, о так называемой «скандинавской модели», или «шведской модели», демократического социализма. Под этой моделью подразумевается та форма государства благосостояния, которая в послевоенные десятилетия сложилась в Дании, Норвегии и Швеции. Ее возникновение, как правило, связывают с приходом к власти первых социал-демократических правительств: в Дании - в 1929 г., в Швеции и Норвегии - в 1932 г. Поскольку же в наиболее завершенной форме преобразования капитализма реализованы, в Швеции, то «скандинавская модель» более известна под названием «шведская модель».

Благоприятствующим для формирования и утверждения «шведской модели» было то, что Швеция не участвовала в двух мировых войнах и социал-демократическая рабочая партия Швеции с начала 30-х до середины 70-х гг. бессменно находилась у власти. Эти обстоятельства дали возможность более или менее последовательно реализовать далеко идущие социально-экономические реформы. К середине 70-х гг. шведским социал-демократами были достигнуты значительные успехи в реализации социальных программ государства благосостояния. В частности, доля национального дохода, расходуемого на социальные цели, возросла примерно с 10 % в начале 50-х гг. до 1/3 в 70-е гг.

Основными характерными особенностями «шведской модели» считаются: воссоздание за сравнительно короткий период высокоэффективной экономики; обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; ликвидация бедности; создание самой развитой в мире системы социального обеспечения и т.д. Эту модель иногда называют «функциональным социализмом» на том основании, что демократическое государство осуществляет функции перераспределения национального дохода в целях обеспечения большей социальной справедливости. Основу смешанной экономики этой модели составляет органическое сочетание частнокапиталистической рыночной экономики и социально ориентированной системы перераспределения произведенного продукта. Политика государства направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни неимущих слоев населения к уровню жизни имущих. Государство обязано обеспечить условия для полной занятости и содержать развитую систему социального обеспечения.

Таковы основополагающие социально-политические установки современного социал-демократического движения, объединяющего более 80 партий (17 млн. членов). (В Социнтерне - 42 партии).

Все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше организуют определенные социальные слои, направляют их социальное действие. Так, либерализм становится «социалистичнее», а социализм - «либеральнее». Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес, и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

 

 

Выводы:

1. Идеология представляет собой значимую, теоретически оформленную систему идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

2. Либерализм – учение и идейно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.

3. Консерватизм – идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности.

4. Социал-демократизм – социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ.

 

Литература

Демидов А.И., Долгов В.М. Политология: Учебник для вузов. – М., 2004.

Зотова Л.В. Политические ценности свободы и равенства в консервативной интерпретации Э.Берка // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 6.

Кондратьев А. Идеология как инструмент управления ресурсами и ключевой компонент самоорганизации // Власть. – 2004. – № 9.

Макаренко В.П. Либеральная парадигма: от ночного сторожа к ограниченному суверенитету // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. – 2002. – № 4.

Межуев В. Социал-демократия как политика и идеология // Свободная мысль. – 2001. – № 2.

Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов. – Минск, 2002.

Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2002.

Ойзерман Т.И. Является ли либерализм только идеологией? // Социологические исследования. – 2003. – № 3.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М., 2002.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д.Перевалова. – М., 2001.

Соловьева И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Политические исследования. – 2001. – № 2.

Филимонов А.Г., Андреев С.М. Политология: Учебное пособие. – Омск, 2002.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)