АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

САЛЛЮСТИЙ

Читайте также:
  1. Античная цивилизация
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. Главная цель – защита и обоснование Христианства
  4. Гражданские войны после смерти Цезаря. Крестец Римской республики.
  5. Греческое наследие в римских исторических сочинениях
  6. Греческое наследие в римских исторических сочинениях – с. 63-67
  7. Жанр всемирной истории
  8. Жанр всемирной истории – с. 67-70
  9. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
  10. Книга о философии Плотина 10 страница
  11. Комментарии
  12. Период Республики

 

Алчность всегда безгранична, ненасытна и не уменьшается ни при изобилии, ни при скудости.

 

* * *

 

Большинство отказывается от свободы из страха.

 

* * *

 

Во всякой борьбе более могущественный, даже если он терпит обиду, все же кажется обидчиком, так как он сильнее.

 

* * *

 

Все дурные дела порождались благими намерениями.

 

* * *

 

Все лучшие люди предпочитали действовать, а не говорить, – чтобы другие прославляли их подвиги, а не сами они рассказывали о чужих.

 

* * *

 

Всякая жестокая власть скорее сурова, чем долговечна, и того, кто внушает страх другим, в конце концов самого охватит ужас.

 

* * *

 

Всякую войну развязать легко, но очень трудно прекратить, ее начало и завершение – не во власти одного и того же человека; начать ее способен любой, даже трус, но кончится она – когда на это будет воля победителей.

 

* * *

 

Для человека, охваченного каким-либо желанием, все делается недостаточно быстро.

 

* * *

 

Если ты упомянешь о великой доблести и славе честных людей, то каждый равнодушно примет то, что он, по его мнению, и сам может легко совершить; но то, что превыше этого, признает вымышленным и ложным.

 

* * *

 

Каждый измеряет опасность степенью своей боязни.

 

* * *

 

Когда дурным людям достаются награды, безвозмездно быть честным нелегко.

 

* * *

 

Мудрые ведут войну ради мира.

 

* * *

 

Народилось поколение, неспособное ни само обладать имуществом, ни допускать, чтобы им обладали другие.

 

* * *

 

Не называйте рабства покоем, изменяя смысл понятий в меру своей трусости.

 

* * *

 

Прежде, чем начинать, надо подумать, а подумав – действовать быстро.

 

* * *

 

С наиболее высокой судьбой сопряжена наименьшая свобода: людям, занимающим высшее положение, нельзя ни высказывать свое расположение, ни ненавидеть, а более всего – предаваться гневу.

 

* * *

 

Сознание неизбежности даже трусов делает храбрыми.

 

 

СЕНЕКА

 

Актеры, произнося стихи, волнуют народ не гневом своим, а хорошим подражанием гневу. То же самое относится к выступающим на сходках. И часто сыгранное чувство производит куда более сильное действие, чем подлинное.

 

* * *

 

Беда глупости еще и в том, что она все время начинает жизнь сначала.

 

* * *

 

В чтении, как и во всем, мы страдаем неумеренностью; и учимся для школы, а не для жизни.

 

* * *

 

Всякая жестокость происходит от немощи.

 

* * *

 

Глупо гневаться на животных, но не умнее и на детей, а также на всех прочих, мало чем отличающихся от детей в рассуждении благоразумия.

 

* * *

 

Даже самый робкий предпочел бы один раз упасть, нежели все время висеть.

 

* * *

 

Дела за нами не гонятся – люди сами держатся за них и считают занятость признаком счастья.

 

* * *

 

Дело дошло уже до того, что ни одна женщина не имеет мужа для чего-либо иного, как только для возбуждения любовника.

 

* * *

 

Для человека, который не знает, куда он плывет, ни один ветер не будет попутным.

 

* * *

 

Если благоразумный человек сказал что-то неприятное нам – поверим ему; если дурак – простим.

 

* * *

 

Если бояться всего, что может случиться, то незачем нам и жить.

 

* * *

 

Если рост прекратился, близок конец.

 

* * *

 

Живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди.

 

* * *

 

Жизнь – вещь грубая. Ты вышел в долгий путь – значит, где-нибудь и поскользнешься, и получишь пинок, и упадешь, и устанешь, и воскликнешь «умереть бы!» – и, стало быть, солжешь.

 

* * *

 

Жизнь любого занята завтрашним днем. Люди не живут, а собираются жить.

 

* * *

 

Жизнь не всегда тем лучше, чем дольше, но смерть всегда чем дольше, тем хуже.

 

* * *

 

Когда я вспоминаю все свои речи, я завидую немым.

 

* * *

 

Кто принимает решение, не выслушав одной из сторон, тот несправедлив, если даже его решение справедливо.

 

* * *

 

Люди стонут более внятно, когда их слышат.

 

* * *

 

Люди толпы живут, точно в гладиаторской школе: с кем сегодня пили, с тем завтра дерутся.

 

* * *

 

Малая ссуда делает человека твоим должником, большая – врагом.

 

* * *

 

Мы живем так, что внезапно увидеть нас – значит поймать с поличным.

 

* * *

 

Мы смотрим на смерть, как на будущее событие, но это ошибка. Большая часть смерти уже наступила: то время, что за нами, – ее владения.

 

* * *

 

На чьей земле ты поселенец? Если все будет с тобою благополучно – у собственного наследника.

 

* * *

 

Нам нужно быть терпимее друг к другу: нам приходится жить дурными среди дурных.

 

* * *

 

Не смей пересчитывать всех, кто тебе страшен. К твоей смерти доступ открыт только одному, сколько бы врагов тебе ни угрожало.

 

* * *

 

Не та красива, у которой хвалят руку или ногу, а та, у кого весь облик не позволит восхищаться отдельными чертами.

 

* * *

 

Не чувствовать своего горя – не свойственно человеку, а не перенести его – недостойно мужа.

 

* * *

 

Нельзя уподобляться злым оттого, что их много, нельзя ненавидеть многих оттого, что им не уподобляешься.

 

* * *

 

Необходимое не приедается.

 

* * *

 

Нет стариков столь дряхлых, чтобы им зазорно было надеяться на лишний день.

 

* * *

 

Одинаково постыдно бежать и от смерти, и от жизни.

 

* * *

 

Одной молитвой опровергаем другую. Желания у нас в разладе с желаниями.

 

* * *

 

Отдельных солдат полководец может наказывать по всей строгости, но если провинилось все войско, ему придется оказать снисхождение. Что удерживает мудреца от гнева? Обилие грешников.

 

* * *

 

Перестань требовать от философов безденежья, так как никто не обрекал мудрости на бедность.

 

* * *

 

Плоды для нас вкуснее всего, когда они на исходе; дети красивей всего, когда кончается детство.

 

* * *

 

Поздно оказал благодеяние тот, кто оказал его просящему.

 

* * *

 

Покуда ты будешь на все зариться, все будут зариться на тебя.

 

* * *

 

Почему он кажется великим? Ты меришь его вместе с подставкой.

 

* * *

 

Пусть мы проедем из конца в конец любые земли – нигде в мире мы не найдем чужой нам страны; отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу.

 

* * *

 

Пусть оратор говорит не быстрей и не больше, чем могут выдержать уши.

 

* * *

 

Разгладим лицо, сделаем голос тише, а походку – медленнее; постепенно в подражание внешнему преобразуется и внутреннее.

 

* * *

 

Само по себе одиночество не есть наставник невинности, и деревня не учит порядочности.

 

* * *

 

Самый мужественный муж, берясь за оружие, бледнеет; у самого неустрашимого и яростного солдата при сигнале к бою немного дрожат коленки; и у самого красноречивого оратора, когда он готовится произнести речь, холодеют руки и ноги.

 

* * *

 

Самый простой пример убедительнее самой красноречивой проповеди.

 

* * *

 

Совершенство духа нельзя ни взять взаймы, ни купить, а если бы оно и продавалось, все равно, я думаю, не нашлось бы покупателя. Зато низость покупается ежедневно.

 

* * *

 

Спокойная жизнь – не для тех, кто слишком много думает о ее продлении.

 

* * *

 

Ссориться с равным рискованно, с высшим – безумно, с низшим – унизительно.

 

* * *

 

Так называемые наслаждения, едва перейдут меру, становятся муками.

 

* * *

 

Таковы все слабые существа: если до них только чуть дотронуться, им кажется, что их уже ударили.

 

* * *

 

Уча, учимся.

 

* * *

 

Только люди бывают так неразумны и даже безумны, что некоторых заставляет умереть страх смерти.

 

* * *

 

Только низким путем можно снискать любовь низких.

 

* * *

 

Ты схоронил, кого любил; ищи, кого полюбить! Предки установили для женщин один год скорби – не затем, чтобы они скорбели так долго, но чтобы не скорбели дольше.

 

* * *

 

У подозрительности никогда не будет недостатка в доводах.

 

* * *

 

Умрешь ты не потому, что хвораешь, а потому, что живешь.

 

* * *

 

Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее.

 

* * *

 

Что совершено без умысла – не обида.

 

 

ТАЦИТ

 

Боязнь и устрашение – слабые скрепы любви: устранить их – и те, кто перестанет бояться, начнут ненавидеть.

 

* * *

 

В век порчи нравов чрезмерно льстить и совсем не льстить одинаково опасно.

 

* * *

 

Великое и яркое красноречие – дитя своеволия, которое неразумные называют свободой. Слышали ли мы хоть об одном ораторе у лакедемонян, хоть об одном у критян? А об отличавших эти государства строжайшем порядке и строжайших законах толкуют и посейчас. Не знаем мы и красноречия македонян и персов и любого другого народа, который удерживался в повиновении твердой рукою.

 

* * *

 

Власть, захваченную преступлением, нельзя удержать, внезапно вернувшись к умеренности и древней суровости нравов.

 

* * *

 

Во время гражданских войн солдатам позволено больше, чем полководцам.

 

* * *

 

Во время смут и беспорядков чем хуже человек, тем легче ему взять верх; править же в мирное время способны лишь люди честные и порядочные.

 

* * *

 

О гражданской войне:

Война всех против всех.

 

* * *

 

Все неведомое кажется великим.

 

* * *

 

Выставляют напоказ свою скорбь больше всего те, кто меньше скорбит.

 

* * *

 

Девиз историка:

Без гнева и пристрастия.

 

* * *

 

Деньги – становая жила войны.

 

* * *

 

Деяния Тиберия и Гая [Калигулы], а также Клавдия и Нерона, покуда они были всесильны, из страха перед ними были излагаемы лживо, а когда их не стало – под воздействием оставленной ими по себе еще свежей ненависти.

 

* * *

 

Если лесть, которой историк пользуется, чтобы преуспеть, противна каждому, то к наветам и клевете все охотно прислушиваются; это и понятно: лесть несет на себе отвратительный отпечаток рабства, тогда как коварство выступает под личиной любви к правде.

 

* * *

 

Легче увлечь за собой целую толпу, чем избежать коварства одного человека.

 

* * *

 

Лекарства действуют медленнее, чем болезни.

 

* * *

 

Лучший день после смерти дурного государя – первый день.

 

* * *

 

Люди устроены природою таким образом, что, находясь в безопасности, они любят следить за опасностями, угрожающими другому.

 

* * *

 

Люди уходят, примеры остаются.

 

* * *

 

Мало не быть больным; я хочу, чтобы человек был смел, полнокровен, бодр; и в ком хвалят только его здоровье, тому рукой подать до болезни.

 

* * *

 

Нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других. И вместе с голосом мы бы утратили также самую память, если бы забывать было бы столько же в нашей власти, как безмолвствовать.

 

* * *

 

О Мессалине, жене императора Клавдия:

Мысль о браке [с любовником] привлекала ее непомерной наглостью, в которой находят для себя последнее наслаждение те люди, которые растратили все остальное.

 

* * *

 

Об ораторах времен империи:

Обреченные льстить, они никогда не кажутся властителям в достаточной мере рабами, а нам – достаточно независимыми.

 

* * *

 

Ожидание несметных богатств стало одной из причин обнищания государства.

 

* * *

 

Об одном из полководцев императора Вителлия:

Сама война интересовала его больше, нежели ее исход.

 

* * *

 

Перед лицом природы смерть равняет всех, но она дарует либо забвение, либо славу в глазах потомков. Если же один конец ждет и правого, и виноватого, то для настоящего человека достойнее погибнуть недаром.

 

* * *

 

Превознося старину, мы недостаточно любопытны к недавнему прошлому.

 

* * *

 

Пусть каждый пользуется благами своего века, не порицая чужого.

 

* * *

 

Страх ослабляет даже искушенное красноречие.

 

* * *

 

Так уж устроены люди: с неодобрением смотрят они на каждого, кто внезапно возвысился, и ни от кого не требуют такой скромности, как от человека, еще недавно бывшего им равным.

 

* * *

 

Хорошие законы порождены дурными нравами.

 

* * *

 

Человеческой душе свойственно питать ненависть к тем, кому мы нанесли оскорбление.

 

* * *

 

Чернь в веселии так же необузданна, как и в ярости.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.034 сек.)