АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свежие публикации по этнометодологии

Читайте также:
  1. Возникновение, особенности записок Гёсса и история их публикации
  2. Если ваша редакция готовит публикации для интернет-сайта, приходится ли Вам лично участвовать в этом?
  3. И вы всегда должны следить, чтобы у вас были свежие активные развивающиеся новые ветки. Это гарантирует вам стабильность группы и доходов.
  4. Логическая семантика как инструмент критики) трансцендентализма (К публикации статьи К.Айдукевича «Проблема трансцендентального идеализма в семантической формулировке»)
  5. Никогда не давайте обещаний по поводу будущей публикации.
  6. О ПУБЛИКАЦИИ ДОКЛАДОВ
  7. Основные публикации по теме диссертации
  8. Подготовка материалов расследования к публикации
  9. Поучительная история публикации книги И. Ньютона
  10. Правомерен ли отказ или лишение аккредитации СМИ или отдельных журналистов за необъективные и тенденциозные, с точки зрения аккредитующей организации, публикации?
  11. Публикации
  12. Публикации

And it really doesn't matter
If I'm wrong, I'm right
Where I belong, I'm right
Where I belong.

(The Beatles [17]).

Может быть, лекции Уотсона станут поводом для всплеска интереса российских социологов к этнометодологии и корпусу ее текстов в частности?

В своей глубокой, чрезвычайно интересной статье об истоках и основных теоретико-методологических принципах этнометодологии Л.Г. Ионин отмечает, что «в России сведения об этнометодологии появились, как всегда, с опозданием примерно на десятилетие». По его мнению, «существование этнометодологии в российской социологии было “принято к сведению”, но сама она не стала ни движением, ни школой, ни исследовательским направлением, ни даже методологическим орудием, к которому обращались бы исследователи время от времени при изучении определенных феноменов социальной жизни, как это произошло, например, в Англии, Германии и некоторых других странах» [3, С. 79].

«Социологический журнал» (№1/2, 2006) (благодаря усилиям С.П. Баньковской) весьма своевременно публикует подборку статей по этнометодологии: Л.Г. Ионина «Социология как non-fiction: О развитии этнометодологии» и Т.В. Тягунова «"Воспринимаемая нормальность" учебных ситуаций».

В журнале - и глава из новой книги Р. Уотсона «Naturalistic approach to text». Появление статьи Уотсона на русском языке стало хорошим завершением его первого визита в Россию (журнал можно приобрести в редакции или же Книжном кабинете Института социологии РАН).

Интересно проследить эволюцию мыслей Ионина об этнометодологии за 10 лет, со времени написания его статьи «Этнометодология Г. Гарфинкеля» в ставшем классическом коллективном труде «История теоретической социологии» (1997) [5] до новой статьи 2006 года.

Ранее Леонид Григорьевич отмечал, что «после сравнительно короткого этнометодологического бума этнометодология выродилась в сектантское движение, содержание споров внутри которого понимают лишь сами их участники» [5, С. 295]. Однако сектой этнометодологи, пожалуй, не стали. Новое, когда-то революционное направление, постепенно приобретает статус полноценной парадигмы, «нормальной» науки, соперничая за господство с традиционной, научной, академической социологией [3, С. 87].

Революционность движения шаг за шагом исчезает. Давно ожидаемая, новая книга Г. Гарфинкеля 2002 г. [11] не стала еще одним откровением этнометодологической мысли. Она практически не содержит что-то принципиально новое: «Есть новые ‘примеры’, новые приложения анализа, но их новизна не играет принципиальной роли». Л.Г. Ионин полагает, что этнометодологическое движение – экстенсивное, горизонтальное, и освоение новых земель происходит при помощи тех же технологических орудий. «Новая книга Гарфинкеля не продвинула этнометодологию вперед и в теоретическом и методологическом планах». Старая же книга Гарфинкеля, напротив, «уже почти сорок лет не теряет новизны и не перестает привлекать молодых социологов» [3, С. 86-87].

Род Уотсон в своей статье призывает по-новому, этнометодологически взглянуть на многообразие текстов, подчас самых рядовых, окружающих человека, и их воспроизводство, «активирование» через чтение. Он подчеркивает, что «в повседневной жизни мы переживаем вещи посредством обозначающих их слов, устных или письменных» [22, C. 94]. Сами «тексты пронизывают нашу повседневную жизнь до такой степени, что они уже не распознаются как тексты». Они не бездвижны и инертны, а активны и предрасполагают людей к их постоянной интерпретации. Он полагает, что современем тексты начнут становиться центральной темой социологии, а «не приниматься по умолчанию в качестве непроблематичных и не заслуживающих внимания в процессе их нерефлексивного применения» [22, C. 126].

В статье Уотсона приводится изложение интересного этнометодологического эксперимента А. Макхоула (McHoul A.W.), который составил стихотворение из случайно подобранных первых строчек нескольких реальных стихов и затем представил его людям с просьбой дать его интерпретацию. Оказалось, что читатели начинали искать смысл в случайно подобранных строках как части единого, осмысленного произведения, непрерывной поэтической ткани [22, C. 110; 23].

Если бы Макхоул был российским исследователем, то, наверное, его экспериментальный стих выглядел бы так:

Белеет парус одинокий,
Открылась бездна звезд полна,
У Лукоморья дуб зеленый,
Скажите, если звезды зажигают,
Это кому-нибудь нужно?

Уже появились первые отклики социологов на статью Уотсона. Так, социолог Boddhi замечает в Живом журнале, отмечает, что ее первой реакцией на «Этнометодологический анализ текстов и чтения» Уотсона было желание забыться этнометодологическим сном, бросить работу в традиционной социологии и отправиться на сбор всего, что можно хотя бы приблизительно назвать текстом:

«С чего бы мне начать? Ну, например, с магазинных чеков. …Можно собирать в разных магазинах, а потом сравнивать - чеки из супермаркета "Копейка", "Седьмой Континент", "12 месяцев"... что там еще? …Потом, можно собирать разные карточки экспресс-оплаты за телефон, собирать обертки от фаст-фуда и полуфабрикатов и анализировать, как цвет и композиция дизайна обертки влияет на форму инструкции по приготовлению. …А еще можно собирать пробки из под бутылок, или, например, снимать на камеру, как люди открывают пакет с молоком - отрывают треугольничек или срезают ножницами. Да! Можно еще собирать и анализировать разные способы открытия пивных бутылок при отсутствии консервного ножа - ключ, зубы, брови и т.д. А еще можно собрать тетенек, занимающихся уборкой квартир, снимать их работу на кинокамеру, потом анализировать и делать выводы. Можно еще у этих тетенек интервью взять …про то, с чего они уборку начинают и чем заканчивают. …Да, работы не в проворот... и как все успеть?»

Автор размышлений права: разница между старушкой, укладывающей в сумку алюминиевые баночки и пустые бутылки, и этнометодологом, собирающем этнометодологические тексты в виде татуировок, автографов, SMS-ок, автобусных билетов, уличных знаков, надписей мелом на досках, расписаний движения поездов, титров в телепередачах, изречений на футболках, граффити на стенах, бухгалтерских отчетов – к чему призывает Р. Уотсон относиться серьезно - почти незаметна. Этнометодологическая красота повседневности – в глазу смотрящего?

Возникает вопрос: не занимается ли этнометодология сбором ненужной информации? Информации ради информации, чтобы обосновать необходимость своего существования? Однако этот вопрос легко отнести и ко всей социологии.

Ирония Boddhi напомнила мне о горьких строках Питирима Сорокина из его «Декларации независимости общественных наук» (1940), вызвавшей негодование его коллег по социологическому цеху:

«Общественные науки собрали огромный океан "фактов" и накопили поражающую воображение гору информации о том и сем, словом, обо всем — от бедности до преступности и сексуальной жизни меланезийцев, от фрейдистского либидо до фашизма, солнечных пятен, хромосом, …почти всего мыслимого и немыслимого. Несмотря на громадные размеры этой коллекции, было предложено очень мало обобщений и корректных формул, описывающих закономерности социокультурных процессов.

…Убеждение, что научное исследование сводится лишь к поиску и коллекционированию фактов, ошибочно. Между тем социология и общественные науки, ведомые именно подобной логикой, собрали большое число фактов столь разной природы, что вскоре потеряли какую-либо путеводную нить. Они не знали, что делать этими фактами, и, несмотря на масштабность собранной коллекции, мало, что понимали в социокультурных феноменах, — возможно, еще меньше, чем раньше».

Все это было написано Сорокиным задолго до появления книги Гарфинкеля. Еще тогда мэтр социологии считал, что общественные науки загнали себя в определенный тупик. Интересно, что этнометодология, предлагающая, вроде бы, новый, революционный, альтернативный способ делать социологию, или как точнее выразился Л.Г. Ионин, «делать социологию социологически» [3, С. 87], привела к тому, что ее откровения подчас вообще не считаются социологией. Еще десять лет назад Ионин предупреждал, что логика нового течения с героическим пессимизмом сводит этнометодологию и социологию вообще к абсурду, стирая грань между социологами и повседневными деятелями, социологическим анализом и обычным здравым смыслом [5, С. 294-295].

Тем не менее, эпоха «постмодерна» любит коллажи, каталоги всего и вся, вещей, само соседство которых вызывает изумление, и дела у этнометодологии могут оказаться не столь плохими. Если в статье 1997 г. у Л.Г. Ионина преобладал скорее пессимистический взгляд на будущее этнометодологии, то в публикации 2006 г. он говорит, что этнометодология, по сути, является социологией нашего времени, эпохи «постмодерна», социологией non-fiction:

«…Нон-фикшн не обязательно представляет собой написанный текст… Эссе, журналы, документации, научные статьи, фотографии, биографии, учебники, чертежные синьки, техническая документация, руководства пользователя, диаграммы и журналистика — это распространенные примеры работы нон-фикшн… Это письма, журналы, статьи, истории, веб-сайты, речи и рассказы о путешествиях…», - цитирует он онлайновую статью безвестного автора статьи о non-fiction, который вполне мог бы быть этнометодологом.

Ионин заключает, что у этнометодологической парадигмы есть некоторые основания для успеха, т.к. она, может быть, более отвечает духу времени, чем социология традиционная, которая оказывается не в состоянии ответить на критику её, еще заложенных О. Контом мировоззренческих и методологических оснований [3, С. 90].

Жалко, что на лекциях Уотсона не было Ионина и Boddhi, любопытная, наверное, могла бы получиться дискуссия (хотя она и так была нескучной).

Уотсон прав, как хорошо, что есть много способов делать социологию! Пока идет соперничество идей, социология не умрет.

Примечания и полезные ссылки:

1. Страница о Р. Уотсоне на сайте Манчестерского университета

2. Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1967.

3. Ионин Л.Г. Социология как non-fiction: О развитии этнометодологии // Социологический журнал. 2006. №1/2. С. 74-90. (Ионин Леонид Григорьевич — доктор философских наук, профессор ГУ-ВШЭ).

4. Народничество // Энциклопедия «Википедия»

5. Ионин Л.Г. Этнометодология Г. Гарфинкеля // История теоретической социологии. В 4-х т. Т.3. / Ответ. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М.: Канон, 1997. С. 292-295.

6. Breaching experiments (коллекция экспериментов этнометодологов); Kendall D. Sociology in Our Times. Wadsworth Publishing Company. 1996, P. 177.

7. Breaching experiments // Энциклопедия «Wikipedia»

8. Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? / Пер. с англ. Collins R. Sociology: prescience or antiscience? // American Sociological Review. February 1989. Vol. 54. P. 124-139.

9. Баньковская Светлана Петровна - к.философ.н., директор исследовательских программ Центра фундаментальной социологии, преподаватель факультета социологии МВШСЭН, доцент кафедры общей социологии факультета социологии ГУ-ВШЭ, преподаватель кафедры социологии факультета Международной журналистики МГИМО. Неполный список публикаций приведен на http://ecsocman.edu.ru/db/msg/64322.html. Автор монографии "Инвайронментальная социология" (1991). Редактор-составитель книги "Теоретическая социология. Антология" (2002).

10. Фотографии, видео- и аудиозаписи выступлений Р. Уотсона, 23-25 мая 2006 г.

11. Garfinkel H. Ethnomethodology’s program: Working out Durkheim’s apho-rism. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002. (Содержание книги)

12. Ионин Л.Г. Этнометодология // Портал «Экономика, Социология, Менеджмент»

13. Давыдова И.В. Формирование этнометодологии: влияние Т. Парсонса и А. Шютца на теоретическую позицию Г. Гарфинкеля // Социологический журнал. 2002. №1.

14. Огурцов А.П. Этнометодология и этнографическое изучение науки // Социология науки. Хрестоматия / Сост. Э.М. Мирский

15. «Ethnomethodology» // Энциклопедия «Wikedia»

16. Сайт Международного института этнометодологии и анализа разговора

17. Здесь и в [19-20] использованы идеи и комментарии сотрудника Института социологии РАН Дмитрия Терина, присланные по ICQ.

Слова выбраны из песен группы Биттлз из альбома «Оркестр Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера» (взяты на странице). Перевод использованных в статье строк:

Cорок лет (в оригинале – 20 лет) прошло,
как Сержант Пеппер научил оркестр играть.
Они играли стильно и вне всякого стиля,
Но их игра, несомненно, вызывала улыбку

(Из песни «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» Дж. Леннона и П. Маккартни)

* * *

Я разрисовываю комнату в разные цвета
И тогда начинаю размышлять
Куда же я иду.

(Из песни «Fixing A Hole» Дж. Леннона и П. Маккартни)

* * *

И на самом деле не важно
Если я не прав,
Я прав там,
Чему я принадлежу…

(Из песни «Fixing A Hole» Дж. Леннона и П. Маккартни)

* * *

Мы очень рады быть здесь,
Это настоящее наслаждение,
Вы такая прекрасная аудитория,
Мы были бы рады взять вас с собой домой
Мы были бы рады.

(Из песни «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» Дж. Леннона и П. Маккартни)

18. Сам Гарфинкель объяснял так:

«Этно» имеет отношение, так или иначе, к понятности для члена сообщества здравого смысла его сообщества, как здравого смысла ‘самого по себе’. Если бы мы говорили об «этно-ботанике», то это бы имело отношение к его знаниям или представлениям о том, есть ли среди членов сообщества адекватные методы для рассмотрения ботанических проблем… и термин «этнометодология» был взят именно в этом смысле»… «Вот чем занимается этнометодология. Это направленное изучение представлений члена сообщества о его обычных, повседневных делах, о его собственных инициативах, где эти представления рассматриваются как часть среды, окружающей человека, которое они [эти представления] также делают упорядоченным».

"'Ethno' seemed to refer, somehow or other, to the availability to a member of common-sense knowledge of his society as common-sense knowledge of the 'whatever'. If it were 'ethno-botany', then it had to do somehow or other with his knowledge of and his grasp of what were for members adequate methods for dealing with botanical matters… and the notion “ethnomethodology” was taken in this sense". "That is what ethnomethodology is concerned with. It is an organizational study of a member's knowledge of his ordinary affairs, of his own organized enterprises, where that knowledge is treated by us as part of the same setting that it also makes orderable". Цит. по: Garfinkel H. The Origins of the Term 'Ethnomethodology' // Ethnomethodology Baltimore: Penguin, 1974. P. 15-18 / Ed. by R. Turner (Ed.), а также по Oxford Dictionary of Sociology / Ed. by Gordon Marshall. Oxford: Oxford Univ. Press, 1998. P. 203.

Наиболее краткое определение, данное Гарфинкелем в его «Studies in Ethonomethodology»: «… his studies, as being “directed to the tasks of learning how members actual, ordinary activities consist of methods to make practical actions, practical circumstances, commonsense knowledge of social structures, and practical sociological reasoning analyzable”». Цит. по Oxford Dictionary of Sociology / Ed. by Gordon Marshall. Oxford: Oxford Univ. Press, 1998. P. 203.

19. ethno (греч.) – «народ, племя, толпа, класс (людей), стадо», с артиклем – «язычники». От глагола со значением – «иметь обыкновение, делать по привычке, по обыкновению».

Дм. Терин предлагает сравнить греческую этимологию слова с латинской: латинское «vulgus» (от которого образовано слово "вульгарный") означает «народ», «народная масса», «толпа» и проч., а глагол «vulgo» - делать всеобщим, общедоступным и т.п.

20. Цитата с сайта «Говорите по-русски!» (http://www.speakrus.ru/24/f2451.htm):

«В Ветхом Завете для обозначения понятия "народ" используются слова 'am и goy. В еврейской Библии оба термина получили вполне конкретное значение: первым обозначался народ израильский, богоизбранный; вторым, во множественном числе (goyim), - народы языческие. В греческой Библии (Септуагинте) первый термин передавался словами laos (народ) или demos (народ как политическое образование); второй - словом ethnos (нация; мн. ethne - язычники)».

21. Светлана Лурье, размышляя о смысле термина «этно-психология», предлагает интересные комментарии:

«В западной научной литературе термин "этно-психология" встречается нечасто и значение его не совсем понятно. Этот термин - калька немецкого слова активно использовавшегося философами ХIХ века, Volkerpsychologie. Он проник в психологию через работы Вильгельма Вундта. В современный научный оборот его ввел в 1961 году Х. Вернер. В том же году Фр. Хсю предложил термин "психологическая антропология" [4]. Дж.Клифтон в 1962 году отмечает синонимичность этих терминов. По Вернеру, этнопсихология изучает характерные для конкретных обществ представления об устремлениях и импульсах, стандарты желательного и нежелательного и т. п. Таким образом, основа "психология" в этом термине понятна. Но что обозначает основа "этно"?

В русскоязычной этнографической литературе слово "этнос", заимствованное из греческого языка, используется в значении "народ", "национальная общность". Поэтому для неискушенного читателя этнопсихология - это психология народа, национальная психология. Мы так и будем понимать этот термин в нашем исследовании (хотя заметим, что в отечественной науке он используется чаще в более узком смысле - для обозначения авто- и гетеростереотипов народа, то есть представлений о себе и о своих соседях). …Основа же "этно" используется чаще всего в значении "народный", но в ином смысле, аналогичном тому, что имеем в виду мы, говоря "народная медицина", "народная музыка", то есть нечто принятое в народе. В этом случае этнопсихология должна была бы пониматься по аналогии с этноботаникой, этноэкологией и т. п. в значении народного представления о психологии…

Значит, следует предположить, что основа "этно" (ethno) имеет связь со словами ethnic (этнический), ethnicity (этничность). Но анализ значений этих слов тоже мало что дает для понимания термина "этнопсихология", поскольку (если придираться к словам столь нещадно, как мы начали это делать) термин "этнопсихология" должен был бы означать что-то вроде "психологии национального меньшинства"». Цит. по Лурье С. Двойное дно этничности (Теоретические подходы к исследованию) // Метаморфозы традиционного сознания (Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала.

22. Watson R. Этнометодологический анализ текстов и чтения // Социологический журнал. 2006. №1/2. С. 91-128.

23. McHoul A.W. Telling how texts talk. London: Routledge and Kegan Pad, 1982.

24. Have, Paul ten. The Notion of Member is the Heart of the Matter: On the Role of Membership Knowledge in Ethnomethodological Inquiryx. // Forum: Qualitative Social Research [On-line Journal]. 2002. Vol. 3. No. 3.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)