|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Слово третье,Против ереси новгородских еретиков, говорящих, что надлежит придерживаться Моисеева закона, сохранять его, совершать жертвоприношения и обрезываться. Здесь же приводится из Священного Писания объяснение того, что Моисеев закон был дан до пришествия Христа; ибо и вначале Бог не хотел жертвоприношений и допустил их только по необходимости и не везде, но лишь в одном храме в Иерусалиме; после пришествия же Владыки нашего Христа Моисеев закон прекратился, жертвоприношения и обрезание упразднились Блаженный апостол и благовестник евангелист Лука пишет в Деяниях апостолов: “Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела... Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: “Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы”(Деян. 15, 5 — 6, 22 — 23, 28 — 29.). Так же говорит и великий апостол Павел: “Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу”(Евр. 7, 18 — 19.). “Закон имел тень будущих благ”(Ср.: Евр. 10, 1.), то есть Нового Завета. Поэтому создатель Нового Завета — Иисус, “Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление... Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище... но в самое небо”(Евр. 9, 11 — 12, 24.). Он, “принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога”(Евр. 10, 12.); “во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение”(Евр. 9, 28.); “потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона”(Евр. 7, 12.); “ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому”(Евр. 8, 7.). Божественные апостолы вслед за писаниями пророков заповедали Церкви не придерживаться уже закона Моисея, ибо и пророки так же говорили. Но еретики, исповедующие жидовство, противятся этому — я говорю о протопопе Алексее, попе Денисе, Федоре Курицыне и их единомышленниках, говорящих, что следует и ныне придерживаться Моисеева закона, сохранять его, совершать жертвоприношения и обрезываться. Пусть они ходят в свете своего огня, пусть сгорят в пламени, которое разожгли в себе! Мы же, веруя апостольскому преданию и слушаясь пророческих писаний, видим, что закон Моисея упразднился, жертвоприношения и обрезание были отвергнуты Богом и стали мерзостью пред Ним с тех пор, как “явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков”(Тит. 2, 11.), по словам святых апостолов. И еще: “Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа”(Ин. 1, 17.). Поэтому благодать на века пребывает, закон же был дан Моисеем на время, пока не было закона Христа. Подобно этому Бог дал закон Ною и повелел ему быть до Авраама; потом Бог дал закон Аврааму и повелел ему быть до Моисея; и Моисею Бог дал закон и повелел ему быть до Христа. Но кто-либо скажет, что Ною и Аврааму Бог дал не закон, но завет, ибо сказал Бог Ною: “Вот, Я поставляю завет Мой с тобою, и с семенем твоим и всею землею”(Ср.: Быт. 9, 11 — 17.). И Аврааму Бог дал заповедь об обрезании, а не закон, ибо одно — закон, а другое — завет. Пусть же думающий так услышит, что закон и завет суть одно и то же, ибо, как сказано в Писании, Бог сказал Аврааму: “Даю закон Мой в плоти вашей, и сие будет знамением Завета между Мною и тобою”(Ср.: Быт. 17, 2, 9 — 11 и далее.). Возгласил Бог к Иеремии: “Слушайте слова завета сего и скажите мужам Иуды и жителям Иерусалима; и скажи им: так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской”(Иер. 11, 2 — 4.). Ты видишь, что закон и завет суть одно. И если бы Авраам не держался данного ему закона после обрезания, но придерживался бы закона Ноя, не был бы назван другом Божиим. И Моисею, если бы он держался прежнего закона и не восхотел нового, Бог не сказал бы: “Я знаю тебя по имени, и ты обрел благодать от Меня”(Исх. 33, 12.). Дав Ною закон, Бог не сказал ему, что потом даст другой; но после дарования закона Аврааму возвестил тому, что после этого даст другой закон. Дав же закон Моисею, Бог многими свидетельствами показал, а впоследствии и через пророческие писания точно сказал, что прекратит этот закон и даст другой закон, лучший и намного более справедливый. Кто может придерживаться сейчас закона Моисея — совершать жертвоприношения и обрезываться, — если Бог восклицает: “Уничтожу этот закон и другой дам вам, упраздню жертвоприношения и обрезание”(В данном случае прп. Иосиф Волоцкий не цитирует Священное Писание, а обобщенно передает смысл выше и ниже цитированных мест. — Ред.)? Иеремия говорит: “Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях Господних древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: “не пойдем”. И поставил Я стражей над вами, сказав: “слушайте звука трубы”. Но они сказали: “не будем слушать”. Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей... плод помыслов их; ибо они слов пророков Моих не слушали, и закон Мой, через пророков проповеданный, отвергли”(Ср.: Иер. 6, 16 — 19.). Также Давид говорит: “Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; пренебрег завет с рабом Твоим”(Пс. 88, 39 — 40.). Завет же есть закон, как было сказано ранее. И далее сказано: “Поверг на землю венец его”(Пс. 88, 40.), то есть церковь. И если уж Бог поверг на землю, отринул, презрел, прогневался, разорил, кто будет впредь придерживаться этого закона? И если Бог поверг на землю церковь и назвал жертвоприношения и обрезание мерзостью из-за коварства совершающих их, кто впредь может это очистить? Еще говорит Иеремия: “Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, и Я отверг их”(См. Иер. 31, 31 — 32.). Если бы пророк говорил о Ветхом законе, то не сказал бы: “вот наступают дни”, ибо Ветхий закон был дан за много поколений до того, как Иеремия родился. Он же говорит: “вот наступают дни”, желая показать, что не было еще этих дней, но будут; затем, желая более точно сказать, что речь идет не о Ветхом законе, говорит: “заключу... новый завет”. Павел объясняет эти слова: “Говоря “новый”, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению”(Евр. 8, 13.). И еще Господь сказал: “не такой завет, какой Я заключил с отцами их”. Уразумей правдивейшее свидетельство этого пророчества, исказить которое не сможет никакой ненавистник! Да посрамятся жиды, не желающие видеть такого света! И еще говорит Писание: “Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми”(Вар. 3, 36 — 38.). Таковы книги Божиих повелений, и закон этот — на века; все придерживающиеся его будут живы, а оставившие его умрут. И вот Иисус Христос Бог наш, оставаясь, как Он изначально пребывал, в Божестве, нашел все пути премудрости. Он родился Человеком от Святой Девы, ради нашего спасения, явился на земле и жил с людьми; и все, придерживающиеся Его закона, будут жить вечной и блаженной жизнью, оставившие же Его закон умрут смертью души. Михей сказал: “От Сиона выйдет закон”(Мих. 4, 2.). Так же и Исаия говорит: “От Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима”(Ис. 2, 3.). Бог, желая явно и истинно показать благодать Нового закона, предсказал его через многих пророков. Михей и Исаия одинаково, слово в слово, сказали о Новом законе из-за жестокосердия иудеев, которые “слухом услышат — и не уразумеют”(Ср.: Ис. 6, 9.), — поэтому оба пророка сказали одними и теми же словами: “От Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима”. Пусть не подумает кто-либо, что эти слова сказаны о законе Моисея: закон Моисея был дан до Исаии и Михея в пустыне горы Синайской, а не на Сионе и не в Иерусалиме. От Сиона и от Иерусалима выйдет Новый закон Евангелия Христа; из Иерусалима начнется апостольская проповедь и распространится по всему миру. Об этом и Малахия говорит: “Прииму ли вас милостиво?” — говорит Господь Вседержитель... Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву. Вы же оскверняете Имя Господне”(Ср.: Мал. 1, 9, 11 — 12.). Когда сбылись эти слова? Когда на всяком месте приносится фимиам Богу? Только после пришествия Христа, ибо Моисей повелел ни в каком другом месте не приносить жертв, кроме того, которое изберет Господь Бог, — в одном городе повелел Моисей совершать жертвоприношения. Малахия же сказал: “на всяком месте будут приносить фимиам... чистую жертву”. На это скажут: Малахия противоречит и спорит с Моисеем. Но нет в словах Малахии ни противоречия, ни спора: ибо Моисей сказал о первой жертве, Малахия же сказал о Христовой жертве. Не думай, что это было сказано Малахией до пленения и сбылось в плену: пророк Малахия, сказавший это, жил после пленения, после возвращения из Вавилона, после возобновления города и обновления храма. Так же и Софония сказал: “Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места...”(Соф. 2, 11.) Моисей повелел совершать богослужения в одном месте, Софония же сказал: “Ему будут поклоняться, каждый со своего места”. Ни в какое другое время, но только в настоящее, то есть после пришествия Христа, это исполнилось. Подобно этому говорит Давид: “В собраниях благословите Бога Господа”(Пс. 67, 27.). Моисей повелел совершать жертвоприношения и благословлять Бога в одном городе и в одном храме, Давид же повелевает не в одной церкви, но во всех собраниях благословлять Бога. Разве противоречит Давид Моисею? Конечно, нет, такая нелепость недопустима! Моисей говорит о том, что должно быть по Ветхому закону, Давид же ясно говорит о том, что должно быть по Новому закону — в Новом законе от востока солнца и до запада, во всех Божественных церквах, по предсказанию Давида, благословят Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Услышим еще Моисея, а через него Бога, взывающего и говорящего: “Не можете совершать пасху нигде, только в Иерусалиме, месте, избранном Богом, в четырнадцатый день первого месяца; также и пятидесятницу, и праздник кущей”(Ср.: Лев. 23.). И иудеи нигде не праздновали, кроме Иерусалима, как это показывает Писание, говорящее: “И сказал Господь Моисею: скажи сыновьям израилевым: если находящийся в путешествии не успеет вернуться в Иерусалим в первом месяце, пусть не празднует пасху вне города, но во втором месяце творит пасху, когда вернется в Иерусалим, пусть согрешит против времени, но не против города”(Ср.: 2 Пар. 30.). Божественный Златоуст говорит об этом: “Что скажут творящие пасху вне города, когда и пророки не совершали вне Иерусалима пасху и жертвоприношения?” Три отрока сказали: “Нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка... ни всесожжения, ни жертвы... ни места, чтобы нам принести жертву Тебе”(Дан. 3, 38.). Хотя местность была обширна, но ни храма не было, ни города Иерусалима, поэтому иудеи не совершали жертвоприношений. Так же поступал и Даниил, сказавший: “В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца... я видел видение”(Дан. 10, 2 — 4, 7.). Пойми: он не совершал пасху, потому что в дни опресноков иудеям нельзя поститься. Даниил, начав поститься с третьего дня первого месяца, то есть в дни опресноков, постился 21 день; в четырнадцатый день первого месяца иудеи совершали пасху, — получается, что Даниил постился еще 7 дней и 3 дня после пасхи; но иудейским законом не позволялось совершать пасху, постясь. Почему же эти нечестивые и беззаконные еретики осмеливаются и пасху, и жертвоприношения совершать вне храма и вне Иерусалима? Изначально Бог не благоволил к их жертвам, ибо Бог сказал через пророка: “Жертвы и приношения Ты не восхотел; уготовил Мне тело; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда Я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о Мне”(Пс. 39, 7 — 8.). Послушай, что говорит пророк: “Жертвы и приношения Ты не восхотел, уготовил Мне тело”, — это говорится о Теле Владыки Христа, общей вселенской жертве, Которой Бог очистил наши души, потопил грехи и победил смерть. “Тогда, — говорится далее, — Я сказал: вот, иду”. Христос ясно говорит: “вот, иду”. И чтобы не подумали, что Он не Бог, Христос сказал через пророка: “в свитке книжном написано о Мне”. То есть: в древности Мое пришествие предсказали пророки и в начале Писания они приоткрыли людям мудрость о Моем Божестве. И еще сказано: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих... Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои”(Пс. 49, 9, 13 — 14.). И еще: “Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный”(Пс. 50, 18 — 19.). Другой пророк говорит: “Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать”(Ам. 5, 23.). Господь говорит через Иеремию: “Отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди... о всесожжении и жертве”(Иер. 7, 22.). Поэтому ясно, что повеление о жертвоприношениях не закон и что воля Божия не во всесожжениях, но Бог снизошел к ним из-за человеческой слабости. Бог говорит через пророка Иезекииля: “И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы, и попустил им оскверниться жертвоприношениями их”(Иез. 20, 25 — 26.). Ибо пока израильтяне жили в Египте, они научились от египтян приносить жертвы идолам и бесам, веселиться, танцевать и услаждать себя музыкальными инструментами. Когда же Бог захотел освободить их из египетского рабства, они уже привыкли приносить жертвы идолам. И когда они, желая приносить жертвы, сотворили тельца в пустыне и принесли жертвы бесам, тогда Бог попустил им, из-за их слабости, совершать жертвоприношения. Но не всякое животное Он разрешил приносить в жертву: лишь вола, овцу, козу, голубя, горлицу и некоторых других; ведь Бог повелел приносить жертвы не идолам, но Единому истинному Богу, — а египтяне считали богами вола, овцу, козу, голубя, горлицу и многих других съедобных животных. Бог повелел приносить в жертву животных, обожествляемых египтянами, чтобы, закалая их, иудеи отвыкли бы называть их богами; а есть свиное мясо Бог запретил израильтянам потому, что египтяне только его употребляли в пищу, — поэтому Бог и узаконил его как нечистое, повелев есть обожествляемых в Египте животных, чтобы они не почитались как священные. Не ради жертв и музыки Бог повелел совершать жертвоприношения и играть на музыкальных инструментах, но снисходя к слабости иудеев. Исаия об этом сказал: “Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу... Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя... И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои... ваши руки полны крови”(Ис. 1, 10 — 11, 14 — 15.). Поэтому изначально Бог не хотел заповедовать иудеям приносить жертвы. Но когда больной в горячке просит холодной воды и грозит, что если не дадут ему, то он повесится или бросится в реку, — врач, желая предотвратить большее зло и избавить больного от преждевременной кончины, позволит ему меньшее зло. Так же и Бог поступил: Он видел, что иудеи беснуются и готовы удавиться, требуя жертвоприношений, и если не разрешить им жертвы, то они готовы поклониться идолам — а многие уже поклонились. И тогда Бог повелел им совершать жертвоприношения, только что не говоря: “Раз вы, будучи в исступлении, хотите приносить жертвы, то приносите их Мне”. Это очевидно, потому что повеление о жертвоприношениях было дано иудеям после того, как они устроили празднование лукавым бесам. Впрочем, Бог, хотя и повелел, но не вполне позволил — Он мудрой уловкой отвратил иудеев от жертвоприношений. Врач, которого мы привели в пример, попустив немного желанию больного, прикажет принести чашку из своего дома и лишь из нее разрешит больному пить холодную воду, а потом тайно прикажет разбить эту чашку, чтобы ненавязчиво и без укоров отвратить больного от вредного ему желания. Так и Бог поступил: Он повелел совершать жертвоприношения только в Иерусалиме, а потом, после недолгого времени жертвоприношений, Он низверг Иерусалим. Как врач, который разбил чашку и тем искусно отвратил больного от холодного питья, — так же и Бог разрушением города отвратил сопротивляющихся иудеев от жертвоприношений. Если бы не так хотел устроить Бог, зачем Он, Вездесущий и все наполняющий, повелел приносить жертвы в одном городе? Еще таинственнее и чудеснее то, что весь мир, где нельзя совершать жертвоприношений, был доступен иудеям, — и лишь Иерусалим, где можно приносить жертвы, был им недоступен! И недогадливый поймет и уяснит причину разрушения этого города. Архитектор, заложив фундамент, построив стены и сложив верх, соединяет весь свод здания одним камнем, так что если убрать этот камень, то разрушится все здание. Так же и Бог создал Иерусалим, как скрепу иудейского богослужения, а потом уничтожил его и этим разрушил все здание жизни народа. Об этом же свидетельствует Даниил. Писание повествует о том, как в 53-й год плена, когда пророк каялся и молился, ему явившился архангел Гавриил и предсказал пришествие Христа и год, когда оно произойдет: “Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению по повелению Господа Бога. Я пришел возвестить тебе слово, ибо ты муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины. После этих семидесяти седмин будет предан смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения”(Ср.: Дан. 9, 21 — 26.). И еще говорит пророк: после плена “прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя”(Дан. 9, 27.). Когда слышишь о конце, что другое далее ожидаешь? После всего описанного пророком — после прекращения жертвы и приношения — будет другое, большее зло. Какое же? Мерзость запустения в святилище. Святилище — это храм, мерзость запустения — это кумир, которого поставил завоеватель города внутри храма. После этого, как сказано пророком, — окончательное опустошение. Поэтому в Писании сказано, что Христос во плоти пришел после Антиоха, и, предсказывая будущее разорение и указывая на то, что об этом разорении пророчествовал Даниил, Он сказал: “Когда же увидите мерзость запустения, стоящую в святилище, — читающий да разумеет”(Ср.: Мф. 24, 15; Мк. 13, 14.), — потому что всякий идол и человеческое изображение у иудеев назывались мерзостью. Спаситель назвал этот кумир, время пленения и захватчиков иносказательно. О том, что эти слова относятся к римлянам, написал Иосиф (Флавий.). Что могут ответить иудеи? Может быть, после пленения объявится другое святилище? Пророки, в других случаях говорившие об установленных сроках, для этого не установили никаких сроков, но, напротив, предсказали, что запустение будет до конца. Представим историческое свидетельство того, что слова пророков истинны. Если бы после начала плена прошли десять лет, или двадцать, или тридцать, или пятьдесят, был бы повод для желающих спорить — но не так бесстыдно, как это делают жидовствующие еретики. Но поскольку не только пятьдесят, но и тысяча, и еще четыреста, и еще много больше того лет прошло после начала пленения, и нет ни признака, ни когда-либо явленного знамения ожидаемого иудеями изменения, — почему беззаконные иудеи всуе и тщетно надеются вернуть город и храм? А нам достаточно сказанного для вывода, что они никогда уже больше не получат обратно ни города, ни храма. Слово четвертое, Божественный Павел, вселенский учитель, так говорит о таинстве воплощения Христа: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?”(Рим. 11, 33 — 34.) Как послужит мыслям язык? Как догадается ум? Не достаточны и слова известные — требуется духовное зрение. Ибо человеческий ум не может подступиться к природе непостижимого; и словом, всем известным, природу эту определить невозможно: “Он, будучи образом Божиим”(Флп. 2, 6.), “будучи сиянием славы и образом Ипостаси Его, через Которого и веки сотворил, и Он, держа все словом силы Своей”(См. Евр. 1, 2 — 3. Отличия от Синодального перевода в порядке слов цитаты — по славянской Библии. — Ред.), “уничижил Себя Самого, приняв образ раба”(Флп. 2, 7.). И далее: “И беспрекословно — великая благочестия тайна”(1 Тим. 3, 16.). И еще: “Тайна сия велика”(Еф. 5, 32.) — о Христе и о Церкви. Все, что говорится о Христе, не простые слова, но называется тайной, по словам этого же апостола: “Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать вам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрытой от веков и от родов”(См. Еф. 3, 8 — 9.), ныне же открытой святым Его, “которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос”(Кол. 1, 26 — 27.). И еще говорит апостол: “Мне через откровение возвещена тайна... вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой”(Еф. 3, 3 — 4.). Что таинственнее этого таинства? Что больше этого домостроительства? Говорит Василий Великий: Бог на земле был, и был во плоти, и действовал не через пророков, но непосредственно сроднился и соединился с человеческим естеством, и от нас воспринятою, сродною Ему плотию к Себе человечество возвел. Кто-нибудь может сказать: раз человеческое сродно Божеству, то почему Бог Слово не исполнился телесных немощей? Ответим на это так: как огонь не переходит в железо, но передается ему — ведь огонь не перетекает в железо, а пребывает вместе с ним, передавая ему свою силу, которая не уменьшается от передачи и все наполняет собой, с чем ни соприкоснется, — так и Бог Слово не утратил Своего Божества, вселившись в нас, и не изменился. “И Слово стало плотию”(Ин. 1, 14.) — и не было оставлено Им Небо, когда Его, Небесного, земля восставляла в своих недрах. Не думай, что Божество было низвержено: Бог не переходит, подобно плотским, с места на место; не помышляй, что Божество изменилось, вселившись в плоть: бессмертное неизменно. Спрашиваете, почему Бог Слово не исполнился телесных немощей? Ответим так: огонь не приобретает себе свойств железа; железо — черное и холодное, но, нагревшись, становится подобно огню — просвещается огнем, а не чернит огонь, нагревается, а не остужает пламя. Так и человеческая Плоть Господа стала причастна Божеству, но не сообщила ему свои немощи. Или даже с мертвым земным огнем ты не можешь сравнить действие Божества, если думаешь, что Бесстрастный (В рукописи архиеп. Григория: “Бессмертный”.) воспринял страсти от человеческой немощи? Ты дивишься тому, как тленное естество восприяло нетление, приобщившись к Божеству. Но постигни таинство и оцени по достоинству Господне вочеловечение: пречистое и непорочное Божество, даже пребывая в материальном веществе, исправляет страстное, но не исполняется страстей. Ты видел солнце, сияющее над болотом, светящее на нечистое? Оно от этого не принимает зловония — напротив, лишь коснувшись, оно иссушает гной и очищает скверну. Почему же ты боишься, что бесстрастное и нетленное естество сможет принять от нас какую-либо скверну? Христос родился ради того, чтобы ты очистился родственным тебе. Он растет, чтобы и ты, подражая Его примеру, соединился с Божеством. О глубина благости и Божьего человеколюбия! А мы в благодарность за многие дары не веруем Благодетелю и в ответ на великое милосердие Владыки избегаем послушания. О нелепый, коварный и порочный человеческий нрав! Волхвы поклоняются — а еретики испытывают: как может Бог быть во плоти? в какой плоти? совершенный ли Он Человек или несовершенный, приняв плоть? Но да смолкнет все лишнее в Церкви Божьей! Да славится истина веры! Как говорит святой Кирилл: услышьте и уверуйте, ибо Божественное Слово Отчее соединилось с земной природой через Мать; Хотевший обновить древний образ человеческий родился Человеком, сохранив высоту Божества в смирении человека, не отдав страстям бесстрастное Божество, не приобретя греха от согрешившего человеческого естества. Бесплотный для того воплощается, чтобы не могущие принять от Божества приняли от Человека. Афанасий Великий сказал: нам следует обращаться не только к чуду, но и к воплощению Божию, ибо Бог не просто, как сказано, становится младенцем и лежит на руках Матери, но облекается в истиннейшее земное естество и за исключением греха поистине становится Человеком. Как и каким образом? Не хочу говорить, — сказал святой Афанасий, — ибо это неизреченно и до конца не объяснимо не только мне, но и Самой Родившей; и не только Ей, ибо и Она — человеческого естества, хотя и сподобилась благодати более всякого человека, — но и самому невещественному Естеству, Первому после Первого, хотя Он — невещественное Естество. И если Послужившие таинству не могли понять таинство до конца, то как ты стремишься его понять? Ведь человек, будучи другого естества, не знает, как он родился. Скажи мне прежде о себе самом, как ты родился человеком, и тогда спрашивай о воплощении Бога. И как ты ни при рождении, ни впоследствии не осознавал своего рождения, так же не знаешь о Божественном Рождестве, хотя твое рождение было человеческим, а не Божественным; все же остальное — познаваемо. Насколько ты хуже Бога, настолько и Рождество Бога много таинственнее твоего необъяснимого рождения. Затем Бог воплотился, что человек сам не мог спастись. И Ангел не мог искупить людей, ибо не имел достаточного выкупа. Божество как таковое не могло пострадать, поэтому Сам Бог родился Человеком: ибо Безгрешному надлежит освободить от грехов, Бессмертному — избавить от смерти, как восклицает первоверховный апостол Петр: “Христос пострадал за нас во плоти, праведник за неправедных, чтобы привести нас к Богу”(См. 1 Пет. 3, 18.). Подобное этому говорит и блаженный апостол Павел: “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут”(1 Кор. 15, 22.). И мы так верим и так рассуждаем, а всякую ересь проклинаем, в особенности — тысячекратно и более проклятого протопопа Алексея, а с ним попа Дениса, Федора Курицына и всех, так же думавших и думающих, отрекшихся от Владыки нашего Иисуса Христа, Сына Божьего и Бога нашего, отвергающих Святую Деву Богородицу Марию, отрицающих Его истинное Рождество и весь Его Промысел, по которому Он ради нас в плоть вселился, отвергающих Распятие, Воскресение, Вознесение на Небо и Его пришествие для суда живых и мертвых. Проклинаем еретиков, хуливших Пречистую Богородицу и не почитающих Ее поистине, без сомнения, Матерью Божией, хуливших также святых, великого Предтечу и Крестителя Иоанна, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Проклинаем их, присоединившихся к дьяволу, к его служителям и к иудеям помраченным, сынам погибели, наговорившим много пустословия, лжи и особенно хулы. Сейчас скажем об одном из того, что они лгут. Они говорят: разве Бог не мог спасти Адама и род его, неужели у Него не было небесных воинств, пророков, праведников, чтобы послать их на исполнение Своей воли, — но Он Сам сошел в виде нищего бедняка, вочеловечился, пострадал и этим победил дьявола? Не подобает Богу так поступать! Но мы имеем из Божественного Писания свидетельство того, что для Бога все возможно, никто не может сопротивляться Его Божественной власти. Из глубины Своей мудрости и человеколюбия, ради нашего спасения Бог Сам благоизволил вочеловечиться, пострадать, сойти в ад и извести из ада Адама и род его. И так Он Божественной мудростью перехитрил дьявола, спас весь мир и доныне спасает. Ибо это свойственно благому и человеколюбивому Богу, устраивающему все Своей неизреченной и непостижимой мудростью. Еретик же говорит: да, Богу свойственно все устраивать мудростью, но Ему не свойственно устраивать хитростью — хитростью побеждать дьявола и спасать Адама и род его: разве не может Бог делать то, что хочет, Своей всесильной властью, а не хитростью? Ответим на это еретику: подумай, окаянный и безумный, что ты говоришь! Ты считаешь, что Бог не мог Своей всесильной властью поступить так, как хочет, и что Он не должен побеждать дьявола хитростью? А почему ты не хочешь видеть вот что: разве Всесильный Бог не мог открыто дать евреям богатство Египта? Он не сделал этого, но повелел Моисею перехитрить фараона, чтобы тот отпустил еврейский народ в пустыню на три дня служить Господу Богу, а затем возвратиться (Исх. 7 — 13.). И еще: Бог послал пророка, чтобы тот перехитрил Иеровоама и обличил его жертвоприношения (3 Цар. 13.). И еще: разве у Бога не было силы и власти, чтобы открыто помазать Давида на царство? Однако Бог хитростью победил Саула: после того как Бог послал Самуила помазать Давида на царство, Саул спросил Самуила, где тот был; Самуил, чтобы скрыть правду от Саула, устроил так, что показалось, будто он ходил ради жертвоприношения (1 Цар. 16, 1 — 13.). А разве Бог не мог открыто убить Сисару и Олоферна? Но Он хитростью заставил Иаиль убить Сисару, а Юдифь — убить Олоферна (Суд. 4; Иудифь. 10 — 13.). Разве Бог не мог открыто спасти еврейских младенцев от убиения, открыто подать Иакову благословение, открыто разбить идолов Рахили, без хитрости спасти Раав? Он не сделал этого Своей Божественной властью, но устроил все хитростью. Бог повелел повивальным бабкам сказать фараону, что еврейские женщины рожают иначе, нежели египетские, и этим Он перехитрил фараона (Исх. 1, 15 — 20.). Он научил Ревекку, как Иакову вместо Исава хитростью получить благословение (Быт. 27.). Бог подал разум Рахили перехитрить Лавана и разбить идолов (Быт. 31, 19 — 35.). Также и Раав Бог утвердил в вере: она перехитрила жителей Иерихона и благодаря этому осталась жива (Нав. 2.). И как тогда Господь Бог Божественной мудростью перехитрил египтян, Саула, Иеровоама, убил Сисару и Олоферна, перехитрил фараона, Исава, Лавана, убил, перехитрив, жителей Иерихона — так и сейчас Божественной мудростью и ухищрением Своего Божественного коварства Он убил дьявола. И как тогда Бог хитростью спас израильтян и пророка, хитростью подал Давиду царство, хитростью спас Иаиль и Юдифь, даровал жизнь евреям, делал добро египетским повивальным бабкам ради их хитрости, хитростью даровал благословение Иакову, спас Рахиль и избавил от смерти Раав ради их хитрости — так и сейчас Бог Своей Божественной мудростью и ухищрением спас род человеческий и извел из ада. В Божественном Писании много случаев хитрости и коварства Самого Господа Бога. И святые Божии люди по Божественному повелению делали как будто бы плохое, но для Бога благое и угодное. Так, Господь повелел Осии взять в жены блудницу (Ос. 1, 2.), повелел Исаие ходить и пророчествовать нагим и босым (Ис. 20, 2.), Иеремии — носить на шее ярмо деревянное (Иер. 27, 2.), Иезекиилю — лежать на левом боку 108 дней, а на правом — 40 и вместо хлеба есть человеческий кал, а после того как пророк помолился о том, чтобы ему не оскверниться, Бог ему повелел есть кал животных (Иез. 4, 4 — 6, 9 — 15.). Если бы Ева имела такое мудрое коварство и слушала бы только Божиего совета, как эти святые, она не поддалась бы обману змия. Поэтому нам не следует смущаться, соблазняться или сомневаться по поводу этих случаев хитрости и коварства, но только веровать в безмерную глубину Божьей мудрости. Когда Бог что-либо совершает или повелевает сделать — принимайте с верой, не допытывайтесь дерзостно, ибо допытываться до причины, перечить в спорах и доискиваться до смысла есть дело развращенной души, безумной и больной неверием, думающей как последователи Симона-волхва и Манеса. А вымыслы этих еретиков древности таковы: они говорят, будто Бог, позавидовав Адаму, изгнал его из рая, после напрасно и неправедно уничтожил человечество при Ное, неправедно сжег содомлян, потопил фараона, погубил хананеян, и многое подобное этому — такие хулы и выдумки, которых мы не будем сейчас касаться. Не таков ли и современный облик нечестия? Очевидно неистовство, неисцелимо безумие нынешних еретиков, говорящих, что не подобает Богу Самому сходить на землю, родиться от женщины, пострадать плотью. Они превзошли многословием самого дьявола, ибо никто в здравом уме так никогда не говорил, не думал и не осмеливался вымолвить языком. Мы же со всей любовью и усердием веруем в Промысел Господнего вочеловечения, которое Он совершил ради нашего спасения. И через эти чудеса и знамения, Распятие, Воскресение, Вознесение на Небо, второе Пришествие Его с Неба, когда Он придет со славою судить живых и мертвых, мы постараемся прилежно вникнуть в Промысел Господнего вочеловечения, в то, что Он устроил, вочеловечившись, — и изъясним это не простым языком, но обращаясь за ответом к Священному Писанию, потому что, по словам Иоанна Златоуста, принимающий ответ на свое недоумение из Божественного Писания имеет своим учителем саму истину: Писание есть жемчужина, найдя которую, человек, по словам Господа, от радости продал все свое имение и купил ее (Ср.: Мф. 13, 45 — 46.). Это великое таинство, скрытое от многих времен и людей и явившееся человеческому роду в последнее время, давно было предсказано многими пророками и праведниками, освященными благодатью Божественного Духа, предвидевшими будущее спасение всего мира, которое даровал нам Своим пришествием Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, Блаженный и Единосильный, Царь царствующих и Господин всех господствующих, безначальный, бесконечный, вечный, присносущный, несозданный, неизменный и бесплотный, невидимый, неописанный, Один обладающий бессмертием, живущий в вечном свете, с Отцом и Святым Духом славимый, создавший из небытия все, видимое и невидимое. Сначала Он создал бесчисленное множество невидимых ангельских воинств, после — этот видимый мир: небо, землю и море — и украсил его, осветив светом. Он осветил небо солнцем, луной и звездами, Он украсил землю всяческими растениями, цветами и животными, а море — многочисленными видами зверей и рыб. “Он сказал — и сделалось, Он повелел — и явилось”(Пс. 32, 9.) все это. Один из ангелов в безумии восстал против Создателя и отвратился от добра к злу; из-за этого он был лишен своей чести и сана, вместе с подчиненными ему ангелами, и был назван дьяволом, подчиненные же его были названы бесами. После Творец восхотел явить второе творение на земле, другого ангела, поклоняющегося Богу, смотрителя всего видимого творения, царя всего существующего на земле, и создал ему из праха тело, от Себя вложил дыхание, и поселил его в раю, и одарил свободной волей; огонь его не сжигал, вода его не потопляла, звери не причиняли ему вреда. Украсив его всевозможными добродетелями и славой, Бог сделал его царем над всем видимым творением, и создал из него женщину, его помощницу, и дал им закон: с каких деревьев можно есть плоды, а с каких — нельзя, ибо вначале надлежало людям быть испытанными в соблюдении заповеди. Если человек соблюдет заповедь, то получит нетление, неизменное утверждение, совершенство и бессмертие и займет место отступника на Небе; если же он не соблюдет заповедь, то умрет смертью. Увидев человека, так превознесенного Богом, дьявол позавидовал ему и прельстил через змия женщину, а через женщину — Адама, и они преступили данную им заповедь, отвратили ум от Бога, Творца и Устроителя, послушались дьявола, попробовали запретного плода и захотели быть как боги. Поэтому они были изгнаны из рая и от Бога и были преданы смерти. С того времени дьявол получил большую власть над человеком. Когда люди умножились, дьявол всячески наставлял их на пути зла, и люди забыли Бога, порабощенные своими желаниями, убийством, блудом, чародейством и волшебством. Бог, захотев пресечь зло, навел на землю потоп. Когда же после потопа род человеческий стал множиться, люди вновь забыли истинного Бога, сотворили себе нечестивых и скверных богов, одни из которых были блудники, другие — убийцы; появились волхвы и чародеи. По примеру своих богов люди бесстыдно осквернялись всяческими гнусностями: закалывали своих сыновей и дочерей, принося их в жертву бесам. Свирепая тьма в то время господствовала над нашим родом, над всеми людьми царила смерть, потому что все были порабощены дьяволом и сходили в ад. Творец, создавший нас, не пренебрег нами, впавшими в такое ослепление и искушение, не допустил нам окончательно погибнуть, но дал нам закон и послал пророков показать путь спасения. Но и они не смогли помочь, ибо они были людьми и были подвластны греху, а через грех — смерти. Избавителю надлежало быть безгрешным, ибо одному Богу возможно исцелить такие страсти! Коварный бес, прельстивший Адама, видел, как все творение последовало путем греха. И смерть царствовала от Адама до Моисея, то есть до прекращения Моисеева закона. Люди грешили по принуждению, не желая того, по словам апостола: “Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю”(Рим. 7, 19.). Скорбел Бог, создавший человека. Он не хотел насильственно вырвать человека из рук дьявола, ибо Бог праведен — Он Сам устанавливает правду законом, неправедных же наказывает. Поэтому как Он Сам может сотворить неправду и принуждением и силой отнять у дьявола человека, добровольно дьяволу покорившегося? Тогда Божество следовало бы назвать согрешившим, что невозможно, ибо Божество безгрешно. Бог не хочет даже по отношению к дьяволу поступить неправедно. Ведь если бы всемогущий Бог победил дьявола Божественной силой, дьявол начал бы наговаривать: “Я неправеден — но и у Бога нет правды, и Он совершает все принуждением и силой; я победил человека, но Бог, победив меня, насильственно и неправедно отнял у меня человека”, — и был бы прав. Но Владыка не допустит дьяволу говорить, что тот победил человека, а сам был побежден Богом. Поэтому Бог несказанным устроением задумал подать нам победу над дьяволом. Смотри, что Он совершает, что Отец говорит Сыну, по словам святого Иоанна Златоуста: “Должно Тебе, о Единородный Мой Сын и Слово, сияние Моей славы, должно Тебе облечься в тленного человека и принять в Себя всего Адама; должно Тебе быть распятым, пострадать, сойти в ад, оттуда вывести человека; как дьявол перехитрил человека, так и Тебе следует перехитрить дьявола Своей мудростью”. Что же происходит? Человеческий род нуждался в помощи большей, нежели помощь пророков — и получил ее. Вот, Бог Сам, Божие Слово, предвечный, невидимый, необъемлемый, бестелесный, изначальное начало, свет от света, источник жизни и бессмертия, изображение Первообразного, жизнь Отчая от жизни, устав и Слово, нас ради становится Человеком, облекается в плоть и соединяется с разумной душой, чтобы Своей Душой освятить наши души и Своей пречистой Плотью исцелить нашу падшую и осквернившуюся плоть. Он стал вполне человеком, но без греха, родился без семени от Чистой Девы и от Святого Духа, прежде очистив Святым Духом душу и плоть Девы в Благовещении архангела Гавриила о Рождестве Господа. Звезда на небе научила персидских волхвов поклониться Ему, ангелы возвестили о Его Рождестве вифлеемским пастухам. Когда Он крестился от Иоанна, Отец с Неба говорил: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”(Мф. 3, 17.). И Святой Дух в виде голубя сошел на Него. Тогда Он начал творить чудеса, воскрешать мертвых, просвещать слепых, исцелять расслабленных и глухих, изгонять бесов. Он избрал 12 учеников и повелел им проповедать людям небесное житие. Дьявол сомневался и недоумевал, видя Его носящим плоть, как Человек, и совершающим чудеса, как Бог; ибо Господь Иисус Христос сокрыл Себя от дьявола, по Своему неизреченному Промыслу, чтобы дьявол, узнав, не побежал бы от Него, но нападал бы на Него, как на других людей. Поэтому Спаситель тайно и невидимо внутри души скрывал Божество. Дьявол же, видя Его наставляющим и поучающим людей добродетели, отвращающим от пути зла и приводящим к вечной жизни, распалился яростью и, как и на других святых, напал на Него, почитая Его за простого человека. Дьявол подучил первосвященников и книжников, и они осудили Безгрешного на смерть. Он был неправедно убит, и Его душа, скрывавшая в себе потаенное Божество подобно тому, как наживка скрывает на удочке крючок, была сведена во ад дьяволом и смертью, которые собирались поглотить душу Его, как душу одного из праведников — и были пронзены чудесной молнией Его Божества! Вот тогда и показал, и явил им Свое Божество Иисус, как громом оглушив их страшными словами: “Я есмь вечный Бог от Бога, сошедший с Неба и ставший человеком. Укажите Мне на Мой грех, из-за которого вы убили Меня и осудили в ад Мою душу!” Бесы устрашились, изумленные и посрамленные, и не смогли ничего ответить. И Он осудил их Своим Божественным величием и вверг в огонь и тартар, связав железными оковами, — и воскресил Адама, вывел всех из ада, в третий день воскрес, а затем вознесся во плоти на Небо и послал Святого Духа на Своих святых учеников и апостолов, а они просветили весь мир и привели его к богопознанию. Так все люди, от востока солнца до запада, спаслись и доныне спасаются их учением, благодатью и вочеловечением Спасителя нашего и неизреченной Его мудростью, которой Он перехитрил дьявола. Как рыбаки надевают червя-приманку на крючок, чтобы поймать рыбу в глубине, — так и Христос облекся в Плоть, Которая была как приманка на удочке, и поймал врага доброхитростной мудростью. Так хитроумно был пойман лукавый змий, так Христос избавил род человеческий от дьявола и от мучительства его. Послушаем об этом притчи, которые рассказывает святой Иоанн Златоуст. Если некто истязает и бьет своих должников и заточает их в тюрьму, а потом и неповинного подвергнет тем же истязаниям и заточению — то этот неправедно связанный и мучимый может оправдать и других, справедливо содержащихся в тюрьме. Или если свирепый мучитель убивает всех, попадающих к нему в руки, и, поступая так, наконец неправедно убьет царского сына — то смерть царевича может всех оправдать: царь казнит мучителя, разрушит тюрьму и освободит пленников. Так и Христос: поскольку Он был безгрешен и убит неправедно, Он победил своим Божеством дьявола и этим освободил Адама от смерти, которая по справедливости была присуждена ему как согрешившему. Поистине, высота и слава Христа — Крест, которым думали осудить Его — и которым Сам Он осудил врага, освободил человека от муки бесовской, избавил нас от порабощения дьяволу, от невольного, насильственного и мучительного служения греху. Очистив нас от всякого греха святым крещением, Иисус Христос подал нам оставление грехов, дал нам силу творить добро по своей воле и уже не вовлекаться в грех насильно, если сами добровольно не захотим грешить. И если после святого крещения мы не согрешим и сохраним непорочно Его заповеди, то будем бесстрастными и святыми, какими были святые пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные: им Он дал власть наступать на змею, скорпиона и на всю силу вражью, совершать чудеса и давать знамения (Ср.: Мк. 16, 17 — 18; Лк. 10, 19.), ибо они очистили свою плоть и дух от всякой скверны хранением Его заповедей, они были бесстрастными и здесь, на земле, пожили Божественной жизнью, а после своего преставления сподобились Небесного Царствия. И на этом не остановился Желающий всем спастись и достигнуть познания истины (Ср.: 1 Тим. 2, 4.), ибо Он знает, что мысли человека от юности его склонны к злу, из-за чего и после крещения мы будем грешить. Поэтому Он дал нам святые заповеди покаяния, очищающие нас не только от грехов, но и от страстей, чтобы мы были святыми и праведными. Об этом свидетельствует то, что многие, согрешившие после Крещения, после покаяния и исполнения заповедей вновь стали святыми, совершали чудеса, в конце жизни в радости встретили ангела, возводящего на Небо, и сподобились участи святых. И более того, Человеколюбец, знающий, как трудно удостоиться участи святых, из милосердия открыл и другой путь к спасению. Не только ради праведных дел и истинного покаяния, но и ради чистой и несомневающейся веры Он многих спас и доныне спасает.(В рукописи архиеп. Григория после этого следует: “Ибо Сам Он говорит: “Вера твоя спасет тя” (Лк. 17, 19).) Сказано в Писании: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”(Мк. 16, 16.). И еще сказано: “Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему”(Мф. 15, 28.). А если кто скажет, что сейчас чудеса не совершаются, знамений нет и что в этом веке никто не получил такой благодати, как древние святые, которые и чудеса и знамения совершали, — а значит, теперь и не спасаются, хотя прежде и спасались, — то он говорит и думает неправедно. Нет неправды у Бога, и когда мы творим зло — не по Его воле творим. Если подаяние чаши холодной воды не останется без награды, то разве Он не подаст обещанного нам, к Нему приходящим и день и ночь молящимся? Пусть будет только прилежание к подвигу и старание по силе: с верой ищи Господа и соединяйся с Ним любовью, молитвой, богоугодными словами и несомневающейся верой — и, когда твоя душа освободится от тела, окажешься устремляющимся к обетованной награде. И я тебе говорю вместе с Макарием Великим: веруй, и тогда с радостью отойдешь из этого мира, и будешь достоин Царствия Небесного. Многие из благочестивых людей до самой своей кончины творили праведные дела и, будто бы звездами, озарялись святыми заповедями, внимая им в вере и страхе Господнем, — а все же по неведению, или из-за ограниченности их ума, или из-за какой-либо слабости они, по промыслу Божию, не приобщились благодати при жизни. После смерти, в будущей жизни, они примут воздаяние: всяческое совершенство и дерзновение к Богу. Некоторые из них после смерти в знак спасения источали благоухание. Но не всем даются одинаковые знамения, а каждому по мере старания и по мере изнеможения, ибо не равно все работают Господу и не одним путем идут: как несколько зажженных свеч — одним огнем горят, а свет дают разный. Или как многие звезды на небе светят неодинаково, по слову апостола Павла: “И звезда от звезды разнится в славе”(1 Кор. 15, 41.). Григорий Богослов говорит: то, что не мука — еще не Царство, то, что не Царство — еще не мука. А ленивым достаточно избежать муки. Потому Владыка, знающий человеческую слабость, сказал: “Одни во сто крат принесли плод, другие — в шестьдесят, иные — в тридцать”(Ср.: Мф. 13, 8.). Великий апостол Павел сказал римлянам: “Не делающему добра, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность”(Ср.: Рим. 4, 5.). То есть не делающему, но желающему и не способному делать: или из-за старости, или из-за болезни, или из-за нищеты, или из-за отсутствия времени не оказывающему милости — как благоразумному разбойнику, вера вменится в праведность без дел. Да, добрые дела — посты, бдение, щедрость в милостыне, другие труды и поты, — это и есть истинное покаяние. Но если кто из-за беды или по слабости не делает вышесказанного — то все же умерший за человеческие грехи Иисус Христос принимает и словесное покаяние, и устное исповедание не отвергает: Он изливает нам, постоянно согрешающим и кающимся, великое море Своего милосердия, погашающее огонь нашей злобы. Ибо сказано: даже если изольется Моя ярость на человека, — исцелю его (Ср.: Иов 5, 18.). Бог, создавший нас, принимает от желающих спастись не только мученическое страдание и постническую жизнь, но и скорбь о грехах, земные поклоны, удары в грудь, коленопреклонение, воздеяние рук с сердечным сокрушением, сетование о грехах, воздыхание из глубины сердца, плач и рыдание, капли слез, измученную, вопиющую совесть и плод уст, исповедующих Имя Господа Иисуса, говорящих, как Давид: “Согрешил Господу Моему и зло перед Ним сделал”(Ср.: 2 Цар. 12, 13; Пс. 50, 6.). Велика сила покаяния, великое спасение оно приносит кающимся: убеляет их как снег, как овечью шерсть (Ср.: Ис. 1, 18.). Господь говорит через пророка кающимся: “Будьте на земле разумны, как будто осужденные и гонимые, и Я напишу ваши жалобы и просьбы, и отойдете увенчанными, как праведники”. И еще сказано: “Обратите ко Мне ваши души из глубины, как осужденные, и примете венцы праведников”(Ср.: Ис. 61, 1 — 3; Вар. 2, 18; Иоил. 2, 12 — 17.). Так человек, унизив себя, спасается Божьим человеколюбием: не деятельными добродетелями, но сокрушением сердца, глубиной смирения и теплой верой. Святой Григорий Амиритский пишет: дьявол, возражая на это, клевещет на спасающихся верой и говорит: чем же велика их вера? Почему даром, без праведных дел спасаешь их? А Господь отвечает на это: они слушаются Меня преданного, связанного, оплеванного, распятого на Кресте, пронзенного копьем, они не смущаются сердцем, не соблазняются, но веруют, что Я Бог от Бога, исповедуют, что Я их Царь, Создатель и Творец, они бесхитростно исповедуют Меня Господом. Если бы Я пришел в образе Божества, устрашая великими чудесами и знамениями, и они веровали бы — в том не было бы ничего чудесного. Но они, не видев чудес и знамений, уверовали, убоялись, плакали и скорбели о своих согрешениях — поистине велика их вера. Поэтому Я приму, помилую их и сподоблю Моего Небесного Царствия. Но Господь не только в этой жизни спасает за праведные дела, покаяние и веру — и после смерти Преблагой и Милостивый Господь и Бог наш спасает через милостыню и совершение Святых Божественных Таинств. Это приносит большое облегчение и великую милость усопшим. Всещедрый Господь этим многих спас и до сих пор спасает, как свидетельствует Иоанн Златоуст, говоря: если ты не успел при жизни позаботиться о душе, то при кончине своей жизни распорядись, чтобы после твоей смерти близкие ради тебя совершали добрые дела (я говорю о милостыне и приношениях) — этим ты умилостивишь Избавителя, ибо Ему приятны эти приношения. И святой Иоанн Дамаскин говорит: каждый человек, если он получил малую закваску добродетели, но не успел сделать хлеб — хоть и желал, да не мог или по лености, или из-за небрежения, или по слабости воли, или потому, что откладывал со дня на день, — а все же, достигнув кончины, получит награду за одну надежду свою: не забудет его праведный Судия и Владыка и воздвигнет после его смерти того, кто восполнит не сделанное им. Мы говорим сейчас о верных. Свидетельствуют люди, просвещенные Богом: при последнем издыхании как на весах измеряются дела человека. Если перетянет правая сторона, то явлено, что умерший удостоен стояния справа; если обе стороны равны, то перетягивает Божие человеколюбие, если же левая сторона немного перетягивает, то и тогда Божия милость дополнит правую чашу. Суд Владыки тройственен: во-первых, это суд праведный, во-вторых — человеколюбивый, в-третьих — преблагой. Дивен Ты, Владыко, и чудны Твои дела, мы славим Твое неизреченное милосердие, которым Ты всегда склоняешься к человеколюбию! Ты научил и нас через своих угодников совершать благодеяния друг другу! Все боговдохновенные апостолы, священные учители, духоносные отцы, достойно следовавшие Божьей воле и по силе принявшие в себя действие Его искупления, установили святые службы, молитвы, пение и ежегодные памяти прежде умершим. Поэтому с помощью Божьей благодати всякий, с верой потрудившийся, не останется без награды. На это говорит дьявол: если это так, то все спасутся и никто не согрешит. Но это и хорошо: преблагой Господь желает, хочет, стремится, радуется, веселится, если никто не согрешает против Его Божественных даров. Он Сам говорит: “Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих”(Мф. 18, 14.). Разве для ангелов Он уготовал почести и венцы? Разве Бог пришел на землю, воплотился от Девы, не разрушив девства, родился человеком, претерпел страдание и смерть для того, чтобы спасти небесные силы? Разве ангелам Он сказал: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам”?(Мф. 25, 34. В рукописи архиеп. Григория добавлено: “а не нам желает, чтобы, придя, мы насытились уготованных благ?”.) Бог всячески пострадал ради человека и приготовил ему путь. Кто, устраивая угощение и созывая друзей, не хочет, чтобы все пришли и насытились его дарами? Зачем человек собирает угощение? Чтобы угостить своих друзей. Если нам это приятно, то насколько более радостно Великодаровитому, Единому Естеством, Преблагому Человеколюбцу Богу, Который даруя радуется более, нежели принимая! Знай же, читатель, что Единый Естеством, Великодаровитый, Преблагой Человеколюбец Бог желает и хочет, чтобы все спаслись и никто не грешил! Как радуется и веселится Преблагой Господь о том, что никто не погибнет! А для этого сравни, что было прежде Его вочеловечения и что стало после Его вочеловечения. От Адама до Моисея прошло 4000 лет — и почти нет свидетельств о праведниках того времени; их было совсем немного, так что их всех легко назвать: Адам, Авель, Сиф, Енос, Енох, Ной, Сим, Иафет, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, Иов и двенадцать патриархов, Моисей и Иисус и еще немногие. От Моисея до Христа прошли тысяча и пятьсот лет, и за эти годы спаслись немногие люди. Евангелие же Единородного Сына Божия завоевало почти всю вселенную. Легче сосчитать песок и звезды небесные, чем святых, спасшихся благодаря Его вочеловечению: лик апостолов, чины проповедников, полки мучеников, святителей, преподобных и праведных Христос принес Богу и Отцу как плоды своего чудесного Вочеловечения. Доныне спасаются бесчисленные множества людей благодаря Его милосердию и милости: одни — богоугодной и чистой жизнью, другие — покаянием и слезами, третьи — теплой, несомневающейся верой, четвертые же после смерти получили милость благодаря молитвам, совершению Божественных Таинств и милостыни, подаваемой нищим. Вся земля наполнилась боговедением, как в половодье — водой (Ср.: Авв. 2, 14.): по свидетельству очевидцев, нет ни острова, ни города, где бы не была возвещена проповедь Христа. Эллины, римляне, египтяне, эфиопы, индийцы, вавилоняне, Аправанский великий остров, Мидия, Персия, Россия — каждый город и каждое селение под небом услышали проповедь благочестия. Строятся церкви, воздвигаются жилища постников, вместо многих гнусных богов прославляют одного Бога. Ибо Христос не проповедал иного Бога, не учил поклоняться идолам, как эллинские философы, но проповедал истинного Бога, Творца неба и земли, закон Которого проповедали пророки, патриархи и все праведники, Одного в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Рассуди со вниманием, кто от Адама до наших дней, кто из царей и князей, мучителей и властителей, эллинских богов и философов, — кто из них смог покорить людей одной воле и одному разуму? В древности согрешившие подвергались мукам и поэтому удерживались от греха — а сейчас считают благодатью ради благочестия претерпеть муки, страдания, переломы костей; другие же с радостью ради Христа принимают труды, поты, слезы, мучения, изнеможение тела, лишение отца, матери, жены, детей, имения, пренебрегают всеми благами мира и работают Христу с любовью и желанием, со страхом и трепетом. Ибо Благой и Человеколюбивый Бог заповедует правду, повелевает воздержание, законополагает чистоту, подает веру, проповедует мир. Сам Он называется Истиной и Любовью, поэтому Он всех приводит от нечестия к благочестию не войной, не оружием, не потоплением воды, не огнем — но кротостью, терпением, смирением, милосердием и любовью. Когда-то, прельщенные дьяволом, мы были изгнаны из рая, лишились пребывания вместе с ангелами и погубили жизнь — теперь же, благодаря милосердию и милости Господа, вместо рая мы восходим на Небо, вместо сопребывания с ангелами призваны к сопребыванию с Сыном, вместо нынешней жизни наследуем жизнь в Небесном Царстве. Христос явил нам на земле небесную жизнь и Честным Крестом даровал победу на бесов. Умирая телом, мы живем душой. Об этом свидетельствуют чудеса, происходящие от тел святых, ибо как может мертвая плоть совершать чудеса: прогонять бесов, просвещать слепых, очищать прокаженных? Как Сам Христос воскрес, так и нас Он воскресит и сотворит причастниками Небесного Царствия. Об этом же свидетельствуют святые апостолы и мученики, худые и малые, убогие и некнижные, мучимые и умерщвляемые, проповедующие Умершего, Распятого и Убитого — Царем и Князем, победившим сильных. Ибо им помогала всемогущая сила Распятого, сделавшая их и после смерти угодными Богу. Смерть, ранее страшная, сейчас за Христа желанна. Творение освятилось Божьей кровью. Все принадлежит Ему — и Он не просит от нас ничего, кроме спасения наших душ. Что мы, убогие, воздадим Ему за это? Только благодарение и веру, дела по силе в простоте и со смирением, ибо не трудам, но простоте и смирению является Бог, Которому подобает слава и власть ныне, всегда и во веки веков. Аминь. Слово пятое, Подобает знать, что все заповеди Господа нашего Иисуса Христа чудесны и полезны, ибо даны для нашего спасения. Бог не хочет смерти грешника (Ср.: Иез. 33, 11.), но хочет всех спасти и привести к познанию истины (Ср.: 1 Тим. 2, 4.): одних Он приводит Сам, других — через святых пророков, апостолов, святых и преподобных отцов и вселенских учителей. Враг же наш дьявол непрестанно ищет, кого ему поглотить и отвратить от правого пути. Он начал с Адама и до нашего времени многих прельстил, научив одних поклонению идолам, других — убийству, прелюбодеянию и прочим грехам, третьих же — еретичеству. Худший из всех грехов — еретичество — гнуснее любого беззакония. Многие сейчас поддались дьяволу, исказили правую веру, говорили безрассудные слова и уклонились в различные ереси, ибо превратно толковали многие книги Божественного Писания, а потому отступили от истинной христианской веры к жидовству. Я говорю о протопопе Алексее, попе Денисе, Федоре Курицыне и их единомышленниках, которые на свою погибель сначала в Великом Новгороде, а после — во многих других городах и селениях посеяли жидовское учение и исказили Божественное Писание. Скажем сейчас об одном нечестивом еретическом их учении: будто бы не следует изображать на честных иконах Святую и Животворящую Троицу, ибо Авраам, как они говорят, принимал у себя и угощал Бога с двумя ангелами, а не Троицу. Таково их обыкновение — извращать Священное Писание и толковать его в соответствии со своей ересью; в этом деле дьявол взял их себе в помощники, как он взял Иуду своим помощником в Распятии Господа Иисуса. Но мы, не от себя придумав, но по древним Божественным пророческим книгам ответим еретикам и убедимся в том, что Авраам видел Бога в трех Лицах, то есть Отца, Сына и Святого Духа. Великий Моисей говорит: “Явился Аврааму Господь у дубравы Мамре”(Ср.: Быт. 18, 1.). Вдумайся в то, что он говорит: “Явился Аврааму Господь”. Почему Моисей не сказал: “Явился Аврааму Господь с двумя ангелами”? Почему Моисей о Боге сказал, а об ангелах умолчал? Всем, кто читает Священное Писание, известно, что Бог многократно являлся святым — если Бог являлся один, то и Писание прямо говорит об этом, если же Бог являлся с ангелами, то и в Писании это отражено. Писание свидетельствует о том, что Бог один явился Ною, много раз один являлся Аврааму и Моисею. Когда же Бог явился Иакову на лестнице, Ангелы Божии восходили и нисходили по лестнице (Быт. 28, 12 — 13.); когда Он явился Исаие Сидящим на престоле, Серафимы предстояли Ему (Ис. 6, 1 — 3.); Даниилу Бог явился Ветхим днями, и тысячи тысяч служили Ему (Дан. 7, 9 — 10.), — обо всем этом прямо сказано в Писании. Писание не говорит о том, что Бог явился Аврааму с двумя ангелами, но вот что оно говорит: “Явился Аврааму Бог. Авраам возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него, он побежал навстречу им и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благодать пред Тобою, не пройди мимо раба Своего; и принесут воды, и омоют ноги Ваши; и принесут хлеба, и Вы поедите. И сказал Авраам жене своей Сарре: поскорее замеси три саты лучшей муки. А сам Авраам, взяв с собой отрока, побежал к стаду и взял теленка лучшего, привел и приготовил его. И взял масло, мед и молоко и поставил пред Ними, и Они ели, а сам он стоял подле Них”(Ср.: Быт. 18, 1 — 8.). Все Трое сидели вместе, равные славой, равные честью, ни Один не больше и не меньше Других; Авраам одинаково послужил Им и равно почтил Их. Если бы это был Бог с двумя ангелами, то разве осмелились бы ангелы быть сопрестольными Богу? Нигде в Писании ты не найдешь свидетельства о том, что ангелы когда-либо бывают сопрестольными Богу, но сопрестольны Отцу только Сын и Святой Дух, как свидетельствует Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.) |